Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2009 года N 329

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2010 ГОД)"

(в ред. Постановлений Правительства РК от 19.03.2010 N 53,
от 07.05.2010 N 136, от 23.06.2010 N 187, от 01.09.2010 N 288,
от 18.10.2010 N 352, от 18.11.2010 N 403)

Акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РК от 22.03.2013 N 87.

Правительство Республики Коми постановляет:

1. Утвердить целевую республиканскую программу "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2010 год)" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить Управление Республики Коми по занятости населения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

3. Министерству финансов Республики Коми предусмотреть в республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год 30756,3 тыс. рублей на реализацию Программы.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РК от 07.05.2010 N 136)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РК от 07.05.2010 N 136)

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ

Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Коми

от 11 ноября 2009 г. N 329


(приложение)

ЦЕЛЕВАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2010 ГОД)"

(в ред. Постановления Правительства РК от 18.11.2010 N 403)

ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2010 ГОД)"


Наименование Программы

целевая  республиканская  программа
 "Дополнительные меры, направленные на  снижение
 напряженности на рынке  труда  Республики  Коми
 (2010 год)" (далее - Программа)

Наименование
 уполномоченного  органа
 исполнительной  власти
 субъекта  Российской
 Федерации  для
 осуществления
 взаимодействия  с
 Федеральной
 службой  по  труду  и
 занятости  -  заказчика
 Программы

Управление  Республики  Коми  по  занятости
 населения

Основание для  разработки
 Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.
 N 1032-1 "О занятости  населения  в  Российской
 Федерации"
,
 постановление  Правительства  Российской
 Федерации от 14  декабря  2009  г.  N  1011  "О
 предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий  из
 федерального  бюджета  бюджетам  субъектов
 Российской  Федерации  на  реализацию
 дополнительных  мероприятий,  направленных  на
 снижение напряженности на рынке труда субъектов
 Российской Федерации"

Срок реализации Прогр аммы

2010 год

Исполнители Программы

Управление  Республики  Коми  по  занятости
 населения
 Министерство образования Республики Коми

Цель Программы

снижение   напряженности  на  рынке  труда
 Республики Коми

Задачи Программы

повышение конкурентоспособности на рынке  труда
 работников, н аходящихся под угрозой увольнения;
 стимулирование сохранения  и  создания  рабочих
 мест;

 содействие самозанятости безработных граждан  и
 стимулирование  создания  безработными
 гражданами,  открывшими  собственное  дело,
 дополнительных рабочих мест для трудоустройства
 безработных граждан;

 содействие трудоустройству инвалидов

Основные  мероприятия
 Программы

опережающее  профессиональное  обучение
 работников, находящихся под угрозой  увольнения
 (простой, введение  режима  неполного  рабочего
 времени, предоставление отпусков без сохранения
 заработной платы по  инициативе  работодателей,
 проведение  мероприятий  по  высвобождению
 работников);

 организация  общественных  работ,  временного
 трудоустройства  работников,  находящихся  под
 угрозой  увольнения,  а  также  признанных  в
 установленном порядке  безработными  граждан  и
 граждан, ищущих работу;

 стажировка  выпускников  образовательных
 учреждений  в  целях  приобретения  ими  опыта
 работы;

 содействие трудоустройству инвалидов;

 содействие самозанятости безработных граждан  и
 стимулирование  создания  безработными
 гражданами,  открывшими   собственное  дело,
 дополнительных рабочих мест для трудоустройства
 безработных граждан

Объемы  и  источники
 финансирования Программы

общий объем  финансирования  Программы  в  2010
 году - 158024,3 тыс. рублей, из них
 через Управление Республики Коми  по  занятости
 населения:
 субсидия из  федерального  бюджета  -  127268,0
 тыс. рублей;

 средства  республиканского  бюджета  Республики
 Коми - 27756,3 тыс. рублей;

