ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 мая 2014 года № 806-р


О внесении изменений в План мероприятий ("дорожную карту")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального
обслуживания населения Нижегородской области на 2013-2018 годы",
утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской
области от 28 февраля 2013 года № 427-р



Во исполнение подпункта 2 пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № Пр-3086:

внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области на 2013-2018 годы", утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 года № 427-р, изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.



Губернатор                                                                                В.П.Шанцев


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к распоряжению Правительства
     Нижегородской области
     от 13 мая 2014 года № 806-р


     "УТВЕРЖДЕН
     распоряжением Правительства
     Нижегородской области
     от 28 февраля 2013 года № 427-р
     (в редакции распоряжения Правительства
     Нижегородской области
     от 13 мая 2014 года № 806-р)

     

     План мероприятий ("дорожная карта")
     "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания
     населения Нижегородской области на 2013-2018 годы"

     I. Общее описание Плана мероприятий ("дорожная карта")
     "Повышение эффективности качества услуг в сфере социального
     обслуживания населения Нижегородской области на 2013-2018 годы"

    
     1. Общие положения

План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности качества услуг в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области" на 2013-2018 годы (далее - Дорожная карта) разработан в соответствии с:

- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

- Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2011 года № 2190-р;

- Планом мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 650;

- Методическими рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2013 года № 21.

Основной целью реализации Дорожной карты является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Нижегородской области услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии работников учреждений социального обслуживания населения Нижегородской области необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

     
     2. Текущее состояние сферы социального обслуживания населения
     в Нижегородской области, сложившиеся проблемы и обстоятельства,
     обусловливающие их

Реализация мер региональной демографической политики на протяжении последних лет способствовала улучшению демографических показателей. В 2013 году в Нижегородской области сохранена положительная тенденция в динамике основных демографических показателей. За последние 4 года:

- коэффициент рождаемости вырос с 10,9 до 11,8 промилле;

- коэффициент смертности сократился с 17,9 до 15,9 промилле.

Благодаря проводимой социально-демографической политике уровень рождаемости и смертности, соответственно и естественной убыли, имеют положительную динамику.

Естественная убыль населения в Нижегородской области по итогам 12 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года уменьшилась на 2,4%, в то время как в Приволжском федеральном округе - естественная убыль населения сохранилась на уровне 2012 года.

Смертность в Нижегородской области сократилась на 0,6% и составила 15,9 промилле, в Приволжском федеральном округе - увеличилась на 0,5%.

Рождаемость в Нижегородской области в 2013 году не снизилась. Коэффициент рождаемости с 2006 года планомерно возрастал, а в прошедший год сохранен на уровне предыдущего года. В абсолютном значении за 12 месяцев 2013 года родилось на 22 младенца больше, чем за аналогичный период 2012 года. Увеличилась в структуре очередности рождений доля вторых и последующих детей от общего числа родившихся, что свидетельствует о результативности проводимой демографической политики.

В соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области прогнозируется сокращение численности населения Нижегородской области. Вместе с тем, прогнозируется рост числа граждан старшего поколения. В 2019 году численность граждан данной категории составит 28,27% от общей численности населения Нижегородской области.

На 01.01.2014 года в Нижегородской области проживает 3285668 человек, из них 865000 человек старше трудоспособного возраста, что составляет 26,32% от общей численности.

Для реализации установленных гарантий в Нижегородской области создана система государственных учреждений, предоставляющих социально-уязвимым категориям граждан социальные и реабилитационные услуги. Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на территории Нижегородской области определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания.

     
     2.1. Недостаточная социально-экономическая эффективность
     учреждений социального обслуживания населения

На конец 2012 года предоставление пожилым гражданам и инвалидам жизненно важных социальных услуг в Нижегородской области осуществляли 133 учреждения социального обслуживания:

- 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 570 мест;

- 1 областной реабилитационный центр для инвалидов (НОРЦИ) на 35 стационарных мест;

- 3 санаторно-реабилитационных центра ("Пушкино", "Красный Яр", "Сявский") на 340 мест;

- 2 социально-реабилитационных центра на 65 мест;

- 2 профессиональных училища-интерната для инвалидов на 218 учащихся;

- 50 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа и центров временного проживания граждан на 2956 мест и 9 психоневрологических интернатов на 4067 мест;

- 1 областной центр социально-трудовой реабилитации граждан на 102 места;

- 1 Нижегородский областной Дом ветеранов;

- 1 пансионат для ветеранов войны и труда на 160 мест;

- 1 центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий "Витязь" на 100 мест;

- 59 центров социального обслуживания населения.

