• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 года № 997


Об утверждении Инвестиционной стратегии
Нижегородской области до 2025 года

(с изменениями на 16 сентября 2014 года)

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2020 года № 160

_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2014 № 640
-----------------------------------------------------------------------

В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года и в целях внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Нижегородской области до 2025 года.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Н.В.Казачкову.



Губернатор В.П.Шанцев

Инвестиционная стратегия Нижегородской области до 2025 года


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 25 декабря 2013 года № 997


(в ред. постановления Правительства области от 16.09.2014 № 640)

Содержание

РЕЗЮМЕ

3

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

5

2. ОБЗОР (АНАЛИЗ) ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

6

2.1. Оценка стратегически значимых характеристик экономики Нижегородской области

6

2.2. Оценка инвестиционной привлекательности

8

2.3. Анализ рынка инвестиций

10

2.4. Основные рынки инвестиций

12

2.5. Оценка рисков развития

17

2.6. SWOT-анализ (часть 1-я). Оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон Нижегородской области

18

3. СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИИ

21

3.1. Структура Целей и основных целевых показателей

21

3.2. Технологии опережающего развития и планируемые проекты

24

3.3. SWOT-анализ (часть 2-я). Варианты инвестиционной стратегии

25

3.4. Базовая инвестиционная стратегия

28

3.5. Инвестиционные приоритеты

28

4. СИСТЕМА СТИМУЛОВ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

33

4.1. Пакет стимулов

33

4.2. Модель стимулов для инвесторов в Нижегородской области

33

4.3. Дифференцированные подходы к применению стимулов

36

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕХАНИЗМАМ РЕАЛИЗАЦИИ

39

5.1. Мероприятия

39

5.2. Ресурсное обеспечение

40

5.3. Управление реализаций и мониторинг

42

СВОДНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

44

ПРИЛОЖЕНИЯ

45


Резюме

Инвестиционная стратегия формулирует основные цели, задачи и направления инвестиционной политики Нижегородской области до 2025 года в части развития территорий и отраслей, определяет круг потенциальных инвесторов и механизмы их привлечения.

1. По результатам анализа инвестиционного потенциала Нижегородской области в стратегии:
- предложено при реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности Нижегородской области учитывать зональное деление муниципальных образований; для каждой зоны опережающего развития определены приоритетные отрасли, на развитие которых следует обратить особое внимание;
- отмечено, что по итогам аналитического исследования, проведенного агентством "Эксперт РА" в 2012 году, Нижегородская область по совокупному инвестиционному потенциалу занимает 8 место и является одним из наиболее успешных регионов среди субъектов Российской Федерации;
- сделан вывод о ежегодной положительной динамике роста доверия к Нижегородской области со стороны инвесторов;
- отмечено, что Нижегородская область является одним из лидеров по формированию эффективных законодательных условий инвестиционной деятельности и наличию мощной научно-производственной базы;
- предложена интегрированная оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон Нижегородской области с учетом влияния факторов внешней среды (возможности и угрозы) в формате SWОT-анализа.

2. На основе анализа инвестиционного потенциала в стратегии:
- предложена цель инвестиционной стратегии - Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика Нижегородской области за счет обеспечения благоприятного инвестиционного климата, роста инвестиций в основной капитал области и снижения рисков инвестиционного развития;
- в рамках достижения ключевых целевых ориентиров определены основные задачи и предложена система основных показателей;
- сформирована система основных результатов и сформулирован ключевой результат, на достижение которого направлена стратегия - Сформирован имидж Нижегородской области как открытого региона с благоприятным инвестиционным климатом и низкими инвестиционными рисками;
- представлено описание вариантов инвестиционной стратегии на основе интегрированного SWОT-анализа с рекомендацией по этапам ее реализации;
- предложена базовая инвестиционная стратегия, на первом этапе предполагающая реализацию реалистического сценария, ориентированного на создание инфраструктуры и повышение производительности труда, а на втором этапе - оптимистического сценария, ориентированного, в первую очередь, на развитие и эффективное использование научно-инновационного потенциала Нижегородской области;
- предложено два этапа реализации инвестиционной стратегии - Ключевым элементом первого этапа реализации стратегии является проведение ЧМ по футболу 2018 года, и реализация ряда инфраструктурных проектов;
- выделены инвестиционные приоритеты в территориальном и отраслевом разрезах;
- сформированы системообразующие проекты инновационной системы Нижегородской области (второй этап стратегии):
= Нижегородский биомедицинский кластер
= Саровский инновационный кластер
= Нижегородский IT-кластер
= НОЦ "Нанотехнологии" ННГУ и ИФМ РАН, другие проекты в сфере наносистем и нанотехнологий
= Проекты ИПФ РАН и ННГУ в сфере сверхмощных лазеров и лазерных систем
= Проекты ННГУ и других организаций в сфере рационального природопользования
= Инфраструктурные проекты развития инноваций

3. Для успешной реализации разработанной стратегии предложены:
- система показателей для оценки выполнения целей стратегии;
- система стимулов для инвесторов (пакет, модель, дифференцированные подходы к применению стимулов);
- механизмы реализации стратегии, включая создание АНО "Агентство развития Нижегородской области (АРНО)";
- управление реализацией и мониторинг.

4. В приложениях к стратегии представлены:
- основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Нижегородской области и региона в целом;
- рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований и Нижегородской области в целом;
- технологии опережающего развития;
- дополнительная информация по анализу рынка иностранных инвестиций;
- основные потенциальные инвесторы, ключевые инвестиционные проекты Нижегородской области до 2025 года;
- подробный план мероприятий по реализации стратегии и другие материалы.

1.Основания для разработки и основные параметры инвестиционной стратегии

Инвестиционная стратегия Нижегородской области разработана на период до 2025 года.
Основы для разработки инвестиционной стратегии региона:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденный решением наблюдательного совета АНО "Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03.05.2012 протоколом № 2;
- Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127;
- Программа социально-экономического развития Нижегородской области на 2012-2015 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 08.08.2012 № 106-З;
- Комплексный инвестиционный план развития Нижегородской области на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 25.01.2012 № 31.
Инвестиционная стратегия формулирует основные цели, задачи и направления инвестиционной политики Нижегородской области до 2025 года в части развития территорий и отраслей, определяет круг потенциальных инвесторов и механизмы их привлечения.
Инвестиционная стратегия является базовым документов для внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты министерств и ведомств Нижегородской области в части, затрагиваемой ею.

2.Обзор (анализ) инвестиционного потенциала

2.1. Оценка стратегически значимых характеристик экономики Нижегородской области в 2012 году

Нижегородская область - один из крупнейших регионов европейской части России. По численности населения область находится на 3 месте в Приволжском федеральном округе после республик Башкортостан и Татарстан. Столица региона - г.Нижний Новгород - с населением 1,3 млн. человек (на 1 января 2013 года) является одним из 15 городов-миллионников и по численности населения входит в пятерку лидеров. Уровень экономической активности населения в 2012 году составил 71,4%
Уровень официально зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению) составил в конце 2012 года 0,6%, уровень общей безработицы (в соответствии с методологией МОТ) 5,4%. Оба показателя имеют тенденцию снижения.
После кризиса 2008 года в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста основных экономических показателей (приложение 1).

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Объем валового регионального продукта (ВРП) в 2012 году составил 862,2 млрд. рублей, что на 4,5% больше 2011 года.
Индекс физического объема ВРП в 2010-2012 годах превышал среднероссийский показатель на 1-2 процентных пункта, что говорит об ускоренном типе развития региона.
ВРП на душу населения в 2012 году составил 261,8 тыс. рублей.

Более трети ВРП Нижегородской области формируется в промышленности. В 2012 году в регионе по основным показателям промышленного производства наблюдалась положительная динамика. Объем отгруженной продукции промышленного производства (выполненных работ, услуг) по полному кругу предприятий превысил 980 млрд. рублей, что на 4,5% больше аналогичного показателя 2011 года.

