Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2014 года № 429


О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 30.08.2013 № 972 “Об утверждении муниципальной программы “Сохранение деревянного зодчества г. Томска” на 2014-2018 гг.

________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2015 на основании
Постановлением Администрации Города Томска от 19 сентября 2014 года № 937

________________________________________________________

 

В целях приведения муниципальной программы “Сохранение деревянного зодчества г.Томска” на 2014-2018 гг. в соответствие с решением Думы Города Томска от 10.12.2013 №900 “О бюджете муниципального образования “Город Томск” на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов”, руководствуясь Уставом Города Томска,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в муниципальную программу “Сохранение деревянного зодчества г. Томска” на 2014-2018 гг., утвержденную постановлением администрации Города Томска от 30.08.2013 № 972 изменения, изложив приложение к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н. Берлина):

1) опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования “Город Томск”;

2) направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Первый земеститель Мэра Города Томска
Е.В. Паршуто


Приложение
к постановлению администрации Города Томска
от 27.05.2014 № 429

    

Муниципальная программа
«Сохранение деревянного зодчества г.Томска»
на 2014-2018 гг.

Город Томск


I. Паспорт муниципальной программы
«Сохранение деревянного зодчества г. Томска» на 2014-2018 гг.
(далее по тексту - Программа)

наименование муниципальной программы

Правовой акт о разработке муниципальной программы

Распоряжение администрации Города Томска «О разработке муниципальной программы «Сохранение деревянного зодчества г.Томска» на 2014-2018 гг.» от 25 июля 2013 г. № р 806

Куратор муниципальной программы

Первый заместитель Мэра Города Томска

Заказчик

Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска

Исполнители

Департамент архитектуры  и градостроительства администрации Города Томска, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью, администрации районов Города Томска.

Разработчики муниципальной программы

Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска

Соответствие программы документам стратегического планирования МО «Город Томск»:

- наименование стратегического направления развития Города Томска

Пространственное развитие г. Томска: Повышение качества городской среды

- наименование стратегической цели развития Города Томска

Формирование архитектурного облика города. Благоустройство. Охрана историко-архитектурной среды центра города.

- наименование стратегической задачи развития Города Томска

Сохранение городского  деревянного зодчества, памятников истории и культуры.

Цель и задачи муниципальной
программы

Цель:

- Обеспечение сохранности объектов деревянного зодчества, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь г. Томска.

Задачи:

1) Создание условий для комплексного развития кварталов и районов, сохранивших историческую деревянную застройку и их включения в программы развития центральной части г. Томска.

2) Обеспечение сохранности объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам (далее - МКД).

3) Обеспечение благоприятных предпосылок для инвестирования и улучшения функционирования объектов деревянного зодчества.

Индикаторы цели и задач муниципальной программы

Индикаторы, единица измерения:


2013


2014


2015


2016


2017


2018

Цель:  Обеспечение сохранности объектов деревянного зодчества, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь г. Томска.

Количество объектов деревянного зодчества, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск» - ед.


701


701


701


701


701


701

Доля объектов деревянного зодчества, находящихся в нормативном состоянии, относительно общего количества объектов деревянного зодчества, подлежащих сохранению (нарастающим итогом) - %

13,98

14,41

15,98

17,83

19,97

22,54

Задача 1: Создание условий для комплексного развития кварталов и районов, сохранивших историческую деревянную застройку и их включения в программы развития центральной части г. Томска.

Доля площади территории, на которую разработаны архитектурные концепции, относительно общей площади территории, нуждающейся в разработке архитектурных концепций - %

0

3,11

23,89

37,08

56,93

93,35

Площадь территории, на которую разработаны архитектурные концепции - кв.м.

0

71270

476884

302801

455500

835532

Количество подготовленных архитектурных концепций развития исторических территорий (нарастающим итогом) - ед.

0

1

4

8

11

14

Задача II: Обеспечение сохранности объектов деревянного зодчества, относящихся к МКД.  

Доля объектов деревянного зодчества, находящихся в нормативном состоянии, относительно общего количества объектов деревянного зодчества, относящихся к МКД (нарастающим итогом)
- %

12,84

13,39

15,41

17,80

20,55

23,85

Задача  III: Обеспечение благоприятных предпосылок для инвестирования и улучшения функционирования объектов деревянного зодчества.

