ПРИКАЗ
от 19 декабря 2013 года N 474
О введении в действие Авиационных правил. Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 декабря 2019 года на основании
приказа Минтранса России от 6 декабря 2019 года N 398
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года N 360 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2010, N 28, ст.3705),
приказываю:
1. Ввести в действие Авиационные правила. Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей", принятые на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 года.
Министр
М.Ю.Соколов
Авиационные правила
Часть 21
Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей
Настоящие Правила разработаны в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утверждённым 30 декабря 1991 года в г.Минске (далее по тексту - Соглашение), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов государств - участников Соглашения.
Правила устанавливают обязательный для выполнения юридическими и физическими лицами государств - участников Соглашения порядок сертификации разработчиков авиационной техники, гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства на соответствие действующим Авиационным правилам.
Настоящие Правила учитывают накопленный опыт сертификации, стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международную практику.
Настоящие Правила не отменяют действие документов (аттестатов, сертификатов, удостоверений, свидетельств о годности и т.п.), выданных до даты введения в действие настоящих Правил.
(a) Настоящие Правила содержат:
- процедуры, выполнение которых необходимо для установления соответствия авиационной техники, организаций Разработчика и Изготовителя - распространенным на них требованиям и выдачи одобрительных документов Авиарегистра;
- порядок взаимодействия участников процесса сертификации.
(b) В обоснованных случаях, при сертификации воздушных судов, не подпадающих под требования Авиационных правил, Части 23, 25, 27 и 29, допускается применение специальных процедур сертификации. При этом двигатели и воздушные винты, установленные на указанных ВС, могут быть сертифицированы в составе ВС.
Авиарегистр - структурное подразделение Межгосударственного авиационного комитета осуществляющее деятельность в области разработки Авиационных правил и сертификации авиационной техники, разработчиков, производства и ремонта, а также аккредитации организаций, выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей с выдачей соответствующих Одобрительных документов.
Авиационная техника - применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается гражданское воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт и комплектующие изделия.
Авиационные правила - свод процедур, правил и норм, выполнение которых признается государствами - участниками Соглашения в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации.
Акустическое или эмиссионное изменение образца авиационной техники - изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию загрязняющих веществ авиационными двигателями.
Второстепенное изменение образца авиационной техники - модификация, которая не оказывает существенного влияния на летную годность образца и его воздействие на окружающую среду.
Второстепенное изменение комплектующего изделия - модификация, которая не приводит к существенному изменению типовой конструкции комплектующего изделия или его характеристик.
Главное изменение образца авиационной техники - модификация, которая существенно влияет на летную годность образца или его воздействие на окружающую среду.
Главное изменение комплектующего изделия - модификация, которая приводит к существенному изменению типовой конструкции комплектующего изделия или его характеристик.
Гражданское воздушное судно - воздушное судно, отнесенное в соответствии с воздушным законодательством государства-учредителя к гражданской авиации, и используемое в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, включая воздушные перевозки и авиационные работы.
Держатель Сертификата типа (Одобрительного документа) - Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа или иной Одобрительный документ.
Доказательная документация - документация, содержащая результаты расчетов, проверок, испытаний и оценок, полученная при сертификации образца авиационной техники или квалификации комплектующего изделия, и устанавливающая их соответствие применимым требованиям.
Дополнительный сертификат типа - одобрительный документ, выдаваемый Авиарегистром Заявителю, не являющемуся Держателем Сертификата типа образца авиационной техники, и удостоверяющий соответствие образца применимым требованиям, связанным с модификацией, внесенной Заявителем в его типовую конструкцию.
Заявитель - юридическое лицо, подавшее в Авиарегистр Заявку на получение одобрительного документа.
Заявка - заявление юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа или иного Одобрительного документа.
Изготовитель - юридическое лицо, осуществляющее серийное производство авиационной техники или авиационных материалов.
Квалификация - установление соответствия типа комплектующего изделия применимым требованиям.
Квалификационный базис - документ, содержащий требования, применимые к данному типу комплектующего изделия.
Конструкторская документация - совокупность конструкторских документов, содержащих в зависимости от их назначения данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта авиационной техники.
Лётная годность - свойство образца авиационной техники, определяемое применимыми требованиями, реализованными в его конструкции и характеристиках, позволяющее обеспечить безопасный полет в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный государствами - участниками "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" и уполномоченный ими осуществлять реализацию Соглашения, а также обеспечивать работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
Модификация - любое изменение типовой конструкции образца авиационной техники или комплектующего изделия.