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Более 90% объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) в регионе в 2012 году приходилось на обрабатывающие виды производства, где объем отгруженной продукции вырос по сравнению с 2011 годом на 5,2%.
Строительство. Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2012 году составил 128,3 млрд. рублей; введено 1,5 млн. кв. м жилых домов.
В результате среди регионов России в 2012 году по объему выполненных работ по виду деятельности строительство Нижегородская область поднялась на 10 место (с 11 места в 2011 году).
Такие высокие темпы роста жилищного строительства позволили поднять уровень обеспеченности жильем с 24 кв. м на человека в 2010 году до 25,1 кв. м на человека в 2012 году.
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций) составила в 2012 году 20958,8 рублей (78,5% от среднего показателя по России, регион занимает 41-е место).
Оборот розничной торговли в Нижегородской области в 2012 году составил 482,7 млрд. рублей. По этому показателю Нижегородская область занимает 11 место в рейтинге регионов Российской Федерации.
Таким образом, регион можно отнести к одному из наиболее развитых в экономическом, в том числе промышленном, отношении субъектов Российской Федерации. Однако анализ социально-экономического развития муниципальных образований Нижегородской области показывает, что высокий уровень развитии характерен не для всех муниципальных районов и городских округов региона (приложение 2).
В Нижегородской области наблюдаются значительные диспропорции как в уровне экономического, социального развития, так и инвестиционной привлекательности входящих в нее территорий.
Уровень социально-экономического развития выше среднеобластного наблюдается в Кстовском, Павловском, Городецком муниципальных районах, городских округах г.Арзамас, г.Бор, г.Выкса, г.Дзержинск, г.Нижний Новгород, г.Саров. Кстовский муниципальный район, а также городские округа г.Выкса и г.Нижний Новгород являются муниципальными образованиями с высокой инвестиционной привлекательностью.
На данных территориях реализуется ряд крупных проектов, что обеспечивает рост показателей, связанных с объемом инвестиций, отгруженной продукции, результатами финансово-хозяйственной деятельности, заработной платой.
К территориям с низким уровнем социально-экономического развития относятся Варнавинский, Краснооктябрьский, Ветлужский, Большемурашкинский, Перевозский, Лукояновский, Краснобаковский, Сеченовский муниципальные районы и городской округ г.Шахунья. Также большинство этих территорий имеет невысокий уровень инвестиционной привлекательности.
Большая часть этих муниципальных образований расположена на севере области, поэтому северным территориям необходимо уделить особое внимание, с точки зрения реализации инвестиционных проектов, которые будут способствовать росту экономики указанных муниципалитетов.
При реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности Нижегородской области следует учитывать зональное деление муниципальных образований (в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127) на лесопромышленную, инновационную, агропромышленную зону, зону металлургии и металлообработки, а также крупные городские агломерации.
Для каждой зоны опережающего развития определены приоритетные отрасли, на развитии которых следует направить особое внимание.
Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований приведены в приложении 2.


2.2. Оценка инвестиционной привлекательности

По итогам аналитического исследования, проведенного агентством "Эксперт РА" в 2012 году, Нижегородская область по совокупному инвестиционному потенциалу занимает 8 место среди субъектов Российской Федерации, улучшив свои позиции и переместившись с 10 места (в 2011 году). Оценка совокупного инвестиционного потенциала проводится на основе анализа таких ресурсов развития региональной экономики, как трудовые кадры и их образовательный уровень, совокупная покупательная способность населения, совокупный результат хозяйственной деятельности предприятий, экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность, обеспеченность региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест размещения туристов, объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона, степень развития ведущих институтов рыночной экономики и уровень развития науки и достижений научно-технического прогресса (таблица 2.1).

Таблица 2.1. - Бенчмаркинг инвестиционного потенциала
Нижегородской области

Основные компоненты потенциала

Оценка Нижегородской области в рейтинге 2012 года

Три региона со значениями ранга лучше Нижегородской области

Три региона со значениями ранга хуже
Нижегородской области

Трудовой

10

Челябинская обл., Самарская обл., Свердловская обл.

Респ. Башкортостан, Новосибирская обл., Ставропольский край

Потребительский

11

Челябинская обл., Самарская обл., Свердловская обл.

Респ. Дагестан, Красноярский край, Пермский край

Производственный

13

Самарская обл., Кемеровская обл., Челябинская обл.

Красноярский край, Ростовская область, ЯНАО

Природно- ресурсный

56

Ульяновская обл., Пензенская обл., Рязанская обл.

Вологодская обл., респ. Алтай, Тверская обл.

Туристический

12

Красноярский край, Челябинская обл., Пермский край

Иркутская обл., респ. Бурятия, Ростовская обл.

Финансовый

12

Пермский край, Самарская обл., респ. Башкортостан

Ростовская обл., Челябинская обл., Кемеровская обл.

Институциональный

10

Самарская обл., Новосибирская обл., Свердловская обл.

Челябинская обл., респ. Башкортостан, Тюменская обл.

Инновационный

4

г. Москва, Московская обл., г.Санкт-Петербург

респ. Татарстан, Новосибирская обл., Свердловская обл.


Таким образом, наиболее критично положение региона по показателю природно-ресурсного потенциала.
По итогам 2012 года Нижегородской области агентством "Эксперт РА" был присвоен коэффициент "2В", который соответствует среднему инвестиционному потенциалу при умеренных инвестиционных рисках (такой индекс присвоен 11 субъектам Российской ФедерацииОб утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года).

_____________________________
Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года) В 2012 году рейтинг "2В" присвоен Кемеровской обл., Красноярскому кр., Нижегородской обл., Новосибирской обл., Пермскому кр., респ. Башкортостан, Самарской обл., Ханты-Мансийскому авт. окр. - Югра, Челябинской обл., Ростовской обл., Иркутской обл.

Более высокий рейтинг имеют только 5 регионов Российской Федерации - г.Москва, Московская обл., г.Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край.
По данным "РИА Рейтинг", в 2012 году Нижегородская область заняла первое место в рейтинге субъектов России по развитию предпринимательской инициативы, опередив Москву и Санкт-Петербург.
Таким образом, по уровню инвестиционной привлекательности Нижегородская область является одним из наиболее успешных регионов в Приволжском федеральном округе и в России.

2.3. Анализ рынка инвестиций

О росте доверия к Нижегородской области со стороны инвесторов можно судить по инвестициям в экономику, которые имеют ежегодную положительную динамику в 2011-2012 годах (рисунок 2.3).

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)

По показателю объема инвестиций в основной капитал регион входит в перечень лидеров (в 2012 году Нижегородская область занимала 13-е место), улучшая свои позиции в рейтинге регионов России (в 2011 году - 14-е место).
Важным показателем инвестиционной активности предприятий является доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте. В целом, для Нижегородской области характерна одна из самых высоких в России доля инвестиций в основной капитал в ВРП - 29,9% (в 2012 году).
Современный международный рынок инвестиций характеризуется высокой степенью конкуренции, как между инвесторами, так и странами, принимающими инвестиции. Страны ведут активную борьбу за привлечение иностранного капитала в национальную экономику, создавая для этих целей благоприятный инвестиционный климат. Инвестор, в свою очередь, выбирает территорию для вложения своих финансовых средств, руководствуясь уровнем инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 2.4. Классификация иностранных инвестиций

Наиболее "полезными" и эффективными для стран - получателей инвестиций являются, конечно, прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
В первой половине 2013 года потоки прямых иностранных инвестиций в мире выросли на 4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили 745 млрд. долларов США. Эта тенденция обусловлена растущим притоком инвестиций в развивающиеся страны и в страны с переходной экономикой, несмотря на снижение общего притока ПИИ в развитые страны.
Разрыв между инвестициями в развитые и развивающиеся страны с каждым годом увеличивается, и такая тенденция вероятнее всего сохранится. В настоящее время более 60% мировых ПИИ приходятся именно на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Россия привлекла в свою экономку 56 млрд. долларов и, таким образом, вошла в пятерку государств, куда было направлено больше всего прямых иностранных инвестиций. В этот "клуб привлекательных для инвесторов стран", помимо Великобритании и России, вошли также Китай, США и Британские Виргинские острова.
Дополнительная информация по анализу рынка иностранных инвестиций приведена в приложении 3.
Согласно мониторингу инвестиционной активности в регионах России, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства по итогам 2012 года в России 17 регионов с общим объемом поступивших инвестиций свыше 1 млрд. долларов США. В число этих регионов входит и Нижегородская область (приложение 3).
Это обусловлено тем, что Нижегородская область является одним из лидеров по формированию эффективных законодательных условий инвестиционной деятельности и наличию мощной научно-производственной базы.


