Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 года N 353-п

 Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" и признании утратившими силу постановления Администрации области от 25.02.2004 N 26, постановлений Правительства области от 23.10.2008 N 558-п, от 28.01.2009 N 55-п


В редакции

Постановления Правительства ЯО от 24.06.2009 N 631-п ru 76000200900511

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. N 143"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858" и постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п"О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года".

2. Определить уполномоченным органом по реализации областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" - департамент агропромышленного комплекса Ярославской области.

3. Признать утратившими силу:

- постановление Администрации области от 25.02.2004 N 26"Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года";

- постановление Правительства области от 23.10.2008 N 558-п"Об утверждении Правил предоставления муниципальным районам области субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности на территории Ярославской области, за счёт средств областного бюджета";

- постановление Правительства области от 28.01.2009 N 55-п"О внесении изменений в постановление Правительства области от 23.10.2008 N 558-п".

4. Департаменту агропромышленного комплекса Ярославской области совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти Ярославской области и структурными подразделениями аппарата Правительства области в 2010 году разработать концепцию и проект областной целевой программы устойчивого развития сельских территорий Ярославской области.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.

6. Постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от 6 мая 2005 г. N 23-з"Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 22.04.2009 N 353-п

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

- областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - Программа)

Заказчик Программы

- Правительство Ярославской области

Основание разработки Программы

- постановления Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"";
от "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858";

 - постановление Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года"

Куратор Программы

- заместитель Губернатора области - Боровицкий Михаил Васильевич

Ответственный исполнитель Программы

- департамент агропромышленного комплекса Ярославской области (далее - департамент АПК)

Исполнители Программы

- органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

Основной разработчик Программы

- департамент АПК

Цель и задачи Программы

- цель Программы - улучшение условий и качества жизни граждан, проживающих в сельской местности;

 - задачи Программы:
 улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

 поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

 развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения;

 газификация и водоснабжение сельских населённых пунктов;

 подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации и закрепление на производстве молодых специалистов в сельской местности

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том чи сле молодых семей и молодых специалистов;

 - количество семей, улучшивших свои жилищные условия в сельской местности;

 - количество площадок под комплексную компактную застройку и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов;

 - количество открытых информационно-консультационных центров в сельской местности;

 - количество оказанных услуг информационно-консультационными центрами в сельской местности;

 - ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;

 - уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности;

 - ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;

 - обеспеченность сельского населения питьевой водой;

 - подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и кадров массовых профессий;

 - переподготовка и повышение квалификации кадров;

 - количество молодых специалистов, приступивших к работе в сельскохозяйственных предприятиях и получивших пособия на хозяйственное обзаведение

Сроки (этапы) реализации Программы

- 2009-2012 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

общая потребность в финансовых ресурсах составляет 2186,73 млн. рублей, в том числе:
 за счёт средств областного бюджета -
 998,16 млн. рублей;

 за счёт внебюджетных источников -
 297,43 млн. рублей;

 предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета - 709,42 млн. рублей;

 предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов - 181,72 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- ввод и приобретение 26,91 тысячи кв. метров жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в том числе ввод и приобретение 10,37 тысячи кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе;

 - улучшение жилищных условий более 450 сельских семей, в том числе обеспечение доступным жильём на селе 180 молодых семей и молодых специалистов;

 - открытие 2 информационно-консультационных центров в сельской местности;

 - оказание услуг информационно-консультационными центрами в сельской местности в количестве
 90,0 тысячи единиц;

 - введение в действие более 145 км распределительных газовых сетей в сельской местности;

 - повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 25,0 процента;

 - введение в действие локальных водопроводов в сельской местности протяжённостью более 50,0 км;

 - повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 42 процентов;

 - организация площадок под комплексную компактную застройку и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов в количестве 9 единиц;

 - подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием и кадров массовых профессий в количестве 710 человек;

 - переподготовка и повышение квалификации кадров в количестве 2400 человек;

 - закрепление на произво дстве молодых специалистов, приступивших к работе в сельскохозяйственных предприятиях и получивших пособия на хозяйственное обзаведение, в количестве 347 человек