В структуре центров социального обслуживания населения ведут работу более 600 различных подразделений, в том числе 7 специализированных домов, 42 отделения дневного пребывания.

Все учреждения социального обслуживания имеют лицензии на все виды своей деятельности, требующие лицензирования.

Выстроенная система предоставления услуг от специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания, работающих при сельских администрациях, до министерства социальной политики Нижегородской области позволяет оперативно решать проблемы граждан. Ежегодно учреждениями на постоянной основе обслуживается 105-110 тысяч граждан пожилого возраста.

Деятельность системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-З "О государственном социальном обслуживании населения", нормативных правовых актов Правительства Нижегородской области и локальных актов министерства социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство).

Учреждения располагаются в 237 зданиях (без вспомогательных и хозяйственных сооружений), из них только 9 построены по типовым либо индивидуальным проектам, отвечающим требованиям законодательства социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, остальные здания являются приспособленными к нормативам социального обслуживания. Более половины из них имеют амортизационный износ более 60 процентов.

В этой связи основной задачей является обеспечение безопасности проживающих в учреждениях граждан, выполнение предписаний надзорных органов.

На реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пожилых граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания (противопожарная безопасность, санитарно-гигиенические работы, мероприятия по личной безопасности), в 2011-2013 годах направлено более 88 млн. руб.

В период с 2006 года по 2013 год обеспеченность граждан пожилого возраста и инвалидов местами для предоставления гарантированных социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания возросла с 118,5 до 122,9 мест на 10000 населения. Рост индикатора составил 4,4 места на 10000 населения.

За этот же период существенно возросла доля граждан пожилого возраста, получающих наиболее востребованные социально-медицинские и социально-реабилитационные услуги. К 2013 году доля пенсионеров, получивших данные услуги, возросла с 0,7% до 4,31% от общей численности пенсионеров.

Данные результаты стали следствием проведения Министерством следующих мероприятий:

1) Прием в 2005 году из муниципальной в государственную собственность учреждений социального обслуживания населения.

Это позволило проводить целенаправленную работу по обеспечению доступности социальных услуг во всех городах и районах области и повышению их качества (выравнивание уровня материально-технического обеспечения и организации предоставления услуг до среднеобластных показателей).

Активизировалась работа по оптимизации размещения учреждений, их структуры, регулированию объемов услуг, предоставляемых различными типами учреждений социального обслуживания.

В результате проведенной работы открыты 3 учреждения социального обслуживания инвалидов на 125 мест, открыт Навашинский психоневрологический интернат на 75 коек, введены 2 новых стационарных корпуса в 2 учреждениях на 99 мест, введено дополнительно 35 мест в Кузьмиярском психоневрологическом интернате, открыты 4 специализированных жилых дома для ветеранов и инвалидов с общим количеством 100 квартир, 3 отделения дневного пребывания на 80 мест, 2 социально-реабилитационных отделения на 50 мест и создано 18 отделений социально-медицинского обслуживания на дому на 1721 место в центрах социального обслуживания населения.

2) Разработка и принятие Схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 года № 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года" утверждена схема развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Схема).

Основной целью разработки Схемы является обеспечение потребности населения Нижегородской области в предоставляемых учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов услугах.

В первоочередном порядке предполагается создание дополнительных мест стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, а также для немобильных и маломобильных категорий граждан.

Схемой определен с 2016 года переход от реконструкции приспособленных зданий к строительству новых типовых зданий для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, как наиболее социально-экономический эффективный путь обеспечения соблюдения установленных действующим законодательством требований к размещению и устройству учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Реализация Схемы позволит ликвидировать очередность на стационарное социальное обслуживание, повысить качество предоставляемых услуг и обеспечить комплексную безопасность социальных учреждений.

