• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2011 года N 173-ПГ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(в редакции постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2013 N 31-ПГ, от 30.09.2013 N 145-ПГ, от 18.12.2013 N 197-ПГ, от 14.04.2014 N 47-ПГ, от 30.03.2015 N 38-ПГ, от 31.07.2015 N 124-ПГ, от 21.04.2016 N 75-ПГ, от 16.09.2016 N 165-ПГ)

В целях повышения эффективности проведения аттестации государственных гражданских служащих в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органах Ямало-Ненецкого автономного округа, оценки профессиональных качеств государственных гражданских служащих с целью определения соответствия их замещаемым должностям государственной гражданской службы, определения направлений дальнейшего профессионального развития постановляю:

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

1. Утвердить прилагаемые методические основы организации и проведения аттестации государственных гражданских служащих в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органах Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - методические основы).

2. Руководителям органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органов Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить внедрение методических основ в деятельность органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органов Ямало-Ненецкого автономного округа.

(п. 2 в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2016 N 75-ПГ)

2-1 - 2-3. Утратили силу с 1 июня 2016 года. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2016 N 75-ПГ.

3. Аппарату Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (Фиголь Н.В.):

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

3.1. обеспечить научно-методическое сопровождение внедрения методических основ с привлечением научно-педагогических кадров;

3.2. представить до 31 декабря 2012 года предложения по внедрению методических основ в других органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органах Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Фиголь Н.В.

(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ, от 30.03.2015 N 38-ПГ)

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН



МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Утверждены
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 октября 2011 года N 173-ПГ

(в редакции постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2013 N 31-ПГ, от 30.09.2013 N 145-ПГ, от 18.12.2013 N 197-ПГ, от 30.03.2015 N 38-ПГ, от 21.04.2016 N 75-ПГ, от 16.09.2016 N 165-ПГ) I. Цели аттестации, принципы ее проведения и оценка уровня их реализации


В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Положение о проведении аттестации) и Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной гражданской службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" целью аттестации является комиссионная оценка результатов служебной деятельности государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий), его профессиональных качеств для определения соответствия занимаемой должности государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и направлений его дальнейшего профессионального развития.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

Качество аттестационных процедур определяется уровнем реализации принципов, на которых они организуются и проводятся. Источниками принципов являются нормативно установленные принципы гражданской службы, методологические принципы повышения эффективности аттестации и принципы как отражение закономерностей развития гражданских служащих.

1. Основными принципами проведения аттестации гражданских служащих являются:

1) принцип законности:

- строгое соблюдение нормативно-правовых требований к подготовке, проведению и реализации результатов аттестации гражданских служащих;

- правовое обеспечение стабильности профессионального статуса гражданского служащего в процессе модернизации и реформирования органов государственной власти;

2) принцип демократизма:

- приоритет в процессе аттестации прав и свобод гражданского служащего как человека и гражданина;

- абзац утратил силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2013 N 31-ПГ;

- сотрудничество между аттестуемым и его руководителем в процессе подготовки и реализации аттестационных процедур;

- абзац утратил силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ;

3) принцип системности:

- системный характер проектирования должностных обязанностей гражданских служащих как условие их эффективного взаимодействия в процессе решения профессиональных задач;

- планирование направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих на основе обобщенных результатов аттестации, разработка индивидуальных планов профессионального развития;

4) принцип технологичности:

- соблюдение последовательности этапов подготовки и проведения аттестации;

- отражение в индивидуальных планах профессионального развития технологии работы гражданского служащего в межаттестационный период по повышению эффективности и качества решения служебных задач и уровня профессиональных качеств;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

5) принцип непрерывного профессионального развития:

- создание условий для непрерывного профессионального развития гражданского служащего;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

- актуализация положительных качеств гражданского служащего (деловых, профессиональных) с целью преобразования их в факторы, обеспечивающие соблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего и постоянного его саморазвития;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

(пп. 5 в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

6) принцип развития творческого потенциала гражданского служащего:

- выявление творческого потенциала аттестуемого как фактора, обеспечивающего конструктивно преобразующий характер решения профессиональных задач;

