от 27 октября 2014 года № 493
Об утверждении порядка
признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании
(с изменениями на 5 мая 2015 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 29.07.2015 № 465;
приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 05.05.2015 № 304
------------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области М.В. Ушакову. (пункт 3 в ред. приказа министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465 -см. предыдущую редакцию)
И.о. министра Д.М.Ермолаев
Порядок
признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании
(в ред. приказов министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465; от 05.05.2015 № 304)
1. Общие положения
(раздел 1 изложен в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465 -см. предыдущую редакцию)
Порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определении их индивидуальной потребности в социальных услугах разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
1.2. Порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании регламентирует процесс определения индивидуальной потребности граждан в социальных услугах, оптимальной для гражданина формы социального обслуживания, видах, объеме, периодичности, условий и сроков предоставления социальных услуг, а также рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
1.3. Порядок распространяется на отношения в сфере социального обслуживания в форме полустационарного, стационарного социального обслуживания, социального обслуживания на дому предоставляемого юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее - Поставщики социальных услуг).
1.4. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа)".
Форма заявления утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года N 159н.
1.5. Неотъемлемой частью процесса рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах, которое проводится в интересах гражданина.
1.6. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах проводится оценка условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие в семье ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствия попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию.
1.7. Оценку определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятие решения о признании гражданина, семей с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании осуществляет государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа)".
1.8. Для проведения оценки определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятия решения о признании гражданина нуждающимся в государственном казенном учреждении Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа) создается Комиссия по оценке индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах (далее - Комиссия).
1.9. Рассмотрение вопросов и принятие решений о признании семей с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляется Комиссией при необходимости оказания им услуг:
- в полустационарной форме социального обслуживания в государственных бюджетных учреждениях типа центр социальной помощи семье и детям, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, государственных казенных учреждений социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (при наличии отделения дневного пребывания);
- в стационарной форме социального обслуживания в организациях типа центр социальной помощи семье и детям (ГБУ "ОЦСПСД "Юный нижегородец"), санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ГБУ "ОСРЦН "Золотой колос" (Арзамасский район))", реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса").
1.10. Принятие несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуаций и социально опасном положении на социальное обслуживание в стационарной форме в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2. Определение индивидуальной потребности в
социальных услугах граждан пожилого возраста и
инвалидов, включая детей-инвалидов
(наименование изложено в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 05.05.2015 № 304 - см. предыдущую редакцию)
2.1. При определении индивидуальной потребности в социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, а также детей-инвалидов проводится оценка степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности).
2.2. Оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности проводится в соответствии с Рекомендациями по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 500н и путем:
- опроса гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о нуждаемости в социальном обслуживании;
- заслушивания пояснений законного представителя, родственников или иных лиц, осуществлявших за гражданином уход;
- непосредственного наблюдения специалистов.
(пункты 2.1-2.2 изложены в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 05.05.2015 № 304 - см. предыдущую редакцию)
2.3. Оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности осуществляется с использованием двух шкал: шкалы оценки возможностей выполнения элементарной деятельности (по основным рангам основана на шкале Бартела) и шкалы оценки возможностей выполнения сложных действий (по основным рангам основана на шкале Лаутона).
2.4. Шкала оценки возможностей выполнения элементарной деятельности оценивает обычную деятельность человека с помощью 10 критериев, относящихся к сфере самообслуживания и возможностей передвижения (приложение 1).
2.5. Оценка уровня выполнения элементарной деятельности производится по сумме баллов, определенных в отношении гражданина по каждому из разделов теста. Максимальный результат соответствует 100 баллам, минимальный - 0 баллов.
Большинство пунктов шкалы имеют оценочные ранги "0" (невозможность выполнить задание), "5" (требуется помощь в выполнении задания) и "10" (полная независимость в выполнении задания). Два критерия ("Купание" и "Умывание") имеют ранги "0" (выполнение задания невозможно либо требуется помощь) и "5" (полная независимость). Два критерия ("Переход с кровати на стул" и "Передвижение") имеют оценочные ранги "0" (полная зависимость), "5" или "10" для случаев, когда необходима помощь, и "15" (полная независимость).
2.6. Шкала оценки возможностей выполнения сложных действий оценивает более сложные действия человека по 9 критериям (приложение 2).
