• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 года N 462

Об утверждении Требований по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и сроков прибытия (убытия) сил и средств в район происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия)

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа МЧС России от 28 февраля 2003 года N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения", Закона Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2005 года 252-З N 511-III "О защите населения и территории Республики Саха (Якутия) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Требования по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить сроки прибытия (убытия) сил и средств в район происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Организациям, независимо от форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия), привести в соответствие с Требованиями, утвержденными настоящим постановлением, планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

ТРЕБОВАНИЯ по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Саха (Якутия)

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 октября 2009 года N 462

1. Общие положения

Целью Требований по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Требования) является выработка в Республике Саха (Якутия) единых подходов к разработке и процедуре согласования планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

План по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта (предприятия, организации) (далее - План) определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также на прилегающей территории.

2. Состав Плана

Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории

В состав первого раздела входят четыре подраздела и выводы по разделу.

Подраздел 1.1. Общая характеристика объекта

В подразделе приводится полное и сокращенное наименование объекта, его организационно-правовая форма, почтовый адрес, телефон, факс, описывается основная производственная деятельность, объем выпускаемой продукции (перечень предоставляемых услуг), даются сведения о размерах и границах территории, площади, плотности застройки, составе структурных подразделений, количестве рабочих и служащих, графике работы, наличии транспортных средств, а также перечень и основные характеристики всех зданий и сооружений, расположенных на территории объекта, коммунально-энергетических сетей объекта.

При сдаче объектом своих площадей в аренду указываются основные данные об арендующих организациях (аналогичные сведениям об основном объекте).

Для потенциально опасных объектов, к которым относятся производственные или иные объекты, функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф (чрезвычайных ситуаций) и (или) отнесенных в установленном законом порядке к категории опасных, в данный подраздел дополнительно включаются следующие сведения:

профиль опасности объекта (химически-, пожаро-, взрыво-, радиационно-, биологически-, гидродинамически опасный);

наименования обращающихся на предприятии опасных веществ;

номер лицензии (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) на эксплуатацию опасного объекта;

размеры запасов опасных веществ, условия хранения, доставки, выгрузки;

данные о включении предприятия в Реестр потенциально опасных объектов;

численность проживающего вблизи объекта населения, наличие и вместимость мест массового скопления (пребывания) людей, которые могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов аварии.

Подраздел 1.2. Краткая оценка возможной обстановки на территории объекта при возникновении аварий и катастроф

В подразделе 1.2. на основании данных об объекте, основных характеристик близлежащих потенциально опасных объектов, метеоусловий и физико-географических условий местности, используя методики, принятые в Российской Федерации, проводится оценка возможной обстановки на территории объекта, как в результате аварии на нем самом, так и на соседних объектах.

Термины и определения основных понятий при возникновении аварий и катастроф принимаются в соответствии с ГОСТом Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения".

Классификация и номенклатура поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций, номенклатура контролируемых и используемых для прогнозирования поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций и номенклатура параметров этих поражающих факторов принимается в соответствии с ГОСТом Р 22.0.07-95 "Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров".

Подраздел 1.2 состоит из двух пунктов:

1.2.1. Оценка возможной обстановки при возникновении аварий и катастроф на самом объекте.

В данном пункте рассматриваются технологические происшествия (аварии), которые могут привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций, их последствия.

Основными расчетными параметрами являются:

для радиационно опасных объектов: глубина и площадь зоны загрязнения, а также количество попадающего в зону загрязнения персонала объекта, мощность полученной ими дозы облучения;

для химически опасных объектов: определение глубины и площади зоны заражения аварийно-химическими опасными веществами (далее - АХОВ), а также количество попадающего в зону заражения персонала объекта;

для взрыво-, пожароопасных объектов: определение параметров взрыва: давление во фронте воздушной ударной волны (дельтаРф) и степень ее воздействия на здания, сооружения и людей, находящихся на открытой местности. На основании полученных данных проводится оценка инженерной, медицинской и пожарной обстановки, которая может сложиться при возникновении данной чрезвычайной ситуации;

для аварий с разливом нефти и нефтепродуктов: определение объемов и площадей разлива нефтепродуктов, возникающий ущерб для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории.

1.2.2. Возможная обстановка при авариях и катастрофах на других объектах при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта.

