Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2011 года N 153

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 492 "О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2011 ГОД)"

Акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РК от 22.03.2013 N 87.

Правительство Республики Коми постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2010 г. N 492 "О целевой республиканской программе "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2011 год)" следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Министерству финансов Республики Коми предусмотреть в республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год 25 642,8 тыс. рублей на реализацию Программы.";

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Тукмакова В.А.";

3) целевую республиканскую программу "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2011 год)", утвержденную постановлением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР


Приложение

к Постановлению

Правительства Республики Коми

от 20 апреля 2011 г. N 153

"Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Коми

от 30 декабря 2010 г. N 492


(приложение)

ЦЕЛЕВАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2011 ГОД)"

ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2011 ГОД)"


Наименование Программы

целевая республиканская программа  "Дополнительные
 меры, направленные на  снижение  напряженности  на
 рынке труда Республики Коми (2011 год)"  (далее  -
 Программа)

Наименование
 уполномоченного органа
 исполнительной власти
 субъекта Российской
 Федерации для
 осуществления
 взаимодействия с
 Федеральной службой по
 труду и занятости -
 заказчика Программы

Управление Республики Коми по занятости населения

Основание для
 разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19  апреля  1991  г.
 N  1032-I  "О  занятости  населения  в  Российской
 Федерации"
, постановление Правительства Российской
 Федерации  от  14  декабря  2009  г.  N  1011  "О
 предоставлении  в  2011  году  субсидий  из
 федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
 Федерации  на  реализацию  дополнительных
 мероприятий,  направленных  на  снижение
 напряженности на рынке труда субъектов  Российской
 Федерации"
,  протокол  совещания  у  Заместителя
 Председателя  Правительства  Российской  Федерации
 А.Д.Жукова от 17 ноября 2010 г. N АЖ-П12-83-пр

Срок реализации
 Программы

2011 год

Исполнитель Программы

Управление Республики Коми по занятости населения

Цель Программы

снижение напряженности на рынке  труда  Республики
 Коми

Задачи Программы

повышение  конкурентоспособности  на  рынке  труда
 работников, находящихся  под  угрозой  увольнения,
 работников  организаций  производственной  сферы,
 осуществляющих  реструктуризацию  и  модернизацию
 производства;
 женщин,  работающих  во  вредных  и
 тяжелых  условиях  труда;
 женщин,  находящихся  в
 отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
врачей в
 соответствии  с  программами  модернизации
 здравоохранения;

 стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
 содействие  самозанятости  безработных  граждан  и
 стимулирование создания  безработными  гражданами,
 открывшими  собственное  дело,  дополнительных
 рабочих  мест  для  трудоустройства  безработных
 граждан;

 содействие  трудоустройству  незанятых  инвалидов,
 родителей,  воспитывающих  детей-инвалидов,
 многодетных родителей

Основные мероприятия
 Программы

опережающее профессиональное обучение и стажировка
 работников,  находящихся  под  угрозой  увольнения
 (простой,  введение  режима  неполного  рабочего
 времени, проведение мероприятий  по  высвобождению
 работников),  работников  организаций
 производственной  сферы,  осуществляющих
 реструктуризацию  и  модернизацию  производства  в
 соответствии с инвестиционными проектами;

 опережающее профессиональное обучение и стажировка
 женщин, работающих во вредных и  тяжелых  условиях
 труда, с целью их вывода с вредного производства;

 профессиональная  подготовка,  переподготовка  и
 повышение  квалификации  женщин,  находящихся  в
 отпуске  по  уходу  за  ребенком  до  трех  лет,
 планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 профессиональная  переподготовка  врачей  в
 соответствии  с  программой  модернизации
 здравоохранения;

 организация  общественных  работ,  временного
 трудоустройства  работников  системообразующих  и
 градообразующих  предприятий,  находящихся  под
 угрозой  увольнения,  а  также  признанных  в
 установленном  порядке  безработными  граждан  и
 граждан,  ищущих  работу,  проживающих  в
 монопрофильных населенных  пунктах  с  напряженной
 ситуацией на рынке труда;

 организация  общественных  работ,  временного
 трудоустройства  граждан,  признанных  в
 установленном  порядке  безработными,  и  граждан,
 ищущих работу, проживающих в сельской местности  с
 напряженной ситуацией на рынке труда, и работников
 организаций (предприятий), находящихся под угрозой
 увольнения;

 стажировка выпускников образовательных  учреждений
 в целях приобретения ими опыта работы;

 содействие  трудоустройству  незанятых  инвалидов,
 родителей,  воспитывающих  детей-инвалидов,
 многодетных родителей;

