МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 августа 2006 года N 201

О Концепции национальной образовательной политики
Российской Федерации



С целью выполнения плана деятельности Минобрнауки России на 2006 год, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко  (от 5 мая 2006 года N АФ-5/02 вн),

приказываю:

1. Одобрить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (далее - Концепция), (приложение N 1).

2. Утвердить план реализации Приоритетных направлений национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы (приложение N 2).

3. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент государственной политики в образовании (И.И.Калину).

Министр
А.А.Фурсенко

     

     

Приложение N 1

Одобрена
приказом Минобрнауки России
от 3  августа 2006 года N 201

     


КОНЦЕПЦИЯ
национальной* образовательной политики Российской Федерации

________________     

* Национальной* - в значении: относящейся к народу, этносу, т.е. этнонациональной.


Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России.

Многомерно-сложный характер этнического состава российского общества ставит перед системой образования два рода проблем. Во-первых, это необходимость организации в структуре всеобщей единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением в том или ином объеме на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, с содержанием гуманитарного образования, выстроенном на иной, нерусской культуре. Эти учреждения, обеспечивающие равноценную подготовку молодежи, удовлетворение ее этнокультурных образовательных потребностей, по своим главным целям, по внутреннему содержанию, структуре и организации должны представлять собой интегральную часть образовательной системы, равнозначный элемент единого российского образовательного пространства.

Другая диктуемая полиэтничностью российского социума проблема задается необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.

Образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, будучи транслятором языков и культур, объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом. Это функциональное единство и обусловливает необходимость сопряжения этнонациональных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики Российской Федерации в целом.

Задача данного документа состоит в том, чтобы, опираясь на современные представления о природе и существе этничности и объективных тенденциях ее развития сегодня, на понимание механизмов государственного регулирования межэтнических и этногосударственных отношений, определить цели, принципы и приоритеты национальной образовательной политики Российской Федерации с тем, чтобы она была направлена на обеспечение в новых исторических условиях межнационального согласия, единства и целостности России. Это предполагает согласование и сопряжение в сфере образования общегосударственных интересов и потребностей с потребностями и интересами общества, его народов, граждан, формирование отношений сотрудничества между ними, развитие языков и культур народов России.

Концепция содержит обоснование цели, механизмов и направлений национальной образовательной политики Российской Федерации. Она рассматривает образование как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации - социокультурной трансформации многомерно-сложного полиэтничного российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество.

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об образовании", Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, и ряде других актов, которыми с начала 90-х годов регулируются этнонациональные проблемы образования. Концепция учитывает общепризнанные действующие нормы международного права.

Проблема особых функций системы образования в условиях полиэтничности населения была понята российским государством как предмет государственной национальной политики, направленной на профилактику сепаратизма еще в конце XVIII века. Последующие два столетия характеризовались поиском организационных решений, которые сделали бы образовательное учреждение с нерусским языком обучения инструментом реализации национально-политических целей государства.

Сегодня этнонациональные проблемы образования регулируются перечисленными законодательными актами и, прежде всего, Законом Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон). За истекшее десятилетие накоплен достаточный опыт, позволяющий объективно оценить эффективность механизмов, которые были установлены в начале 90-х годов для достижения заявленных Законом разновекторных целей. С одной стороны, это обеспечение "единства федерального культурного и образовательного пространства", а с другой - "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства". Реализация заявленных целей предполагалась через компонентную модель организации содержания образования, включающую федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.

Опыт прошедшего десятилетия свидетельствует о том, что наряду с положительными результатами, нашедшими отражение прежде всего в увеличении количества языков, функционирующих в системе образования, проявились и негативные тенденции. Принятый компонентный принцип организации содержания образования создал условия для автономной постановки независимых, не совпадающих, а порой и конфронтирующих друг с другом образовательных стратегий, целей и задач, реализуемых на региональном и федеральном уровнях. Следствием этого стали: автономизация регионального (национально-регионального) компонента, установление его приоритетности по отношению к федеральному, понижение уровня его связи с русским языком и культурой, превращение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в инструмент этнической мобилизации и использование его в качестве фактора перевода федеративных отношений в конфедеративные.

К причинам, создавшим возможность для развития центробежных процессов, следует отнести непродуманность механизмов реализации компонентной модели конструирования содержания образования заявленным в Законе целям. В Законе не предусмотрен механизм согласительных процедур, обеспечивающих рациональный "баланс интересов" субъектов образовательного пространства и сохранение целостности системы.

Таким образом, опыт истекшего десятилетия свидетельствует о необходимости разработки на федеральном уровне документа, трактующего общие установочные принципы (нормы) решения национальных проблем образования, относящихся как к федеральному ведению, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К приоритетам такой политики принадлежат - удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов России в сопряжении с сохранением единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидация многонационального народа России в единую политическую нацию, формирование в корреляции с этнической самоидентификацией общероссийского гражданского сознания, обеспечение качественного образования детей, обучающихся на языках народов России.

