МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 января 2013 года N 21

О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)"



В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст.6909), и во исполнение пункта 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N ДМ-П16-7975, данного в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" (далее - методические рекомендации).

2. Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина), Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова), Финансовому департаменту (С.В.Привезенцева) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.Вовченко.

Министр
М.А.Топилин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 18 декабря 2012 года* N 21

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 18 января 2013 года". - Примечание изготовителя базы данных.

     

Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)"



1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2334), Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р (далее - Программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст.6909), и планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 650 (далее - "Дорожная карта"), в целях разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" (далее - региональная "дорожная карта").

2. Методические рекомендации содержат единые методологические подходы к разработке региональных "дорожных карт".

3. В настоящих методических рекомендациях приводится примерная структурная схема построения региональной "дорожной карты".

4. Региональная "дорожная карта" является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 годы субъекта Российской Федерации.

Утверждение региональной "дорожной карты" должно быть осуществлено нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Региональная "дорожная карта" должна состоять из следующих разделов:

I. - Общее описание региональной "дорожной карты";

II. - план мероприятий.

6. Раздел I "Общее описание региональной "дорожной карты" (далее - Раздел I) представляет собой текстовую часть документа, в которой отражаются проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяются цели региональной "дорожной карты", ожидаемые результаты реализации региональной "дорожной карты", контрольные показатели реализации региональной "дорожной карты".

7. В пункте 1 Раздела I должны быть указаны цели реализации региональной "дорожной карты".

Основной целью реализации региональной "дорожной карты" является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения.

8. В пункте 2 Раздела I должны быть указаны проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения субъекта Российской Федерации, и обусловливающие их обстоятельства.

9. В пункте 3 Раздела I указываются цели реализации региональной "дорожной карты", в том числе обеспечение повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников субъекта Российской Федерации до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

10. В пункте 4 Раздела I должны содержаться ожидаемые результаты реализации региональной "дорожной карты". Кроме общих показателей, характеризующих развитие социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации, в данном пункте должны быть указаны такие мероприятия, как:

подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем в данной сфере;

подготовка новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения;

развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения (рекомендуется ежегодно осуществлять обучение не менее 30% работников учреждений социального обслуживания населения с целью увеличения притока кадров в социальные службы за 5 лет не менее чем на 50% от численности работающих в настоящее время);

оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских), предоставляемых гражданам в сфере социального обслуживания населения, на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций (в целях получения дополнительного резерва средств на повышение оплаты труда не менее 30%);

сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников (рекомендуется сокращение в размере 15-20%);

реализация перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (с указанием предполагаемого увеличения коечной мощности в субъекте Российской Федерации к 2018 году, с разбивкой по годам);

другие мероприятия.

11. В пункте 5 Раздела I должны содержаться контрольные показатели успешной реализации региональной "дорожной карты", которые рекомендуется предусмотреть в соответствии с контрольными показателями, содержащимися в "Дорожной карте".

Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять дополнительные показатели для достижения установленных в субъекте ориентиров, соответствующих поставленным целям.

При выборе контрольных показателей успешной реализации региональной "дорожной карты" в соответствии с порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения:

а) контрольные показатели "Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения" и "Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности" по годам определяются в соответствии с контрольными показателями, предусмотренными в пункте 5 раздела I "Дорожной карты".

Рекомендуемые контрольные показатели должны позволить на основе данных официальной статистической отчетности оценивать результаты реализации мероприятий, предусмотренных в региональных "дорожных картах".

б) под контрольным показателем "Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения со средней заработной платой в регионе" понимаются значения, формируемые на основании данных Федеральной службы государственной статистики о заработной плате работников, полученные на основе форм, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2012 года N 574.

Контрольный показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом, предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Контрольный показатель определяется как отношение среднемесячной заработной платы социальных работников в субъекте Российской Федерации в отчетном году к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в отчетном году;

в) под контрольным показателем "Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности" понимаются значения, формируемые в соответствии с формой N 3-собес (сводная), форма N 6-собес, утвержденными приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 сентября 2009 года N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".