В последние 6 лет в Нижегородской области наблюдается рост очередности на зачисление граждан в психоневрологические интернаты и в дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа из немобильных и маломобильных граждан. На 01.01.2014 года очередь в психоневрологические интернаты составляла 411 человек, в дома-интернаты - 72 человека. Общая очередь на помещение в стационарные учреждения для взрослого населения на 01.01.2014 года составила 483 человека.

Учитывая ежегодную динамику роста очередности на зачисление в стационарные учреждения, увеличение населения старше трудоспособного возраста, а также увеличение продолжительности жизни, потребность Нижегородской области в стационарном обслуживании позволит обеспечить увеличение коечности в стационарных учреждениях (общего типа и психоневрологического профиля) на 1100 мест. При этом общая коечность будет составлять 8000 мест, что соответствует показателю 24,74 места на 10000 населения.

Социальный норматив по обеспеченности местами в стационарных учреждениях для взрослого населения (30 мест на 10 тысяч населения), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах", считаем чрезмерным и его достижение в Нижегородской области нецелесообразным.

Социальный норматив по обеспеченности местами в стационарных учреждениях для детей-инвалидов (20 мест на 10 тысяч населения) считаем чрезмерным и его достижение в Нижегородской области нецелесообразным, так как имеющаяся обеспеченность в 1,5 места на 10 тыс. населения полностью удовлетворяет нужды Нижегородской области. В настоящее время в системе социальной защиты населения Нижегородской области функционирует три детских дома-интерната для умственно отсталых детей с общим количеством койко-мест 486. На 1 января 2014 года в детских домах-интернах занято 388 мест, свободно - 98 мест.

В последние десять лет в Нижегородской области происходит снижение общего количества детей-инвалидов, что подтверждается данными Социального паспорта Нижегородской области (по данным на январь 2004 года количество детей-инвалидов составляло 13,9 тысяч человек, на январь 2014 года количество детей-инвалидов составляло 9 тыс. человек). Одновременно со снижением общего количества детей-инвалидов происходит снижение количества детей-инвалидов, страдающих выраженной психоневрологической патологией и нуждающихся в стационарном социальном обслуживании. Таким образом, с учетом сложившейся в области демографической ситуации резкого увеличения количества детей-инвалидов не прогнозируется.

Кроме того, ежегодно в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей 30-40 воспитанников достигают восемнадцатилетнего возраста и освобождают места в учреждениях для размещения несовершеннолетних граждан.

В целях повышения качества обслуживания, создания оптимальных условий для проживания обслуживаемых учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов целенаправленно проводят работу по расширению спектра социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных социальных услуг (дополнительные услуги). Учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется более 20 видов дополнительных услуг.

В настоящее время в среднем до 50 процентов компьютерной техники, оргтехники, оборудования, до 30 процентов автотранспорта закупается за счет средств, полученных от платы за предоставление гарантированных и дополнительных социальных услуг.

Система социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области на 01.01.2013 года включала в себя 58 государственных учреждений:

- 32 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

- 7 социальных приютов для детей и подростков;

- 14 центров социальной помощи семье и детям;

- 4 реабилитационные центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- 1 санаторно-реабилитационный центр.

Указанные учреждения рассчитаны на 1422 места для стационарного пребывания и 763 места дневного пребывания с возможностью консультационного приема ежемесячно более 10000 человек. В настоящее время на базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей создано 20 служб социализации детей-инвалидов.

В учреждениях действуют 32 службы по подготовке и сопровождению замещающих родителей, которыми, в соответствии с новым региональным стандартом услуг, предоставляются новые услуги по подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и социальному сопровождению семей, уже принявших таких детей на воспитание.

Дорожной картой предусматривается комплекс мер, направленных на повышение социально-экономической эффективности учреждений социального обслуживания населения Нижегородской области.

Работа по оптимизации сети, штатов и контингентов проводится Министерством уже не первый год. Ежегодно, в период формирования бюджета осуществляется анализ исполнения учреждениями государственных заданий и с учетом востребованности населением области тех или иных социальных услуг принимаются решения об изменении коечной сети, перепрофилировании учреждений, перераспределении штатной численности.

В целях привлечения на повышение заработной платы социальных работников дополнительных денежных средств и сокращения неэффективных расходов Министерством были приняты следующие решения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»