При отработке данного пункта проводится оценка возможного нарушения функционирования объекта на основании сведений о потенциально опасных объектах и маршрутах перевозки опасных веществ вблизи объекта, а также возможном количестве опасных веществ, хранящихся или обращающихся в производстве на объектах, расположенных вблизи него.

Результаты расчетов в соответствии с расчетами в подразделе 1.2 графически отражаются на схеме объекта в приложении N 1 к Плану.

Подраздел 1.3. Возможная обстановка на территории объекта при возникновении стихийных бедствий

В подразделе рассматриваются опасные природные явления, которые могут оказать существенное влияние на функционирование объекта или привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций (аварий или катастроф).

Термины и определения основных понятий при возникновении природных чрезвычайных ситуаций принимаются в соответствии с ГОСТом Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения".

Перечень поражающих факторов источников природных чрезвычайных ситуаций, характер их действий и проявлений, номенклатура основных параметров их поражающего воздействия на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду принимается в соответствии с ГОСТом Р 22.0.06-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий".

Подраздел 1.4. Предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий воздействий аварий, катастроф и стихийных бедствий

В данном подразделе определяются перечень, ориентировочный объем, сроки и ответственные лица за выполнение мероприятий по предупреждению и снижению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте.

Мероприятия целесообразно объединить в следующие группы:

1) мероприятия по защите персонала объекта, населения, материальных ценностей;

2) мероприятия по повышению устойчивости работы объекта;

3) мероприятия по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) на территории объекта;

4) обучение персонала объекта действиям в чрезвычайных ситуациях;

5) разработка руководящих документов объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), организационные мероприятия.

Перечень, содержание, характер и объем мероприятий по предупреждению или снижению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий зависит от типа, характера деятельности объекта.

К основным мероприятиям, рекомендуемым для включения в подраздел 1.4 Плана, относятся следующие (по группам):

1) мероприятия по защите персонала объекта, населения, материальных ценностей:

совершенствование системы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях (для потенциально опасных объектов), локальной (объектовой) системы оповещения (где она еще не создана);

совершенствование системы мониторинга обстановки на объекте;

регулярная проверка наличия и поддержания в постоянной готовности средств индивидуальной и коллективной защиты;

подготовка к эвакуации персонала в случае чрезвычайной ситуации, ежегодная корректировка плана эвакуации;

полное (110%) обеспечение рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами защиты.

2) мероприятия по повышению устойчивости работы объекта:

подготовка объекта к безаварийной остановке производства, определение порядка подготовки технологических линий и оборудования цехов к безаварийной остановке;

подготовка к работе при резервном варианте энергообеспечения;

накопление сырья и материалов в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу объекта;

размещение технологических коммуникаций на низких эстакадах, обвалование их грунтом;

установка автоматических средств обнаружения и тушения пожаров;

устранение условий, создающих взрывоопасные и горючие воздушные смеси в помещениях (применение при строительстве каркасных зданий облегченных конструкций стенового заполнения и увеличение световых проемов путем использования стекла, легких панелей из пластиков и других легко разрушающихся материалов);

обеспечение надежной связи с важнейшими производственными участками объекта;

дублирование диспетчерских пунктов и пунктов управления;

создание резерва автономных источников электро- и водоснабжения.

3) мероприятия по подготовке к проведению АСНДР на территории объекта:

поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований;

заблаговременная подготовка сил и средств к проведению АСНДР;

накопление средств малой механизации, спасательного оборудования и инструментов на объекте.

4) обучение рабочих и служащих объекта действиям в чрезвычайных ситуациях:

ежегодное проведение командно-штабных учений, тренировок;

проведение один раз в три года комплексных объектовых учений по действиям органов управления РСЧС, сил объекта в чрезвычайных ситуациях;

ежеквартальное проведение тренировок с аварийно-спасательными формированиями (для потенциально опасных объектов).

5) разработка руководящих документов объектового звена РСЧС, организационные мероприятия:

ежегодное планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработка плана основных мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год;

корректировка (уточнение) декларации безопасности объекта;

корректировка (уточнение) паспорта безопасности объекта;

разработка и ежегодная корректировка документов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) объекта;

точное выполнение плана-графика предупредительно-ремонтных и профилактических работ;

регулярная проверка соблюдения действующих норм и правил по промышленной безопасности.

Для химически опасных объектов в подраздел 1.4 дополнительно должны быть включены следующие мероприятия:

постоянный контроль за герметичностью емкостей с АХОВ;

своевременное проведение технического освидетельствования ресиверов, сосудов, трубопроводов, работающих под давлением;

постоянный контроль за исправностью автоматических приборов защиты и защитных реле уровня на аппаратах и сосудах;

постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности всем персоналом объекта.

