ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2015 года N 893


Об утверждении государственной программы Нижегородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения"

(с изменениями на 15 февраля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 25.03.2016 N 162, от 29.07.2016 N 494, от 26.10.2016 N 720, от 26.12.2016 N 901, от 20.04.2017 N 240, от 18.05.2017 N 318, от 03.08.2017 N 575, от 17.11.2017 N 812, от 29.12.2017 N 968, от 16.01.2018 N 20, от 05.04.2018 N 244, от 15.05.2018 N 351, от 04.07.2018 N 487, от 12.10.2018 N 674, от 23.11.2018 N 793, от 04.12.2018 N 828, от 24.01.2019 N 28, от 12.02.2019 N 68, от 01.04.2019 N 186, от 23.05.2019 N 288, от 07.06.2019 N 348, от 13.08.2019 N 556, от 11.10.2019 N 743, от 25.10.2019 N 788, от 23.12.2019 N 995, от 26.02.2020 N 171, от 30.04.2020 N 351, от 25.05.2020 N 420, от 25.06.2020 N 512, от 11.08.2020 N 668, от 19.08.2020 N 704, от 20.10.2020 N 859, от 06.11.2020 N 894, от 02.12.2020 N 991, от 30.12.2020 N 1130, от 30.12.2020 N 1131, от 21.01.2021 N 33, от 03.02.2021 N 83, от 18.02.2021 N 126, от 01.04.2021 N 244, от 01.04.2021 N 245, от 30.06.2021 N 566, от 31.08.2021 N 770, от 19.10.2021 N 922, от 12.11.2021 N 1019, от 24.01.2022 N 20, от 15.02.2022 N 83, от 09.03.2022 N 148, от 13.04.2022 N 263, от 02.08.2022 N 600, от 02.11.2022 N 892, от 22.11.2022 N 951, от 27.12.2022 N 1124, от 04.04.2023 N 269, от 05.06.2023 N 476, от 01.08.2023 N 693, от 23.08.2023 N 767, от 12.12.2023 N 1064, от 27.12.2023 N 1141, от 28.12.2023 N 1158, от 15.02.2024 N 60, с изм., внесенными постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2023 N 1182)



Правительство Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" (далее - Программа).


(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 30.04.2020 N 351, от 15.02.2024 N 60)


2. Министерству финансов Нижегородской области предусматривать в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления городских и муниципальных округов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев их финансирование из средств местных бюджетов.


(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 11.08.2020 N 668, от 04.04.2023 N 269)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.


(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24.01.2019 N 28)


5. Исключен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2023 N 1141.



Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2015 года N 893



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ НОВЫХ МЕСТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ И СОВРЕМЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ"

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 15.02.2024 N 60)



Стратегические приоритеты государственной программы Нижегородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения"



1. Оценка текущего состояния в сфере действия Программы



Общее образование


На территории Нижегородской области на 1 января 2023 г. насчитывается 879 общеобразовательных организаций: из них 52 - государственных, 21 - частная. Всего в общеобразовательных организациях обучается 354037 человек.


По данным формы федерального статистического наблюдения (далее - ФСН) N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего среднего общего образования" в 2022/2023 учебном году в 20 из 52 муниципальных и городских округов Нижегородской области (далее - муниципальные образования) обучение организовано в две смены. Во вторую смену обучается 47226 учащихся, что составляет 13,3% от общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.


Наибольшая доля обучающихся во вторую смену в Кстовском муниципальном округе, городском округе город Выкса, городском округе город Бор, городском округе город Нижний Новгород, Балахнинском муниципальном округе.


Для сокращения доли обучающихся во вторую смену во всех муниципальных и городских округах Нижегородской области, на территории которых обучение организовано в две смены, выполнен комплекс мероприятий:


- перераспределение территорий, закрепляемых за муниципальными образовательными организациями, с учетом строительства новых жилых домов, комплексов, демографической ситуации;


- использование внутренних ресурсов существующих общеобразовательных организаций (ремонт и оснащение площадей, ранее не использовавшихся для осуществления образовательного процесса, перераспределение площадей предметных кабинетов и классных комнат с учетом санитарных норм);


- доведение наполняемости классов до оптимальной численности с соблюдением нормы площади учебного помещения на одного обучающегося;


- привлечение педагогических кадров.


Таким образом, внутренние ресурсы по дальнейшему уменьшению доли обучающихся, занимающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях Нижегородской области, исчерпаны и решение проблемы организации обучения в одну смену возможно лишь за счет строительства новых зданий школ и пристроев к существующим зданиям общеобразовательных организаций.


По оперативным данным администраций муниципальных образований в 2023 году инфраструктура отдельных зданий общеобразовательных организаций не соответствует новым требованиям: 32 здания общеобразовательных организаций в 28 муниципальных образованиях требуют капитального ремонта, сохраняются здания школ, спроектированные и построенные в середине прошлого века и ранее, которые не отвечают требованиям качества школьных инфраструктур, критериям комфорта и безопасности, а также имеют износ зданий более 50 процентов (27 зданий общеобразовательных организаций в 23 муниципальных образованиях).


Так, с января 2016 г. по декабрь 2023 г. в рамках Программы создано более 13 тыс. новых мест.



2. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере реализации Программы


Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены с учетом следующих документов, имеющих стратегический (долгосрочный) характер:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.;


Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.;


Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 г.;


постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".


С учетом перечисленных документов определена основная цель Программы "Обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения для ликвидации 2 смены обучения и удерживания односменного режима обучения и перевода в новые здания общеобразовательных организаций, обучающихся в зданиях с износом 50 процентов и выше".


Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики.



3. Сведения о взаимосвязи Программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа России и развитие человеческого потенциала (повышение качества общего образования, предоставление гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда), вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.


Основные цели настоящей Программы связаны с реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.


Для достижения целей и показателей Программы из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области предусмотрены субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, порядок предоставления и распределения которых установлен в приложении к Программе.



4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Нижегородской области


С учетом приоритетов и необходимости достижения цели Программы "Обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения для ликвидации 2 смены обучения и удерживания односменного режима обучения и перевода в новые здания общеобразовательных организаций, обучающихся в зданиях с износом 50 процентов и выше" задачами Программы, являются:


- обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства;


- обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;


- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;


- совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидация материально-технического оснащения и кадрового потенциала в Нижегородской области, совершенствование нормативной правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизация дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи.


В целях реализации задач Программы планируется строительство зданий общеобразовательных организаций.



Приложение
к государственной программе
Нижегородской области "Создание
новых мест в общеобразовательных
организациях Нижегородской
области в соответствии
с прогнозируемой потребностью
и современными условиями обучения"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»