ПРИКАЗ
от 5 июня 2013 года N П/90
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции Приказов Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 24.06.2013 N П/101, от 12.09.2013 N П/187, от 28.04.2014 N П/94, от 06.11.2014 N П/200, Приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 26.12.2014 N П/252, от 30.06.2015 N П/204, от 23.11.2015 N П/372, от 30.12.2015 N П/431)
В соответствии со статьями 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Алтай от 31 августа 2012 года N 217 "Об утверждении Положения о государственных программах Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, о внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 и признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" и в целях реализации государственной политики в области охраны труда, улучшения условий труда, сохранения жизни и здоровья работающих, как важнейшей производительной силы общества, определяющей благосостояние народа и социально-экономическое развитие Республики Алтай, приказываю:
(в ред. Приказа Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 24.06.2013 N П/101)
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы".
2. Отделу трудовых отношений (Зубакин А.Ф.) организовать работу по реализации ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы".
Министр
Г.П.СУМИН
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции Приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 30.06.2015 N П/204, от 23.11.2015 N П/372, от 30.12.2015 N П/431)
Наименование разработчика ведомственной целевой программы функционирования | Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) |
Наименование государственной программы Республики Алтай | |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай | Занятость населения и охрана труда |
Наименование ведомственной целевой программы функционирования | Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Цели и задачи ведомственной целевой программы функционирования | Цель: Создание условий для снижения рисков производственного травматизма и заболеваемости работников организаций на территории Республики Алтай. Задача 1. Улучшение условий труда на рабочих местах в результате проведения специальной оценки условий труда. Задача 2. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы системы управления охраной труда в Республике Алтай. Задача 3. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда |
Целевые показатели ведомственной целевой программы функционирования | Показатель цели: 1) численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более; 2) численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом. Показатель задачи 1: 1) количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; 2) численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров; 3) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 4) удельный вес рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда, от общего количества рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда; 5) количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда; 6) численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; 7) удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. Показатель задачи 2: 1) количество предложений по проектам федеральных законов, нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере охраны труда; 2) доля организаций, соблюдающих трудовое законодательство. Показатель задачи 3: 1) количество организаций, принявших участие в конкурсных мероприятиях в сфере охраны труда; 2) количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда; 3) доля организаций, участвующих в конкурсах "Лучший по профессии" |
Характеристика мероприятий ведомственной целевой программы функционирования | В рамках Программы будут реализованы следующие мероприятия: организация превентивных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в том числе заключение эффективных контрактов, разработка и внедрение программ "нулевого травматизма"; проведение государственной экспертизы условий труда в организациях с высоким риском производственного травматизма, с вредными и тяжелыми условиями труда; осуществление контроля за выполнением плана мероприятий по улучшению условий и оздоровлению условий труда в организациях, прошедших специальную оценку условий труда; проведение целевых методических семинаров по вопросам специальной оценки условий труда в организациях; проведение семинаров-совещаний совместно с организациями, осуществляющими функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, и организациями, проводящими специальную оценку условий труда на рабочих местах по качеству оказываемых ими услуг; подготовка проектов региональных нормативных правовых актов в сфере охраны труда; проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма в организациях Республики Алтай; координация деятельности органов, участвующих в реализации государственной политики в сфере охраны труда в рамках республиканской и муниципальных межведомственных комиссий по охране труда; осуществление контроля за выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, предусмотренных коллективными договорами, отраслевыми соглашениями; проведение Дней охраны труда; проведение республиканского смотра-конкурса по охране труда среди муниципальных образований и организаций Республики Алтай; организация и проведение мероприятий, посвященных Всемирному Дню охраны труда; организация обучения руководителей и специалистов по охране труда в Республике Алтай; разработка и издание методических пособий по охране труда в электронном виде; проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, территориальных соглашений в Республике Алтай; проведение конкурсов "Лучший по профессии"; проведение конкурса детского рисунка "Безопасный труд глазами детей"; обучение по охране труда в Федеральном учебном центре охраны труда |