Из мероприятий по повышению устойчивости функционирования для химически опасных объектов в подраздел 1.4 дополнительно должны быть включены следующие мероприятия:

разработка режимов защиты рабочих и служащих в условиях заражения местности АХОВ;

сокращение запасов АХОВ на складах и в технологических емкостях объекта;

защита емкостей для хранения АХОВ от разрушения взрывами и другими воздействиями путем расположения их в защищенных хранилищах, заглубленных помещениях, в обваловании;

ограничение использования в технологическом процессе АХОВ, переход на их заменители;

создание запасов нейтрализующих веществ в цехах, где используются АХОВ;

применение оборудования и трубопроводов, изготовленных из коррозионно-стойких в среде АХОВ материалов и другие.

Для пожароопасных объектов в подраздел 1.4 дополнительно должны быть включены следующие мероприятия:

создание (модернизация, контроль состояния) систем молниезащиты и автоматического определения загазованности в помещениях и на территории объекта;

создание (усовершенствование) автоматической системы пожаротушения;

модернизирование аварийных систем откачки горючего из резервуаров;

выполнение требований СНиПа 2.11.03-93 о техническом осмотре резервуаров и резервуарного оборудования и другие.

Для взрыво-, пожароопасных объектов в подраздел 1.4 дополнительно должны быть включены мероприятия по повышению устойчивости:

максимально возможное сокращение запасов легковоспламеняющихся и взрывоопасных жидкостей на складах и технологических емкостях объекта;

ограничение использования в технологическом процессе горючих веществ;

размещение складов легковоспламеняющихся жидкостей с учетом направления господствующих ветров.

1.3. Подраздел "Общие выводы"

Содержание настоящего подраздела зависит от типа объекта (его потенциальной опасности).

При отнесении объекта к потенциально опасным (радиационно-, химически-, взрыво-, пожаро-, биологически опасным) в общие выводы необходимо включать:

принадлежность объекта к потенциально опасному;

сведения о наиболее опасном участке производства или хранения опасного вещества, масштабы зоны поражения (заражения) при выбросе (выливе) опасного вещества;

последствия аварии на самом объекте для проживающего в непосредственной близости населения;

возможную обстановку на объекте при авариях (катастрофах) на соседних объектах или при перевозках опасных грузов;

возможную обстановку на объекте при стихийных бедствиях;

сведения о влиянии аварий, произошедших на коммунально-энергетических сетях объекта, на его функционирование (производственную деятельность).

Для объектов, не относящихся к потенциально опасным, общие выводы к первому разделу должны содержать:

данные о возможной обстановке на объекте в результате аварий на соседних потенциально опасных объектах и в результате стихийных бедствий;

сведения о возможности пожаров на объекте и наиболее пожароопасных участках;

данные о влиянии аварий, произошедших на коммунально-энергетических сетях, на работу (функционирование) объекта.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий Подраздел 2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим "Повышенная готовность")

В подразделе 2.1 отражается содержание и сроки выполнения следующих мероприятий (с учетом специфики объекта):

оповещение вышестоящего органа управления РСЧС, руководства объекта, членов КЧС и ОПБ объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

сбор руководящего состава объекта, выявление причин ухудшения обстановки;

усиление наблюдения и контроля за обстановкой на объекте, диспетчерской службы объекта;

профилактические противопожарные мероприятия;

подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты;

приведение в готовность аварийно-спасательных формирований;

организация эвакуации персонала, приведение в готовность объектового автомобильного транспорта для ее проведения.

Подраздел 2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим "Чрезвычайная ситуация")

В подразделе 2.2 отражаются мероприятия, проводимые на объекте для каждого возможного вида чрезвычайной ситуации.

Планируемые мероприятия отражаются в следующей последовательности:

порядок оповещения органов управления и сил объектового звена РСЧС, оповещение персонала, а также населения, проживающего в непосредственной близости от объекта, о возникновении чрезвычайной ситуации, вопросы организации разведки в зоне чрезвычайной ситуации и прогнозирование развития обстановки;

доклад в орган управления ГО и ЧС муниципального образования (если иное не определено нормативно-правовыми актами);

приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта РСЧС, привлекаемых к АСДНР, их состав и сроки готовности, организация работ;

защита работников объекта и населения (объемы, сроки, порядок выполнения мероприятий и привлекаемые для этого силы);

обеспечение средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

лечебно-эвакуационные мероприятия;

экстренная эвакуация персонала объекта из опасных зон.