- создание организационных условий, мотивирующих творческое отношение гражданских служащих к решению профессиональных задач;

7) принцип развития профессиональной культуры:

- развитие организационной культуры, обеспечивающей демократический характер взаимоотношений между гражданскими служащими различных категорий и групп;

8) принцип морально-психологической комфортности аттестационных процедур:

- создание в органе государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и ином государственном органе Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - государственный орган, автономный округ) атмосферы доверия, взаимопонимания, корректности во взаимоотношениях между гражданскими служащими различных категорий и групп;

- доброжелательное, уважительное отношение к аттестуемому со стороны его руководителей и членов аттестационной комиссии.

В ходе аттестации гражданских служащих в государственном органе в обязательном порядке выполняются и оцениваются руководителем государственного органа, его заместителями и руководителями структурных подразделений следующие обусловленные действием указанных выше принципов требования:

- соблюдение в процессе аттестации нормативно-правовых положений ее подготовки, проведения и реализации результатов;

- наличие и качество сформированных нормативно-методических положений определения эффективности результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, имеющих отражение в должностных регламентах;

- проектирование должностных регламентов, обеспечивающих системное взаимодействие гражданских служащих в процессе решения профессиональных задач;

- планирование направлений (тематики) дополнительного профессионального образования, в том числе подготовка индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих на основе обобщенных результатов аттестации;

- подготовка индивидуальных планов профессионального развития как технологии работы гражданских служащих в межаттестационный период по повышению эффективности и качества решения служебных задач и уровня профессиональных качеств.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

2. Аттестуемыми гражданскими служащими, независимыми экспертами и представителями общественных советов при государственных органах автономного округа (далее - общественный совет) оценивается реализация следующих требований к организации и проведению аттестации гражданских служащих:

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

- соблюдение в процессе аттестации уважительного отношения к правам и свободам гражданского служащего как человека и гражданина;

- осуществление в ходе аттестации конструктивного сотрудничества между аттестуемым и его непосредственным руководителем;

- учет аттестационной комиссией наличия положительных или отрицательных отзывов о работе гражданского служащего, поощрений, грамот, благодарностей, дипломов;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

- наличие в государственном органе условий для непрерывного профессионального развития гражданского служащего;

- преимущество выявления в ходе аттестационных процедур положительных качеств аттестуемого перед отрицательными;

- наличие в государственном органе условий, способствующих творческому отношению гражданских служащих к решению профессиональных задач;

- доминирование авторитетно-демократического стиля управленческих взаимоотношений в государственном органе;

- наличие атмосферы доверия, взаимопонимания, корректности во взаимоотношениях между гражданскими служащими различных категорий и групп;

- доброжелательное отношение к аттестуемому со стороны вышестоящих руководителей и членов аттестационной комиссии.

Аттестуемые гражданские служащие, их непосредственные руководители, независимые эксперты и представители общественных советов оценивают качество реализации указанных требований в баллах в соответствии со следующей схемой:

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

2,0 - "неудовлетворительно";

абзацы тринадцатый - четырнадцатый утратили силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ;

3,0 - "удовлетворительно";

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

4,0 - "хорошо";

4,5 - "очень хорошо";

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

5,0 - "отлично".

Результаты оценки заносятся в соответствующие лист оценки непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего качества аттестационных процедур (приложение N 1 к настоящим методическим основам), опросный лист персональной оценки качества аттестационных процедур (приложение N 2 к настоящим методическим основам) и опросный лист независимого эксперта, представителя общественного совета о качестве аттестационных процедур (приложение N 10 к настоящим методическим основам).