2.4. Основные рынки инвестиций
На протяжении последних 20 лет объем иностранных инвестиций в российскую экономику постепенно нарастал, периоды спада наблюдались лишь в моменты обострения мирового финансового кризиса. Согласно данным единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), с 2009 по 2011 годы наметилась положительная тенденция роста прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Основными странами - инвесторами в российскую экономику являются Нидерланды, Кипр и Люксембург (рисунок 2.5).

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 2.5. Структура накопленных иностранных инвестиций
в экономике России на конец июня 2013 года

На страны, указанные на рисунке 2.5, приходится свыше половины всего внешнеторгового оборота России и 84,3% накопленных инвестиций в России.
При этом наибольший интерес для иностранных инвесторов вызывают обрабатывающие производства. Компании вкладывают деньги как в производства, ориентированные на внутренний рынок, так и в производства, работающие на экспорт (см. рисунок 2.6).

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 2.6. Структура накопленных иностранных инвестиций по видам деятельности


По состоянию на конец июня 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике Нижегородской области составил 3 млрд. долларов США, что на 22,8% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции - 51,9% (на конец июня 2012 г. - 63,0%), доля портфельных инвестиций составила 0,1% (соответственно - 0,1%), прочих инвестиций - 48,0% (соответственно - 36,9%).
Основные страны-инвесторы - Нидерланды, Кипр, Германия и Австрия, на их долю приходится более 90% общего объема накопленных иностранных инвестиций (см. рисунок 2.7).

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Наиболее привлекательными сферами для иностранных инвестиций в Нижегородской области являются обрабатывающие производства и оптово-розничная торговля.
При этом объем инвестиций из Нижегородской области, накопленных за рубежом (в основном, Кипр, Нидерланды, Великобритания), на конец июня 2013 года составил 352,8 млн. долларов США. В январе - июне 2013 года из Нижегородской области за рубеж направлено 16,5 млн. долларов США инвестиций.

По объему инвестиций регион в Приволжском федеральном округе по итогам 2012 года занял 2 место. Объем иностранных инвестиций за 2010-2012 годы вырос более чем в 2,5 раза. В 2012 году Нижегородская область заняла третье место (после Москвы и Санкт-Петербурга) среди городов - лидеров по привлечению прямых иностранных инвестиций по данным британской аудиторской компании "Эрнст энд Янг".
Согласно опросу аудиторско-консалтинговой группы "KPMG", проведенному в 2012 году, Нижегородская область впервые вошла в десятку регионов Российской Федерации по среднегодовому объему ПИИ. По итогам анализа Нижегородская область по объему привлечения инвестиций обогнала Ленинградскую область (9 место рейтинга), Краснодарский край (13 место), Татарстан (18 место) и Калининград (20 место).
По данным Росстата, с 2005 по 2012 годы объем иностранных инвестиций, привлекаемых ежегодно в Нижегородскую область, вырос в десять раз (по итогам 2012 года составил 1115 млн. долларов США).
Анализ стратегий потенциальных инвесторов приведен в таблице 2.2.


Таблица 2.2. - Анализ стратегий потенциальных инвесторов

Автомобильная отрасль

Нефтехимическая отрасль

Судостроение

Авиастроение

Ядерная отрасль

Основная характеристика стратегий

В развитых странах ниша заполнена и поделена между основными игроками.
Крупные компании тщательно анализируют в развивающихся странах:
- конъюнктуру рынка;
- спрос и платежные возможности населения;
- предпочтения по назначению и классу автомобилей;
- сырьевой потенциал территорий;
- производственные и энергетические ресурсы;
- трудовой потенциал;
- систему господдержки;
- транспортную инфраструктуру.

Эффективность нефтехимических компаний, особенно развивающихся стран, стран - членов ОПЕК и России, существенно ниже аналогичного показателя ведущих мировых лидеров нефтехимии. Основная причина заключается в грамотно выстроенной стратегии инвестиционной деятельности иностранных компаний за пределами своей страны.
Инвестиционные стратегии ведущих нефтехимических компаний, в первую очередь, основываются на прогнозах конъюнктуры рынка основного сырья - нефти и природного газа, которая определяет размер денежных потоков компании, показатели ее финансово-экономического состояния и сроки окупаемости инвестиционных проектов.

Иностранные инвесторы заинтересованы в поддержке российских предприятий. так как у российской судостроительной промышленности имеется огромный опыт в данной отрасли.
Особенности отрасли:
- высокая наукоемкость;
- длительность циклов разработки и постройки;
- высокая капиталоемкость продукции;
- необходимость закупки значительной доли комплектующего оборудования за рубежом.
При разработке стратегии по осуществлению инвестиций за рубежом крупные судостроительные объединения, в первую очередь, ориентируются на строгую контрактную технологическую дисциплину.

Мировой рынок гражданского авиастроения на 90% "захвачен" американской компанией "Boeing" и европейским производителем "Airbus".
Ключевые игроки сконцентрированы в 20 государствах мира.
Инвестиционная стратегия иностранных инвесторов заключается в присоединении и поглощении перспективных предприятий.

Напрямую зависит от политических решений Правительства.
При разработке стратегии инвестиционной деятельности за рубежом, потенциальные инвесторы, в первую очередь, обращают внимание на репутацию компании, уровень научно-технической базы и наличия положительного опыта в сфере ядерных разработок, геополитическую ситуацию в мире.
Еще одно направление инвестиционной стратегии - финансирование разведки урановых месторождений с целью последующей организации производства по добыче урана в рамках программы пополнения запасов ядерного топлива.

Наиболее вероятные потенциальные инвесторы

"Ford Motor Company", "General Motors", "Renault", "Hyundai Motor", "Toyota Motor", "Mitsubishi Motors", "Nissan Motor", атакже "Sanoh Industrial", "Mubea", "FENOX Automotive Components", "MANDO Corporation", "Takata Corporation", "Continental Automotive GmbH", "Bosch"

"Dow Chemical Company", "Royal Dutch Shell", "British Petroleum", "Saudi Aramco", "ExxonMobil", "PetroChina", "Petroleos Mexicanos" ("Pemex"), "Ticona", "Bayer Material Science AG", "SABIC Innovative Plastics" и "Sabic Polyolefins", "DSM Engineering Plastics" ("DEP"), "TEIJIN LIMITED", "Axens Group Technologies"

"Damen Shipyards", "VeKa Group", "Viking Submarine Corporation", "Kongsberg Defense & Aerospace", "OdenseShipyard", "KockumsShipyard"

"Boeing", "EADS" (ЕС), "Patac", "AerospaceValley", "FlevollandValley", "IASP", "Airbus S.A.S"

"Eskom", "Fortum Corporation", "TEPCO" ("Tokyo Electric Power Company"), "Teollisuuden Voima Oy", "AES Corporation", "Nuclear Power Corporation of India"

2.5. Оценка рисков развития

Анализ рисков Нижегородской области подробно рассмотрен и описан в Комплексном инвестиционном плане развития Нижегородской области на период до 2015 года (таблица 2.3).


Таблица 2.3. Риски Нижегородской области

Степень критичности

Наименование риска

Очень важные

Нехватка квалифицированных рабочих

Износ основных производственных фондов

Нехватка мощностей энергоснабжения

Важные

Ограниченность транспортно-логистической инфраструктуры

Высокий уровень износа инженерной инфраструктуры

Средней степени
важности

Износ фондов коммерческой недвижимости


Степень критичности риска определена в зависимости от вероятности возникновения рискового события и возможных последствий при его реализации.
Согласно британской аудиторской компании "Эрнст энд Янг" (Ernst & Young), ежегодно составляющей рейтинги инвестиционной привлекательности стран, основные риски в России - высокий уровень бюрократизма, коррупции и криминала, плохое корпоративное управление.
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" Нижегородской области присвоен рейтинг инвестиционного климата "2В" "Средний потенциал - умеренный риск".
Кроме того, по данным исследования федерального фонда "Индем", значительно снизился уровень коррупции в Нижегородской области: с 2005 года по уровню коррупции область улучшила свои позиции, переместившись с 3 на 64 место среди регионов России.


