Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2011 года N 387

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА" НА 2012 — 2014 ГОДЫ

В соответствии с Законом Республики Северная Осетия - Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия - Алания", в целях обеспечения конституционных прав и гарантий работников организаций на здоровые и безопасные условия труда Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществить в 2012 году финансирование мероприятий Программы из средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2012 год по разделу "Социальная политика", в последующие годы обеспечивать финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия -Алания С.С.Таболова.

Председатель Правительства.

Республики Северная Осетия - Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2011 г. N 387

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА" НА 2012-2014 годы

г. ВЛАДИКАВКАЗ 2011 год

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда" на 2010-2011 годы


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы

Основание и дата принятия решения о разработке Программы

Трудовой кодекс Российской Федерации.
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
 Закон Республики Северная Осетия - Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия - Алания" .
 Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 16 июля 1999 года N 210 "О государственной системе управления охраной труда Республики Северная Осетия – Алания".

Государственный заказчик Программы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания.

Разработчик Программы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания.

Исполнители Программы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания,  Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (по согласованию), Объединение организаций профсоюзов Республики Северная Осетия - Алания (по согласованию), предприятия, организации всех форм собственности.

Цель и задачи Программы

Целью Программы является улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Республики Северная Осетия - Алания, на основе согласованных действий социальных партнеров  по реализации государственной политики в сфере охраны труда.
 Задачи:
 1. Совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда, совершенствование республиканской системы управления охраной труда.
 2. У лучшение условий труда на рабочих местах, активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда.
 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения.
 4. Совершенствование лечебно - профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения.
 5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Срок реализации Программы

Срок реализации Программы  - 2012 - 2014 годы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Прогнозируемые индикаторы и целевые показатели на 2014 год:
 численность пострадавших в результате несч астных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более - 1,2 в расчете на 1 тыс. работающих;

 численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих - 0,014;

 удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Республики Северная Осетия - Алания, - 55%;

 удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, - 12,1 %;

 удельный вес работающих, прошедших обучение по охране труда в установленные сроки,  - 55%.

Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных Программой

Финансирование из федеральных внебюджетных источников в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации;

 средства республиканского бюджета, выделяемые Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на мероприятия по охране труда, - 1500,0 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:
  2012 год  -  500 тыс. рублей;

  2013 год  -  500 тыс. рублей;

  2014 год  -  500 тыс. рублей;

 иные внебюджетные источники;

 средства организаций.

Показатели социально- экономической эффективности реализации Программы

Реализация государственной социальной политики по предоставлению работникам организаций гарантий государства на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.
 1. Снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве:
 всего - до 10% от уровня  в 2011 году;

 в том числе со смертельным исходом - до 5 % от уровня  в 2011 году.
 2. Снижение количества пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в расчете на 1000 работающих:
 всего - до 5% от уровня в 2011 году;

 в том числе со смертельным исходом - до 5 % от уровня в 2011 году.
 3. Снижение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в % от списочной численности) - до 2,5 % от уровня в 2011 году.
 4. Снижение показателя профессиональной заболеваемости в расчете на 10000 работающих - до  2,0 % от уровня в 2011 году.
  5. Увеличение удельного веса работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах, - до 52%.

Система организации контроля за ходом реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия - Алания.
  Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания ежегодно, в срок до 1 марта, подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период);
включает в отчет оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с методикой, и направляет ее в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

2. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения трудового потенциала. Это нашло отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.

Внесенные в последнее время изменения в трудовое законодательство, предпринимаемые меры по сближению российского законодательства об охране труда с законодательством Европейского Союза, разрабатываемые Минздравсоцразвития России нормативные правовые акты, включая концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда, свидетельствуют о значительном усилении внимания государства к вопросам обеспечения достойных условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.

В рамках исполнения трехсторонних соглашений между республиканскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Республики Северная Осетия - Алания Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания с 1995 года реализованы четыре республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда.

Решение вопросов обеспечения безопасности на каждом рабочем месте в республике осуществляется путём реализации указанных программ. В настоящее время завершена реализация Программы на 2010 - 2011 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26 ноября 2010 года N 339. Программой предусматривалось развитие нормативной базы в сфере охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации обучения и проверки знаний по охране труда специалистов, информационное обеспечение охраны труда.