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

Баллы проставляются в соответствии со следующими проявлениями выполнения требований к организации и проведению аттестации:

- "неудовлетворительно" - требования систематически не выполняются; отмечается неуважительное отношение к аттестуемому в процессе подготовки и проведения аттестации; в государственном органе отсутствуют условия для профессионального развития гражданского служащего, что может проявляться в несоблюдении периодичности получения дополнительного профессионального образования при несбалансированном учете нуждаемости в процессе определения лиц, подлежащих направлению на курсы повышения квалификации, препятствии в участии в конкурсах на включение в кадровый резерв, по формированию резерва управленческих кадров, конкурсах на замещение вакантных должностей гражданской службы; отрицательные качества гражданского служащего, отражаемые в отзыве, приоритетны перед положительными; требования законодательства при подготовке и проведении аттестации не соблюдаются; инициатива гражданского служащего по повышению эффективности исполнения государственных функций (оказания государственных услуг, выполнения служебных обязанностей) не принимается во внимание со стороны непосредственного руководителя;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

- абзацы двадцать второй - двадцать третий утратили силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ.

- "удовлетворительно" - требования в основном выполняются; отмечается формальный подход к организации и проведению аттестации; отзывы о результатах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих содержат общие формулировки, не раскрывая индивидуальных качеств и достижений гражданского служащего;

- "хорошо" - требования выполняются; отмечается наличие в государственном органе условий для непрерывного профессионального развития гражданских служащих; отмечается уважительное отношение к аттестуемым в процессе подготовки и проведения аттестации; проводится работа по мотивированию гражданских служащих к участию в конкурсах на включение в кадровый резерв и по формированию резерва управленческих кадров для замещения вышестоящих должностей; отзывы о результатах профессиональной служебной деятельности содержат информацию как о положительных, так и об отрицательных качествах гражданского служащего;

(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ, от 30.03.2015 N 38-ПГ)

- "очень хорошо" - требования выполняются; отмечается наличие в государственном органе условий для непрерывного профессионального развития гражданских служащих; отмечается уважительное отношение к аттестуемым в процессе подготовки и проведения аттестации; проводится работа по мотивированию гражданских служащих к участию в конкурсах на включение в кадровый резерв и по формированию резерва управленческих кадров для замещения вышестоящих должностей; отзывы о результатах профессиональной служебной деятельности содержат информацию как о положительных, так и об отрицательных качествах гражданского служащего; преимущество выявления в ходе аттестационных процедур положительных качеств аттестуемого перед отрицательными; осуществляется в ходе оценки профессиональных и деловых качеств гражданского служащего конструктивное сотрудничество аттестуемого и его непосредственного руководителя;

(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ, от 30.03.2015 N 38-ПГ)

- "отлично" - требования выполняются; отмечается наличие в государственном органе условий для непрерывного профессионального развития гражданских служащих; отмечается уважительное отношение к аттестуемым в процессе подготовки и проведения аттестации; проводится работа по мотивированию гражданских служащих к участию в конкурсах на включение в кадровый резерв и по формированию резерва управленческих кадров для замещения вышестоящих должностей; отзывы о результатах профессиональной служебной деятельности содержат информацию как о положительных, так и об отрицательных качествах гражданского служащего; преимущество выявления в ходе аттестационных процедур положительных качеств аттестуемого перед отрицательными; осуществляется в ходе оценки профессиональных и деловых качеств гражданского служащего конструктивное сотрудничество аттестуемого и его непосредственного руководителя; в государственном органе сформирован авторитетно-демократический стиль управленческих взаимоотношений; отмечается наличие в государственном органе условий, способствующих творческому отношению гражданских служащих к решению профессиональных задач.

(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ, от 30.03.2015 N 38-ПГ)

При ином сочетании проявления выполнения требований к организации и проведению аттестации аттестуемый и его непосредственный руководитель проставляют баллы по наибольшему количеству проявлений выполнения требований.

Опрос аттестуемых, независимых экспертов и представителей общественных советов проводится сотрудниками структурного подразделения государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

По результатам опроса и оценки определяется среднее значение уровня реализации требований к проведению аттестации. Обобщаются высказанные замечания и предложения.

Оценка уровня реализации требований к проведению аттестации определяется на основе сравнения полученных средних баллов со следующим диапазоном их оценочной значимости:

от 2,0 до 2,9 - "неудовлетворительно";

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

абзацы тридцать третий - тридцать четвертый утратили силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ;

от 3,0 до 3,9 - "удовлетворительно";

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

от 4,0 до 4,3 - "хорошо";

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

от 4,4 до 4,8 - "очень хорошо";

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

от 4,9 до 5,0 - "отлично".

