УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 974
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 27.11.2017 N 2220.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 16.11.2012 N 1717, от 08.04.2013 N 1999, от 20.12.2013 N 2405, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.08.2014 N 2815, от 10.08.2015 N 637, от 28.12.2015 N 876, от 23.05.2016 N 1162, от 05.10.2016 N 1426, от 31.12.2016 N 1670, от 21.03.2017 N 1813, от 29.09.2017 N 2122)
В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 года N 635 "О системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 10.08.2015 N 637)
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 10.08.2015 N 637, от 31.12.2016 N 1670)
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 974
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 08.04.2013 N 1999, от 20.12.2013 N 2405, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.08.2014 N 2815, от 10.08.2015 N 637, от 28.12.2015 N 876, от 23.05.2016 N 1162, от 05.10.2016 N 1426, от 31.12.2016 N 1670, от 21.03.2017 N 1813, от 29.09.2017 N 2122)
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование государственной программы | Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы | |
(п. 1 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 10.08.2015 N 637) | |||
2. | Статус программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) | |
3. | Основание для разработки государственной программы | Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 года N 635 "О системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)"; | |
4. | Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители государственной программы | Министерство финансов Республики Саха (Якутия); Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). | |
6. | Цель и задачи государственной программы | Целью Программы является создание благоприятных транспортных условий для инновационного развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия). Для ее достижения определены следующие стратегические направления: - формирование современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Формирование современной и эффективной транспортной инфраструктуры предусматривает решение следующих задач: - завершение строительства пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск; - Строительство мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска; - ввод в постоянную эксплуатацию железнодорожного участка Беркакит - Томмот; - увеличение протяженности автомобильных дорог федерального и регионального значений, соответствующих нормативным требованиям, путем строительства и реконструкции автомобильных дорог "Лена", "Колыма", "Вилюй", "Амга", "Алдан", "Кобяй", "Умнас"; - устранение лимитирующих пропускную способность участков внутренних водных путей на бассейне реки Лена, барах рек Яна, Индигирка, Колыма. Обеспечение доступности услуг транспортного комплекса для населения предусматривает решение следующих задач: - обновление парка транспортных средств (воздушных и речных судов, автобусов); - обеспечение роста перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на воздушном, речном и железнодорожном транспорте; развитие региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы предусматривает: - совершенствование системы защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; - защиту жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - создание системы профессиональной подготовки специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности. | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 23.05.2016 N 1162) | |||
7. | Целевые индикаторы Программы | Рост количества перевезенных грузов на 76,7%, пассажиров на 5,6% | Рост количества перевезенных грузов на 83,2%, пассажиров на 6,8% |
(п. 7 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 28.12.2015 N 876) | |||
8. | Сроки реализации (этапы) Программы | 2012 - 2019 годы | |
(п. 8 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 10.08.2015 N 637) | |||
9. | Наименование подпрограмм (стратегические направления) | "Железнодорожный транспорт" | |
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (млн. руб.) | Всего - 174 807,9, | Всего - 253 124,2, |
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.09.2017 N 2122) |
Развитие транспортного комплекса становится необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Республики Саха (Якутия) и улучшения качества жизни населения.
Реализация государственной политики в области транспорта в 2007 - 2011 годах проводилась в рамках государственной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы и основные направления развития до 2015 года" и республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы и основные направления до 2015 года".
За этот период:
завершен I этап строительства пускового комплекса Томмот - Кердем протяженностью 363 км, начато строительство железнодорожного вокзала на ст. Нижний Бестях с пропускной способностью 100 пассажиров в сутки;
введено 104,9 км автомобильных дорог регионального значения и 1 468,6 погонных метров искусственных сооружений, проведен капитальный и текущий ремонт 97,8 км дорог и 2 064,0 погонных метров искусственных сооружений;
приобретено региональными авиакомпаниями 11 воздушных судов, в том числе: 7 самолетов Ан-3Т, 4 самолета Ан-140;
обеспечены условия судоходства на водных путях для завоза грузов в арктические районы республики общей протяженностью 8 736 км;
приобретены на условиях софинансирования из федерального бюджета 389 единиц техники: 64 единицы автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, 134 единицы специальной техники коммунального назначения и 191 единица автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции;
закуплено 20 единиц транспортных средств повышенной проходимости (вездеходов) для осуществления внутриулусных социально значимых пассажирских перевозок для труднодоступных отдаленных населенных пунктов.