Подраздел 2.3. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, привлекаемые для этого силы и средства

В подразделе 2.3 раскрывается организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с ГОСТом Р 22.3.03-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения", ГОСТом Р 22.8.01-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования".

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и осуществляются в соответствии с решением председателя КЧС и ОПБ объекта.

Исходными данными для принятия решения о ликвидации чрезвычайной ситуации являются:

данные разведки об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

выводы из оценки обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;

оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;

выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.

Управление ликвидацией чрезвычайной ситуации организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей основной задачи - проведения АСДНР в кратчайшие сроки и с минимальным ущербом.

Проведение АСДНР должно включать в себя следующие основные мероприятия:

оповещение органов управления РСЧС Республики Саха (Якутия), персонала объекта, а также населения прилегающих территорий, если оно попадает в зону чрезвычайной ситуации;

проведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

установление режима доступа в зону чрезвычайной ситуации, охрана общественного порядка в ней;

поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, эвакуация их в места сбора пораженных;

оказание пострадавшим первой медицинской, врачебной помощи и эвакуация их в лечебные учреждения;

локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях;

проделывание проходов и проездов в завалах и разборка завалов разрушенных зданий и сооружений;

санитарная обработка участников ликвидации чрезвычайной ситуации;

обеззараживание, дезактивация территории объекта, зданий, сооружений, техники, транспорта и имущества;

проведение других неотложных работ.

При организации аварийно-спасательных работ на химически опасных объектах учитываются требования ГОСТа Р 22.8.05-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования".

При организации аварийно-спасательных работ на радиационно-опасных объектах учитываются требования ГОСТа Р 22.8.06-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах. Общие требования".

При организации аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, учитываются требования ГОСТа Р 22.8.07-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования".

Подраздел 2.4. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, материальных ценностей

В подразделе планируются мероприятия, направленные на создание условий для организованного, бесперебойного и эффективного выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечения пострадавших и привлекаемых для проведения АСНДР сил.

Содержание и объем подраздела 2.4 зависят от типа и особенностей объекта.

Основные виды обеспечения принимаются в соответствии с ГОСТом Р 22.8.01-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования". Они включаются в виде пунктов в подраздел 2.4.

По каждому виду обеспечения отражается:

перечень необходимых сил и средств, материальных ресурсов;

сроки выполнения мероприятий;

должности и фамилии лиц, ответственных за организацию обеспечения.

Подраздел 2.5. Организация взаимодействия

В подразделе отражаются вопросы взаимодействия при проведении АСДНР в следующей последовательности:

организация взаимодействия КЧС и ОПБ объекта с КЧС и ОПБ муниципального образования, КЧС и ОПБ Республики Саха (Якутия), также КЧС и ОПБ соседних предприятий по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации, привлечения сил и средств для ликвидации чрезвычайной ситуации, последовательности проведения АСДНР.

По вопросам последовательности проведения АСДНР уточняется, какими силами и с какого времени выполняются те или иные технологические операции по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Подраздел 2.6. Организация управления в чрезвычайной ситуации

В данном подразделе отражаются организационные и технические мероприятия по управлению предупреждением и ликвидацией возможных чрезвычайных ситуаций. Они излагаются в следующей последовательности:

организация управления проведением АСДНР на объекте (кто осуществляет общее руководство работами и откуда; где находится основной пункт управления, запасной пункт управления и разворачивается подвижной пункт управления);

состав расчета пункта управления;

порядок и сроки занятия членами КЧС и ОПБ и другими должностными лицами пункта управления;

организация оповещения и информации руководящего состава, персонала об обстановке, их действиях в районе чрезвычайной ситуации;

состав оперативной группы КЧС и ОПБ объекта непосредственно на участке проведения аварийно-спасательных работ;

организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (по телефонам местной связи, городской АТС, диспетчерской связи, с помощью радиостанций, а также указывается время готовности средств связи).

В завершении подраздела указывается, что схемы организации управления, оповещения и связи приведены в приложении к Плану.