 организация содействия  самозанятости  безработных
 граждан  и  создание  безработными  гражданами,
 открывшими  собственное  дело,  дополнительных
 рабочих  мест  для  трудоустройства  безработных
 граждан

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

общий объем финансирования Программы в 2011 году -
 105074,5 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия из федерального бюджета  -  79431,7  тыс.
 рублей;

 средства  республиканского  бюджета  Республики
 Коми - 25642,8 тыс. рублей

Целевые показатели
 Программы

недопущение  роста  уровня  регистрируемой
 безработицы  выше  2,3  процента  к  экономически
 активному населению в среднегодовом исчислении;

 недопущение роста  коэффициента  напряженности  на
 рынке труда выше 1,8 в среднегодовом исчислении

Показатели
 результативности
 Программы

организация  опережающего  профессионального
 обучения  работников,  находящихся  под  угрозой
 увольнения,  работников  организаций
 производственной  сферы,  осуществляющих
 реструктуризацию  и  модернизацию  производства  в
 соответствии с инвестиционными  проектами,  -  620
 человек;

 организация  опережающего  профессионального
 обучения женщин, работающих во вредных  и  тяжелых
 условиях труда,  с  целью  их  вывода  с  вредного
 производства - 50 человек;

 организация  профессиональной  подготовки,
 переподготовки и  повышения  квалификации  женщин,
 находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех
 лет,  планирующих  возвращение  к  трудовой
 деятельности, - 100 человек;

 организация  профессиональной  переподготовки
 врачей в соответствии  с  программой  модернизации
 здравоохранения - 15 человек;

 организация  общественных  работ,  временного
 трудоустройства  работников  системообразующих  и
 градообразующих  предприятий,  находящихся  под
 угрозой увольнения, а также граждан, признанных  в
 установленном  порядке  безработными,  и  граждан,
 ищущих  работу,  проживающих  в  монопрофильных
 населенных  пунктах  с  напряженной  ситуацией  на
 рынке труда, - 420 человек;

 организация  общественных  работ,  временного
 трудоустройства  граждан,  признанных  в
 установленном  порядке  безработными,  и  граждан,
 ищущих работу, проживающих в сельской местности  с
 напряженной ситуацией на рынке труда, и работников
 организаций (предприятий), находящихся под угрозой
 увольнения, - 1011 человек;

 создание  временных  рабочих  мест  для
 трудоустройства  300  выпускников  образовательных
 учреждений  для  прохождения  стажировки  в  целях
 приобретения ими опыта работы;

 организация   содействия  самозанятости  720
 безработным гражданам;

 создание  безработными  гражданами,  открывшими
 собственное дело, дополнительных рабочих мест  для
 трудоустройства безработных граждан;

 оснащение 80  специализированных  рабочих  мест
 для трудоустройства инвалидов и  рабочих  мест  (в
 том числе надомных) для  родителей,  воспитывающих
 детей-инвалидов, многодетных родителей

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Социально-экономическое положение Республики Коми в январе - октябре 2010 года определялось увеличением реальных размеров денежных доходов, заработной платы, пенсий, замедлением инфляционных процессов на потребительском рынке и снижением официально зарегистрированной безработицы. Относительно января - октября предыдущего года возросли объемы работ по виду деятельности "Строительство", перевозок грузов, оборота розничной торговли, платных услуг населению, налоговых поступлений. Наблюдался незначительный рост производства промышленной и лесозаготовительной продукции. Индекс промышленного производства в январе - октябре 2010 года относительно соответствующего периода предыдущего года составил 100,3 процента (в январе - октябре 2009 года - 97,0 процента). Позитивное влияние на промышленное производство оказали рост относительно десяти месяцев предыдущего года в угледобыче, деревообработке и целлюлозно-бумажном производстве, незначительный прирост в нефтедобыче в октябре 2010 года, подъем производства нефтепродуктов в августе - октябре 2010 года. Увеличилась сальдированная прибыль организаций. Большинство показателей и в экономике, и в социальной сфере в текущем году сложилось на более высоком уровне, чем за январь - октябрь 2009 года. Вместе с тем не достигнут уровень аналогичного периода предыдущего года в строительстве жилья, меньше инвестировано средств в экономику республики. Продолжилось снижение численности населения за счет естественной и миграционной убыли населения.

В отличие от 2009 года в социальной сфере республики наблюдались положительные тенденции. Среднемесячная начисленная заработная плата в январе - сентябре 2010 года составила 24,8 тыс. рублей и с учетом корректировки на индекс потребительских цен увеличилась на 5,1 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (в январе - сентябре 2009 года темп был равен 100,0 процента). Заметно возросла реальная заработная плата в деревообработке, целлюлозно-бумажном производстве, строительстве, железнодорожном и автомобильном транспорте.