Доля объектов деревянного зодчества, выведенных из жилого фонда, относительно общего количества объектов деревянного зодчества, относящихся к МКД на момент 2013 г. (нарастающим итогом) - %

0

2,75

6,05

9,72

13,94

18,34

Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с разбивкой по годам, тыс. руб.)

Годы:

Источники:

местный бюджет

феде-ральный бюджет

област-ной бюджет

внебюд-жетные источ-ники (прогноз)

Всего по источникам

2014

10 000

 

 

70 090

80 090

2015

87 750

 

 

100 836

188 586

2016

126 250

 

 

201 221

327 471

2017

146 650

 

 

201 425

348 075

2018

149 250

 

 

201 450

350 700

Итого

519 900

 

 

775 022

1 294 922

Сроки и этапы реализации муниципальной программы (подпрограмм)

2014-2018 гг.

Укрупненный перечень мероприятий

1. Организация архитектурных конкурсов на разработку архитектурных концепций развития исторических территорий

2. Обследование объектов деревянного зодчества

3. Разработка проектно-сметной документации на ремонтно-реставрационные работы на объектах деревянного зодчества

4. Проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах деревянного зодчества.

5. Проведение противоаварийных мероприятий путем проведения выборочного капитального ремонта на объектах деревянного зодчества.

6. Подготовка объектов деревянного зодчества, признанных аварийными и подлежащими расселению и реконструкции к передаче инвесторам с целью их последующего восстановления.

Организация управления муниципальной программой и контроль за её реализацией:

- управление муниципальной программой осуществляет

Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска

- текущий контроль и мониторинг реализации муниципальной программы  осуществляют

Департамент архитектуры и градостроительства, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью, администрации районов Города Томска.


II. Анализ текущей ситуации

Предмет Программы


Город Томск является городом с 400-летней историей, которому официально присвоен статус исторического поселения (Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 418, Министерства регионального развития Российской Федерации № 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений»). В соответствии с Государственной стратегией формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации, Томск отнесён к числу территорий, перспективных для организации историко-архитектурных заповедников на основе сохранившегося деревянного центра старого города. Реализация этой задачи предполагает, что на территории Томска должны сохраняться не только объекты культурного наследия, но и все ценные градоформирующие объекты, включая сюда планировку, сохранившуюся историческую застройку, природный ландшафт, форму и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.

В рамках реализации этого подхода ещё в 2004 году  специалистами МУ по СИН «Томск исторический» было выделено восемь районов сосредоточения наиболее ценной исторической деревянной застройки, особенно ярко представляющие те или иные аспекты истории Томска как губернского города 19 -начала 20 века. Проект зон охраны объектов культурного наследия, утверждённый Постановлением Администрации Томской области № 226а от 14.06.2012 устанавливает в этих зонах регламенты строительной деятельности, исключающие изменение исторического облика данных районов и в то же время благоприятствующие развитию деревянного строительства в историческом стиле на месте малоценных или уже не подлежащих восстановлению зданий. Шесть районов из восьми рекомендованы к постановке на государственную охрану в качестве достопримечательных мест и включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Томской области приказом департамента по культуре и туризму Томской области № 109/01-09 от 23.03.2013 г.

В настоящее время на территории г. Томска насчитывается 116 деревянных зданий, являющихся объектами культурного наследия федерального или регионального значения и ещё 73 объекта включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, подлежащих постановке на государственную охрану. Помимо объектов культурного наследия, в соответствии с принципом комплексного сохранения было выделено ещё 512 деревянных зданий, представляющих самостоятельную историко-архитектурную ценность (объекты ценной историко-архитектурной среды) либо являющихся неотъемлемой составляющей исторического облика достопримечательных мест или образующих естественный историко-архитектурный контекст восприятия объектов культурного наследия (объекты фоновой застройки). Общее количество деревянных зданий, подлежащих сохранению (включая сюда объекты культурного наследия, выявленные объекты, объекты ценной историко-архитектурной среды и объекты фоновой застройки) - 701 объект. Поадресный список данных объектов (в дальнейшем по тексту - объектов деревянного зодчества) приведён в приложении № 1 к Программе. Это тот минимум, который необходимо сохранить Томску, чтобы не утратить свой исторический облик и поддержать статус исторического поселения.