2.6. SWОT-анализ (часть 1-я).Оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон Нижегородской области

Проведенный анализ экономики Нижегородской области, стратегически важных ресурсов развития и оценка инвестиционной привлекательности позволили выявить следующие сильные и слабые стороны региона (таблица 2.4).

Таблица 2.4. Сильные и слабые стороны Нижегородской области

Сильные стороны

Слабые стороны

- Высокий уровень развития научно- образовательного и инновационного потенциала. Признанный в мире научно-инженерный центр
- Выгодное экономико-географическое положение
- Относительно низкая в сравнении с другими регионами стоимость трудовых ресурсов
- Высокий уровень развития обрабатывающей промышленности
- Развитая и эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации, условия для подготовки высококвалифицированных кадров не только Нижегородской области, но и соседних регионов
- Высокий потенциал развития потребительского комплекса
- Крупнейший в стране центр нефтепереработки
- Наличие в регионе эффективной системы работы с инвесторами, наличие нормативно- правовой базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования для бизнеса
- Опыт реализации крупных инвестиционных проектов
- Наличие базы данных инвестиционных проектов, программы развития производительных сил муниципальных образований, комплексных планов модернизации моногородов Нижегородской области
- Культурно-историческое и природное наследие, позволяющее развивать туризм и рекреацию

- Сокращение численности трудовых ресурсов, риск недостатка квалифицированных специалистов при реализации в дальнейшем инвестиционных проектов
- Низкая производительность труда (технологическая отсталость)
- Недостаточный уровень использования научно-образовательного и инновационного потенциала
- Износ основных фондов оборудования производственных предприятий, объектов инженерной инфраструктуры
- Нехватка мощностей энергоснабжения
- Ограниченность транспортно-логистической инфраструктуры
- Недостаточные темпы жилищного строительства для удовлетворения потребностей жителей области
- Диспропорции в уровне социально- экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований
- Низкий природно-ресурсный потенциал
- Низкий уровень использования туристско- рекреационного потенциала
- Низкий уровень управленческой квалификации в органах местного самоуправления
- Неумение взглянуть на развитие территории с точки зрения нового пространства (в социокультурном, философском, научном, инновационном аспектах)


Помимо вышеуказанных сильных и слабых сторон, внутренне присущих Нижегородской области, большое влияние на дальнейшее развитие региона оказывают факторы внешней среды (политические, экономические, технологические, социальные). Это факторы, которые несут в себе как дополнительные возможности для развития, так и потенциальные угрозы (таблица 2.5).

Таблица 2.5. Возможности для развития и потенциальные угрозы
Нижегородской области

Возможности

Угрозы

- Расширение участия России в соглашениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, странами ШОС, БРИКС, вступление России в ВТО и ТС
- Поддержка моногородов на федеральном уровне
- Принятие и финансирование на федеральном уровне программ развития жилищного строительства
- Становление и развитие института развитие государственно-частного партнерства в России
- Территориальная близость Нижегородской области к российской столице (геостратегический аспект)
- Политическая стабильность
- Появление новых ресурсо- и энергосберегающих технологий
- Тенденция роста финансирования инвестиционных проектов за счет банковского кредитования в целом по России, развитие банковской системы
- Рост спроса на отдых в России
- Высокий интерес иностранных инвесторов к базовым отраслям и сектору "новой экономики" Нижегородской области

- Негативные общероссийские демографические тенденции (старение населения, снижение в перспективе численности населения)
- Высокий износ в целом по стране объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры
- Технологическое отставание России от других стран, обуславливающее проблемы в базовых отраслях Нижегородской области
- Угроза экономической рецессии в странах - основных иностранных инвесторах в экономику Нижегородской области
- Дефицит федерального бюджета, жесткая налогово-бюджетная политика
- Экологические и техногенные катастрофы, угроза терроризма
- Возрастающая конкуренция между регионами России и зарубежными странами за инвестиции
- Турбулентные процессы в мировой экономике. Колебания рыночной конъюнктуры, курсов валют, ставок по банковским кредитам, цен на энергоносители


Выводы:

Проведенный анализ экономики Нижегородской области, стратегически важных ресурсов развития и оценка инвестиционной привлекательности выявили сильные и слабые стороны региона, что позволит планировать инвестиционную деятельность в соответствии с потребностями экономики и учетом диспропорции социально-экономического развития территорий Нижегородской области.
Проанализированное влияние факторов внешней среды на развитие экономики Нижегородской области позволило выделить основные возможности и препятствия для дальнейшего развития территории.

3. Система целей и приоритетов стратегии

3.1. Структура Целей и основных целевых показателей

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 3.1. Структура целей и основных целевых показателей

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 3.2. Система основных показателей

Целевые показатели инвестиционной стратегии будут утверждаться отдельным распоряжением Правительства Нижегородской области.

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)



Рисунок 3.3. Система основных результатов

3.2. Технологии опережающего развития и планируемые проекты

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 3.4. Технологии опережающего развития и планируемые проекты

Технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг приведены в приложении 4.

3.3. SWOT-анализ (часть 2-я). Варианты инвестиционной стратегии

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Возможности (O)

Первое направление OS - Агрессивные (жесткие) конкурентные стратегии использования сильных сторон для реализации открывающихся внешних возможностей

- Повышение уровня участия в федеральных программах развития научно- инновационного потенциала России, позиционирование Нижегородской области как площадки для размещения новых производств, выпуска продукции с высокой долей инновационной составляющей
- Развитие существующих и формирование новых инновационных центров, технологических парков на базе крупнейших образовательных и научных учреждений страны, расположенных в регионе
- Проведение крупных имиджевых мероприятий территориального маркетинга Нижегородской области (участие в крупных выставочных мероприятиях и др.), повышение уровня известности региона на международном уровне, разработка Программы территориального маркетинга

Третье направление OW - Взвешенные (сбалансированные) стратегии повышения инвестиционной привлекательности с опорой на открывающиеся внешние возможности

- Развитие транспортно-логистического комплекса через систему частно- государственного партнерства
- Техническое перевооружение базовых отраслей экономики региона и повышение на этой основе производительности труда
- Развитие системы образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников в соответствии с потребностями экономики, внедрение программ переобучения высвобождаемых с предприятий работников
- Развитие экспорта в страны неевропейского региона; расширение возможностей для сбыта продукции, производимой в регионе за счет расширения участия России в международных соглашениях с неевропейскими странами
- Создание особой экономической зоны федерального уровня на территории Нижегородской области (развитие зоны регионального уровня до федерального уровня)
- Снятие энергодефицита в регионе за счет реализации проекта по строительству АЭС

Угрозы (T)

Второе направлениеTS - Взвешенные (упругие) стратегии с опорой на собственные силы, т.е. использования сильных сторон для предотвращения внешних угроз

- Осуществление жилищного строительства и снижение средней цены на жилье за счет роста предложения жилья Цель: не только удержать свои, но и привлечь из других регионов молодые квалифицированные кадры
- Продолжение осуществления программ, ориентированных на импортозамещение
- Развитие производственных и научно- инженерных кластеров как полюсов повышения региональной конкурентоспособности
- Создание на базе Нижегородской области площадки для подготовки высококвалифицированных кадров для соседних регионов Приволжского федерального округа;
- Дальнейшее создание и развитие объектов инвестиционной и инновационной инфраструктуры
- Дальнейшая диверсификация экономики моногородов, развитие в моногородах женской занятости и повышение уровня экономической активности среди женщин

Четвертое направление TW - Стратегии защиты (осторожные), направленные на минимизацию проблем инвестиционной привлекательности для предотвращения внешних угроз

- Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры, разработка и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий
- Формирование площадок, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой
- Включение муниципальных образований Нижегородской области в процесс реализации Инвестиционной стратегии региона
- В связи с низким уровнем природно- ресурсного потенциала на территории Нижегородской области возможна ориентация на содействие крупным предприятиям региона в размещении производств (филиалов) в ресурсоизбыточных регионах, содействие включению в вертикально- интегрированные структуры
- Стимулирование/поддержка долгосрочных вложений крупных и средних компаний Нижегородской области не только в основной капитал, но и в человеческий капитал, финансовые и нематериальные активы, природно- ресурсный потенциал (разведочные работы)
- Активизация межрегионального взаимодействия при развитии удаленных от региональной столицы муниципальных образований