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

Результаты оценочной деятельности аттестуемых гражданских служащих, их непосредственных руководителей, независимых экспертов и представителей общественных советов обобщаются и используются в качестве аналитического материала при принятии решений в области модернизации кадровой работы в государственном органе.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

(п. 2 в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2013 N 31-ПГ)

II. Технология аттестации гражданских служащих

(в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2013 N 31-ПГ)


Порядок проведения аттестации определен Федеральным законом N 79-ФЗ и Положением о проведении аттестации.

В соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ и Положением о проведении аттестации, а также целями и представленными выше принципами аттестации процесс аттестации можно разделить на следующие четыре периода:

- организационно-подготовительный;

- комиссионно-оценочный;

- итогово-распорядительный;

- профессионально-развивающий.

1. Основные задачи организационно-подготовительного периода и сроки их реализации установлены Положением о проведении аттестации. Этот период подразделяется на следующие три этапа: организационно-плановый, оценочный, персонально-оценочный.

В ходе организационно-планового этапа для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Порядок и особенности формирования аттестационной комиссии отражены в пунктах 8, 9 Положения о проведении аттестации.

Оценочный этап предусматривает представление в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

С учетом требований законодательства о гражданской службе, целей аттестации, принципов ее подготовки и проведения структура отзыва включает следующие компоненты:

1) фамилия, имя, отчество, замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

2) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

3) мотивированная оценка профессиональных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

Непосредственный руководитель подготавливает отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, исходя из конкретных должностных обязанностей и квалификационных требований в соответствии с утвержденным должностным регламентом гражданского служащего по форме согласно приложениям NN 8, 9 к настоящим методическим основам.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

Мотивированная оценка профессиональных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего осуществляется в разрезе отдельных должностных обязанностей (полномочий) и отражает степень достаточности (недостаточности) для эффективного исполнения должностных обязанностей, методов (подходов) осуществления профессиональной служебной деятельности. В случае дачи оценки о недостаточности применяемых гражданским служащим методов (подходов) исполнения должностных обязанностей непосредственный руководитель в отзыве отражает те общие и специальные знания, профессиональные навыки и умения, развитие которых будет способствовать повышению эффективности деятельности гражданского служащего.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

Абзац утратил силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ.

Если руководитель считает, что определенные качества у гражданского служащего проявляются на плохом или неудовлетворительном уровне, то это требует дополнительной аргументации.

Одним из наиболее объективных и способных иметь измеряемый показатель результатов деятельности гражданского служащего является эффективность и качество подготовки документов различного вида, обеспечивающих выполнение целевой задачи государственного органа (информационные продукты).

Эффективность деятельности гражданского служащего определяется временем подготовки информационных продуктов. Качество информационного продукта зависит от того, насколько в процессе его разработки были соблюдены требования следующих принципов:

- принцип целесообразности информационного продукта;

- принцип полноты необходимых типов информации;

- принцип системности;

- принцип необходимой ресурсной обеспеченности реализации информационного продукта.

Принцип целесообразности информационного продукта предусматривает его оценку с точки зрения целевых задач государственного органа.

Принцип полноты необходимых типов информации предусматривает оценку информационного продукта на предмет достаточности, полноты используемой при его подготовке информации, а также на предмет его соответствия действующему законодательству.

Принцип системности предусматривает следующие требования к информационному продукту:

- информационный продукт должен быть системно взаимосвязан с другими продуктами, находящимися в одном целеполагающем контексте;

- информационный продукт должен моделировать системный характер взаимодействия гражданских служащих в процессе его реализации.

Принцип необходимой ресурсной обеспеченности реализации информационного продукта предусматривает определение вида и объема ресурсов, необходимых для реализации информационного продукта в заданном целевом контексте.

