• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2013 года N 997


Об утверждении Государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы

(с изменениями на 29 августа 2020 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 25.08.2014 N 610, от 05.11.2015 N 837, от 05.12.2015 N 921, от 22.09.2016 N 673, от 21.02.2017 N 104, от 24.06.2017 N 426, от 26.06.2017 N 431, от 06.10.2017 N 767, от 27.12.2017 N 1051, от 03.10.2018 N 899, от 29.12.2018 N 1325, от 06.06.2019 N 473, от 05.11.2019 N 1011, от 29.08.2020 N 758)



В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 186 "О Федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан", а также решения задач комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (далее - Программа).


(в ред. Постановлений КМ РТ от 03.10.2018 N 899, от 29.08.2020 N 758)


2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство культуры Республики Татарстан.


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.


4. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:


от 31.08.2009 N 592 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года";


от 16.11.2012 N 999 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Мирас - Наследие" на 2013 - 2016 годы".


5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ

Государственная программа "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы"



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 декабря 2013 г. N 997

(в ред. Постановлений КМ РТ от 25.08.2014 N 610, от 05.11.2015 N 837, от 05.12.2015 N 921, от 22.09.2016 N 673, от 21.02.2017 N 104, от 24.06.2017 N 426, от 26.06.2017 N 431, от 06.10.2017 N 767, от 27.12.2017 N 1051, от 03.10.2018 N 899, от 29.12.2018 N 1325, от 06.06.2019 N 473, от 05.11.2019 N 1011, от 29.08.2020 N 758)

Паспорт Программы

(в ред. Постановления КМ РТ от 29.08.2020 N 758)

Наименование программы

Государственная программа "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство культуры Республики Татарстан

Государственный заказчик Программы

Министерство культуры Республики Татарстан

Основной разработчик Программы

Министерство культуры Республики Татарстан

Цели Программы

Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей жителей Республики Татарстан в сфере культуры, искусства и кинематографии, повышение привлекательности учреждений культуры, искусства и кинематографии для жителей и гостей республики

Задачи Программы

1. Комплексное развитие музеев для осуществления ими социокультурных функций как важнейшего ресурса развития общества.

2. Сохранение и развитие сети театров на территории Республики Татарстан, традиций репертуарного театра.

3. Развитие системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.

4. Сохранение и развитие национальных музыкальных традиций, развитие современного музыкального искусства.

5. Создание необходимых условий для развития кинематографии, производства, проката и показа киновидеофильмов в Республике Татарстан.

6. Совершенствование трехзвенной системы художественного образования школа - училище - вуз как уникальной системы воспроизводства профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.

7. Создание оптимальных условий для поддержки народного творчества, сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан как фактора их культурной идентификации и этнокультурного развития.

8. Сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан.

9. Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан.

10. Изучение и сохранение культурного наследия, создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам граждан и организаций.

11. Создание условий для развития межрегионального и межнационального культурного сотрудничества Республики Татарстан для интеграции культуры республики в мировое культурное пространство.

12. Формирование действенной системы государственной поддержки всех видов современного искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала креативных сообществ Республики Татарстан.

13. Внедрение современных механизмов управления и подготовки кадров для обеспечения учреждений отрасли квалифицированным персоналом.

14. Управление архивным делом в интересах граждан, общества и государства.

15. Обеспечение реализации государственной политики и регулирования отношений в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования объектов культурного наследия.

16. Создание условий для развития социокультурной инфраструктуры, способной удовлетворять потребности населения в качественном и доступном культурном продукте и способствующей развитию человеческого потенциала.

17. Совершенствование государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в учреждениях культуры

Сроки реализации Программы

2014 - 2025 годы

Перечень подпрограмм

1. Подпрограмма "Развитие музейного дела на 2014 - 2025 годы".

2. Подпрограмма "Развитие театрального искусства на 2014 - 2025 годы".

3. Подпрограмма "Развитие библиотечного дела на 2014 - 2025 годы".

4. Подпрограмма "Развитие концертных организаций и исполнительского искусства на 2014 - 2025 годы".

5. Подпрограмма "Сохранение и развитие кинематографии на 2014 - 2025 годы".

6. Подпрограмма "Развитие образования в сфере культуры и искусства на 2014 - 2025 годы".

7. Подпрограмма "Поддержка народного творчества. Сохранение, возрождение и популяризация нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы".

8. Подпрограмма "Сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов на 2014 - 2025 годы".

9. Подпрограмма "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на 2014 - 2025 годы".

10. Подпрограмма "Мирас - Наследие на 2014 - 2020 годы".

11. Подпрограмма "Развитие межрегионального и межнационального культурного сотрудничества на 2014 - 2025 годы".

12. Подпрограмма "Поддержка современного искусства на 2014 - 2025 годы".

13. Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала отрасли на 2014 - 2025 годы".

14. Подпрограмма "Развитие архивного дела на 2014 - 2015 годы".