Под национальной образовательной политикой Российской Федерации понимается целенаправленная и согласованная деятельность государственных органов управления образованием федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления и национальных общественных организаций по реализации указанных приоритетов, направленная на культурное и национальное развитие Российской Федерации.

Национальная образовательная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:

признание исключительной роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства;

единство федерального культурного и образовательного пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов России, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или языковому признакам, недопущение и пресечение практики национального, религиозного или языкового превосходства;

единство и целостность Российской Федерации, сплочение многонационального народа России в единую политическую нацию в сопряжении с равноправием и самоопределением всех народов Российской Федерации;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин, выстроенного на родной (нерусской) этнокультуре;

создание механизмов согласования интересов субъектов образовательного пространства Российской Федерации;

признание необходимости разработки для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы специфического содержания гуманитарного образования, выстроенного на бикультурной, билингвальной, а также поликультурной основах, с использованием принципов диалога культур и сопоставительного анализа;

признание необходимости расширения масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм, сепаратизм и ксенофобию;

необходимость государственной поддержки обучающихся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной среды.

Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует триединую цель:

создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

содействие средствами образования политике государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

создание необходимых условий, обеспечивающих формирование в корреляции этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Достижение данной цели требует решения комплекса таких практических задач, как:

научно-методологическая проработка содержания гуманитарного образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе, с использованием сопоставительного анализа и с учетом этноязыковой и этнокультурной среды, выработка принципов и механизмов межкультурного взаимодействия и сопряжения содержания гуманитарного образования "по горизонтали" на всех ступенях обучения;

совершенствование законодательной базы, приведение нормативного правового обеспечения федерального и регионального уровней образования в соответствие с целями и приоритетами этнонациональной образовательной политики;

создание организационно-управленческих механизмов согласования и сопряжения содержания гуманитарных предметов, представленных федеральным и региональным (национально-региональным) компонентами государственного образовательного стандарта;

создание организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования с учетом местной языковой и этносоциокультурной специфики;

повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку этнонациональных проблем в образовании;

развитие государственно-общественных механизмов выработки и реализации национальной образовательной политики Российской Федерации, предусматривающих широкое включение в эту деятельность представителей национально-культурной элиты;

создание системы мониторинга состояния и тенденций развития процессов, направленных на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей в регионах Российской Федерации, включая процессы в сфере национально-русского и русско-национального двуязычия;

создание нового поколения учебников по предметам гуманитарного цикла, выстроенных на бикультурной и поликультурной основе (в том числе для различных цивилизационно-культурных зон России);

обновление Концепции развития образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

разработка экспериментального варианта примерного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках.

Приоритетные направления национальной образовательной политики в системе
общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы

1. Обеспечение государственных гарантий качественного образования


Для обеспечения государственных гарантий качественного образования необходимо:

внести изменения в Закон, направленные на формирование общероссийского гражданского сознания, обеспечивающие целостность многонационального российского государства;

разработать федеральный закон, вводящий общие установочные нормы по реализации регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в данной области;

внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с целью обеспечения реализации национальной образовательной политики Российской Федерации, в том числе в части образования детей, проживающих с родителями, характер работы которых связан с ведением аборигенного образа жизни;

осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;

осуществлять социально-педагогическую, психолого-педагогическую поддержку детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

осуществлять социально-педагогическую поддержку детей, пострадавших от военных и других конфликтов, в том числе на Северном Кавказе.

2. Создание условий для повышения качества образования


С целью создания условий для повышения качества образования необходимо:

осуществлять ежегодный мониторинг состояния и тенденций развития национально-русского и русско-национального двуязычия, установок, мотивов на бикультурное развитие детей и подростков, обучающихся в субъектах Российской Федерации, создание на основе мониторинга базы данных с целью разработки текущей стратегии и тактики национальной образовательной политики Российской Федерации;

проводить экспертизу программно-методического обеспечения, разработку программ нового поколения и их экспериментальную проверку;

разработать на культурологической основе примерные образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами по предметам гуманитарного цикла для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках и обеспечивающие оптимальное соотношение содержания федерального и регионального (национально-регионального) компонентов;

разработать методологию и методику построения учебников на основе принципа диалога культур;

разработать новое содержание образования предметов гуманитарного цикла на культурологической, билингвальной основах и подготовить учебники нового поколения;

разработать для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, примерные образовательные программы по истории на основе государственного образовательного стандарта, обеспечивающие оптимальное соотношение содержания федерального и регионального (национально-регионального) компонентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»