Поскольку для реализации продукта необходимы различные виды ресурсов, то и результативность его реализации будет являться показателем качества деятельности гражданского служащего только в том случае, если он обладает компетенцией (полномочиями) обеспечить полноту всех необходимых ресурсов. Если гражданский служащий не может повлиять на ресурсное обеспечение информационного продукта, оценивать качество его деятельности возможно только по качественным характеристикам самого информационного продукта, а также профессиональным качествам, которые он проявляет в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

В заключительной части отзыва непосредственный руководитель оценивает уровень профессиональной подготовки гражданского служащего как обобщенную характеристику его профессиональной компетентности и высказывает свое предложение аттестационной комиссии по принятию решения о соответствии или несоответствии замещаемой должности гражданской службы и вынесении рекомендаций по дальнейшему развитию гражданского служащего.

В соответствии с Положением о проведении аттестации кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период.

Гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя. В качестве дополнительных сведений в аттестационную комиссию представляется информация о самооценке гражданского служащего, которая осуществляется им самостоятельно в ходе персонально-оценочного этапа (аттестуемый оценивает свои профессиональные и деловые качества, эффективность и качество подготовленных им информационных продуктов).

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

(п. 1 в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

2. В комиссионно-оценочный период аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Обсуждение профессиональных и деловых качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

При принятии решения, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, необходимо учитывать результаты профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, уровень исполнительской дисциплины (соблюдение установленных сроков выполнения поручения руководства, а также своевременное и надлежащее исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации).

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2016 N 165-ПГ)

Кроме того, аттестационная комиссия, исходя из основной цели аттестации, определяет основные направления профессионального развития гражданского служащего и дает рекомендации как самому аттестуемому, так и его непосредственному руководителю по организации такого развития и в случае необходимости внесению изменений в индивидуальный план его профессионального развития, которые заносятся в аттестационный лист.

(абзац введен постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2016 N 165-ПГ)

3. В итогово-распорядительный период материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через 7 дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с требованиями действующего законодательства о гражданской службе.

(в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2013 N 197-ПГ)

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

4. Профессионально-развивающий период.

Согласно Положению о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", и постановлению Губернатора автономного округа от 06 марта 2012 года N 29-ПГ "О профессиональном развитии государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа" гражданский служащий разрабатывает совместно с непосредственным руководителем и в соответствии с должностным регламентом индивидуальный план профессионального развития (далее - план) сроком на три года.

План представляется на заседание аттестационной комиссии.

По результатам аттестации в план могут быть внесены изменения, содержащие мероприятия, направленные на профессиональное развитие гражданского служащего в межаттестационный период.

Разработка плана включает следующие этапы:

1) определение на основе объективной оценки результатов профессиональной служебной деятельности, а также оценки эффективности и качества подготовки служебных информационных продуктов, основных проблем, снижающих эффективность профессиональной деятельности;

2) определение основных задач по развитию общих и специальных знаний, профессиональных навыков и умений, а также связанных с ними профессиональных качеств аттестуемого на основе оценки итогов его профессиональной служебной деятельности;

(в ред. постановлений Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ, от 21.04.2016 N 75-ПГ)

3) определение индивидуальных организационных и образовательных форм и методов решения задач профессионального развития и сроков их реализации.

(п. 4 в ред. постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

III. Контроль за внедрением методических основ


Контроль за ходом внедрения методических основ в государственных органах осуществляется аппаратом Губернатора автономного округа. В этих целях предусматривается представление государственными органами сведений о ходе реализации методических основ при проведении аттестации и определение направлений дальнейшего профессионального развития гражданских служащих.

В целях обобщения итогов внедрения настоящих методических основ и выработки рекомендаций по повышению эффективности аттестационных процедур, оценки деятельности гражданских служащих, их профессионального развития и кадровой политики в государственных органах в целом в аппарат Губернатора автономного округа один раз в полугодие, до 20 января и 20 июля соответствующего года, государственными органами, внедряющими настоящие методические основы, представляются сведения о ходе их внедрения (приложение N 7 к настоящим методическим основам).

Приложение N 1. ЛИСТ ОЦЕНКИ непосредственного руководителя аттестуемого государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа качества аттестационных процедур





Приложение N 1
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

(в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

ЛИСТ ОЦЕНКИ непосредственного руководителя аттестуемого государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа качества аттестационных процедур

N п/п

Требования к подготовке и организации проведения аттестации

Оценка уровня реализации требования

2,0

3,0

4,0

4,5

5,0

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

очень хорошо

отлично

1

2

3

4

5

6

7

1.

Соблюдение в процессе аттестации нормативно-правовых положений ее подготовки, проведения и реализации результатов

2.

Наличие и качество нормативно-методических положений определения эффективности и качества результатов профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

3.

Проектирование должностных регламентов обеспечивает системное взаимодействие государственных гражданских служащих в процессе решения профессиональных задач

4.

При проектировании целей программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих учитываются обобщенные результаты аттестации и индивидуальные планы профессионального развития государственных гражданских служащих

5.

Разработана технология аттестации, обеспечивающая ее развивающее влияние как на государственных гражданских служащих, так и на весь государственный орган

6.

Технология аттестации является основой для разработки индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих

7.

Индивидуальные планы профессионального развития государственных гражданских служащих представляют собой технологию их работы по повышению эффективности и качества решения служебных задач и уровня личностных, социокультурных и профессиональных задач в межаттестационный период

8.

Средний балл и оценка по всем требованиям


Замечания и предложения должностного лица, заполняющего лист оценки, __

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_______________________/_____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 2. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ персональной оценки качества аттестационных процедур





Приложение N 2
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

(в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2013 N 145-ПГ)

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ персональной оценки качества аттестационных процедур

N п/п

Требования к подготовке и организации проведения аттестации

Оценка уровня реализации требования

2,0

3,0

4,0

4,5

5,0

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

очень хорошо

отлично

1

2

3

4

5

6

7

1.

В процессе аттестации соблюдается уважительное отношение к правам и свободам государственного гражданского служащего

2.

В государственном органе созданы условия для непрерывного профессионального развития государственного гражданского служащего

3.

В ходе аттестационных процедур непосредственные руководители аттестуемых и аттестационная комиссия больше внимания уделяют выявлению положительных качеств государственного гражданского служащего

4.

В государственном органе созданы условия, способствующие творческому отношению государственных гражданских служащих к решению профессиональных задач

5.

В государственном органе доминирует авторитетно-демократический стиль управленческих взаимоотношений

6.

В государственном органе создана атмосфера доверия, взаимопонимания, корректности во взаимоотношениях между государственными гражданскими служащими различных категорий и групп

7.

В государственном органе проявляется доброжелательное отношение к аттестуемому со стороны его руководителей и членов аттестационной комиссии

8.

Средний балл и оценка уровня реализации требований


Предложения аттестуемого ______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


_______________________/___________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 3. КАРТОЧКА ОЦЕНКИ гражданских качеств государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа





Приложение N 3
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

КАРТОЧКА ОЦЕНКИ гражданских качеств государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа

Утратила силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ.

Приложение N 4. КАРТОЧКА ОЦЕНКИ профессиональных качеств аттестуемого государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа (специалиста)





Приложение N 4
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

КАРТОЧКА ОЦЕНКИ профессиональных качеств аттестуемого государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа (специалиста)


Утратила силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ.

Приложение N 5. КАРТОЧКА ОЦЕНКИ профессиональных качеств аттестуемого государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа (руководитель структурного подразделения)




Приложение N 5
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

КАРТОЧКА ОЦЕНКИ профессиональных качеств аттестуемого государственного гражданского служащего Ямало-Ненецкого автономного округа (руководитель структурного подразделения)


Утратила силу. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ.

Приложение N 6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ по развитию общих и специальных знаний, профессиональных навыков и умений, а также связанных с ними профессиональных и личностных качеств аттестуемого на основе оценки итогов его профессиональной служебной деятельности





Приложение N 6
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ по развитию общих и специальных знаний, профессиональных навыков и умений, а также связанных с ними профессиональных и личностных качеств аттестуемого на основе оценки итогов его профессиональной служебной деятельности


Исключены с 1 июня 2016 года. - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2016 N 75-ПГ.