Рисунок 3.5. SWOT-анализ (часть 2-я)

Варианты инвестиционной стратегии

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 3.6. Варианты инвестиционной стратегии

Этапы реализации базовой инвестиционной стратегии

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Рисунок 3.7. Этапы реализации базовой инвестиционной стратегии

3.4. Базовая инвестиционная стратегия

На первом этапе в качестве базовой инвестиционной стратегии рекомендуется использовать реалистический вариант, ориентированный на применение взвешенных стратегий повышения инвестиционной привлекательности с опорой на собственные силы и внешние возможности (второе и третье направления). Основные компоненты:
- совместная деятельность и интеграция с внешней средой для работы на перспективных рынках;
- внутренняя интеграция системы и укрепление завоеванных позиций;
- диверсификация экономики (постепенное освоение новых товаров и рынков).
Основным компонентом первого этапа реализации стратегии является строительство объектов к ЧМ 2018 года.
Второе и третье направления раскрыты в матрице SWOT-анализа региона, часть 2-я (см. рисунок 3.5).
В зависимости от развития экономической ситуации в России и мире на этом этапе возможен переход к пессимистическому варианту (антикризисному) или более раннее использование оптимистического варианта в качестве базового.

На втором этапе в качестве базовой инвестиционной стратегии рекомендуется использовать оптимистический вариант, ориентированный на применение агрессивных (жестких) конкурентных стратегий использования сильных сторон для реализации открывающихся внешних возможностей (первое направление). Основные компоненты:
- интенсивный рост;
- проникновение на новые рынки;
- активное увеличение продаж.
Первое направление раскрыто в матрице SWOT-анализа региона, часть 2-я (см. рисунок 3.5).
В зависимости от развития экономической ситуации в России и мире на этом этапе возможен возврат к реалистическому варианту, а в случае усиления кризисных процессов (стагнация, рецессия...) - к пессимистическому варианту.
Одним из ключевых элементов реализации второго этапа является использование созданных инфраструктурных объектов к ЧМ 2018 года для развития научно-инновационного потенциала региона.


3.5. Инвестиционные приоритеты

Отраслевой разрез
Приоритетные направления развития экономики Нижегородской области определены в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года (таблица 3.1).

Таблица 3.1. Состав приоритетных групп, определенных
Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года

1 приоритетная группа

2 приоритетная группа

3 приоритетная группа

- автомобилестроение;
- научно-образовательный комплекс;
- информационные технологии;
- пищевая промышленность;
- радиоэлектронная промышленность и приборостроение;
- химико-фармацевтическая промышленность.

- черная металлургия;
- топливная промышленность;
- авиастроение;
- химическая и нефтехимическая промышленности;
- туризм.

- промышленность строительных материалов;
- медицинская промышленность;
- лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность;
- легкая промышленность;
- судостроение;
- сельское хозяйство.


Кроме того, ключевые инвестиционные проекты региона представлены в Плане создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2013 № 731).
Отраслевой разрез Плана показал, что из 18 приоритетных отраслей, определенных Стратегией развития Нижегородской области, отражение нашли только 11.
А по таким важным приоритетным отраслям, утвержденным в Стратегии, как научно-образовательный комплекс, химико-фармацевтическая промышленность, топливная промышленность, авиастроение, медицинская промышленность, легкая промышленность и судостроение проекты в Плане отсутствуют.
Следовательно, привлечение инвестиций в развитие данных отраслей является одним из основных направлений Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года.
Одним из инструментов развития данных отраслей является реализация кластерного подхода.

Территориальный разрез
В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года на территории Нижегородской области выделено 4 основные зоны, объединяющие муниципальные образования со схожей структурой экономики и характеризующиеся благоприятными условиями для развития определенных секторов (приложение 5):
- лесопромышленная зона;
- промышленная и научно-образовательная зона;
- инновационная зона;
- агропромышленная зона.

Лесопромышленная зона
Основные инвестиционные проекты связаны с созданием новых или модернизацией существующих лесозаготовительных, деревообрабатывающих производств, утилизацией отходов лесопереработки и производством пеллет.
Потенциалом территории опережающего развития при условии модернизации существующих производственных мощностей и создания площадки для производства (сборки) деревообрабатывающего оборудования обладает г.о.Шахунья и Тоншаевский район.
Акцент в данной зоне необходимо делать на повышение степени переработки древесины (механической, химической и энергетической).
В лесоперерабатывающей отрасли работают в основном малые и средние предприятия, которым не хватает, в первую очередь, поддержки в сфере сбыта готовой продукции, недостаточно специальных знаний в сфере маркетинга.
Таким образом, перспективы развития лесопромышленной зоны будут связаны с решением трех основных проблем:
- научно-инновационным развитием в сфере деревообработки (разработкой новых видов продукции, расширением рынков сбыта);
- кадровым обеспечением предприятий лесной промышленности;
- поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сбыта готовой продукции (в том числе, поддержкой экспортной деятельности).
В отдельную группу на территории лесопромышленной зоны можно выделить Сокольский, Городецкий и Чкаловский муниципальные районы, дальнейшее развитие которых будет связано, во многом, с развитием судостроения, судоремонта (на основе модернизации и государственной поддержки, в том числе через систему государственного заказа, ОАО "Центральное конструкторское бюро "Монолит", ООО "Городецкий судоремонтный завод", ОАО "Сокольская судоверфь", ОАО "Чкаловская судоверфь", ОАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация"). Указанные территории обладают также потенциалом для развития судового машиностроения и судовой электротехники.

Промышленная и научно-образовательная зона
Для территорий, входящих в промышленную и научно-образовательную зону, характерен высокий уровень социально-экономического развития и большинство являются лидерами по объему инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в расчете на душу населения.
В промышленной зоне сложилось несколько территорий опережающего развития (полицентрический характер развития зоны):
- Нижегородская агломерация;
- зона опережающего развития металлургии и металлообработки;
- особая экономическая зона регионального уровня;
- промышленные и технологические парки.
Для данной зоны характерна высокая концентрация промышленных предприятий, что создает высокую нагрузку на экологическую среду, а также на инженерную и транспортную инфраструктуру. Кроме того, основная проблема развития отдельных территорий данной зоны - энергодефицит.
Отсюда, перспективными направлениями развития данной агломерации являются как модернизация существующих предприятий, так и создание новых; развитие экономики моногородов; снижение инфраструктурных ограничений развития (в том числе энергетических), а также мероприятия по диверсификации структуры металлургического производства, расширение производства готовых металлических изделий.

Инновационная зона
Для всех муниципальных образований, входящих в инновационную зону, характерен уровень социально-экономического развития выше среднеобластного значения, а также высокий уровень инвестиционной привлекательности (за исключением Арзамасского района).
Приоритетными направлениями территорий данной зоны являются реализация проектов в сфере высокотехнологичного производства и в сфере научных исследований и разработок.
Лидером данной зоны является г.Саров, основу которого образует ФГУП РФЯЦ ВНИИЭФ.

Агропромышленная зона
Уровень социально-экономического развития территорий данной зоны очень неоднороден: муниципалитетом - лидером является Дальнеконстантиновский район.
Хозяйства, расположенные в районах агропромышленной зоны, занимаются выращиванием растениеводческой и животноводческой продукции. Перерабатывающие предприятия выпускают большой ассортимент молочной и мясной продукции, муки и хлебобулочных изделий. Развито производство сахара.
Исходя из текущего социально-экономического развития муниципалитетов, входящих в агропромышленную зону (раздел 2.1 Инвестиционной стратегии), а также характера реализуемых проектов, перспективными являются инвестиционные проекты в сфере растениеводства, развития комбикормового производства, производства (сборки) машин и оборудования для повышения автоматизации сельского хозяйства, а также производства минеральных удобрений.
Важным элементом развития агропромышленной зоны может стать продвижение продукции местных производителей в рамках региональной PR-компании "Покупай Нижегородское".
Кроме того, в Сергачском муниципальном районе, помимо проектов в сфере пищевого производства и овощеводства, исторически созданы условия для развития радиоэлектронной промышленности, однако территория не полностью использует свой потенциал.

Кроме того, одной из задач Инвестиционной стратегии является выравнивание территорий по инвестиционной привлекательности.
В настоящее время в План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области включены проекты из 34 муниципальных образований региона, в остальных муниципальных образованиях отсутствуют проекты, удовлетворяющие критериям отбора объектов для включения в План, установленным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2013 № 590 "О порядке формирования и ежегодного обновления Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области".

Выводы:


По итогам проведенного анализа социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности Нижегородской области сформулирована структура целей и основных приоритетов стратегии.
Разработаны три возможных варианта и основные этапы реализации стратегии в зависимости от экономической ситуации в регионе.
Определены основные целевые показатели выполнения стратегии и результаты ее достижения.

4.Система стимулов для инвесторов

4.1. Пакет стимулов
Одним из основных факторов высокой инвестиционной привлекательности Нижегородской области является формирование и применение региональными органами власти пакета стимулов, включающего в себя следующие виды стимулов:

- финансовые и нефинансовые;
- институциональные;
- инфраструктурные;
- административные (организационные) и кадровые;
- нормативно-правовые;
- маркетинговые (приложение 6).
Результатами совместной работы органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, организаций является формирование комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории региона и эффективной системы привлечения инвестиций в Нижегородскую область.

4.2. Модель стимулов для инвесторов в Нижегородской области

Учитывая особенности социально-экономического развития Нижегородской области оптимальными, с точки зрения привлечения инвесторов в регион, являются следующие мероприятия-стимулы, позволяющие создать максимально благоприятные условия для успешной реализации инвестиционных и инновационных проектов:
- в области финансового и нефинансового стимулирования инвестиционной деятельности:
- реализация механизма финансовой поддержки инвестиционных проектов "Инвестиционный фонд Нижегородской области";
- разработка проектов, финансируемых за счет областного и федерального бюджета;
- расширение практики предоставления грантов, выделяемых инвесторам, реализующим особо значимые проекты по созданию высокотехнологичных и наукоемких производств, а также субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами;
- активное использование предоставления в Нижегородской области инвестиционного налогового кредита;
- рассмотрение вопроса о применении альтернативных финансовых механизмов поддержки инвесторов, одним их которых может стать субсидирование инвестиционных проектов на счет средств регионального и местных бюджетов;
- продолжение создания инфраструктуры оказания консультационных и информационных услуг для малого и среднего бизнеса.
- в области институционального стимулирования инвестиционной деятельности:
- обеспечение согласования региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства с программами, реализуемыми федеральными институтами развития, включая ОАО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства".
- в области инфраструктурного стимулирования инвестиционной деятельности:
- продолжение формирования на территории региона в рамках развития кластеров инвестиционных площадок (индустриальных парков, технопарков) путем проведения комплекса землеустроительных работ, постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрации прав, а также подведения к земельным участкам необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры для формирования благоприятных инфраструктурных условий, снижения расходов инвесторов на инфраструктуру;
- обеспечение полноты и достоверности информации о землях (площадках), пригодных для создания производств и размещения инфраструктурных объектов, на официальных информационных Интернет-ресурсах региона и муниципальных образований;
- совершенствование моделей финансирования инфраструктуры промышленных и технологических парков;
- привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков;
- осуществление непрерывного мониторинга и оценки эффективности функционирования промышленных и технологических парков на территории Нижегородской области;
- стимулирование становления в Нижегородской области института частных операторов индустриальных и технологических парков;
- организация взаимодействия существующих бизнес-инкубаторов региона на основе разработки совместной концепции развития;
- продолжение реализации кластерной политики в регионе, способствующей привлечению инвесторов с определённой отраслевой специализацией.
- в области административного (организационного) и кадрового стимулирования инвестиционной деятельности:
- продолжение реализации программ подготовки квалифицированных рабочих кадров, повышения занятости населения и качества трудовых ресурсов, с учетом существующих в отраслях экономики потребностей;
- обеспечение своевременного изменения программ обучения и численности набора учащихся средних специальных учебных заведений профессионального образования по соответствующим специальностям в зависимости от кадровой потребности при реализации инвестиционных проектов;
- обеспечение переподготовки кадров в сфере маркетинга и позиционирования предприятий с целью продвижения продукции, производимой на территории региона, на национальном и глобальном рынках;
- организация обучения и повышения квалификации руководителей профильных органов государственной власти и организаций, отвечающих за регулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности в Нижегородской области с изучением наиболее успешных практик по регулированию предпринимательской деятельности, улучшению инвестиционного климата и совершенствованию административных процедур;
- развитие практики работы по принципу "одного окна" при оказании государственных и муниципальных услуг, содействии инвесторам при реализации инвестиционных проектов, оформлении разрешительной документации в Нижегородской области.
- в области нормативно-правового стимулирования инвестиционной деятельности:
- активное использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации региональных и муниципальных проектов;
- создание системы консалтинга, сопровождения проектов на начальных стадиях реализации.
- в области маркетингового стимулирования инвестиционной деятельности:
- создание визуального бренда Нижегородской области, который будет продвигаться на инвестиционном рынке с целью повышения узнаваемости региона и создания имиджа привлекательной, с точки зрения инвестиций, территории;
- продвижение инвестиционных проектов и предприятий региона и отдельных муниципалитетов через участие во внутрироссийских и международных выставочных мероприятиях, форумах, отраслевых конференциях, а также посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- дальнейшее информирование иностранных компаний о возможностях предприятий Нижегородской области через создание специализированных информационных продуктов (интерактивной инвестиционной карты Нижегородской области, ежегодного доклада "Инвестиционный климат в Нижегородской области", "Путеводителя инвестора по Нижегородской области").


4.3. Дифференцированные подходы к применению стимулов

Учитывая особенности территориально-отраслевого зонирования, отраслевые приоритеты региона, разницу в уровне инвестиционной привлекательности муниципалитетов, инвестиционная политика Нижегородской области в части применения стимулов для инвесторов должна осуществляться с учетом указанных факторов и быть направленной на сглаживание территориальных диспропорций в экономике, повышение экономической активности самих муниципальных образований.
При этом в Нижегородской области должна осуществляться формализованная процедура рассмотрения вопросов развития территорий, которая основывается на следующих принципах:
- принцип разумности и экономической эффективности проектов развития территорий;
- принцип конкурсного отбора проектов развития территорий;
- принцип публичного обсуждения и учета интересов различных социальных групп;
- принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и бизнесом;
- принцип паритета прав и обязанностей при реализации проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности;
- принцип синхронизации проектов развития территорий с инвестиционными программами субъектов естественных монополий и планами развития инфраструктуры хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
В настоящее время наиболее привлекательными для инвесторов являются крупные городские агломерации (г.Нижний Новгород, Кстовский район, г.о.г. Бор, г.о.г. Дзержинск), а также районы, специализирующиеся на металлургии и металлообработке (г.Выкса, Кулебакский район). Это обусловлено наличием необходимых ресурсов для реализации проектов, в том числе квалифицированных трудовых, энергетических ресурсов, транспортной инфраструктуры.
Также в крупных городских агломерациях, где проживает наибольшая часть населения Нижегородской области, реализуется крупные инфраструктурные проекты, которые направлены как на повышение качества жизни, так и на развитие крупных производственных проектов
Наименее привлекательными для потенциальных инвесторов в настоящее время являются северные районы области. В трети муниципалитетов северных районов уровень социально-экономического развития оценивается как низкий. В более чем половине муниципалитетов объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя в 2012 г. оказался ниже среднего.
Процесс формирования благоприятного инвестиционного климата этих территорий является наиболее сложным. Тем не менее, на севере области есть ряд перспективных направлений развития:
- собственно лесопромышленный комплекс;
- судостроение.
Основные инвестиционные проекты на территории северных районов связаны с созданием новых или модернизацией существующих лесозаготовительных, деревообрабатывающих производств, а также утилизацией отходов лесопереработки и производством пеллет.
Выгодное положение на границе с Костромской областью, где располагается один из крупнейших мировых производителей древесных плит швейцарский концерн "КРОНО Холдинг", создает возможности для организации мощного лесоперерабатывающего межрегионального кластера. Другим ключевым участником данного кластера может стать шведская компания "ИКЕА", которая может обеспечить сбыт продукции через сеть своих гипермаркетов в России и мире.
Однако реализации указанных потенциальных возможностей в северных районах препятствует проблема отсутствия необходимой инфраструктуры, в том числе транспортной. В связи с этим для прихода отраслевых инвесторов на данную территорию необходимо, в первую очередь, построить транспортные пути и организовать инвестиционные площадки, оснащённые современной инженерной инфраструктурой. Немаловажной является и подготовка специалистов для предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В отдельную группу на территории северных районов можно выделить Сокольский, Городецкий и Чкаловский муниципальные районы, дальнейшее развитие которых будет связано во многом с развитием судостроения, судоремонта. На предприятиях, работающих на указанных территориях, имеется вся необходимая производственная база с возможностью замкнутого цикла производства, необходимые технологии и специалисты. Поэтому ключевым моментом в развитии данных территорий является сбыт продукции, который может быть организован, по меньшей мере, по двум направлениям:
- через вхождение в производственные цепочки международных холдингов, основные из которых опять же располагаются в скандинавских странах. Для этого требуется установление контактов с зарубежными коллегами по судостроению;
- через участие в реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 № 2514-р (программа направлена на обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения).