Данная программа предусматривает финансирование мероприятий на объектах деревянного зодчества относящихся к многоквартирным домам. Объекты деревянного зодчества, не соответствующие данным критериям, за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Томск» не финансируются.

Характеристика проблемы и причин её возникновения

1. Первой проблемой, требующей системного решения, является отсутствие стратегического видения развития районов, сохранивших историческую деревянную застройку. Ограничения, установленные проектом зон охраны объектов культурного наследия г. Томска, сами по себе ещё не могут обеспечить развития данных территорий и защитить их от деградации. Условием рационального использования данных территорий является наличие градостроительной документации, которая позволила бы с одной стороны сохранить их историко-архитектурный потенциал, а с другой - обеспечивала бы их полноценное и рациональное использование и успешную интеграцию в социально-экономическую и культурную жизнь современного Томска. На сегодняшний день относительно большей части исторических территорий указанная документация либо отсутствует, либо находится в противоречии с задачей сохранения исторического центра г. Томска и нуждается в актуализации. На стадии подготовки данной Программы была выделена территория общей площадью 229,5 гектар, занятая исторической деревянной застройкой, и фактически «выключенная» из пространственного развития г. Томска. Если в ближайшее время не будет определено направление развития данной территории, она будет обречена на деградацию.


     2. Вторая проблема
связана с ветхим состоянием деревянных зданий, относящихся к муниципальному жилищному фонду. Из 701 объекта деревянного зодчества 545 зданий являются многоквартирными жилыми домами. Из них 51 объект признаны аварийными и подлежащими расселению решением межведомственной комиссией по оценке жилищного фонда г. Томска. Ещё 424 объекта относятся к ветхому жилищному фонду г. Томска, требует капитального ремонта, а в ряде случаев - срочных противоаварийных мероприятий. Таким образом, объекты деревянного зодчества, относящиеся к жилищному фонду, образуют самую обширную и наиболее проблемную часть исторической деревянной застройки г. Томска.

Проблема ветхости объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, решается в Томске с 2005 года. В период с 2005 по 2010 год за счёт средств областного и городского бюджета были проведены ремонтно-реставрационные работы на 49 объектах деревянного зодчества. В 2010 году реставрационные работы на объектах деревянного зодчества были приостановлены, а основное внимание было сосредоточено на приведении объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, в нормативное техническое состояние. В 2010-2012 годы ремонтные мероприятия на объектах деревянного зодчества велись в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы «Капитальный ремонт жилищного фонда» на 2010-2012 гг. (утв. постановлением администрации Города Томска от 23.09.2009 № 881). В этот период, в числе многоквартирных домов, признанных решением межведомственной комиссией по оценке жилищного фонда г. Томска требующими капитального ремонта, был отремонтирован 21 объект деревянного зодчества. В 2013-2015 годах эти работы будут продолжены (планируется провести ремонтные работы ещё на 38 объектах деревянного зодчества) в рамках городской долгосрочной целевой программы «Капитальный ремонт жилищного фонда» на 2013-2015 гг. (утв. постановлением администрации Города Томска от 10.07.2012 № 811).

Вместе с тем необходимо отметить, что программа «Капитальный ремонт жилищного фонда г. Томска» нацелена, прежде всего, на приведение многоквартирных домов в нормативное состояние, не позволяет проводить мероприятия по реставрации фасадов и восстановлению декора и не может обеспечить планомерного восстановления исторического облика Томска: дома, ремонтируемые в рамках программы «Капитальный ремонт жилищного фонда» рассредоточены по разным районам города и не образуют целостных архитектурных комплексов. Кроме того следует иметь в виду, что сохранение жилой функции в сегодняшних экономических условиях далеко не всегда позволяет обеспечить нормальную эксплуатацию деревянных зданий. Следовательно, наряду с капитальным ремонтом необходимо наращивать объёмы расселения деревянных домов с их последующим выведением из жилого фонда и использованием для нежилых функций.