 через Министерство образования Республики Коми:
 средства  республиканского  бюджета  Республики
 Коми - 3000 тыс. рублей

Целевые  показатели
 Программы

количество человек,  трудоустроенных  в  рамках
 общественных  работ  и  временного
 трудоустройства;
 количество  выпускников
 образовательных  учреждений,  прошедших
 стажировку  в  целях  приобретения  ими  опыта
 работы;

 количество  человек,  прошедших  опережающее
 профессиональное  обучение  в  целях
 трудоустройства  на  вакантные  рабочие  места,
 имеющиеся на предприятиях республики;

 количество оснащенных специальным оборудованием
 рабочих  мест,  на  которые  трудоустроены
 инвалиды;

 количество  безработных  граждан,  получивших
 субсидию на организацию самозанятости;

 количество  созданных  дополнительных  рабочих
 мест для  трудоустройства  безработных  граждан
 безработными гражданами, открывшими собственное
 дело;

 уровень регистрируемой безработицы

Показатели
 результативности
 Программы

организация  опережающего  профессионального
 обучения работников,  находящихся  под  угрозой
 увольнения, не менее 1602 человек;

 создание  временных  рабочих  мест  в  рамках
 общественных работ и временного трудоустройства
 для 4720 работников;

 организация  стажировки  в  целях  приобретения
 опыта работы  270  выпускников  образовательных
 учреждений;

 создание не менее 718 рабочих мест безработными
 гражданами, получившими субсидию на организацию
 самозанятости;

 оснащение специальным оборудованием 10  рабочих
 мест для трудоустройства инвалидов

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Социально-экономическое положение Республики Коми в январе - апреле 2010 года определялось снижением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, работ и услуг строительного характера, перевозок грузов, строительства жилья, оборота розничной торговли, платных услуг, налоговых поступлений, повышением доли нерентабельно работающих предприятий и организаций. В течение этого периода было отмечено уменьшение реальных размеров денежных доходов населения, сохранился достаточно высокий уровень официально зарегистрированной безработицы. Индекс промышленного производства в январе - марте 2010 г. относительно соответствующего периода предыдущего года составил 103,8 процента (в январе - марте 2009 года - 93,6 процента), при этом в добывающих производствах он был равен 103 процентам, обрабатывающих 107,4 процента, производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа и воды - 100,9 процента. Наиболее значительным рост был в угледобыче, деревообработке, целлюлозно-бумажном, текстильном и швейном производстве.

В мае - августе 2010 года отмечено увеличение реальных размеров денежных доходов, заработной платы, пенсий, замедление инфляционных процессов на потребительском рынке и снижение официально зарегистрированной безработицы. Относительно мая - августа предыдущего года возросли объемы работ по виду деятельности "Строительство", перевозок грузов, оборота розничной торговли, платных услуг населению, налоговых поступлений. Благоприятное сочетание факторов деловой активности и конъюнктуры цен мирового рынка сырьевых ресурсов обусловили рост объемов экспорта в 2010 году. Увеличилась сальдированная прибыль организаций.

В январе - марте 2010 года несколько ухудшилась ситуация на рынке труда. В крупных и средних организациях выбытие персонала превышало прием на работу на 9,7 процента. Более чем в полтора раза выбытие персонала превышало прием в таких видах деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 1,5 раза), транспорт и связь (в 1,4 раза), деятельность железнодорожного транспорта (2,5 раза). Отпуска без сохранения заработной платы по своему заявлению были вынуждены использовать работники, занятые в производстве машин и оборудования (удельный вес таких работников в списочной численности составил 70 процентов), в управлении недвижимым имуществом (30 процентов). Наибольший удельный вес работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, в январе - марте 2010 года был отмечен в деятельности транспорта и связи (83,5 процента), из них в деятельности железнодорожного транспорта (35,8 процента), вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности (51,7 процента).