Основные показатели работы транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Перевезено грузов всего, тыс. т | 45 689,3 | 34 593,3 | 39 950,7 | 40 315,4 | 37 835,4 | 41 084,7 | 34 770,2 | 32 071,8 | 32 273,1 |
железнодорожным <*> | 1 310,6 | 1 839,0 | 1 922,4 | 1 855,1 | 1 726,8 | 2 282,7 | 1 828,3 | 1 629,3 | 2 180,9 |
автомобильным | 41 764,4 | 30 025,3 | 35 708,0 | 35 698,4 | 33 757,8 | 34 965,4 | 29 078,3 | 27 330,7 | 27 315,2 |
внутренним водным | 2 158,0 | 2 375,2 | 2 038,0 | 2 359,9 | 2 008,0 | 3 567,8 | 3 791,5 | 3 042,6 | 2 646,7 |
морским | 411,6 | 313,6 | 243,7 | 355,1 | 303,0 | 224,1 | 27,1 | 34,4 | 100,6 |
воздушным <**> | 44,7 | 40,2 | 38,6 | 46,9 | 39,8 | 44,7 | 45,0 | 34,8 | 29,7 |
Грузооборот, млн. ткм | 6 129,6 | 5 449,4 | 6 304,8 | 5 678,80 | 5 459,20 | 6 224,8 | 5 366,2 | 4 694,8 | 4 427,9 |
железнодорожный <*> | 171,6 | 207,6 | 216,1 | 279,8 | 281,8 | 360,5 | 310,6 | 314,8 | 295,3 |
автомобильный | 1 933,1 | 1 751,5 | 2 466,7 | 1 813,4 | 1 482,1 | 1 692,1 | 1 535,5 | 1 220,7 | 1 340,0 |
внутренний водный | 3 260,5 | 2 873,3 | 3 195,6 | 3 050,8 | 3 148,6 | 3 781,6 | 3 389,1 | 3 028,2 | 2 645,2 |
морской | 672,0 | 527,0 | 341,0 | 452,0 | 482,0 | 320,1 | 54,4 | 62,6 | 80,7 |
воздушный <**> | 92,4 | 90,3 | 86,0 | 82,8 | 64,7 | 70,5 | 76,6 | 68,5 | 66,7 |
Перевезено | 95 860,0 | 96 218,0 | 95 581,6 | 81 040,0 | 82 516,4 | 87 018,1 | 89 325,2 | 87 840,3 | 90 133,9 |
железнодорожным <*> | - | - | 19,4 | 84,3 | 101,6 | 103,3 | 111,9 | 130,2 | 115,8 |
автомобильным | 95 029,0 | 95 317,0 | 94 650,0 | 80 022,7 | 81 437,6 | 85 659,9 | 87 797,3 | 86 258,6 | 88 376,7 |
внутренним водным | 107,2 | 101,1 | 80,6 | 111,3 | 107,6 | 271,4 | 310,1 | 297,3 | 252,2 |
воздушным <**> | 724,1 | 799,9 | 831,5 | 821,7 | 869,6 | 983,5 | 1 105,9 | 1 154,2 | 1 389,2 |
Пассажирооборот, млн. пкм | 1 981,4 | 2 142,9 | 2 237,6 | 2 048,9 | 2 148,9 | 2 365,6 | 2 817,5 | 3 362,1 | 4 175,6 |
железнодорожный <*> | - | - | 5,6 | 25,5 | 30,3 | 33,1 | 34,2 | 39,4 | 35,6 |
автомобильный | 553,7 | 585,9 | 564,0 | 466,0 | 462,0 | 425,0 | 430,0 | 439,0 | 447,4 |
внутренний водный | 19,0 | 15,0 | 18,0 | 18,8 | 17,0 | 22,1 | 17,6 | 19,8 | 18,9 |
воздушный <**> | 1 408,7 | 1 542,0 | 1 650,0 | 1 538,6 | 1 639,6 | 1 885,4 | 2 335,7 | 2 863,9 | 3 673,7 |
________________
<*> данные по ОАО АК "Железные дороги Якутия" по эксплуатируемому участку Беркакит - Томмот железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск;
<**> с учетом работ по применению авиации в отраслях экономики по перевозке грузов и пассажиров.
На транспортном комплексе Республики Саха (Якутия) сохраняется ряд серьезных проблем, сдерживающих развитие самой отрасли и народного хозяйства республики в целом.
SWOT-анализ текущего состояния транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям; - Значительный удельный вес транспортного комплекса в основных производственных фондах республики (в 2009 году - 12,8%), в валовом региональном продукте (в 2008 году - 7,7%), в инвестициях в основной капитал (в 2009 году - 60,5%); - Наличие крупных инвестиционных проектов транспорта Республики Саха (Якутия) в ФЦП и ФАИП. | - Сезонный характер работы предприятий отрасли; - Отсутствие сформированной опорной сети путей сообщения круглогодичного действия; - Высокая степень износа основных производственных фондов; - Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов; - Отсутствие единой транспортно - логистической системы; - Низкий уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия видов транспорта с отраслями экономики. |
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Реализация на территории Республики Саха (Якутия) крупных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе и промышленности; - Формирование специализированного регионального дорожного фонда. | - Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики; - Секвестирование объемов финансирования объектов транспорта Республики Саха (Якутия) в рамках ФЦП и ФАИП; - Недостаточное поступление средств в региональный дорожный фонд. |
Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) на современном этапе характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией (железные дороги и автомобильные дороги с твердым покрытием). Густота наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2010 году на 10 тыс. кв. км территории составила: железных дорог общего пользования - 1,7 км против 13 и 50 км по Дальневосточному федеральному округу и по Российской Федерации соответственно, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км - 2,6 км (80 место среди субъектов Российской Федерации) против 5,4 и 32 км по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации соответственно.
92% автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляют сезонные дороги (автозимники) и с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью (грунтовые дороги V технической категории). До настоящего времени 344 населенных пункта республики из 522 не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
В результате более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 67%. При этом транспортная составляющая при завозе грузов для потребления и производства местной продукции доходит до 40%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.
Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 13,6 тысяч километров, обеспеченность гарантированными глубинами составляет 9,0 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).