Начиная с марта 2010 года наметилась тенденция снижения численности зарегистрированных безработных граждан. По сравнению с показателем конца октября 2009 года этот показатель уменьшился на 23 процента и на конец октября 2010 года составил 11,8 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности безработных к экономически активному населению) снизился до 2,2 процента - это минимальное значение в текущем году (на конец октября 2009 года - 2,7 процента). Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) на 1 ноября 2010 года составил 1,8 против 4,6 в начале 2010 года.

По данным Росстата, уровень общей безработицы в Республике Коми, исчисленный в среднем за август - октябрь 2010 года в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), составил 9,6 процента (в среднем по России - 6,7 процента). В среднем за 2009 год численность экономически активного населения Республики Коми составляла 541,5 тыс. человек, в их числе 477,6 тыс. человек (88,2 процента) были заняты экономической деятельностью и 63,9 тыс. человек (11,8 процента) классифицировались как безработные по критериям МОТ (в 2008 году - 570 тыс. человек).

Демографическая ситуация в Республике Коми в 2010 году характеризовалась сокращением численности населения вследствие его миграционной убыли и превышения смертности над рождаемостью. По данным Росстата (оценочно), численность постоянного населения республики на 1 октября 2010 года составила 944,6 тыс. человек и с начала года уменьшилась на 6,6 тыс. человек, или на 0,7 процента (за январь - сентябрь 2009 года - 5,4 тыс. человек, 0,6 процента). Основной причиной сокращения численности населения остается миграционная убыль, которая в сравнении с январем - сентябрем 2009 года возросла на 22 процента. В демографических процессах из-за снижения уровня рождаемости в сельской местности (на 8,5 процента) ухудшился показатель рождаемости в целом по республике. В результате естественная убыль населения в расчете на 1000 человек по сравнению с девятью месяцами предыдущего года увеличилась на 50 процентов, в сельской местности - на 58 процентов.

В течение 2010 года сохранялась тенденция снижения среднесписочной численности работников организаций (на 1 - 2 процента по сравнению с прошлым годом). В январе - сентябре 2010 года среднесписочная численность занятых в организациях всех форм собственности (включая организации малого предпринимательства) составила 384,8 тыс. человек, или 76,2 процента от общей численности занятых в экономике. Значительно сократилась численность в организациях с такими видами деятельности, как сельское и лесное хозяйство, текстильное и швейное производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, гостиницы и рестораны. В то же время отмечен рост численности занятых в производстве пищевых продуктов, строительстве, торговле автотранспортными средствами, в деятельности по осуществлению операций с недвижимым имуществом, в предоставлении социальных услуг.

В октябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года число предприятий, работающих в нестабильных режимах рабочего времени, снизилось с 99 до 39; численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, снизилась с 3774 человек до 1024 человек; численность работников, находящихся в простое, снизилась со 143 человек до 110 человек; численность работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, снизилась с 738 человек до 97 человек.

В Республике Коми четыре моноструктурных образования, которые находятся в непростых экономических условиях. Профилем двух из них - городов Воркуты и Инты - является добыча каменного угля. В текущем году отмечено падение спроса и сложности со сбытом угля. Два других градообразующих предприятия - ООО "Княжпогостский завод ДВП" (г. Емва) и ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" (пгт Жешарт) также испытывают трудности со сбытом производимой продукции. К концу 2010 года благодаря реализации в республике антикризисных мер зафиксирована стабилизация ситуации на рынке труда в моноструктурных образованиях. Достигнута устойчивая динамика в снижении численности безработных граждан, существенно снизилась нагрузка на одну вакансию как среди граждан, ищущих работу, так и среди безработных граждан.

Ситуация на рынке труда Республики Коми регулировалась реализацией мероприятий ведомственной целевой программы "Программа содействия занятости населения Республики Коми на 2009 - 2011 годы", утвержденной приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 29 октября 2008 г. N 96-П, и целевой республиканской программой "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2010 год)", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 ноября 2009 г. N 329.

Благодаря мерам, предпринятым в рамках вышеуказанных программ, ситуация в сфере занятости населения Республики Коми в 2010 году была стабильной и управляемой. Эффективность реализации мероприятий программ в 2010 году способствовала расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда. Принятые меры позволили сдержать рост безработицы в Республике Коми: численность безработных граждан к концу 2010 года составила 13093 человек, уровень регистрируемой безработицы составил 2,4 процента от численности экономически активного населения против 2,6 процента, предусмотренных в целевых показателях Программы.

Продолжение реализации дополнительных мероприятий в рамках антикризисной Программы обусловлено необходимостью поддержания стабильной ситуации и решения проблем на рынке труда Республики Коми в 2011 году, который, по экспертным оценкам Минэкономразвития России, будет началом фазы выхода экономики из кризиса.