Начиная с марта 2010 года наметилась тенденция снижения численности зарегистрированных безработных граждан. По сравнению с октябрем 2009 года этот показатель уменьшился на 21,6 процента и составил на начало октября 2010 года 11,8 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,2 процента - это минимальное значение в 2010 году (в октябре 2009 года - 2,6 процента). Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в расчете на одну вакансию) в октябре 2010 года составил 1,6 против 4,4 в начале года. Увеличилась численность занятых, в том числе в производстве пищевых продуктов, строительстве, торговле автотранспортными средствами, в деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом.

Демографическая ситуация в течение последнего ряда лет характеризуется сокращением численности населения в результате его миграционной убыли и превышения смертности над рождаемостью. По данным Росстата, численность постоянного населения республики на 1 января 2010 года составила 946,2 тыс. человек и за год уменьшилась на 12,4 тыс. человек, или на 1,3 процента (за 2008 г. - на 9,6 тыс. человек, 1,0 процента). В январе - июле 2010 года отмечалось снижение смертности: в целом по республике по сравнению с январем - июлем 2009 года - на 2,3 процента, в том числе в сельской местности - на 2,9 процента. Естественная убыль населения республики на этот период сократилась почти на треть. В городской местности наблюдался естественный прирост численности населения.

По данным Роструда, в 2010 году численность экономически активного населения Республики Коми оценивается в 541,5 тыс. человек (в 2009 году - 570 тыс. человек). В их числе 486,6 тыс. человек (89,9 процента) заняты в экономике и 54,9 тыс. человек (10,1 процента) не имеют занятия и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицируются как безработные. Уровень общей безработицы в республике составил 10,1 процента (в среднем по России - 6,8 процента).

В 2009 году среднесписочная численность занятых в организациях всех форм собственности (без индивидуального предпринимательства) составила 386 тыс. человек, или 80,1 процента от общей численности занятых в экономике. В течение января - июля 2010 года продолжилась тенденция снижения среднесписочной численности работников по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как в республике, так и в целом по России. Численность работников организаций снизилась почти во всех видах деятельности, за исключением здравоохранения и социальных услуг. Кроме того, возросла численность работников в организациях, занимающихся строительством, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

В октябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года число предприятий, работающих в нестабильных режимах рабочего времени, снизилось с 99 до 39, численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, снизилась с 3774 человек до 1024 человек, находящихся в простое - со 143 до 110, в отпусках без сохранения заработной платы - с 738 человек до 97 человек.

В связи с остановками производства, организационно-штатными изменениями при проведении мероприятий по оздоровлению финансового положения организаций и по другим причинам "скрытая" безработица (режим неполного рабочего времени, простоя, предоставление отпусков без сохранения заработной платы) в 2010 году суммарное высвобождение работников из организаций в республике может составить 12 тыс. человек.

Приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 3 декабря 2008 г. N 111-П утверждена ведомственная целевая программа "Программа содействия занятости населения Республики Коми на 2009 - 2011 годы", мероприятия которой способствуют обеспечению занятости населения.

Анализ ситуации на рынке труда, сложившейся к концу 2009 года, показал, что стабилизировать ситуацию на рынке труда только мерами, предусмотренными ведомственной целевой программой "Программа содействия занятости населения Республики Коми на 2009 - 2011 годы", не удастся. Постановлением Правительства Республики Коми от 14 января 2009 г. N 7 была утверждена и реализовалась целевая республиканская программа "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2009 год)".

Эффективность реализации мероприятий заслуживает удовлетворительной оценки, поскольку она способствовала расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда. Предпринятые в рамках Программы меры позволили сдержать рост безработицы в Республике Коми: численность безработных граждан к концу 2009 года не превысила 17,0 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 2,9 процента от численности экономически активного населения против 3 процентов, предусмотренных в целевых показателях паспорта Программы.

В течение 2009 года Программа претерпела три редакции применительно к меняющейся ситуации на рынке труда.