Приложения

Приложение N 1. Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций (на плане объекта)

На схеме возможной обстановки отражаются:

граница промышленной площадки объекта, все здания и сооружения с указанием количества работающих в них людей;

основные коммуникации и подъездные пути для подвоза и вывоза сырья и продукции;

склады и открыто расположенные возгораемые материалы;

трубопроводы на эстакадах с взрыво- и пожароопасными жидкостями и системой пожарного, а также производственного водоснабжения;

места хранения и использования в производстве АХОВ, их типы и количество;

зоны возможного поражения с указанием численности людей в этих зонах;

места массового скопления людей, находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной чрезвычайной ситуации;

вероятные разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, пожары, затопления, заражения, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях на объекте, а также в результате аварии на соседних потенциально опасных объектах;

пункты размещения запасов материально-технических средств;

факторы, которые могут затруднить ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

место расположения пункта управления предприятием.

При необходимости на планах объектов могут подниматься береговые линии водоемов (допускается подтушевка в сторону воды) и реки с указанием глубин, участки лесных насаждений, автомобильные дороги и подъездные пути, железные дороги. Станции погрузки на железнодорожный транспорт, пристани (причалы), порты необходимо отражать на плане затушевкой или штриховкой, увеличенными надписями или подчеркиванием их названий черным цветом.

Сведения, которые невозможно отразить графически, могут даваться на схеме возможной обстановки в виде легенды.

Для разработки приложения планы (схемы) объектов выбираются такого масштаба, чтобы обеспечить возможность нанесения необходимых данных в соответствии с возможной обстановкой и чтения их без пояснений. Если без пояснений обойтись нельзя, то на плане (схеме) могут помещаться справочные данные.

Полнота нанесения обстановки на графический документ предопределяется тем объемом сведений, который необходим председателю КЧС и ОПБ объекта (руководителю аварийно-спасательных работ) для управления аварийно-спасательными формированиями и выполнения своих служебных обязанностей.

Для нанесения на план (схему) возможной обстановки используются специальные условные знаки в соответствии с ГОСТом Р 22.0.10-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". С их помощью не только отображается обстановка, но и передаются ее качественные и количественные характеристики, показываются места возможного нахождения пострадавших. Если при этом возникает необходимость ввести неустановленный условный знак, то он обязательно поясняется в отметке "Условные обозначения", размещаемой, как правило, в правом нижнем углу этого документа.

Толщина линий всех условных знаков не должна превышать 1 мм, при этом вспомогательные элементы обстановки следует наносить более тонкими линиями

0,25 - 0,5 мм. При нанесении штриховых линий соотношение величины штрихов и разрывов между ними должно быть 3:1, например, длина штриха 15 мм, разрыв между штрихами 5 мм. При нанесении параллельных линий расстояние между ними должно быть равно 1 - 1,5 мм.

Приложение N 2. Календарный план основных мероприятий объекта при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий

Календарный план основных мероприятий объекта отрабатывается текстуально в табличной форме. Таблица имеет следующие графы:

номер по порядку (N пп.);

наименование мероприятий;

объем мероприятий;

продолжительность выполнения, час;

время выполнения (данная графа делится на две подграфы: первые сутки; последующие сутки);

исполнители.

Все мероприятия в таблице разбиваются на две группы, соответствующие режимам функционирования объектового звена:

при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

Приложение N 3. Расчет сил и средств объекта, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Сведения об аттестации и оснащенности привлекаемых к АСДНР аварийно-спасательных формирований

В первой части приложения отражается состав аварийно-спасательных формирований, включенных в группировку сил РСЧС объекта, назначение этих формирований, численный состав формирований, техническая оснащенность, время готовности к проведению АСДНР, место дислокации, способ их оповещения.

Также указываются сведения о наличии свидетельства на право проведения аварийно-спасательных работ, выданного Межведомственной аттестационной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (для опасных и потенциально опасных производственных объектов). Прикладывается заверенная руководителем объекта (предприятия) копия свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ с указанием перечня аварийно-спасательных и других видов неотложных работ, на которые получено свидетельство.

При привлечении профессиональных аварийно-спасательных формирований по договору прикладывается копия договора с указанием видов аварийно-спасательных работ, на которые заключен договор, а также заверенные руководителем аварийно-спасательного формирования: сведения о составе формирования, устав формирования, копия свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ, выданного Межведомственной аттестационной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, с указанием перечня аварийно-спасательных и других неотложных работ, на которые получено свидетельство, табель оснащенности формирования.

Во второй части приложения N 3 к Плану указывается полный состав КЧС и ОПБ объекта по форме: ФИО, должность, место нахождения на службе, телефон служебный, телефон домашний, другие виды связи.