Оценка уровня сложных ежедневных действий производится по сумме баллов, определенных у потенциального клиента (клиента) по каждому из разделов шкалы. Максимальный результат соответствует 27 баллам, минимальный - 10 баллам.
Все пункты имеют оценочные ранги "1" (невозможность выполнить задание), "2" (требуется помощь в выполнении задания) и "3" (полная независимость в выполнении задания).
2.7. При определении возможности выполнения различных видов элементарной деятельности и сложных ежедневных действий оценку проводят, учитывая конкретную жизненную ситуацию гражданина, в том числе наличие или отсутствие коммунальных удобств, стремление к выполнению того или иного действия, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации и других факторов, влияющих на уровни выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности.
Выбор варианта ответа, предполагающего полную независимость в выполнении действия, возможен при использовании гражданином вспомогательных технических средств.
При выборе варианта ответа специалистом оценивается не только физическая способность лица выполнить то или иное действие, но и способность лица осознавать значение своих действий и возможность руководить ими при их выполнении.
Выбранные варианты ответа должны отражать реальные возможности гражданина на момент проведения оценки.
2.8. Для принятия решения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании осуществляется определение степени индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах согласно приложению 3. Для определения степени индивидуальной потребности в социальных услугах суммируется количество баллов по двум шкалам: оценки возможностей выполнения элементарной деятельности и оценки возможностей выполнения сложных действий.
2.9. Показаниями к социальному обслуживанию на дому для лиц пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) является индивидуальная потребность в посторонней или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению.
Социальное обслуживание на дому может предоставляться лицам с 1 по 10 степенью индивидуальной потребности в социальных услугах.
2.10. Показанием к стационарной форме социального обслуживания для лиц пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов является частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и индивидуальная нуждаемость в постоянном постороннем уходе и наблюдении.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется лицам с 4 по 10 степенью индивидуальной потребности в социальных услугах.
2.11. По результатам проведения оценки возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности Комиссией в течение 5 рабочих дней со дня совершения события, являющегося основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, оформляется решение о признании гражданина пожилого возраста (инвалида), а также ребенка-инвалида нуждающимся в социальном обслуживании (приложение 4).
2.12. Неотъемлемой частью решения о признании гражданина пожилого возраста (инвалида), а также ребенка-инвалида нуждающимся в социальном обслуживании является индивидуальная программа предоставления социальных услуг (Приложение 5).
2.13. В индивидуальной программе предоставления социальных услуг гражданину пожилого возраста (инвалиду), а также ребенку-инвалиду отражается форма рекомендуемого гражданину социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков, а также мероприятия по социальному сопровождению.
2.14. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину пожилого возраста (инвалиду), а также ребенку-инвалиду составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается гражданину или его законному представителю. Второй экземпляр остается в территориальном управлении социальной защиты населения.
(пункты 2.11.2.14 изложены в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 05.05.2015 № 304 - см. предыдущую редакцию)
3. Определение индивидуальной потребности
в социальных услугах семей с детьми
(раздел 3 изложен в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465 -см. предыдущую редакцию)
3.1. Для принятия решения о признании семьи с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании либо отказе в предоставлении социальных услуг проводится определение индивидуальной потребности семей с детьми и детей в социальных услугах через проведение оценки условий жизнедеятельности семей с детьми и детей, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности.
3.2. Заявление о предоставлении социального обслуживания в отношении семей с детьми и детей в организациях типа центр социальной помощи семье и детям (ГБУ "ОЦСПСД "Юный нижегородец"), санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ГБУ "ОСРЦН "Золотой колос" (Арзамасский район))", реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса"), в полустационарной форме социального обслуживания в организациях типа социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (дневное пребывание), реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной помощи семье и детям подается непосредственно в государственное казенное учреждении Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа) по месту фактического проживания семей с детьми.
3.3. Для признания семей с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании предъявляются следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, в том числе свидетельство в отношении несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность одного из законных представителей несовершеннолетнего;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);
- при обращении с заявлением уполномоченного лица гражданина предоставляется копия документа, удостоверяющего его личность (с предъявлением подлинника);
- документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семей с детьми и детей, для целей признания его нуждающимся в социальном обслуживании (акт оценки условий жизнедеятельности семьи и обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи и детей, составляется со слов заявителя путем очного опроса (приложение 6);
3.4. Дополнительные документы (сведения), подтверждающие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи и детей, в том числе: