Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2012 года N 9

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ УБОЯ И ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ МЯСА В СОСТАВЕ КЛАСТЕРА "МЯСО СВИНИНЫ" В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Орловской области от 29.10.2013 N 368; НГР: RU57000201300810}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 301; НГР: RU57000201300663;
постановление Правительства Орловской области от 19.12.2013 N 437; НГР: RU57000201301062}

В целях создания экономических условий для устойчивого развития отрасли свиноводства и мощностей по убою и глубокой переработке свиней Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие убоя и глубокой переработки мяса в составе кластера "Мясо свинины" в Орловской области на 2012-2014 годы".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) подготовить предложения о внесении изменений в Закон Орловской области от 3 ноября 2011 года N 1289-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", предусмотрев бюджетные ассигнования на предоставление субсидий из областного бюджета по мероприятиям долгосрочной областной целевой программы "Развитие убоя и глубокой переработки мяса в составе кластера "Мясо свинины" в Орловской области на 2012-2014 годы" на 2012 год в размере 80,0 млн рублей, на 2013 год – в размере 60,0 млн рублей, на 2014 год в размере 40 млн рублей.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Орловская правда".

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя агропромышленного блока В. Ф. Новикова.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 13 января 2012 г. N 9

(В редакции постановления Правительства
Орловской области от 02.09.2013 N 301)

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие убоя и глубокой переработки мяса в составе кластера "Мясо свинины" в Орловской области на 2012-2014 годы"

Орловская область, 2012 год

Паспорт программы


Наименование программы

"Развитие убоя и глубокой переработки мяса
 в  составе кластера "Мясо свинины" в Орловской области на 2012-2014 годы" (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы";

 постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик
 Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель - создание экономических условий для строительства и увеличения мощностей действующих предприятий по  убою и первичной переработке мяса свиней
 до 53,6 тыс. тонн мяса в убойном весе.
 Задачи:
 1)  строительство новых и увеличение мощности действующих предприятий по убою и первичной переработке мяса свиней;

 2)  внедрение новых технологических процессов по убою и комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием современного энергоэффективного оборудования;

 3)  увеличение интегрированного показателя глубины переработки - съем продукции с одной тонны живого веса убойного скота;

 4)  развитие инфраструктуры для первичной и глубокой переработки, хранения и сбыта мясной продукции;

 5)  создание кластера "Мясо свинины" в Орловской области

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1. Годовой объем забоя свиней (голов).
 2. Объем производства мяса свиней в убойном весе (тонн).
 3. Создание складских мощностей для хранения мяса-сырья и продукции переработки мяса свиней (тонн).
 4. Создание новых рабочих мест (человек)

Сроки реализации Программы

2012-2014 годы

Объёмы и источники финансирования Программы, всего

1063,488 млн рублей

из них по годам:

2012 год - 412,488 млн рублей;

 2013 год - 651,000 млн рублей;

 2014 год - 0,000 млн рублей

В том числе по направлениям затрат:

Капитальные вложения, всего

415,000 млн рублей

из них по годам:

2012 год - 267,000 млн рублей;

 2013 год - 148,000 млн рублей;

 2014 год - 0,000 млн рублей

НИОКР, всего
   Прочие расходы, всего
 из них по годам:
     В том числе по источникам финансирования программы:

0,000 млн рублей;

   648,488 млн рублей
 2012 год - 145,488 млн рублей;

 2013 год - 503,000 млн рублей;

 2014 год - 0,000 млн рублей

Областной бюджет, всего
    из них по годам:

20,557 млн рублей;

    2012 год - 20,554 млн рублей;

 2013 год - 0,000 млн рублей;

 2014 год - 0,000 млн рублей

Прогнозируемые объемы дополнительного финансирования, всего

84,934 млн рублей

Из них по годам:

2012 год - 84,934 млн рублей;

 2013 год - 0,000 млн рублей;

 2014 год - 0,000 млн рублей

Прогнозируемые объемы привлечения внебюджетных источников финансирования, всего

958,000 млн рублей

Из них по годам:

2012 год - 307,000 млн рублей;

 2013 год - 651,000 млн рублей;

 2014 год - 0,000 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Довести годовой объем забоя свиней
 до 350 000 голов.
 2. Увеличить объем производства мяса свиней в убойном весе до 20 000 тонн.
 3. Создать складские мощности для хранения мяса-сырья и продукции переработки мяса свиней на 535 тонн.
 4. Увеличить интегрированный показатель глубины переработки - съем продукции
 с тонны живого веса – до 90 %.
 5. Увеличить прирост выручки от реализации продукции предприятий по убою и первичной переработке мяса свиней в 4,1 раза по сравнению с 2011 годом.
 6. Создать новые рабочие места для 380 человек