Применение программно-целевого метода обусловлено, прежде всего, необходимостью государственной поддержки граждан, проживающих в монопрофильных населенных пунктах, а также для находящихся под угрозой увольнения работников в градо- и системообразующих организациях. Это позволит снизить социальную напряженность во время подготовки к реализации комплексных инвестиционных проектов и проектов реструктуризации и модернизации крупных промышленных предприятий в этих городах и районах республики. Важным акцентом государственной поддержки в 2011 году представляется ее социальная направленность, в частности, касающаяся женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В то же время в 2011 году приоритетными направлениями действий на рынке труда по-прежнему останутся смягчение негативных последствий высвобождения работников, недопущение сокращения доходов занятого населения, сохранение эффективных рабочих мест и кадрового потенциала.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1143 "О внесении изменений в Постановление Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011" планируются следующие мероприятия:

1) опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

2) опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

3) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

4) профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения;

5) организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда;

6) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

7) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

8) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В структуре приложений 3.1, 5.1, 6.1, 8.1, 9.1, 10, 11.1 Программы предусмотрены мероприятия, планируемые для реализации в моноструктурных образованиях республики. Предполагается организация временной занятости для работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, и отбор организаций, участвующих в мероприятиях по организации общественных и временных работ в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда с учетом потребности комплексных инвестиционных планов модернизации соответствующих моногородов. В приоритетном порядке в перечень организаций включены те, которые до экономического кризиса были рентабельными, а в период кризиса испытали значительное падение производства (выручки) и вследствие этого проводят оптимизацию численности с учетом реальных объемов производства. В числе таких предприятий ООО "Княжпогостский завод ДВП" (г. Емва), ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" (пгт Жешарт), ОАО по добыче угля "Воркутауголь" (г. Воркута), ООО "Шахта "Интауголь" (г. Инта).

Перечень предприятий, на базе которых будут организованы общественные работы, временное трудоустройство:

работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, представлен в приложении 10 к Программе;

граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, проживающих в сельской местности с напряженной ситуацией на рынке труда, и работников организаций (предприятий), находящихся под угрозой увольнения, представлен в приложении 13 к Программе.

В составе мероприятий Программы предусмотрено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами. Оно будет организовано в монопрофильных населенных пунктах (приложение 3 к Программе).

Ряд предприятий в монопрофильных структурных образованиях планирует привлечение рабочей силы под инвестиционные проекты, связанные с модернизацией или расширением производства. В рамках реализации инвестиционных проектов предполагается создать 300 рабочих мест согласно приложению 2 к Программе.

В 2011 году, по прогнозным оценкам, демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая указывает на сохранение тенденции к сокращению численности населения республики за счет естественной убыли и миграционного оттока. В связи с увеличением численности граждан, выезжающих из республики в рамках реализации федеральных и республиканских программ переселения северян, прогнозируется рост миграционного оттока. На фоне сокращения общей численности населения и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности трудовых ресурсов.

Ожидается, что при условии стабилизации финансово-экономической ситуации в Республике Коми, среднегодовая численность зарегистрированных безработных граждан прогнозируется в пределах от 12,6 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется в пределах от 2,3 процента. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) - 1,7 единицы. Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократится с 50,0 до 48,0 тыс. человек. При этом уровень безработицы по методологии МОТ будет составлять в 2011 году 9,0 - 9,4 процента. В результате снижения уровня безработицы планируется незначительное увеличение среднесписочной численности работников предприятий и организаций в среднем на 0,07 - 0,23 процента за год.

Прогнозный баланс рабочих мест по Республике Коми на 2011 год приведен в приложении 1 к Программе.

Основные параметры баланса трудовых ресурсов приведены в таблице.

Таблица

Оптимистический
 прогноз

Пессимистический
 прогноз

Базовый
 сценарий

Целевой
 сценарий

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

Население

944,6

100

940,0

100

944,6

100

944,6

100

Население
 трудоспособного
 возраста (15 -  72
 года)

629,0

66,6

600,0

63,8

629,0

66,6

629,0

66,6

Экономически
 активное население

541,5

57,3

531,0

56,5

541,5

57,3

541,5

57,3

Занятые  в
 экономике

504,9

53,5

487,0

51,8

504,9

53,5

504,9

53,5

Безработные  (по
 методологии МОТ)

54,5

10,1

59,4

11,2

54,5

10,1

54,5

10,1

Зарегистрированные
 безработные  (на
 конец года)

12,6

2,3

14,0

2,6

12,6

2,3

12,6

2,3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»