РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 октября 2015 года № 1994-р
Об утверждении Комплексного плана
транспортного обслуживания населения
Нижегородской области
на средне- и долгосрочную перспективу
(до 2030 года) в части пригородных
пассажирских перевозок
(с изменениями на 17 июня 2019 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.06.2019 № 547-р
----------------------------------------------------------------------
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р "Об утверждении Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом": (преамбула изложена в новой редакции распоряжением Правительства области от 17.06.2019 № 547-р - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план транспортного обслуживания населения Нижегородской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Морозова С.Э. (п. 2 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 17.06.2019 № 547-р - см. предыдущую редакцию)
И.о.Губернатора В.А.Иванов
Комплексный план
транспортного обслуживания населения
Нижегородской области на средне- и долгосрочную
перспективу (до 2030 года) в части пригородных
пассажирских перевозок
(изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 17.06.2019 № 547-р - см. предыдущую редакцию)
Введение
Комплексный план транспортного обслуживания населения Нижегородской области на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее - КПТО) - основной документ стратегического планирования в области пригородных перевозок в Нижегородской области.
КПТО разработан во исполнение поручения исполняющего обязанности Министра транспорта Российской Федерации С.А.Аристова от 1 июля 2015 г. № СА-28/8232 в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации в части пригородных пассажирских перевозок на средне- и долгосрочную перспективу, разработанными Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
После разработки КПТО направляется на согласование в Минтранс России. После согласования КПТО утверждается Правительством Нижегородской области и в течение трех рабочих дней после утверждения Правительством Нижегородской области размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного доступа установленным порядком.
КПТО согласован Рабочей комиссией по рассмотрению и согласованию проектов комплексных планов транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, образованной из представителей профильных департаментов Минтранса России, Минэкономразвития России и ОАО "РЖД" в соответствии с поручением Минтранса России от 2 сентября 2015 г. № АЦ-96-пр, под председательством заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С.Цыденова (выписка из протокола от 14 октября 2015 г. № 5 прилагается - не приводится).
КПТО актуализирован в соответствии с пунктом 4 раздела I Плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации комплекса мер, направленных на недопущение сокращения объема пригородных перевозок и восстановление востребованных маршрутов, а также создание механизмов экономического стимулирования обновления подвижного состава при осуществлении пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении (пункт 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1331), утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту от 5 декабря 2017 г. № 6, и письмом заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.В.Лушникова от 23 мая 2018 г. № АЛ-24-/7292.
Под пригородными перевозками в настоящем документе понимаются перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом в пределах Нижегородской области по сообщениям, включенным в Реестр пригородных железнодорожных сообщений, а также пригородными и межмуниципальными автобусами по маршрутам, включенным в Реестр маршрутов пригородного транспорта.
Целями разработки настоящего плана являются:
- повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Нижегородской области в части пригородных перевозок;
- определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу;
- повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.
Настоящий План:
- устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Нижегородской области;
- определяет ключевые направления развития пригородного комплекса Нижегородской области;
- определяет требования к параметрам регионального транспортного заказа.
Основаниями для разработки КПТО являются:
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;
- Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127;
- Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р;
- письмо и.о. Министра транспорта Российской Федерации С.А.Аристова от 1 июля 2015 г. № СА-28/8232;
- протоколы Правительственной комиссии по транспорту № 1-5 за 2015 год;
- Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента по обеспечению пригородного сообщения, утвержденный Президентом Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1331;
- Перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета, утвержденный Президентом Российской Федерации от 25 октября 2017 г. № ПР-2165ГС;
- План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации комплекса мер, направленных на недопущение сокращения объема пригородных перевозок и восстановление востребованных маршрутов, а также создание механизмов экономического стимулирования обновления подвижного состава при осуществлении пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении (пункт 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1331), утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту от 5 декабря 2017 г. № 6;
- письмо заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.В.Лушникова от 23 мая 2018 г. № АЛ-24-/7292.
1. Условия реализации КПТО
1.1. Анализ общих тенденций социально-экономического развития Нижегородской области
Нижегородская область (далее также - регион, область, субъект) находится в центре Европейской части Российской Федерации (далее также - РФ) на Восточно-Европейской или Русской равнине, находясь приблизительно на равном удалении от западных, северных и южных морей. Область граничит с Республиками Марий-Эл, Мордовской и Чувашской Республиками, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской и Рязанской областями.
Европейская темнохвойная тайга к югу сменяется смешанными и широколиственными лесами, появляются большие массивы луговых степей. Волга делит область на две части - левобережную низинную и правобережную возвышенную, холмистую. Климат в области умеренно-континентальный.
Площадь территории составляет 76,63 тыс. кв. км. Среднегодовая численность населения за 2017 год - 3241,2 тыс. жителей.
Плотность населения составляет (по состоянию на 1 января 2018 г.) 42,2 чел. на кв. км.
Столица субъекта - городской округ город Нижний Новгород со среднегодовой численностью населения (за 2017 год) 1268,9 тыс. человек, площадь территории - 0,4 тыс. кв. км.
Крупнейшие населенные пункты Нижегородской области:
1. Городской округ город Дзержинск - 241,3 тыс. жителей.
2. Городской округ город Арзамас - 104,3 тыс. жителей.
