(с изменениями на 21 ноября 2023 года)
_____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 01.02.2016 N 7-п;
постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 406-п;
постановлением Правительства области от 15.02.2017 N 47-п;
постановлением Правительства области от 12.03.2018 N 86-п;
постановлением Правительства области от 09.07.2018 N 290-п;
постановлением Правительства области от 25.03.2019 N 112-п;
постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п;
постановлением Правительства области от 30.09.2019 N 389-п;
постановлением Правительства области от 12.05.2020 N 167-п;
постановлением Правительства области от 02.09.2020 N 373-п;
постановлением Правительства области от 10.11.2020 N 467-п;
постановлением Правительства области от 13.04.2021 N 121-п;
постановлением Правительства области от 12.10.2021 N 413-п;
постановлением Правительства области от 01.02.2022 N 20-п;
постановлением Правительства области от 29.03.2022 N 125-п;
постановлением Правительства области от 13.12.2022 N 583-п;
постановлением Правительства области от 28.03.2023 N 123-п;
постановлением Правительства области от 21.11.2023 N 526-п
_____________________________________________
___________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» и распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.08.2018 N 310-рп «О перечне государственных программ Новосибирской области», в целях эффективного решения экологических проблем в Новосибирской области Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной постановлением Правительства области от 01.02.2022 N 20-п, - см. предыдущую редакцию)
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Установить прилагаемый Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области», согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)
3. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 02.09.2020 N 373-п - см. предыдущую редакцию
4. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 02.09.2020 N 373-п - см. предыдущую редакцию
4.1. Установить Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области юридическим лицам на условиях и в сроки, предусмотренные по концессионным соглашениям, заключенным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, при реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)
5. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Архипов Д.Н.) обеспечить координацию выполнения мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 28.05.2019 N 204-п, - см. предыдущую редакцию)
6. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 28.05.2019 N 204-п - см. предыдущую редакцию
7. Признать утратившими силу с 01.01.2015:
1) постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п «О субсидиях местным бюджетам и порядке финансирования мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;
2) постановление Правительства Новосибирской области от 09.04.2013 N 134-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п»;
3) постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 N 441-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п»;
4) постановление Правительства Новосибирской области от 10.09.2012 N 424-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п»;
5) постановление Правительства Новосибирской области от 18.06.2014 N 231-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п».
8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.03.2019 N 112-п, - см. предыдущую редакцию)
9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Губернатор области
В.Ф.Городецкий
Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах»
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 28.03.2023 N 123-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование государственной программы | Государственная программа Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» (далее - государственная программа) |
Разработчики государственной программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области; рабочая группа, утвержденная приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 20.02.2014 N 29 «О создании рабочей группы по разработке государственной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах»; департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (в период с января 2015 года по март 2018 года); министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | Государственный заказчик-координатор - министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство). Государственный заказчик - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее - департамент) в период с января 2015 года по март 2018 года; министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области |
Руководитель государственной программы | Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
Исполнители подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы | Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, государственное казенное учреждение Новосибирской области «Проектная дирекция министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области»; департамент (в период с января 2015 года по март 2018 года); министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области; инвестиционные компании, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, в соответствии с официально подтвержденными намерениями; организации, определяемые заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области |
Цели и задачи государственной программы | Цель государственной программы: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Задачи государственной программы: Задача 1. Внедрение глубокой обработки твердых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области. Задача 2. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов), образующимися в Новосибирской области. Задача 3. Создание условий для легитимного размещения твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области. Задача 4. Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов. Задача 5. Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Задача 6. Ликвидация несанкционированных свалок отходов. - Абзац утратил силу - постановление Правительства области от 13.04.2021 N 121-п - Абзац утратил силу - постановление Правительства области от 13.04.2021 N 121-п |
Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограммы не выделяются |
Сроки (этапы) реализации государственной программы | Период реализации государственной программы 2015-2026 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 9 070 101,1 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 55 764,0 тыс. руб.; 2016 год - 57 791,5 тыс. руб.; 2017 год - 99 381,8 тыс. руб.; 2018 год - 27 263,6 тыс. руб.; 2019 год - 1 181 867,7 тыс. руб.*; 2020 год - 118 916,6 тыс. руб., 2021 год - 114 343,3 тыс. руб.; 2022 год - 142 823,2 тыс. руб.; 2023 год - 589 498,2 тыс. руб.; 2024 год - 1 264 015,1 тыс. руб.; 2025 год - 3 610 543,8 тыс. руб.; 2026 год - 2 807 892,3 тыс. руб. Подробная информация по источникам финансирования (федеральный, областной, местный бюджет и внебюджетные источники) в разрезе главных распорядителей бюджетных средств по годам реализации программы приведена в приложении N 4 к государственной программе «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы» |
Объемы налоговых расходов в рамках государственной программы | Не предусмотрены |
Основные целевые индикаторы государственной программы | Основные целевые индикаторы: 1. Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов. 2. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов. 3. Доля населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области. Подробный перечень целевых индикаторов с указанием плановых значений в разбивке по годам приведен в приложении N 1 к государственной программе |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Результатами реализации государственной программы станут: снижение доли направляемых на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов в 2021 году до 99,6% (в сравнении с 2020 годом) и сохранение показателя на достигнутом уровне до 2024 года; сохранение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов на уровне 3,1% в 2023 году и увеличение до 17 % в 2024 году; сохранение доли населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, не менее 90% до конца реализации государственной программы (2026 год) |
Электронный адрес размещения государственной программы | https://mjkh.nso.ru/page/2841 |
*Объем средств, приведенный в 2019 году, в целях исключения повторного счета не учитывается в общем объеме финансирования по государственной программе
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 13.12.2022 N 583-п, - см. предыдущую редакцию)
Для целей настоящей государственной программы применяются следующие понятия:
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
полигон твердых бытовых отходов или твердых коммунальных отходов - сооружения для размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТКО), построенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами;
несанкционированные свалки отходов - объекты и (или) территории, используемые для размещения отходов, но не соответствующие установленным требованиям и не включенные в государственный реестр объектов размещения отходов;
санкционированные места размещения отходов - разрешенные органами местного самоуправления территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не соответствующие установленным требованиям. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с установленными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов ТКО;
площадка временного накопления - объект, используемый для осуществления накопления твердых коммунальных отходов, с целью их последующего транспортирования специализированным транспортом для дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
утилизация отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
отходы эксплуатации автотранспортных средств, образующиеся у населения (физических лиц), - отработанные шины авто-, мототранспорта.
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;
объекты накопленного вреда окружающей среде - территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Легитимное размещение ТКО - размещение отходов на специально оборудованных объектах, предназначенных для их размещения, утилизации и захоронения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Объекты по раздельному сбору отходов включают в себя площадки для раздельного сбора, мусоросортировочные станции, центры сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Известные в настоящее время и применяемые в практике многочисленные методы обезвреживания отходов можно объединить в группы:
1. Ликвидационные, применяемые исключительно с целью изолировать и по возможности уничтожить растущую массу отходов без использования содержащихся в них ценных веществ. К этой категории относится очень широко применяемое в настоящее время захоронение мусора на свалках различного типа, как открытых, так и усовершенствованных (многоярусные, с земляным перекрытием); сжигание отходов в специальных печах, часто очень крупных по мощности, использование мусора в качестве балласта для выравнивания отрицательных форм рельефа и заполнение ими выработанных карьеров или шахт.
2. Частично ликвидационные, предусматривающие обязательную сортировку, массы отходов на специализированных заводах для выделения наиболее легко утилизируемых категорий мусора - вторичного сырья, органических частей.
По оценочным данным на территории Новосибирской области образуется 3860 тыс. тонн отходов в год. В связи с чем, система обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области нуждается в совершенствовании, внедрении новых механизмов по утилизации, сбору и захоронению отходов.
Принимая во внимание высокую социальную значимость повышения эффективности управления отходами, была разработана и реализовывалась (до 01.01.2015) на территории Новосибирской области с 2012 года долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п (далее - программа).
В рамках программы были начаты следующие мероприятия: