ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 апреля 2017 года N 182р-П
Утвердить прилагаемую Концепцию развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы.
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Карелия А.О. Парфенчиков
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы
Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 - 2025 годы (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, содержание, базовые принципы и основные направления развития этнокультурного образования в Республике Карелия.
Концепция разработана во исполнение решения Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия (протокол заседания от 27 августа 2015 года, пункт 1.4).
Сохраняя преемственность с Концепцией развития финно-угорской школы Республики Карелия, утвержденной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 25 апреля 1997 года N 225, в системе принципов и приоритетов государственной образовательной политики, Концепция учитывает изменения законодательства в сфере этнокультурного образования, имеет ряд отличительных характеристик и определяет новые векторы развития в современных социально-экономических условиях.
Нормативную правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201 "О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации";
Конституция Республики Карелия;
Закон Республики Карелия от 19 марта 2004 года N 759-ЗРК "О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 5 декабря 2011 года N 1562-ЗРК "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия";
Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании";
постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС "О Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года";
постановление Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2013 года N 365-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина" на 2014 - 2020 годы";
постановление Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы";
постановление Правительства Республики Карелия от 30 августа 2014 года N 278-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Культура Республики Карелия" на 2014 - 2020 годы";
Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 13 ноября 2015 года N 699р-П;
приказ Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерства образования Республики Карелия и Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от 28 мая 2009 года N 443/100/208 "Об утверждении Плана и Перечня комплексных мероприятий "Развитие карельского языка в Республике Карелия на 2009 - 2020 годы";
иные правовые акты Российской Федерации и Республики Карелия, регулирующие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.
При разработке Концепции также учтены основные положения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, а также федеральных государственных требований в части обеспечения региональных, национальных и этнокультурных потребностей и интересов обучающихся.
В настоящее время в условиях многонационального российского государства защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации являются ведущими принципами государственной национальной, культурной и образовательной политики.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры; это процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях, сочетающий моноэтническую глубину и полиэтническую широту постижения родной культуры. Содержательная основа этнокультурного образования базируется на комплексном освоении этнокультуры с доминантой на ее системообразующих элементах - языке и народной культуре.
В рамках Концепции этнокультурное образование понимается как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре карелов, вепсов и финнов через изучение карельского, вепсского и финского языков, а также предметов этнокультурной направленности в организациях общего, дополнительного и профессионального образования, на основе равноправного партнерства и взаимодействия с семьей, научными организациями, учреждениями культуры, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации и органами власти.
Этнокультурное образование рассматривается как непрерывное, обеспечивающее возможность реализации права личности на образование в течение всей жизни: посредством индивидуальной познавательной деятельности (информальное образование, или самообразование), путем освоения различных программ подготовки по месту работы или через просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций (неформальное образование).
Необходимость развития этнокультурного образования в Республике Карелия определяется следующими обстоятельствами:
глобализацией сферы образования, что приводит к оттоку молодежи в другие регионы России, а также к миграции в зарубежные страны;
потребностью в создании условий, способствующих развитию этнической и этнокультурной идентичности прибалтийско-финского населения Республики Карелия;
неустойчивостью развития системы этнокультурного образования в переходный период внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов;
неравномерностью развития этнокультурных образовательных центров в регионе;
сокращением численности прибалтийско-финских народов, вызванным в числе прочего нарастающими процессами ассимиляции и глобализации;
снижением общего уровня знаний населения в области карельского, вепсского, финского языков и культуры их носителей;
потребностью развития экономики региона с учетом его этнокультурных особенностей.
При этом основными предпосылками разработки Концепции являются:
наличие многоуровневой системы изучения карельского, вепсского и финского языков и преподавания культуры этих народов;
наличие устойчивого спроса населения региона на образовательные услуги в сфере этнокультурного образования.
В период с 1991 по 2016 год в Республике Карелия созданы следующие основы для реализации Концепции:
восстановлены карельская и вепсская письменность;
возрождаются и сохраняются национально-культурные традиции прибалтийско-финских народов, активно работают их общественные объединения;
обеспечено нормативное правовое регулирование вопросов этнокультурного образования в области изучения карельского, вепсского и финского языков и культуры их носителей;
реализуются государственные программы, в рамках которых осуществляется поддержка карельского, вепсского и финского языков;
функционирует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
разрабатывается научно-методическая и учебно-методическая база обучения карельскому, вепсскому, финскому языкам и предметам (дисциплинам) этнокультурной направленности.
Вместе с тем в Республике Карелия существует необходимость разработки комплексных подходов, позволяющих решать задачи системного развития этнокультурного образования, повышения эффективности и качества управления на основе внедрения современных образовательных технологий, методик и практик.
II. Современное состояние этнокультурного образования в Республике Карелия
В настоящее время система этнокультурного образования в Республике Карелия представлена всеми уровнями и видами образования:
общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);
профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование);
дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование).
Общее образование
В дошкольных образовательных организациях в Республике Карелия этнокультурное образование представлено в части образовательной программы, формируемой (в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования) участниками образовательных отношений. Знакомство детей дошкольного возраста с государственной символикой, географическим положением, климатом, природой, экономикой Карелии, а также приобщение к культуре, искусству, традициям, фольклору, национальным языкам карелов, вепсов и финнов происходит в рамках освоения всех образовательных областей реализуемой программы.
В Республике Карелия накоплен позитивный опыт раннего обучения детей карельскому, вепсскому и финскому языкам посредством применения различных методик и технологий, среди которых центральное место занимает языковое погружение. Методика языкового погружения апробируется в 9 дошкольных образовательных организациях республики в рамках реализации международного проекта "Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании".
В настоящее время прибалтийско-финские языки изучают около 1000 (3%) воспитанников в 26 (10%) дошкольных образовательных организациях в 5 муниципальных районах и 2 городских округах в Республике Карелия. Всего преподают карельский, финский, вепсский языки 50 педагогов (средний возраст - 42 года; 41% - с высшим образованием; 65% педагогов не имеют профессиональной подготовки в области преподавания языка).
В 2016 году создана региональная инновационная площадка "Непрерывное этнокультурное образовательное пространство образовательных учреждений" на базе:
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад комбинированного вида N 20 "Лумикелло";
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Финно-угорский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей N 56 "Марьяне";
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Центр развития ребенка - финно-угорский детский сад N 107 "Жемчужинка";
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота".
Основной целью деятельности региональной инновационной площадки является объединение образовательных сред дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в единую этнокультурную среду для воспитанников и обучающихся. Важным направлением работы становится взаимодействие с семьей как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами через воскресные школы для родителей, семейные конкурсы, фестивали и другие.
В целях обеспечения реализации этнокультурной специфики общеобразовательных программ приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 5 мая 2006 года N 598 был утвержден региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования в Республике Карелия, определены цели и задачи, предметное содержание и требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих соответствующие программы этнокультурного образования.
В связи с переходом на ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования была обновлена инструктивно-методическая и учебно-методическая база, подготовлены и прошли региональную экспертизу примерные программы по прибалтийско-финским языкам и предметам этнокультурной направленности для начальной, основной и старшей школы, изданы учебные пособия по карельскому, вепсскому и финскому языкам для 1 - 5 классов, учебники "Край, в котором я живу" для 2 - 4 классов, "Моя Карелия" для 5 - 9 классов, "История Карелии" для 10 - 11 классов.
В настоящее время в общеобразовательных организациях этнокультурный компонент включен в содержание учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей (например, "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Основы религиозных культур и светской этики", "Музыка", "Технология", "География", "Биология" и другие), изучаются учебные предметы "Родной язык (карельский, вепсский, финский)", "Иностранный (финский) язык", "История Карелии", интегрированные предметы "Край, в котором я живу" и "Моя Карелия", элективные спецкурсы региональной тематики.