Ответственное лицо для контактов

Филиппов Валентин Леонидович - директор департамента АПК, тел. 31-47-29

Общая потребность в ресурсах

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2009

2010

2011

2012

1

2

3

Финансовые ресурсы, в том числе:

млн. рублей

2186,73

222,54

488,57

575,64

899,98

- областной бюджет

-//-

998,16

103,15

216,61

266,85

411,55

- внебюджетные источники

-//-

297,43

42,90

102,65

75,46

76,42

- предполагаемое привлечение средств из федерального бюджета

-//-

709,42

54,89

128,80

178,80

346,93

- предполагаемое привлечение средств из местных бюджетов

-//-

181,72

21,60

40,51

54,53

65,08

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446"О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", (далее - Госпрограмма) требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита руководителей, специалистов и квалифицированных рабочих кадров в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в социальной сфере на селе сдерживает формирование социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

В 2005 году была начата реализация областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утверждённой Законом Ярославской области от 6 мая 2005 г. N 23-з"Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"", (далее - Программа "Социальное развитие села до 2010 года").

В реализации Программы "Социальное развитие села до 2010 года" приняли участие 17 муниципальных образований Ярославской области. Исходя из поставленных в Программе "Социальное развитие села до 2010 года" задач на областном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база.

В соответствии с финансовыми возможностями основными приоритетными мероприятиями Программы "Социальное развитие села до 2010 года" были определены - жилищное строительство, газификация, строительство и реконструкция сетей водоснабжения в сельской местности, развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, учреждений медико-санитарной помощи, развитие физической культуры и спорта, развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения, подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации и закрепление на производстве молодых специалистов в сельской местности. Реализация остальных направлений не осуществлялась в связи с отсутствием финансирования или осуществлялась в рамках областных целевых программ соответствующих департаментов.

Принцип софинансирования за счёт средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы "Социальное развитие села до 2010 года" по приоритетным направлениям.

Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности началось в 2003 году в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858"О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"".

На начало реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" муниципальными районами Ярославской области было заявлено 730 участников мероприятий по развитию жилищного строительства в сельской местности.

В рамках реализации федеральной и областной программ "Социальное развитие села до 2010 года" за счёт всех источников финансирования за период с 2003 по 2008 годы было построено и приобретено 15,72 тысячи кв. метров жилья в сельской местности, 273 сельские семьи смогли улучшить свои жилищные условия.

В рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" и Госпрограммы одним из приоритетных направлений является ускоренное развитие животноводства. Планируется строительство новых современных животноводческих комплексов, реконструкция и модернизация существующих помещений с применением технологий беспривязного содержания животных, приобретение высокопроизводительной техники и технологического оборудования. Главной в сегодняшних условиях является задача привлечения грамотных, квалифицированных специалистов на село и предоставление им жилищных условий. В рамках областных целевых программ департамента строительства Ярославской области и департамента по делам молодежи Ярославской области проводится реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в основном в городах, рабочих поселках и районных центрах.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет коммунальных удобств. На начало 2008 года водопровод имелся в 40 процентах, центральное отопление - в 44 процентах, канализация - в 32 процентах, горячее водоснабжение - в 19 процентах сельских жилых домов, сетевым газом было обеспечено 18,0 процента домов в сельской местности.

По данным Ярославского областного комитета государственной статистики, по состоянию на 01.01.2008 в Ярославской области газифицировано 2144 сельских населённых пунктов, что составляет 35,6 процента к общему числу сельских населённых пунктов, в том числе газифицировано сетевым газом 147 населённых пунктов - 2,4 процента к общему числу сельских населенных пунктов. Протяжённость уличных газовых сетей составляет 897,7 км - 37,2 процента от всей протяжённости уличных газовых сетей по области.

Число газифицированных квартир в сельских населённых пунктах составляет 113538 - 20,9 процента от общего числа газифицированных по области квартир. Доля газифицированных квартир сетевым газом в сельских населённых пунктах от общего количества газифицированных сетевым газом по области квартир составляет 6,8 процента и 18,2 процента от общего количества квартир в сельской местности.