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


Программа "Развитие убоя и глубокой переработки мяса в составе кластера "Мясо свинины" в Орловской области на 2012-2014 годы" призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли свиноводства в Орловской области на основе устойчивого развития производства, создания современных комплексов по убою, глубокой переработке свиней и увеличению объемов производства мяса и мясопродуктов из свинины. Реализация Программы позволит достичь приоритетных целей развития сельскохозяйственного производства и станет значительным вкладом в импортозамещение мясопродукции на внутреннем рынке.

Переработка мяса в Орловской области по своему значению в обеспечении занятости населения и снабжения его мясом и мясопродуктами является одной из ключевых составляющих перерабатывающей промышленности региона. Однако для её развития требуется комплексное решение ряда задач, направленных, прежде всего, на инновационно-технологическое обновление производства и строительство современных комплексов по убою и глубокой переработке мяса свиней.

В области, с учетом выхода на проектную мощность реализуемых инвестиционных проектов по строительству свинокомплексов, наметился существенный рост поголовья свиней, а также увеличение производства свинины.

За период с 2006 по 2011 годы в области были реализованы инвестиционные проекты, позволившие к 2011 году произвести 55 тыс. тонн свиней на убой в живом весе (53 % общего производства скота и птицы на убой в живом весе) и увеличить производство свиней на убой в 2,0 раза по сравнению с показателями 2006 года.

Ускоренное развитие свиноводства рассматривается в настоящее время как задача государственного значения по обеспечению продовольственной безопасности страны, решение которой позволит удовлетворить спрос населения на мясо отечественного производства.

В настоящее время в области продолжается строительство свиноводческих комплексов, что позволит к концу 2014 года увеличить поголовье свиней на 120 тысяч голов или на 35 % по сравнению с численностью свиней на начало 2012 года. При выходе на проектную мощность производство свиней в живом весе в области составит более 75 тыс. тонн. Анализ возможных объемов поступления скота на переработку из хозяйств различных категорий показал, что в основном сырьё будет поступать из крупных промышленных специализированных комплексов по свиноводству.

Одним из сдерживающих факторов ускоренного развития свиноводства является недостаточно развитая производственно-технологическая базапо убою скота, первичной и глубокой переработке, хранению и сбыту готовой продукции. Имеющиеся производственные мощности не позволяют получать товарное мясо высокого качества, обеспечить оптимальные сроки хранения и создают условия для ввоза больших объемов мяса импортного производства.

Импортозамещение за счет увеличения объемов производства мяса и создания современных комплексов по убою и переработке свиней обеспечит условия для повышения конкуренции на отечественном рынке мяса.

Сложившаяся ситуация в развитии свиноводства показывает, что при росте сырьевой базы наблюдается дефицит убойных и разделочных производств, изношенность основных фондов действующих предприятий по убою сельскохозяйственных животных и мясопереработке.

Одним из основных резервов повышения эффективности переработки скота является сбор, использование и реализация побочного сырья (сопутствующей продукции).

Диверсификация производства первичной переработки скота позволяет предприятиям адаптироваться к быстро меняющимся условиям на рынке мясной продукции, повышать конкурентоспособность вырабатываемой продукции для заполнения отечественного продовольственного рынка мясной продукцией собственного производства до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность.

Решение данной проблемы реализуется путем модернизации мощностей действующих и строительства современных предприятий по первичной переработке скота всех видов, которые обеспечат условия более полного, комплексного и рационального сбора и использования побочных сырьевых ресурсов, на долю которых приходится до 50 процентов живой массы животных.

Производственный процесс в мясной промышленности завершается получением как основного сырья (мясо и субпродукты первой категории и т.д.), так и побочного сырья, отходов. В настоящее время при эксплуатации традиционных линий по переработке скота и птицы сырье полностью используется до 70% от живой массы. При внедрении высокотехнологичного производства до 100% всех видов сырья эффективно перерабатывается.В связи с этим в области создаются новые современные, увеличиваются и модернизируются мощности действующих предприятий по убою скота, объединенных единым технологическим процессом с крупными животноводческими комплексами.