К основным мероприятиям Программы в 2010 году относятся опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников); организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; содействие трудоустройству инвалидов; содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В 2010 году планируется опережающее обучение 1602 человек на сумму 17374,32 тыс. рублей, в том числе 30 человек под инновационные сферы деятельности на сумму 541,6 тыс. рублей.

В 2010 году продолжена работа по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу. Планируется трудоустроить на общественные и временные работы 4720 человек с объемом финансирования 88886,1 тыс. рублей. Планируется организовать стажировку для 270 выпускников общеобразовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Для реализации данного направления предусмотрено финансирование в объеме 8735,7 тыс. рублей.

В части содействия самозанятости на 2010 год запланировано создание 718 рабочих мест гражданами, открывшими собственное дело, с объемом финансирования 42728,18 тыс. рублей.

С целью решения проблем интеграции инвалидов в общество, повышения их социального статуса и социальной защищенности в мероприятиях Программы на 2010 год предусмотрено оснащение 10 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с объемом финансирования 300,0 тыс. рублей.

Предусмотрены мероприятия по замещению иностранной рабочей силы региональными трудовыми ресурсами. На 32 процента против 2009 года снижена квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Коми в 2010 году.

В республике четыре моноструктурных образования, которые находятся в непростых экономических условиях. Профилем двух из них - городов Воркуты и Инты - является добыча каменного угля. В текущем году отмечено падение спроса и сложности со сбытом угля. Два других градообразующих предприятия - ООО "Завод ДВП" (г. Емва) и ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" (пгт Жешарт) также испытывают трудности со сбытом производимой продукции. В структуре приложений 3, 5, 6, 7 Программы предусмотрены мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников); организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; стажировке выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в моноструктурных образованиях республики. В настоящее время достигнута стабилизация ситуации на рынке труда в моноструктурных образованиях. Достигнута устойчивая динамика в снижении численности безработных граждан, существенно снизилась нагрузка на одну вакансию как среди граждан, ищущих работу, так и среди безработных граждан.

При реализации Программы и освоении дополнительно выделенных средств субсидий уровень безработицы по г. Воркуте не превысит 2,5 процента, по г. Инте - 3,1 процента, по г. Емве - 2,6 процента и по пгт Жешарт - 2,9 процента.

Прогнозный баланс рабочих мест по Республике Коми на 2010 год приведен в приложении 1 к Программе.

Основные параметры баланса трудовых ресурсов приведены в таблице

Таблица

Оптимистический
 прогноз

Пессимистический
 прогноз

Базовый
 сценарий

Целевой
 сценарий

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

тыс.
 чел.

%

Население

946,2

100

945,0

100

946,2

100

946,2

100

Население
 трудоспособного
 возраста (15 -  72
 года)

671,8

71,0

646,6

68,0

671,8

71,0

671,8

71,0

Экономически
 активное население

541,5

56,8

538,0

56,6

541,5

56,8

541,5

56,8

Занятые  в
 экономике

486,6

51,4

477,6

50,5

486,6

51,4

486,6

51,4

Безработные  (по
 методологии МОТ)

54,9

10,1

56,5

12,1

54,9

10,1

54,9

10,1

Зарегистрированные
 безработные  (на
 конец года)

14,0

2,6

15,0

2,8

14,0

2,6

14,0

2,6

Ожидается, что численность зарегистрированных в службе занятости безработных в среднегодовом исчислении составит 13,0 тыс. человек.

Для стабилизации ситуации и дальнейшего решения проблем на рынке труда, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, будет обеспечено взаимодействие и согласованность действий заинтересованных сторон: органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов.

Инструментом взаимодействия заинтересованных сторон, привлечения и консолидации финансовых средств бюджетов всех уровней, направленных на улучшение ситуации на рынке труда, является данная Программа.

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Республики Коми.

Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решить следующие задачи:

1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;

2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

3) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»