3. Городской округ город Саров - 95,2 тыс. жителей.
Основные социально-экономические показатели и их прогноз представлены в таблице 1. "Прогноз социально-экономических показателей на перспективу до 2030 года".
Таблица 1. Прогноз социально-экономических
показателей на перспективу до 2030 года
№ п/п | Наименование показателя, | Значение показателя | Примечание | |||||
| 2015 | 2018 | 2019 | 2020 | 2025 | 2030 | ||
1 | Площадь территории субъекта РФ, квадратный километр | 76 630 | 76 630 | 76 630 | 76 630 | 76 630 | 76 630 | |
2 | Валовой региональный продукт в постоянных ценах 2014 года, миллиард рублей | 974,10 | 1 054,10 | 1 075,20 | 1 099,90 | 1 262,70 | 1 536,30 | |
3 | Производство валового регионального продукта на душу населения в постоянных ценах 2014 года, тысяча рублей | 298,30 | 326,70 | 334,80 | 344,10 | 402,10 | 494,60 | |
4 | Темп роста валового регионального продукта, процент | 96,50 | 102 | 102 | 102,30 | 104 | 104 | в % к предыдущему году |
5 | Индекс потребительских цен в % к предыдущему году, процент | 115,50 | 103,30 | 104,20 | 103,80 | 103,90 | 103,40 | |
6 | Численность постоянного населения, в т.ч., тысяча человек | 3 265,20 | 3 226,70 | 3 211,30 | 3 196,90 | 3 140,10 | 3 105,90 | данный показатель представлен по среднегодовой численности населения |
7 | городского, тысяча человек | 2 593, 40 | 2 566,50 | 2 554,90 | 2 544,10 | 2 502,10 | 2477,90 | |
8 | сельского, тысяча человек | 671, 80 | 660,20 | 656,40 | 652,80 | 638 | 628 | |
9 | трудоспособного возраста, тысяча человек | 1 862, 50 | 1 787,60 | 1 775,80 | 1 763,10 | 1701,10 | 1 678,70 | |
10 | Темп роста численности населения, процент | 99,70 | 99,50 | 99,50 | 99,60 | 99,70 | 99,80 | |
11 | Коэффициент естественного прироста населения, тысяча человек | -3,20 | -4,80 | -4,70 | -4,50 | -3,50 | -2,50 | на 1000 человек населения |
12 | Коэффициент миграционного прироста, тысяча человек | 2,10 | -1,24 | 0,62 | 1,88 | 6,70 | 10 | на 10000 человек населения |
13 | Среднедушевые денежные доходы (в месяц) в ценах 2014 года, рубль | 26 645 | 24 104,80 | 24 394 | 24 735,50 | 27 686,80 | 31 325,10 | |
14 | Темп роста среднедушевых денежных доходов, процент | 95,40 | 101 | 101,20 | 101,40 | 102,40 | 102,50 |
Динамика показателей социально-экономического развития, и планируемые проекты по развитию хозяйства региона в перспективе определяют факторы, непосредственно воздействующие на конъюнктуру транспортного рынка. Они учитываются при прогнозировании и целевом моделировании состояния транспортной системы, при определении потребности в мероприятиях и объема регионального транспортного заказа.
1.1.1. Экономика региона
Общая экономическая ситуация в регионе в целом благоприятная.
Объем ВРП Нижегородской области в 2013 году составил 925,8 млрд. рублей. По этому показателю область занимает 4 место среди субъектов Приволжского федерального округа, 12 место - среди всех субъектов Российской Федерации.
В структуре ВРП ключевыми являются следующие сферы народного хозяйства:
1. Обрабатывающие производства - 29,5%;
2. Оптовая и розничная торговля - 15,7%;
3. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 12,5%.
На перспективу ожидается увеличение ВРП до уровня 1575,5 млрд. руб. в 2020 году, 2873,4 млрд. руб. - в 2030 году. Рост ВРП обеспечивается за счет следующих факторов:
1. Рост промышленного производства.
2. Рост доходов населения и потребительского спроса
3. Объемы инвестиций в экономику области.
На период 2016-2018 годов наибольшее влияние на ВРП будут оказывать те же факторы.
1.1.2. Демография
Среднегодовая численность населения Нижегородской области в 2017 году составила 3,24 млн. чел., в т.ч. городское население - 79,5%, 2,6 млн. чел.
Общая демографическая ситуация - умеренно благоприятна.
Среднегодовая численность населения в период с 2017 года по 2030 год уменьшится с 3241,2 тыс. чел. до 3135,3 тыс. чел.
Прогноз среднегодовой численности населения в период с 2017 года по 2030 год представлен в таблице 2. "Среднегодовая численность населения в период с 2017 года по 2030 год.
Таблица 2. Среднегодовая численность населения
в период с 2017 года по 2030 год.
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
Среднегодовая численность населения, тыс.чел | 3 353,3 | 3 335,3 | 3 317,2 | 3 302,3 | 3 293,4 | 3 285,7 | 3 275,9 | 3 265,2 | 3 254,0 | 3 241,2 | 3 227,0 | 3 212,0 | 3 198,4 | 3 186,0 | 3 175,1 | 3 166,1 | 3 158,5 | 3 151,9 | 3 146,2 | 3 141,7 | 3 138,4 | 3 136,2 | 3 135,3 |