Приложение N 7. ИНФОРМАЦИЯ о ходе внедрения методических основ организации и проведения аттестации государственных гражданских служащих в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органах Ямало-Ненецкого ..





Приложение N 7
к методическим основам организации
и проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

(в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2013 N 31-ПГ)

______________________________________________________

(наименование органа государственной власти, иного государственного органа Ямало-Ненецкого автономного округа)


ИНФОРМАЦИЯ о ходе внедрения методических основ организации и проведения аттестации государственных гражданских служащих в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных государственных органах Ямало-Ненецкого автономного округа, оценки их профессиональных и гражданских качеств с целью определения соответствия замещаемым должностям государственной гражданской службы, определения направлений их дальнейшего профессионального развития

Таблица 1. Информация за отчетный период

Дата проведения аттестации (за отчетный период)

Количество лиц, прошедших аттестацию в отчетном периоде

Сведения о решениях, принятых аттестационной комиссией

Количество индивидуальных планов профессионального развития, содержащих направления развития государственного гражданского служащего в соответствии с итогами аттестации

1

2

3

5

Таблица 2. Информация за период с момента внедрения методических основ (количественные показатели - с нарастающим итогом, оценка эффективности - на конец отчетного периода)

Количество утвержденных индивидуальных планов профессионального развития, содержащих направления развития государственного гражданского служащего в соответствии с итогами аттестации (за период с момента внедрения методических основ)

Информация о выполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами профессионального развития государственных гражданских служащих

Оценка эффективности принятых по итогам аттестации мер, направленных на профессиональное развитие государственных гражданских служащих и качество выполняемых ими должностных обязанностей

1

2

3

Приложение N 8. ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа должностных обязанностей, выполнении требований к служебному поведению за аттестационный период (специалистом)





Приложение N 8
к методическим основам организации и
проведения аттестации государственных
гражданских служащих в органах
государственной власти Ямало-Ненецкого
автономного округа и иных государственных
органах Ямало-Ненецкого автономного округа

ФОРМА ОТЗЫВА

(в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2016 N 165-ПГ)

ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа должностных обязанностей, выполнении требований к служебному поведению за аттестационный период (специалистом)


Сведения о гражданском служащем, подлежащем аттестации (в том числе дата рождения, сведения об образовании и повышении квалификации, опыте работы на гражданской службе, периоде замещения должности гражданской службы, соответствие которой определяется в рамках проводимой аттестации, присвоенном классном чине гражданской службы, имеющихся наградах, поощрениях, дисциплинарных взысканиях за аттестационный период, а также об уровне исполнительской дисциплины (соблюдении установленных сроков выполнения поручения руководства, а также своевременном и надлежащем исполнении поручений и указаний Президента Российской Федерации), об основных вопросах (документах), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие).

Мотивированная оценка эффективности исполнения аттестуемым должностных обязанностей в соответствии с утвержденным должностным регламентом за аттестационный период, предложения по развитию деловых качеств аттестуемого

Направления работы (должностные обязанности)

Оценка методов (подходов) исполнения должностных обязанностей (варианты:
1) исполнение по заданному алгоритму (шаблону);
2) исполнение, не требующее детальной регламентации порядка исполнения и постоянного текущего контроля за деятельностью аттестуемого;
3) исполнение, осуществляемое с творческим подходом, применением инноваций)

Профессиональные навыки и качества гражданского служащего, требующие дальнейшего развития для эффективного исполнения им должностных обязанностей

проектно-плановые качества

профессионально-организаторские качества

контрольно-аналитические качества

профессионально-правовые качества (по сфере деятельности)

профессионально-экономические качества (по сфере деятельности)

информационно-коммуникационные качества

профессионально-инновационные качества

примечание (иные качества)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Непосредственный руководитель _______________________(____________________)

Ознакомлен:

Аттестуемый _______________________(____________________)

____________________ 20______ года



Приложение N 9. ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа должностных обязанностей, выполнении требований к служебному поведению за аттестационный период (руководителем ...