Сроки реализации ведомственной целевой программы функционирования | 2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы функционирования | Общий объем финансирования программы составляет 17303,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 5075 тыс. рублей; 2014 год - 5275 тыс. рублей; 2015 год - 6953,0 тыс. рублей; из них: средства республиканского бюджета Республики Алтай 1503,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 100,0 тыс. рублей; 2014 год - 100,0 тыс. рублей; 2015 год - 1303,0 тыс. рублей; средства иных источников (справочно) в том числе: Фонда социального страхования РФ по Республике Алтай (справочно) - 7800 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 2400,0 тыс. рублей; 2014 год - 2500,0 тыс. рублей; 2015 год - 2900,0 тыс. рублей; организаций Республики Алтай (справочно) - 8000 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 2575,0 тыс. рублей; 2014 год - 2675,0 тыс. рублей; 2015 год - 2750,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы | Ожидаемым конечным результатом программы являются: - снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более до 60 человек в 2015 году; - численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом останется на уровне 3 чел.; - снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего до 56 дней в 2015 году; - снижение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров до 6 чел. в 2015 году; - увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, до 2000 рабочих мест в 2015 году; - увеличение удельного веса рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда, от общего количества рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, до 55% в 2015 году; - увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, до 200 рабочих мест в 2015 году; - увеличение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, до 5600 чел. в 2015 году; - увеличение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, до 29,5% в 2015 году; - количество предложений по проектам федеральных законов, нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере охраны труда, останется на уровне 4 ед.; - увеличение доли организаций, соблюдающих трудовое законодательство, до 50% в 2015 году; - увеличение количества организаций, принявших участие в конкурсных мероприятиях в сфере охраны труда, до 184 организаций в 2015 году; - увеличение количества руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда, до 3200 человек в 2015 году; - увеличение доли организаций, участвующих в конкурсах "Лучший по профессии", до 25% в 2015 году |
В целях реализации государственной политики в области охраны труда Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай разработана Программа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, законом Республики Алтай от 12 ноября 2003 года N 15-10 "Об охране труда в Республике Алтай" и постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, о внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай".
Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в течение ряда лет проводится последовательная и системная работа по исполнению предыдущих программ улучшения условий и охраны труда на территории Республики Алтай.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних пяти лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Республике Алтай имеют следующую динамику (табл. 1 - 4).
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009 - 2013 годах (по данным Фонда социального страхования по Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Всего/в том числе Республика Алтай | 155/83 | 147/98 | 137/88 | 105/73 | 100/65 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009 - 2013 годах (по данным Гострудинспекции в Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 4 | 4 | 4 | 8 | 3 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Фонда социального страхования по Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Всего/в том числе Республика Алтай | 53/51 | 51/49 | 52/50 | 53/51 | 59/56,7 |
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009 - 2013 годах (по данным Министерства здравоохранения Республики Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 1 | 2 | 6 | 2 | 8 |
При разработке программы, учитывая предложения Минтруда России, министерство использовало данные отчета по годам Фонда социального страхования по Республике Алтай по количеству пострадавших в результате несчастных случаев и количеству дней временной нетрудоспособности, как наиболее верные, поскольку через Фонд проходит оплата больничных листов пострадавших на производстве. В Фонде социального страхования по Республике Алтай зарегистрированы организации, входящие в особую экономическую зону, находящиеся за пределами республики, поэтому приводятся показатели, относящиеся к Республике Алтай.
Так за 5 лет с 2009 по 2014 год число пострадавших на производстве сократилось с 83 до 65 человек в 2013 году, число пострадавших со смертельным исходом в 2013 году сократилось в 2,6 раза, число погибших составило 3 человека.
Рост численности работников с профессиональными заболеваниями начался с 2011 года в связи со сменой собственности в с. Сейка Чойского района с ФГУП на ОАО "Рудник "Веселый" по добыче золота.
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (по данным Гострудинспекции в Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 1243 | 1473 | 5053 | 962 | 3658 |
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количеств рабочих мест (по данным Гострудинспекции в Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 32,5 | 35,4 | 39 | 45,5 | 48,0 |
Наиболее эффективным механизмом комплексного анализа условий труда является специальная оценка условий труда, как механизм стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, и создания эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009 - 2013 годах (таблицы 5 - 6) позволяет сделать следующие выводы. За последние пять лет в 2,9 раза увеличился рост количества рабочих мест, прошедших аттестацию рабочих мест по условиям труда, удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в 2013 году составил 48%. Результатом пятилетнего труда явилось сокращение производственного травматизма на 18 человек в сравнении с 2009 годом.
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным Госкомстата Республики Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 20,5 | 19,6 | 20,4 | 25,6 | 29,2 |
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным Госкомстата Республики Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 5914 | 6173 | 5615 | 5332 | 5484 |