Анализ работы в области охраны труда свидетельствует о том, что в республике продолжилась тенденция снижения не только общего количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве: с 112 в 2006 году до 84 человек в 2010 году, - но и с тяжелыми последствиями. Если в результате несчастных случаев на производстве за 2007 и 2008 годы в республике в организациях всех видов экономической деятельности погибло 6 и 13 работников, то в 2009 - 6 человек, в 2010 – 1.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Республики Северная Осетия - Алания обусловливают:

социальная острота проблемы, вызванная уровнем производственного травматизма;

невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Республики Северная Осетия - Алания, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;

необходимость усиления взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;

отсутствие развитой инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.

Применение программного подхода зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма комплексного решения проблем улучшения условий и охраны труда. Реализация единого комплекса программных мероприятий позволила за последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом (таблица N 1).

Таблица N 1

ДИНАМИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И УСЛОВИЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ


Показатель

Ед.
 изм.

Значение по годам

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Количество предприятий

ед.

508

521

479

482

481

Количество работников

чел.

60604

65781

60810

57716

57791

Количество пострадавших от несчастных случаев на производстве:
  - всего
  - со смертельным исходом

чел.
 чел.

112
 4

67
 6

107
 13

94
 6

84
 1

Количество групповых несчастных случаев

чел.

1

0

3

1

2

Количество тяжелых несчастных случаев

чел.

23

23

13

12

16

Количество впервые установленных профессио-нальных заболеваний

чел.

-

-

3

10

2

Количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих:
  - всего (с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более)
  - со смертельным исходом

ед.
     ед.

1,8
     0,066

1,3
     0,091

1,8
     0,214

1,6
     0,104

1,5
     0,017

Количество работников организаций, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к списочной численности

%

11,2

12,8

12,7

13,8

12,4

Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

%

10,0

9,8

9,6

9,4

9,4

Затраты на мероприятия по охране труда

млн.руб.

160,2

166,7

112,3

104,9

135, 5

Затраты на мероприятия по охране труда в среднем на 1 работника

руб.

5756

8563

7889

7748

8560

Доля промышленных предприятий с неудовлетвори-тельными условиями труда

%

63,1

62,8

62,3,

61,8

61,8

Удельный вес устранённых в общем количестве выявленных нарушений по вопросам охраны труда

%

87,2

87,6

88,1

88,6

88,6

По Республике Северная Осетия - Алания органами государственной статистики за 2010 год проводилось обследование состояния условий труда на предприятиях и в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по основным видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь. Обследование показало, что в 2010 году 7638 человек (или 33,9% от всей численности обследуемых работников) имели хотя бы один вид компенсации за работу в неблагоприятных условиях груда, в т.ч. мужчин - 5340 человек (40,7%), женщин - 2298 человек (24,3%).

В 2010 году в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности работало 2791 человек, что на 626 человек, или на 18,3% меньше, чем в 2009 году, в т.ч. мужчин - 1805 (на 18,8% меньше), женщин - 986 (на 17,4% меньше). В 2010 году отмечается небольшое снижение численности работающих под воздействием всех видов вредных условий труда. Однако увеличилось число работающих на рабочих местах с повышенным уровнем вибрации, на 4,2% (в обрабатывающих производствах - на 3,8%, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды появилось 42 рабочих места). В 2010 году по республике снизилось число занятых тяжелым физическим трудом по сравнению с их числом в 2009 году на 474 (на 41,1%), в т.ч. мужчин - на 315 (на 35,4%), женщин - на 159 (на 60,0%). Это снижение наблюдается в обрабатывающих производствах на 307 человек (на 43,5%), а именно на предприятиях по производству прочих неметаллических минеральных продуктов всего на 299 человек (на 57,8%), в т.ч. мужчин - на 143 (на 49,0%), женщин - на 156 (на 69,3%), а также в строительстве - на 161 человека (на 44,4%) и на транспорте - на 33 человека (на 44,0%). Незначительно снизилась численность занятых на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, - на 15 человек, или на 1,5%.

Из общего числа лиц, работающих на рабочих местах с превышением допустимых гигиенических нормативов условий труда в 2010 году 36,% работников испытывали воздействие повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука (40,2% в 2009 году); 22% работали в условиях повышенной запыленности воздуха (20,7% в 2009 году), 16,7% работали в условиях повышенного уровня вибрации (13,1% в прошлом году); 15,9% - в условиях повышенной загазованности воздуха рабочей зоны (17,2% в 2009 году). Опираясь на выше изложенные факты, можно сделать вывод, что в 2010 году условия труда на предприятиях обследуемых видов экономической деятельности незначительно улучшились.