Приложение N 4. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий

В приложении N 4 к Плану разрабатываются схемы:

1) управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами на объекте;

2) оповещения персонала, населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

3) организации связи при проведении АСДНР на объекте.

Схемы разрабатываются графически. В зависимости от типа объекта и его организационно-правовой формы содержание схем (функционально-технические связи) по объему и уровням подчиненности различны.

1. Схема управления АСДНР на объекте.

На схеме управления АСДНР отражаются взаимоотношения должностных лиц объекта и структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления АСДНР на объекте.

Независимо от типа объекта, его организационно-правовой формы и количества работающих на схеме должны быть показаны: вышестоящие территориальные и ведомственные (функциональные) координирующие органы КЧС и ОПБ (КЧС и ОПБ компании, муниципального образования), руководитель (директор) и председатель КЧС и ОПБ объекта, дежурно-диспетчерская служба, собственные и привлекаемые аварийно-спасательные формирования (в случае их отсутствия - дежурные подразделения объекта: дежурные электрики, сантехники, газовщики).

2. Схема оповещения персонала объекта и близлежащего населения.

На схеме оповещения отражается организационно-техническое построение системы оповещения объекта, состав аппаратуры оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.

Для объекта, расположенного в населенном пункте, отрабатывается схема оповещения при чрезвычайной ситуации на территории объекта и схема оповещения при чрезвычайной ситуации вне объекта, последствия которой угрожают жизни и здоровью персонала объекта.

3. Схема организации связи при проведении АСДНР на объекте.

В схему организации связи при проведении АСДНР включаются все должностные лица объекта, принимающие участие в проведении АСДНР или обеспечивающие их проведение, а также аварийно-спасательные формирования, привлекаемые к ведению АСДНР.

3. Порядок согласования, утверждения и корректировки Плана

План объекта утверждается руководителем (директором) объекта и подлежит согласованию в органе управления ГО и ЧС муниципального образования, а потенциально опасного объекта - и в Главном управлении МЧС России по Республике Саха (Якутия).

В случае нахождения объектов одной организации в нескольких муниципальных образованиях согласование проводится с каждым органом управления ГО и ЧС муниципального образования и Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия).

Подписывает План на последней странице после завершения подраздела 2.6 сотрудник объекта, отвечающий за вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с функциональными обязанностями.

Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа. Утверждающая подпись ставится в правом верхнем углу титульного листа. Подписи заверяются печатями.

Посередине титульного листа дается полное название документа: "План объекта (указывается полное наименование) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки Плана.

План разрабатывается:

для объектов - в двух экземплярах, первый экземпляр хранится на объекте, второй - в отделе ГО и ЧС муниципального образования;

для потенциально опасных объектов - в трех экземплярах, первый экземпляр хранится на объекте, второй - в Главном управлении МЧС России по Республике Саха (Якутия), третий - в отделе ГО и ЧС муниципального образования.

Корректировка Плана проводится ежегодно по состоянию на первый рабочий день года. Внесенные изменения заверяются подписью должностного лица, внесшего изменения.

Также корректировка Плана проводится в случае изменения технологической схемы работы объекта или других изменений, существенно влияющих на функционирование объекта. Изменения вносятся во все экземпляры Плана.

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 октября 2009 года N 462

СРОКИ ПРИБЫТИЯ (УБЫТИЯ) сил и средств в районы происшествий и чрезвычайных ситуация на территории Республики Саха (Якутия)


N п/п

Подразделения

Нормативное время прибытия (минут)

Силы и средства

1

УВД муниципальных образований

90

2

Энергетики (сетей муниципальных/ магистральных сетей)

45/180

3

Коммунально-технические (водоснабжения/теплоснабжения/канализации)

90

4

150

5

Связи и оповещения

120

6

360

7

120

8

360

9

90

10

360

11

30

12

360

13

360

14

360

Органы управления

1

Оперативные штабы

90

2

Оперативные группы

90

3

КЧС и ПБ (муниципального образования)

120

Об утверждении Требований по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и сроков прибытия (убытия) сил и средств в район происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия)

Название документа: Об утверждении Требований по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и сроков прибытия (убытия) сил и средств в район происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия)

Номер документа: 462

Вид документа: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)

Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)

Статус: Действующий

Дата принятия: 29 октября 2009

Дата редакции: 29 октября 2009