По данным Ярославского областного комитета государственной статистики, по состоянию на 01.01.2008 в Ярославской области удельный вес жилой площади, оборудованной водопроводом, составляет 40 процентов. Остальная часть сельского населения пользуется водой из колодцев.

Учитывая, что основная масса сельского населения Ярославской области проживает в 429 сельских населённых пунктах с населением более 100 человек, имеющих централизованное водоснабжение, Программой предусматривается проведение работ по реконструкции существующих сетей водоснабжения с целью приведения их в нормальное рабочее состояние и обеспечения надёжного водоснабжения потребителей.

Начиная с 2003 года по 2008 год в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" введено в действие 68,63 км распределительных газовых сетей, построено 6,0 км локальных водопроводных сетей.

Для улучшения жилищных условий проживания на селе одной из главных задач является развитие сетей газо- и водоснабжения. Кроме запланированных мероприятий по газо- и водоснабжению в рамках Программы, осуществляется строительство магистральных газовых сетей, в том числе за счёт средств открытого акционерного общества "Газпром", распределительных газовых сетей, строительство и реконструкция очистных сооружений водопровода и канализации, устройство и модернизация артезианских скважин и водонапорных башен, строительство водопроводно-канализационных сетей в рамках областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" на 2008-2010 годы, утверждённой Законом Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 98-з"Об утверждении областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" на 2008-2010 годы".

Спад производства в сельскохозяйственной отрасли, отток квалифицированных и опытных специалистов из села обнажил огромную потребность в информации и знаниях по организации и ведению эффективного производства в условиях рыночных отношений. В связи с этим значение информационно - консультационного обеспечения в агропромышленном производстве резко возрастает и оно становится объективно необходимым.

Создание и развитие системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса обусловлено изменением роли государства в отношениях с хозяйствующими субъектами. Информационно-консультационная служба призвана интегрировать научную, образовательную, инновационную деятельность, производственную инфраструктуру агропромышленного комплекса, профессиональные кадры, владеющие современными компьютерными технологиями, информационными ресурсами, в целях создания целостной специализированной системы по отбору, накоплению, обработке и передаче востребованной информации сельскохозяйственным товаропроизводителям, субъектам малого предпринимательства, мотивируя принятие обоснованных решений, направленных на повышение эффективности агропромышленного производства. В этой связи развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения является приоритетным направлением Программы.

В 2006-2008 годах в пятнадцати муниципальных районах Ярославской области открылись филиалы информационно-консультационной службы.

Эффективность работы информационно-консультационной службы оценивается в соответствии с фактически оказанным количеством услуг в течение года по отношению к показателям, предусмотренным в Программе.

Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

В 2004 году общая численность работающих в сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области составляла 24341 человек, на начало 2008 года - 18884 человека. Ежегодное сокращение численности работников сельскохозяйственных предприятий в Ярославской области составляет более 2 тысяч человек.

За период с 2006 по 2008 годы подготовлено 503 специалиста с высшим профессиональным образованием и кадров массовых профессий, прошли переподготовку и повышение квалификации более 2000 человек, 123 молодых специалиста приступили к работе в сельскохозяйственных предприятиях и получили пособия на хозяйственное обзаведение.

Реализация мероприятий Программы по подготовке и переподготовке кадров, повышению их квалификации и закреплению на производстве молодых специалистов в сельской местности в совокупности с мероприятиями по улучшению социальной инфраструктуры позволит сохранить численность работников и качественный состав кадров, имеющийся на сегодняшний день в сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области, привлечь молодые кадры, поэтому данное направление также является приоритетным.

Работа по подготовке и переподготовке кадров, повышению их квалификации и закреплению на производстве молодых специалистов в сельской местности будет оцениваться в соответствии с фактическими результатами по отношению к показателям, предусмотренным в Программе.

Для повышения уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, роста инвестиционной активности в развитии сельских территорий необходимо осуществлять мероприятия по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Начиная с 2009 года будут финансироваться мероприятия Программы по данному направлению.

Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов показал, что к сильным сторонам реализации мероприятий Программы относятся:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»