Обоснование решения проблемы посредством реализации муниципальной программы


Проблема сохранения деревянного зодчества требует комплексного и дифференцированного подхода.

В соответствии с данной Программой первым шагом к решению этой проблемы должна стать разработка архитектурных концепций развития исторических территорий, определяющих их наиболее оптимальное функциональное использование  и архитектурно-планировочную организацию. Архитектурные концепции, с одной стороны, позволят упорядочить ведущуюся сегодня работу по реставрации и капитальному ремонту исторических зданий, а также их расселению, выведению из жилого фонда и использования в соответствии с наиболее оптимальной для данной территории функции. С другой стороны, они станут основой для подготовки технических заданий на разработку проектов планировки и межевания, проектов комплексного благоустройства, а также для подготовки комплекта предложений по уточнению градостроительных регламентов, что, в конечном счёте, создаст условия для  комплексного развития исторического центра Томска. В качестве наиболее оптимального пути подготовки архитектурных концепций в соответствии с Программой является организация открытых архитектурных конкурсов на разработку архитектурных концепций развития наиболее проблемных территорий комплексного сосредоточения объектов деревянного зодчества. Это, с одной стороны,  позволит получить несколько вариантов развития каждой конкретной территории для принятия наиболее оптимального решения, а с другой - вовлечь архитектурное сообщество в обсуждение и решение проблем развития исторического центра г. Томска.

Проблему ветхого состояния объектов деревянного зодчества, относящихся к многоквартирным домам, в соответствии с Программой предлагается решать двумя путями:

1. Проведение ремонтно-реставрационных мероприятий на объектах деревянного зодчества г. Томска, относящихся к многоквартирным домам.

2. Выведение объектов деревянного зодчества из жилого фонда с целью их восстановления за счёт средств инвесторов.

Помимо этого, учитывая количество требующих сохранения объектов, Программа предусматривает финансирование противоаварийных мероприятий путем проведения выборочного капитального ремонта деревянных зданий, комплексный капитальный ремонт которых не представляется возможным провести в ближайшее время. Своевременное проведение выборочного капитального ремонта позволит предотвратить чрезвычайные ситуации, которыми чревато неудовлетворительное  состояние электропроводки или функционирующих печей, текущие крыши и другие проблемы, решение которых не требует значительных финансовых вложений.

Для выработки планомерного подхода к решению проблемы сохранения деревянного зодчества г. Томска и определения наиболее оптимального пути работы с каждым конкретным объектом (капитальный ремонт с сохранением жилой функции или расселение и выведение из жилого фонда) данной программой также предусмотрены мероприятия по обследованию состояния технических конструкций объектов деревянного зодчества.

В пятилетний план Программы включены объекты деревянного зодчества, расположенные вдоль транспортного каркаса исторического центра г. Томска (проспекты Ленина, Фрунзе, Кирова, улица Красноармейская, магистраль, проходящая через пер. 1905 года, Кузнечный взвоз, пл. Соляную и ул. Пушкина), а также вдоль улиц, на сегодняшний день являющихся наиболее перспективными для развития пешеходной инфраструктуры (улицы Гагарина, Дзержинского, Герцена, К.Маркса, Шишкова, а также улицы, представляющие собой пешеходные подходы к Воскресенской церкви и Алексеевскому монастырю). Выделение данной территории в качестве первоочередной позволит увязать решение задачи сохранение деревянного зодчества г. Томска с задачей благоустройства и создания эстетически привлекательного облика наиболее оживлённой части центра города.

Восстановление объектов деревянного зодчества, расположенных за границами выделенной зоны, планируется осуществлять после 2018 года путем разработки и утверждения новой Программы. Мероприятия по выборочному капитальному ремонту или расселению указанных объектов предполагается осуществлять в рамках программ «Капитальный ремонт жилищного фонда г. Томска» и «Переселение граждан Города Томска из аварийного жилищного фонда». В настоящую Программу включены мероприятия по обследованию указанных объектов, противоаварийные мероприятий путем проведения выборочного капитального ремонта, а также мероприятия по разработке архитектурных концепций развития районов, в которых они расположены.

III. Основные цели и задачи программы

Цель:

- Обеспечение сохранности объектов деревянного зодчества, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь г. Томска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»