Независимая инспекция - организационная структура, аккредитованная Авиарегистром для осуществления контрольных функций в организации Разработчика или на предприятии Изготовителя.
Нормы летной годности - часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение безопасности полетов.
Образец авиационной техники (образец) - тип воздушного судна, тип авиационного двигателя и тип воздушного винта.
Одобрительный документ - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие объекта применимым требованиям. Одобрительными документами применительно к настоящим Правилам являются:
(а) - Сертификат типа;
(b) - Одобрение главного изменения;
(c) - Дополнительный сертификат типа;
(d) - Сертификат Разработчика;
(e) - Сертификат об одобрении производственной организации;
(f) - Сертификат летной годности экземпляра ВС (первичный, экспортный, экспериментальной категории);
(g) - Свидетельство о годности комплектующего изделия;
(h) - Одобрительное письмо на комплектующее изделие;
(i) - Одобрение на установку комплектующего изделия;
(j) - Аттестат аккредитации Сертификационного центра или лаборатории;
(k) - Свидетельство об аккредитации Независимой инспекции;
(l) - Сертификат ремонтной организации; или
(m) - иной документ, удостоверяющий соответствие объекта применимым к нему требованиям.
Одобрение главного изменения - документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа образца авиационной техники и удостоверяющий соответствие образца применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию.
Одобрительное письмо на комплектующее изделие - документ, выдаваемый разработчику комплектующего изделия и удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение комплектующего изделия на конкретном образце авиационной техники.
Одобрение на установку комплектующего изделия - документ, выдаваемый Авиарегистром разработчику образца авиационной техники, разрешающий применение комплектующего изделия, одобренного по процедурам, действовавшим до введения в действие Авиационных правил, Часть 21.
Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация) - орган исполнительной власти государства - участника Соглашения, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
Разработчик - юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.
Ранее разработанное комплектующее изделие (РРКИ) - комплектующее изделие, которое было одобрено по процедурам, действовавшим до введения в действие Авиационных правил, Часть 21.
Свидетельство о годности комплектующего изделия - документ, выдаваемый Разработчику комплектующего изделия и удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение комплектующего изделия данного типа на различных образцах авиационной техники.
Сертификат Разработчика - документ, выдаваемый Разработчику и удостоверяющий соответствие организации Разработчика требованиям, предусмотренным Разделом J настоящих Правил.
Сертификат типа - документ, выдаваемый Разработчику и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса.
Сертификационный базис - документ, содержащий требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному образцу авиационной техники.
Сертификационный центр - организация, аккредитованная Авиарегистром для участия в работах по сертификации, проводимых Заявителем, в целях экспертной оценки результатов работ.
Сертификация - подтверждение соответствия авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей применимым требованиям.
Технические условия на изделие (Технические условия) - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции.
Типовая конструкция - конструкция образца Авиационной техники, отраженная в его конструкторской и эксплуатационной документации, одобренная в соответствии с процедурами настоящих Правил и удостоверенная Сертификатом типа.
Уполномоченный орган в области гражданской авиации (авиационная администрация) - орган исполнительной власти государства - участника Соглашения, уполномоченный осуществлять государственное регулирование в области гражданской авиации.
Уполномоченный орган в области промышленности - орган исполнительной власти государства - участника Соглашения, уполномоченный осуществлять государственное регулирование в области авиационной промышленности.
Эксплуатационная документация - документация, содержащая эксплуатационные ограничения и регламентирующая летную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание летной годности в процессе эксплуатации и ремонт авиационной техники.
Экспортный сертификат - документ, выдаваемый на экспортируемый экземпляр сертифицированного образца авиационной техники и удостоверяющий соответствие экземпляра требованиям государства-импортера.
(a) Авиационные правила и поправки к ним вводятся в действие в государствах -участниках Соглашения в порядке, установленном в государствах.
(b) Предложения о внесении дополнений и изменений в действующие Авиационные правила подаются в Авиарегистр юридическими и физическими лицами государств - участников Соглашения, участвующими в создании, производстве и эксплуатации авиационной техники.
Предлагаемые дополнения и изменения действующих Авиационных правил должны быть направлены на обеспечение безопасности полетов и содержать соответствующее обоснование.