Работа современных предприятий по убою и переработке скота обеспечит потребности многих отраслей народного хозяйства в полноценном отечественном сырье. В частности, сбор эндокринно-ферментного и специального сырья позволит возродить производство отечественных медицинских и косметических препаратов; кишечное сырье востребовано в медицинской, пищевой и легкой промышленности; шкуры убойных животных будут использоваться на отечественных предприятиях кожевенной, легкой, обувной промышленности.

Одним из главных условий успешной работы предприятий мясной отрасли является организация эффективной системы сбыта продукции. В настоящее время сбыт мясной продукции обычно территориально ограничен местом производства и регионами, к нему прилегающими. Для расширения границ реализации продукции необходима развитая система транспортно-логистических комплексов (центров), предоставляющих квалифицированные услуги на рынке мяса.

Важная роль в повышении эффективности свиноводческих комплексов, предприятий по убою и глубокой переработке свиней и обеспечению конкурентоспособности мясопродукции принадлежит созданию в области кластера "Мясо свинины".

Кластерный подход и его реализация - это сравнительно новый способ развития сельских территорий и региональных отраслевых рынков. Он мобилизует положительные синергические эффекты региональной агломерации, сетевые эффекты и их диффузии, информационное взаимообогащение, некоммерческое распределение ресурсов. Кластерный подход позволит объединить эффекты от рационального размещения отраслей, взаимных коммуникаций различных отраслей, продовольственных подкомплексов, региональных подразделений правовой, финансовой и институциональной инфраструктуры.

По расчетам специалистов Департамента сельского хозяйства Орловской области, при инерционном сценарии развития ситуации, то есть без государственной поддержки предприятий по убою и глубокой переработке свиней, этот производственный сегмент станет сдерживающим фактором развития отрасли свиноводства.

Чтобы переломить данную тенденцию, необходимы дополнительные меры поддержки и стимулирования инвестиционной активности в сфере модернизации и создания современных комплексов по убою и глубокой переработке свиней. Для этого требуется специальная программа, предусматривающая меры государственной поддержки устойчивого развития производства, создания современных комплексов по убою и глубокой переработке свиней и увеличению объемов производства мяса и мясопродуктов из свинины.

Способы и механизмы решения вышеуказанных проблем в Орловской области составляют содержание настоящей Программы. В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью увеличения мощностей по первичной переработке мяса свиней и создания инфраструктуры для его глубокой переработки, хранения и сбыта, организации взаимодействия заинтересованных хозяйствующих субъектов и обеспечения населения Орловской области и других регионов продукцией высокого качества.

Таким образом, при отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов реализации региональной политики в сфере сельскохозяйственного производства, невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей. Следовательно, существующие противоречия в данной сфере не будут устранены, а задачи по развитию свиноводства не найдут своего решения.

Решение задач, определенных Программой, является стратегическим направлением его деятельности, соответствует среднесрочным приоритетам развития Орловской области и предполагает улучшение состояния дел в отрасли свиноводства, убоя и глубокой переработки свиней.

Реализация программных мероприятий согласуется с прогнозом социально-экономического развития Орловской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденным распоряжением Правительства Орловской области от 5 сентября 2011 года N 379-р, областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 731-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы", постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года N 351 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы". (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 301)

Реализация мероприятий Программы, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям, даст стимул для динамичного развития свиноводства, убоя и глубокой переработки мяса свиней, повышения эффективности и конкурентоспособности мясопродукции.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:

1) внешние риски:

недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;

неблагоприятная рыночная конъюнктура в случае роста цен и тарифов на энергоносители, другие товары и услуги, которые могут привести к существенному удорожанию мясопродукции и трудностям с её реализацией;

нестабильная ценовая конъюнктура на рынке мяса свиней;

рост процентных ставок на банковские кредиты и усложнение процедуры привлечения кредитов;

2) внутренние риски:

организационные риски, отставание с подготовкой кадров;

производственные и технологические риски (ветеринарная защита и т. д.).

Названные риски не являются критическими для реализации Программы. Программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение их негативных последствий. Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, другие товары и услуги, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.

В ходе реализации Программы эти риски будут сведены к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.

(Абзацы введены постановлением Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 301)

Развитие отрасли свиноводства способствует комплексному развитию сельских территорий с учетом разработанных схем территориального планирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Орловской области.

При этом одной из приоритетных задач является создание современной инфраструктуры в сельской местности, строительство дорог, газификация и водоснабжение сельских населенных пунктов, развитие детских дошкольных учреждений, современных фельдшерско-акушерских пунктов. В 2012 году уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в области составил 87 %, обеспеченность сельского населения питьевой водой - 67 %.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»