МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ


от 27 октября 2014 года № 493


Об утверждении порядка
признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании

(с изменениями на 5 мая 2015 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 29.07.2015 № 465;
приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 05.05.2015 № 304

------------------------------------------------------------------------


В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области М.В. Ушакову. (пункт 3 в ред. приказа министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465  -см. предыдущую редакцию)



     И.о. министра                                                                         Д.М.Ермолаев  

     



Утвержден
приказом
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 27.10.2014 № 493

     

Порядок
признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании   

(в ред. приказов министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465; от 05.05.2015 № 304)

     1. Общие положения  
(раздел 1 изложен в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465  -см. предыдущую редакцию)


Порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определении их индивидуальной потребности в социальных услугах разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

1.2. Порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании регламентирует процесс определения индивидуальной потребности граждан в социальных услугах, оптимальной для гражданина формы социального обслуживания, видах, объеме, периодичности, условий и сроков предоставления социальных услуг, а также рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

1.3. Порядок распространяется на отношения в сфере социального обслуживания в форме полустационарного, стационарного социального обслуживания, социального обслуживания на дому предоставляемого юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее - Поставщики социальных услуг).

1.4. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа)".

Форма заявления утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года N 159н.

1.5. Неотъемлемой частью процесса рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах, которое проводится в интересах гражданина.

1.6. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах проводится оценка условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

- наличие в семье ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствия попечения над ними;

- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- отсутствие работы и средств к существованию.

1.7. Оценку определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятие решения о признании гражданина, семей с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании осуществляет государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа)".

1.8. Для проведения оценки определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и принятия решения о признании гражданина нуждающимся в государственном казенном учреждении Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа) создается Комиссия по оценке индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах (далее - Комиссия).

1.9. Рассмотрение вопросов и принятие решений о признании семей с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляется Комиссией при необходимости оказания им услуг:

- в полустационарной форме социального обслуживания в государственных бюджетных учреждениях типа центр социальной помощи семье и детям, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, государственных казенных учреждений социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (при наличии отделения дневного пребывания);

- в стационарной форме социального обслуживания в организациях типа центр социальной помощи семье и детям (ГБУ "ОЦСПСД "Юный нижегородец"), санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ГБУ "ОСРЦН "Золотой колос" (Арзамасский район))", реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса").

1.10. Принятие несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуаций и социально опасном положении на социальное обслуживание в стационарной форме в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

2. Определение индивидуальной потребности в
социальных услугах граждан пожилого возраста и
инвалидов, включая детей-инвалидов

(наименование изложено в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 05.05.2015 № 304  - см. предыдущую редакцию)

2.1. При определении индивидуальной потребности в социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, а также детей-инвалидов проводится оценка степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее - оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности).

2.2. Оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности проводится в соответствии с Рекомендациями по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 500н и путем:

- опроса гражданина, в отношении которого рассматривается вопрос о нуждаемости в социальном обслуживании;

- заслушивания пояснений законного представителя, родственников или иных лиц, осуществлявших за гражданином уход;

- непосредственного наблюдения специалистов.

(пункты 2.1-2.2 изложены в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 05.05.2015 № 304  - см. предыдущую редакцию)

2.3. Оценка возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности осуществляется с использованием двух шкал: шкалы оценки возможностей выполнения элементарной деятельности (по основным рангам основана на шкале Бартела) и шкалы оценки возможностей выполнения сложных действий (по основным рангам основана на шкале Лаутона).

2.4. Шкала оценки возможностей выполнения элементарной деятельности оценивает обычную деятельность человека с помощью 10 критериев, относящихся к сфере самообслуживания и возможностей передвижения (приложение 1).

2.5. Оценка уровня выполнения элементарной деятельности производится по сумме баллов, определенных в отношении гражданина по каждому из разделов теста. Максимальный результат соответствует 100 баллам, минимальный - 0 баллов.

Большинство пунктов шкалы имеют оценочные ранги "0" (невозможность выполнить задание), "5" (требуется помощь в выполнении задания) и "10" (полная независимость в выполнении задания). Два критерия ("Купание" и "Умывание") имеют ранги "0" (выполнение задания невозможно либо требуется помощь) и "5" (полная независимость). Два критерия ("Переход с кровати на стул" и "Передвижение") имеют оценочные ранги "0" (полная зависимость), "5" или "10" для случаев, когда необходима помощь, и "15" (полная независимость).

2.6. Шкала оценки возможностей выполнения сложных действий оценивает более сложные действия человека по 9 критериям (приложение 2).