Выводы:

Стимулирование привлечения инвестиций в Нижегородской области осуществляется по самым разным направлениям, охватывающим все стороны инвестиционной деятельности. Это финансовые, нефинансовые, инфраструктурные, институциональные, административные, кадровые, нормативно-правовые и маркетинговые меры.
Для дальнейшего наращивания объема инвестиций, привлеченных в Нижегородскую область из других регионов России, а также из-за рубежа, необходимо использовать указанные меры в комплексе, учитывая специфику территории.

5.Рекомендации по механизмам реализации

5.1. Мероприятия

Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности в регионе предусматривает реализацию взаимосвязанных мероприятий (таблица 5.1).

Таблица 5.1. Укрупненный План мероприятий реализации Инвестиционной стратегии

1-ый этап реализации Стратегии

2-ой этап реализации Стратегии

1. Очень важные

- Проведение заседаний Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области, в том числе функционирование системы "одного окна"
- Оказание финансовой поддержки инвестиционной деятельности
- Реализация программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу
- Реализация программы развития системообразующей инфраструктуры (мосты, дороги...)
- Реализация программы системной нефинансовой поддержки ключевых организаций инновационной системы области и проектов опережающего развития, а также работ по коммерциализации инноваций

- Проведение заседаний Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области, в том числе функционирование системы "одного окна"
- Оказание финансовой поддержки инвестиционной деятельности
- Реализация программы развития и эффективного использования инновационной системы Нижегородской области
- Реализация комплексной программы коммерциализации инноваций

2. Важные

- Разработка и реализация проектов государственно-частного партнерства
- Внедрение Стандарта развития конкуренции в Нижегородской области
- Проведение оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность
- Адресная финансовая поддержка технологий, направлений и проектов опережающего развития, а также работ по коммерциализации инноваций
- Нефинансовая системная поддержка организаций, являющихся ключевыми для первого направления стратегии (например, ННГУ, НГМА, ИПФ РАН). В том числе информационная поддержка, PR-поддержка, моральное поощрение (награды и премии Нижегородской области) и т.п., особенно на первом этапе стратегии
- Подготовка к созданию АРНО (создать в течение 2014 года)

- Разработка и реализация проектов государственно-частного партнерства
- Проведение оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность
- Реализация программы эффективного использования объектов чемпионата мира по футболу 2018 и объектов системообразующей инфраструктуры области

3. Средней степени важности

- Ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области
- Поддержка создания "ПАРКА НАУКИ" в ННГУ (нефинансовая)

- Ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области


Подробный план мероприятий приведен в приложениях 12-13.

Перечень потенциальных инвесторов приведен в приложении 7.
Перечень ключевых инвестиционных проектов приведен в приложении 8.

5.2. Ресурсное обеспечение

Трудовые ресурсы
Развитие рынка труда в Нижегородской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет определяться действием трех групп факторов.
Во-первых, политика Правительства Нижегородской области, направленная на модернизацию экономики региона и повышение производительности труда, должна повлечь за собой сокращение неэффективных производств и уменьшение количества неэффективных рабочих мест, технологическое совершенствование процесса производства и автоматизацию.
Во-вторых, реализация инвестиционных проектов на территории Нижегородской области повлечет увеличение количества рабочих мест и рост потребности в работниках различных специальностей. В соответствии с Перечнем проектов (мероприятий) программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на период 2013-2015 гг. общее количество вновь созданных рабочих мест составит 26181 ед. (приложение 9). Прогнозируемое количество вновь создаваемых рабочих мест в 2015-2020 годах составит от 42 до 45 тыс. единиц. Таким образом, в 7-летней перспективе общая потребность в работниках новых специальностей составит от 68,2 до 71,2 тыс. человек.
В перспективе в 2020-2025 годах по мере увеличения количества инвестиционных проектов на территории региона потребность в квалифицированных работниках будет расти.
Общая потребность в трудовых ресурсах за весь период 2014-2020 года составит около 349-385 тыс. человек.
В-третьих, на показатели численности трудовых ресурсов будут оказывать значительное влияние демографические тенденции. Прогнозируется уменьшение численности трудовых ресурсов за счет уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте. Наряду с этим будет наблюдаться незначительный рост числа трудовых мигрантов, прибывающих в регион, однако не компенсирующих общее сокращение трудовых ресурсов.
Прогнозируемая численность занятых в экономике в 2020 году составит от 1543 до 1592 тыс. чел., а в 2025 году от 1472 до 1553 тыс. чел.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" к 2020 году в России должно быть создано и модернизировано 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. В рамках реализации данного Указа в Нижегородской области к 2020 году планируется создание 104 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
Регламент разработки прогноза потребностей регионального рынка труда приведен в приложении 10.
План мероприятий по развитию региональной системы профессионального образования и переподготовки кадров приведен в приложении 11.
Финансовое обеспечение Стратегии
Инвестиционная стратегия Нижегородской области до 2025 года предполагает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение Стратегии состоит из:
1) финансирования в рамках государственных программ Нижегородской области - не менее 49 млрд. рублей ежегодно;
2) привлечение федеральных средств - не менее 30 млрд. рублей ежегодно;
3) средств местных бюджетов - не менее 1 млрд. рублей ежегодно;
4) привлечение частных инвестиций - не менее 200 млрд. рублей ежегодно.
Всего за период реализации Стратегии в экономику Нижегородской области будет привлечено около 3,4 трлн. рублей инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

5.3. Управление реализаций и мониторинг

Структура и периодичность отчетности о реализации стратегии, включая отчетность о реализации мероприятий стратегии, значениях плановых показателей и их соответствии плановым значениям, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области.
Проект регламента отчетности о реализации стратегии разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области.
Уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области ежегодно подготавливает отчет о реализации стратегии и направляет его на рассмотрение в Правительство Нижегородской области. Правительство Нижегородской области утверждает отчет о реализации стратегии.
Ответственность за выполнение мероприятий стратегии и достижение плановых показателей несут руководители уполномоченных органов исполнительной власти и организаций в соответствии с планом мероприятий по достижению целей стратегии (Приложения 12-13).
Внесение изменений в стратегию и ее пересмотр осуществляется в порядке, установленном регламентом контроля исполнения и пересмотра стратегии.
Проект регламента контроля исполнения и пересмотра стратегии разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области.
Внесение корректировок в стратегию осуществляется один раз в 5 лет в плановом порядке по результатам рассмотрения отчета.
Внесение изменений в стратегию осуществляется Правительством Нижегородской области до внесения проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Законодательное собрание Нижегородской области.
Внеплановые изменения в стратегию вносятся в порядке, предусмотренном для принятия нормативных правовых актов Правительства Нижегородской области.
В 2018 году осуществляется обязательный пересмотр стратегии. Уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области является ответственным за пересмотр стратегии.
Новая редакция стратегии утверждается Правительством Нижегородской области до внесения проекта закона об областном бюджете на 2019 год и плановый период в Законодательное собрание Нижегородской области.

Выводы:


На первом этапе реализации инвестиционной стратегии Нижегородской области основное внимание акцентируется на подготовке региона к Чемпионату мира по футболу и нефинансовых мерах поддержки инвестиционных проектов, направленных на развитие научно-инновационного потенциала области.
На втором этапе акцент реализации инвестиционной стратегии Нижегородской области смещается в сторону развития научно-инновационного потенциала региона.

Сводные выводы и рекомендации

1. Нижегородская область относится к одному из наиболее развитых в экономическом, в том числе промышленном, отношении субъектов Российской Федерации.
Однако в регионе наблюдаются значительные диспропорции как в уровне экономического, социального развития, так и инвестиционной привлекательности входящих в нее территорий.
Рекомендации: использование дифференцированных подходов применению инвестиционных стимулов.

2. Одним из приоритетных направлений развития области является удовлетворение потребностей быстро растущей экономики в высококвалифицированных рабочих кадрах.
Рекомендации:
- ежегодная разработка прогноза потребностей регионального рынка труда;
- реализация программ подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с прогнозом потребностей регионального рынка труда.

3. Сформулирована структура целей и основных приоритетов инвестиционной стратегии Нижегородской области. Разработаны три возможных варианта и основные этапы реализации стратегии в зависимости от экономической ситуации в регионе. Определены основные целевые показатели выполнения стратегии и результаты ее достижения.
Рекомендации: реализация базового варианта инвестиционной стратегии, предполагающего на первом этапе ориентацию на применение взвешенных стратегий повышения инвестиционной привлекательности с опорой на собственные силы и внешние возможности; на втором этапе - ориентацию на применение агрессивных (жестких) конкурентных стратегий использования сильных сторон для реализации открывающихся внешних возможностей.

4. Стимулирование привлечения инвестиций в Нижегородской области осуществляется по самым разным направлениям, охватывающим все стороны инвестиционной деятельности (финансовые, нефинансовые, инфраструктурные, институциональные, административные, кадровые, нормативно-правовые и маркетинговые меры).
Рекомендации: необходимо использовать комплекс мер, учитывая специфику территории.

Этапы инвестиционной стратегии Нижегородской области тесно взаимосвязаны. Реализация первого этапа стратегии позволит создать основу для развития научно-инновационного потенциала, который является приоритетным направлением второго этапа.

Приложения
к "Инвестиционной стратегии
Нижегородской области до 2025 года"


Приложение 1. Основные показатели социально-экономического развития Нижегородской области.
Приложение 2. Социально-экономическое развитие муниципальных образований Нижегородской области и рекомендации по повышению их инвестиционной привлекательности. Рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований.
Приложение 3. Дополнительная информация по анализу рынка иностранных инвестиций.
Приложение 4. Технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг.
Приложение 5. Зональное деление территории Нижегородской области.
Приложение 6. Пакет стимулов для инвесторов.
Приложение 7. Потенциальные инвесторы, ранжированные в соответствии с текущими и потенциальными возможностями Нижегородской области, с определением приоритетности их привлечения во временных рамках.
Приложение 8. Ключевые инвестиционные проекты Нижегородской области на период до 2025 года.
Приложение 9. Прогноз (мониторинг) потребности регионального рынка труда на 2013-2015 годы.
Приложение 10. Регламент разработки прогноза потребностей регионального рынка труда.
Приложение 11. План мероприятий по развитию региональной системы профессионального образования и переподготовки кадров.
Приложение 12. План мероприятий по реализации инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года.
Приложение 13. Подробное описание мероприятий, направленных на достижение целей стратегии.

Приложение 1. Основные показатели социально-экономического развития Нижегородской области


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Инвестиционной стратегии
Нижегородской области до 2025 года

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

ВРП, млрд. руб.

588,8

547,2

652,8

770,4

862,2

ВРП на душу населения, тыс. руб.

175,6

164,1

196,8

233,3

261,8

Индекс физического объема ВРП, в % к предыдущему году

102,2

88,2

107,5

106,9

104,5

Объем отгруженной продукции промышленного производства (выполненных работ, услуг), млрд. руб. (по полному кругу предприятий)

691,9

601,4

779,7

959,6

980,6

Индекс промышленного производства,
в % к соответствующему периоду предыдущего года

90,4

77,9

117,6

109,5

104,5

Объем отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по виду деятельности обрабатывающие производства, млрд. руб. (по полному кругу предприятий)

639,1

533,2

699,1

873,6

898,1

Индекс промышленного производства по виду деятельности обрабатывающие производства, в % к соответствующему периоду предыдущего года

89,2

75,2

119,3

110,3

105,2

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб.

207,4

201,7

192,1

224,4

258,2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

127,7

96,9

91,5

108,2

106,1

Объем иностранных инвестиций, млн. долл. США

708,5

263

432,7

999,2

1115

Темп роста объема иностранных инвестиций, %

173,0

37,1

164,5

230,9

111,6

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млрд. руб.

109,2

104,8

97,8

109,3

128,3

Темп роста работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в сопоставимых ценах, %

156,1

96,5

90,9

100,8

101,4

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м. общей площади

1353,9

1403,9

1453,4

1469,7

1501,1

Темп роста ввода жилых домов, %

126,3

103,7

103,5

101,1

102,1

Обеспеченность населения жилищным фондом, кв. м на человека

23,1

23,6

24

24,4

25,1

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц

13078,2

14490,7

16477,3

18336,7

21517,6

Реальные денежные доходы населения, %

108,2

98,8

105,9

101,2

110,9

Среднемесячная заработная плата, руб.

13467,7

14746,5

16327,6

18492,4

20958,8

Коэффициент рождаемости, промилле

10,6

10,9

10,9

11,0

11,8

Коэффициент смертности, промилле

18,2

17,4

17,9

16,4

16,1


Приложение 2. Социально-экономическое развитие муниципальных образований Нижегородской области и рекомендации по повышению их инвестиционной привлекательности


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Инвестиционной стратегии
Нижегородской области до 2025 года


Оценка уровня социально-экономического развития
муниципальных образований относительно среднеобластного
значения по итогам 2012 года

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)



Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних
предприятий (за исключением бюджетных средств)
в расчете на 1 жителя в 2012 году, рублей

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)


Условные обозначения названий муниципальных
районов и городских округов


1

Ардатовский район

19

Городецкий район

37

Сергачский район

2

Арзамасский район

20

Дальнеконстантиновский район

38

Сеченовский район

3

Балахнинский район

21

Дивеевский район

39

Сокольский район

4

Богородский район

22

Княгининский район

40

Сосновский район

5

Большеболдинский район

23

Ковернинский район

41

Спасский район

6

Большемурашкинский район

24

Краснобаковский район

42

Тонкинский район

7

г.о.г. Бор

25

Краснооктябрьский район

43

Тоншаевский район

8

Бутурлинский район

26

Кстовский район

44

Уренский район

9

Вадский район

27

Кулебакский район

45

Чкаловский район

10

Варнавинский район

28

Лукояновский район

46

Шарангский район

11

Вачский район

29

Лысковский район

47

Шатковский район

12

Ветлужский район

30

Навашинский район

48

г.о.г. Шахунья

13

Вознесенский район

31

Павловский район

49

г.о.г. Арзамас

14

Володарский район

32

г.о.г. Первомайск

50

г.о.г. Дзержинск

15

Воротынский район

33

Перевозский район

51

г.о.г. Нижний Новгород

16

Воскресенский район

34

Пильнинский район

52

г.о.г. Саров

17

г.о.г. Выкса

35

Починковский район

Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)

Название документа: Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года (с изменениями на 16 сентября 2014 года)

Номер документа: 997

Вид документа: Постановление Правительства Нижегородской области

Принявший орган: Правительство Нижегородской области

Статус: Недействующий

Опубликован: "Нижегородские новости" № 32(5365) 21.02.2014 ("Правовая среда" №18(1728) - начало

"Нижегородские новости" № 33(5366) 22.02.2014 ("Правовая среда" №19(1729) - продолжение

"Нижегородские новости" № 41(5374) 06.03.2014 ("Правовая среда" № 23(1733) - окончание

Дата принятия: 25 декабря 2013

Дата начала действия: 25 декабря 2013
Дата окончания действия: 21 февраля 2020
Дата редакции: 16 сентября 2014