Контрольный показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень привлечения негосударственных учреждений к предоставлению услуг социального обслуживания.

Контрольный показатель определяется как отношение численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания в субъекте Российской Федерации за отчетный год, к общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности в субъекте Российской Федерации за отчетный год.

г) под контрольным показателем "Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий" понимаются значения, формируемые в соответствии с формой N 3-собес (сводная), формой N 4-собес (сводная), утвержденными приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 сентября 2009 года N 196 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения".

Контрольный показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, их пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг гражданам. Снижение контрольного показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения.

12. В разделе II "План мероприятий" региональной "дорожной карты" (далее - План мероприятий) рекомендуется предусмотреть комплекс стратегических мероприятий, которые позволят осуществлять системную организационную, аналитическую и методическую работу по обеспечению деятельности по максимальному удовлетворению потребности граждан в предоставлении социальных услуг в сфере социального обслуживания населения, повышению профессионального уровня социальных работников и престижа лиц, имеющих данную специальность, в частности, путем повышения оплаты труда социальных работников.

13. План мероприятий рекомендуется формировать в табличном формате, предусмотренном "Дорожной картой".

14. В План мероприятий рекомендуется включать не менее 6 разделов, в том числе:

раздел "Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения";

раздел "Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания";

раздел "Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию";

раздел "Сокращение очереди на получение социальных услуг";

раздел "Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций";

раздел "Сохранение кадрового потенциала, повышения престижа лиц, имеющих данную специальность, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников".

15. В разделе "Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения" Плана мероприятий рекомендуется предусмотреть мероприятия по анализу положения дел в сфере социального обслуживания населения, способствующие выявлению существующих проблем и подготовке комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения, а также регулярному проведению мониторинга обеспечения комплексной безопасности, санитарно-эпидемиологического состояния, кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания населения; по проведению социологических исследований среди получателей социальных услуг об удовлетворенности качеством и доступностью получаемых ими услуг, а также другие мероприятия, в результате реализации которых могут быть выявлены проблемы, требующие периодического или регулярного или, при необходимости, системного решения.

Предполагается, что итоги социологических исследований среди получателей социальных услуг должны свидетельствовать о постоянном повышении уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг и составить к 2018 году не менее 95%.

16. Мероприятия раздела "Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания" Плана мероприятий должны быть направлены на обновление (совершенствование) регионального законодательства в сфере социального обслуживания, в частности, после вступления в силу нового Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" - на приведение в соответствие с ним региональных законодательных и нормативных правовых актов.

Особое внимание рекомендуется уделить нормативному урегулированию вопросов внедрения в систему социального обслуживания механизма государственно-частного партнерства и привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг.

17. В Разделе "Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию" Плана мероприятий следует предусмотреть мероприятия по пролонгации на 2014-2018 годы региональных программ, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, а также во взаимодействии с аптечными и медицинскими организациями - меры по полному охвату маломобильных одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста услугой по доставке лекарственных препаратов на дом и дальнейшему развитию мобильной социальной службы.

Рекомендуется в рамках межведомственного взаимодействия предусмотреть мероприятия по внедрению в практику учреждений социального обслуживания населения технологии индивидуального социального сопровождения клиентов (семей) социальных служб.

Помимо вышеназваных мероприятий, в данном разделе могут содержаться мероприятия по взаимодействию органов социальной защиты населения с органами управления здравоохранением, образования, внутренних дел, культуры, юстиции, службами занятости населения и другими заинтересованными структурами, касающиеся решения вопросов социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан старшего поколения, инвалидов, лиц без определенного места жительства, освобожденных из мест лишения свободы, семей, имеющих в наличии родственников с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью, а также других уязвимых категорий граждан.

18. Раздел "Сокращение очереди на получение социальных услуг" Плана мероприятий должен содержать перечень мероприятий, направленных на ликвидацию к 2018 году очереди на получение социальных услуг в стационарных учреждениях и на дому, чему должна способствовать реализация в полном объеме в 2012-2018 годах перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также мероприятия по расширению участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»