Оценка уровня сложных ежедневных действий производится по сумме баллов, определенных у потенциального клиента (клиента) по каждому из разделов шкалы. Максимальный результат соответствует 27 баллам, минимальный - 10 баллам.

Все пункты имеют оценочные ранги "1" (невозможность выполнить задание), "2" (требуется помощь в выполнении задания) и "3" (полная независимость в выполнении задания).

2.7. При определении возможности выполнения различных видов элементарной деятельности и сложных ежедневных действий оценку проводят, учитывая конкретную жизненную ситуацию гражданина, в том числе наличие или отсутствие коммунальных удобств, стремление к выполнению того или иного действия, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации и других факторов, влияющих на уровни выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности.

Выбор варианта ответа, предполагающего полную независимость в выполнении действия, возможен при использовании гражданином вспомогательных технических средств.

При выборе варианта ответа специалистом оценивается не только физическая способность лица выполнить то или иное действие, но и способность лица осознавать значение своих действий и возможность руководить ими при их выполнении.

Выбранные варианты ответа должны отражать реальные возможности гражданина на момент проведения оценки.

2.8. Для принятия решения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании осуществляется определение степени индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах согласно приложению 3. Для определения степени индивидуальной потребности в социальных услугах суммируется количество баллов по двум шкалам: оценки возможностей выполнения элементарной деятельности и оценки возможностей выполнения сложных действий.

2.9. Показаниями к социальному обслуживанию на дому для лиц пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) является индивидуальная потребность в посторонней или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению.

Социальное обслуживание на дому может предоставляться лицам с 1 по 10 степенью индивидуальной потребности в социальных услугах.

2.10. Показанием к стационарной форме социального обслуживания для лиц пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов является частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и индивидуальная нуждаемость в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется лицам с 4 по 10 степенью индивидуальной потребности в социальных услугах.

2.11. По результатам проведения оценки возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности Комиссией в течение 5 рабочих дней со дня совершения события, являющегося основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, оформляется решение о признании гражданина пожилого возраста (инвалида), а также ребенка-инвалида нуждающимся в социальном обслуживании (приложение 4).

2.12. Неотъемлемой частью решения о признании гражданина пожилого возраста (инвалида), а также ребенка-инвалида нуждающимся в социальном обслуживании является индивидуальная программа предоставления социальных услуг (Приложение 5).

2.13. В индивидуальной программе предоставления социальных услуг гражданину пожилого возраста (инвалиду), а также ребенку-инвалиду отражается форма рекомендуемого гражданину социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков, а также мероприятия по социальному сопровождению.

2.14. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину пожилого возраста (инвалиду), а также ребенку-инвалиду составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается гражданину или его законному представителю. Второй экземпляр остается в территориальном управлении социальной защиты населения.

(пункты 2.11.2.14 изложены в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 05.05.2015 № 304  - см. предыдущую редакцию)

3. Определение индивидуальной потребности
в социальных услугах семей с детьми
 
(раздел 3 изложен в новой редакции приказом министерства социальной политики области от 29.07.2015 № 465  -см. предыдущую редакцию)


3.1. Для принятия решения о признании семьи с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании либо отказе в предоставлении социальных услуг проводится определение индивидуальной потребности семей с детьми и детей в социальных услугах через проведение оценки условий жизнедеятельности семей с детьми и детей, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности.

3.2. Заявление о предоставлении социального обслуживания в отношении семей с детьми и детей в организациях типа центр социальной помощи семье и детям (ГБУ "ОЦСПСД "Юный нижегородец"), санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ГБУ "ОСРЦН "Золотой колос" (Арзамасский район))", реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса"), в полустационарной форме социального обслуживания в организациях типа социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (дневное пребывание), реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной помощи семье и детям подается непосредственно в государственное казенное учреждении Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа) по месту фактического проживания семей с детьми.

3.3. Для признания семей с детьми и детей нуждающимися в социальном обслуживании предъявляются следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, в том числе свидетельство в отношении несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность одного из законных представителей несовершеннолетнего;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);

- при обращении с заявлением уполномоченного лица гражданина предоставляется копия документа, удостоверяющего его личность (с предъявлением подлинника);

- документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семей с детьми и детей, для целей признания его нуждающимся в социальном обслуживании (акт оценки условий жизнедеятельности семьи и обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи и детей, составляется со слов заявителя путем очного опроса (приложение 6);

3.4. Дополнительные документы (сведения), подтверждающие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи и детей, в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»