Приложение N 9
к методическим основам организации
и проведения аттестации
государственных гражданских служащих
в органах государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа
и иных государственных органах
Ямало-Ненецкого автономного округа

ФОРМА ОТЗЫВА

(в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.09.2016 N 165-ПГ)

ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа должностных обязанностей, выполнении требований к служебному поведению за аттестационный период (руководителем структурного подразделения)

Сведения о гражданском служащем, подлежащем аттестации (в том числе дата рождения, сведения об образовании и повышении квалификации, опыте работы на гражданской службе, периоде замещения должности гражданской службы, соответствие которой определяется в рамках проводимой аттестации, присвоенном классном чине гражданской службы, имеющихся наградах, поощрениях, дисциплинарных взысканиях за аттестационный период, а также об уровне исполнительской дисциплины (соблюдении установленных сроков выполнения поручения руководства, а также своевременном и надлежащем исполнении поручений и указаний Президента Российской Федерации), об основных вопросах (документах), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие).

Мотивированная оценка эффективности исполнения аттестуемым должностных обязанностей в соответствии с утвержденным должностным регламентом за аттестационный период, предложения по развитию деловых качеств аттестуемого

Направления работы (должностные обязанности)

Оценка методов (подходов) исполнения должностных обязанностей (варианты:
1) исполнение
по заданному алгоритму (шаблону);
2) исполнение, не требующее детальной регламентации порядка исполнения и постоянного текущего контроля за деятельностью аттестуемого;
3) исполнение, осуществляемое с творческим подходом, применением инноваций;
4) требует принятия самостоятельных управленческих решений)

Профессиональные навыки и качества гражданского служащего, требующие дальнейшего развития для эффективного исполнения им должностных обязанностей

профессионально-прогностические качества

проективно-плановые качества

профессионально-организаторские качества

профессионально-мотивационные качества

контрольно-аналитические качества

регулятивно-распорядительные качества

профессионально-правовые качества

профессионально-экономические качества

информационно-коммуникативные качества

профессионально-инновационные качества

примечание (иные качества)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Непосредственный руководитель _______________________(____________________)

Ознакомлен:

Аттестуемый _______________________(____________________)

____________________ 20______ года

Приложение N 10. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ независимого эксперта, представителя общественного совета о качестве аттестационных процедур





Приложение N 10
к методическим основам организации
и проведения аттестации
государственных гражданских служащих
в органах государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа
и иных государственных органах
Ямало-Ненецкого автономного округа

(введен постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 N 38-ПГ)

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ независимого эксперта, представителя общественного совета о качестве аттестационных процедур

N п/п

Требования к подготовке и организации проведения аттестации

Оценка уровня реализации требования

2,0

3,0

4,0

4,5

5,0

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

очень хорошо

отлично

1

2

3

4

5

6

7

1.

В процессе аттестации соблюдается уважительное отношение к правам и свободам гражданского служащего

2.

В государственном органе созданы условия для непрерывного профессионального развития гражданского служащего

3.

В ходе аттестационных процедур непосредственные руководители аттестуемых и аттестационная комиссия больше внимания уделяют выявлению положительных качеств гражданского служащего

4.

В государственном органе созданы условия, способствующие творческому отношению гражданских служащих к решению профессиональных задач

5.

В государственном органе доминирует авторитетно-демократический стиль управленческих взаимоотношений

6.

В государственном органе проявляется доброжелательное отношение к аттестуемому со стороны его руководителей и членов аттестационной комиссии

7.

Средний балл и оценка уровня реализации требований


Предложения независимого эксперта, представителя общественного совета

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


_______________________/___________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (с изменениями на: 16.09.2016)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (с изменениями на: 16.09.2016)

Номер документа: 173-ПГ

Вид документа: Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

Принявший орган: Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа

Статус: Действующий

Опубликован: Газета "Красный Север" N 65 от 27.10.2011
Дата принятия: 24 октября 2011

Дата редакции: 16 сентября 2016