Ухудшение условий труда в 2010 году наблюдается на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Так, в 2009 году таких мест насчитывалось всего 3, а в 2010 году - 136. Отчасти это произошло за счет увеличения списочной численности за исследуемый год на 952 человека, отчасти - за счет проведения аттестации рабочих мест, которая выявила места с повышенным уровнем шума, ультразвука, инфразвука, места с повышенным уровнем вибрации и с повышенной загазованностью. Незначительно ухудшились условия труда в строительстве и появились рабочие места, не отвечающие гигиеническим нормативам, в связи (18 рабочих мест).

В целом по республике в 2010 году в расчете на 1000 работающих приходилось 124 человека, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (138 человек в 2009 году), в т. ч на предприятиях добывающей промышленности - 284 человека (284 человека в 2009 году); на обрабатывающих производствах 159 человек (183 человека в 2009 году); на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 48 человек (2 человека в 2009 году); в строительстве - 164 человека (158 человек в 2009 году); на транспорте - 133 человека (133 человека в 2009 году); в связи - 6 человек (в 2009 году рабочие места с вредными условиями труда отсутствовали).

Результаты обследования показали, что в 2010 году из числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности, каждый третий работник имел хотя бы один вид льгот или компенсаций, в т.ч. на предприятиях по добыче полезных ископаемых в обрабатывающих производствах - каждый второй, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - каждый пятнадцатый, в строительстве - каждый третий, на транспорте - каждый четвертый, в связи - каждый тринадцатый.

С целью обеспечения безопасности каждого работника, занятого на рабочем месте с тяжелыми и вредными условиями труда, на предприятиях и в организациях выдается бесплатно спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. По данным формы "1-Т условия труда", за 2010 год численность их составила 14,1 тысячи человек, что составило 62,6% от всей численности работников обследованных видов экономической деятельности (62,1% в 2009 году).

Из всей численности работников, получающих бесплатно спецодежду и спецобувь, 5,5 тысячи человек заняты во вредных и опасных условиях труда (6,1 тысячи человек в 2009 году).

Фактические расходы на средства индивидуальной защиты в 2010 году составили 35488,3 тысячи рублей (26952,7 тысячи рублей в 2009 году), т.е. на 31,7% больше, из них 16182,9 тысячи рублей на работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (13459,3 тысячи рублей в 2009 году), т.е. на 20,2% больше. В среднем на одного работника в 2010 году на средства индивидуальной защиты приходилось 2514 рублей (1758 рублей в 2009 году), что на 43,0% больше, а на одного работника, занятого во вредных и опасных условиях труда, - 2936 рублей (2208 рублей в 2009 году), что на 33,0% больше прошлогодних данных.

В 2010 году по всем обследованным предприятиям и организациям расходы на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты возросли по сравнению с расходами в прошлом году на 31,7%, в т.ч. в обрабатывающих предприятиях - на 32,1%, на предприятиях по производству электроэнергии, газа и воды - почти в 6 раз, на транспорте - на 11,6%, в связи - на 17,9%. В добывающих производствах и в строительстве наблюдается, наоборот, снижение расходов на средства индивидуальной защиты соответственно на 4,1% и 25,1%.

Расходы на одного работника в целом по всем обследуемым отраслям возросли на 43,0%.

В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 48,3 дня в целом по обследованным видам экономической деятельности, что на 9,8% больше, чем в предыдущем году.

Наличие вредных производственных факторов, использование изношенных машин и оборудования и несовершенных технологических процессов в некоторых случаях приводят к полной или частичной утрате трудоспособности работающими. На предприятиях обследованных видов экономической деятельности в течение 2010 года получили производственные травмы и временно утратили трудоспособность 84 человека, что на 10,6% меньше, чем в 2009 году.

За два года произошло снижение общего количества пострадавших на производстве со 107 до 84 человек (21,5%), пострадавших с тяжелым и смертельным исходом - с 13 до 1 человека. Количество работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах, увеличилось за два года с 25,7% до 32 %.

Анализ работы в области условий охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя оправдывает.

Если снижение уровня производственного травматизма раньше связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходит в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых результатов. Главная задача ближайших лет заключается в сохранении и повышении достигнутых показателей.

Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Республики Северная Осетия - Алания, проводимый по данным Территориального органа службы государственной статистики по Республике Северная Осетия – Алания, Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия – Алания, Государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания", показывает, что основными причинами производственного травматизма и большого числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:

1) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов регулирования;

2) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

3) низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях республики;

4) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»