15. Подпрограмма "Развитие системы государственного управления отрасли на 2014 - 2025 годы".

16. Подпрограмма "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы".

17. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2016 - 2025 годы"

Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Год

Объем предполагаемых средств, тыс. рублей

бюджет Республики Татарстан

федеральный бюджет

2014

3 485 095,5

391 844,2

2015

5 274 816,1

473 290,5

2016

10 424 044,3

379 869,4

2017

8 265 763,1

445 003,5

2018

7 874 476,3

447 505,6

2019

10 234 055,3

421 227,7

2020

9 710 057,1

533 583,2

2021

7 939 030,2

113 949,0

2022

8 154 924,2

586 641,9

2023

8 066 544,1

3 336,4

2024

8 073 959,8

3 336,4

2025

8 082 896,1

3 336,4

Итого

95 585 662,1

3 802 924,2

Общий объем финансирования Программы составляет 99 388 586,3 тыс. рублей, из них:

95 585 662,1 тыс. рублей - средства бюджета Республики Татарстан;

3 802 924,2 тыс. рублей - предполагаемые к привлечению средства федерального бюджета.

Примечание: объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом формирования бюджетов соответствующих уровней на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также выделения средств из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели ее бюджетной эффективности

Реализация целей и задач Программы позволит достичь к 2025 году следующих показателей:

увеличение отношения числа посещений музеев в отчетном году к базовому году до 177,7 процента;

увеличение отношения числа выставок, открытых в отчетном году, к числу выставок, открытых в предыдущем году, до 106,7 процента;

увеличение доли музейных предметов, внесенных в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, к общему объему музейного фонда до 38,2 процента;

увеличение средней заполняемости залов на стационарных площадках до 86,5 процента;

увеличение доли новых постановок в общем количестве спектаклей до 22 процентов;

увеличение доли библиотек, предоставляющих открытый доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", до 96 процентов;

увеличение числа зрителей до 775 тыс. человек;

увеличение доли новых концертных программ в общем количестве концертных программ до 27 процентов;

увеличение доли национальных фильмов в общем объеме кинопроката до 46 процентов;

увеличение доли посетителей киномероприятий в составе организованных групп в общем объеме зрителей до 74 процентов;

увеличение доли учащихся, охваченных фестивально-конкурсным движением (участие в городских, региональных, всероссийских, международных мероприятиях), от общего количества учащихся учреждений дополнительного образования до 77,5 процента;

прирост количества участников и зрителей народных праздников до 1,5 процента;

прирост количества введенных объектов в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан (далее - Реестр-1) до 41 процента;

увеличение количества выявленных утраченных видов народных промыслов Республики Татарстан до 26 единиц;

увеличение номенклатуры выпускаемой продукции до 86 процентов;

увеличение доли объектов культурного наследия, зарегистрированных в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культур) народов Российской Федерации (далее - Реестр-2), от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан, до 100 процентов;

увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения до 36,7 процента (показатель группы А3);

увеличение доли разработанных и внесенных проектов зон охраны на объекты культурного наследия и границ их территории в Единый государственный реестр недвижимости до 80 процентов;

увеличение количества проведенных мероприятий, направленных на популяризацию культурного наследия, до 2 единиц ежегодно;

увеличение количества культурных акций и программ, направленных на сохранение этнокультурной самобытности народов, проживающих в Республике Татарстан, до 22 единиц;

увеличение количества мероприятий (творческих вечеров, фестивалей, концертов) до 230 единиц;

увеличение доли постановок и концертных программ по произведениям современных национальных авторов в текущем репертуаре театров до 35 процентов;

увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации на базе центров непрерывного образования (нарастающим итогом), до 5 992 человек;

увеличение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, до 100 процентов;

увеличение доли выполненных исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан в установленные контрольные сроки поручений Президента Республики Татарстан, Премьер-министра Республики Татарстан, Руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан, заместителей Премьер-министра в общем объеме поручений, для которых указанными лицами установлен срок выполнения, до 100 процентов;

увеличение доли выполненных исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан персонифицированных поручений, данных в законах Республики Татарстан, указах Президента Республики Татарстан, постановлениях, распоряжениях Кабинета Министров Республики Татарстан, в общем количестве персонифицированных поручений, данных в указанных нормативных правовых актах Республики Татарстан, до 100 процентов;

увеличение доли объектов культурного назначения, занимаемых государственными и муниципальными учреждениями, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного назначения, занимаемых государственными учреждениями культуры, до 74,5 процента;

уменьшение удельного расхода электрической энергии на снабжение подведомственных учреждений Министерства культуры Республики Татарстан (в расчете на 1 кв. метр общей площади) до 38,56 Вт ч/кв. метр;

уменьшение удельного расхода природного газа на снабжение подведомственных учреждений Министерства культуры Республики Татарстан (в расчете на 1 человека) до 47,95 куб. метра на человека

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых она направлена

(в ред. Постановления КМ РТ от 29.08.2020 N 758)



В настоящее время в Республике Татарстан осуществляют свою деятельность 60 государственных учреждений культуры и искусства. Общая сеть объектов культуры Республики Татарстан включает: 18 государственных и муниципальных театров, 19 концертных организаций, 173 государственных и муниципальных музея, 1 512 общедоступных библиотек, 1 933 учреждения культурно-досугового типа, 148 точек кинопоказа.


Среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры республиканского подчинения по итогам 2019 года составила 34 124,2 рубля.


Значительные средства, выделяемые на развитие культуры, направляются на развитие материально-технической базы, строительство и реконструкцию объектов отрасли, комплексную информатизацию и модернизацию оборудования учреждений культуры.


В 2019 году общее число посетителей учреждений, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан, достигло 28 392,7 тыс. человек, значительно выросли эффективность и инновационная составляющая их деятельности.


Большое внимание Республика Татарстан уделяет развитию музейной деятельности, способствующей сохранению культурного наследия, повышению образовательного и культурного уровня населения, воспитанию патриотизма. В 2019 году число посетителей музеев превысило 7 млн человек.


Ежегодно в музеях Республики Татарстан проводится более 100 тыс. экскурсий, реализуется свыше 2,5 тысячи музейно-выставочных проектов.


В выставочных залах постоянно проводятся выставки живописи, скульптуры и графики, декоративно-прикладного искусства, детского творчества, организуются творческие мастерские, конференции, заседания "круглых столов", встречи с известными деятелями культуры и искусства.


Количество зрителей в театрах постоянно увеличивается и составляет более 1 млн зрителей.


Ввиду большого внимания к вопросам развития театра для детей в последние годы наблюдается положительная динамика по количеству детских премьерных спектаклей. Так, в 2012 году из 49 постановок для детей - 13 спектаклей, в 2016 году из 64 постановок для детей - 16 спектаклей, а в 2019 году из 87 постановок - 32 спектакля для детей.


Средняя заполняемость залов в театрах составляет 85 процентов. В театрах республики применяется дифференцированная расценка мест зрительного зала, обеспечивающая наличие билетов, работает система льгот для отдельных категорий граждан.


Музыкальная жизнь Татарстана базируется на деятельности ведущих концертных организаций и творческих коллективов республики в сфере академической музыки, этно-инструментального и хореографического искусства. Создание новых концертных программ, развитие фестивальных брендов, сотрудничество с известными в мире профессионального искусства исполнителями - все это способствует укреплению имиджа республики как одного из ведущих музыкально-культурных центров страны.


В 2019 году государственными и муниципальными концертными организациями подготовлено и реализовано 417 новых концертных программ (в том числе государственными - 224), проведено 1 818 концертов (в том числе государственными - 683), из которых 425 - для детей, принято участие в 676 благотворительных мероприятиях. Количество зрителей всех концертных мероприятий в 2019 году составило 807,1 тыс. человек (из них в государственных - 346,784 тыс. человек), в том числе 149,6 тыс. детей.


Библиотеки республики развиваются как многофункциональные культурные центры, активно осваивают телекоммуникационные технологии для развития дистанционных услуг населению. В целом в муниципальных районах республики в 2019 году обеспеченность общедоступными библиотеками составила 99,2 процента.


В 2019 году библиотечными услугами воспользовались 1 448 548 пользователей. В их пользование предоставлен фонд объемом более 23,3 млн единиц хранения.


Важным направлением деятельности является развитие взаимодействия общедоступных библиотек с библиотеками учебных заведений, в первую очередь со школьными библиотеками. Библиотеки республики активно взаимодействуют с библиотеками других регионов России через систему межбиблиотечного абонемента и книгообмена.


Главным направлением деятельности кинематографистов Республики Татарстан является дальнейшее совершенствование системы кинопоказа на основе современных технических средств в малых городах и сельских населенных пунктах, пропаганда отечественного кинематографа, в том числе фильмов, снятых по государственному заказу кинематографистами Республики Татарстан. Ежегодно проводится более 15 тыс. киносеансов, из них около 8,5 тысячи для детей, половину репертуара составляют российские фильмы. Большое внимание уделяется различным формам просветительской и культурно-образовательной деятельности.


Особой гордостью Татарстана является Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который с первых дней стал площадкой для конструктивного диалога между представителями различных культур и конфессий, визитной карточкой нашей многонациональной республики.


Ежегодно Республика Татарстан принимает участников более 63 крупнейших международных фестивалей, среди которых: театральные фестивали - Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, Международный театральный фестиваль тюркских народов "Науруз", музыкальные фестивали - Международный фестиваль "Филармониада", Международный фестиваль "Рахлинские сезоны", Международный фестиваль "Казанская осень", Международный фестиваль современной музыки им. С.Губайдулиной Concordia, Международный фестиваль им. С.Рахманинова "Белая сирень".


В республике ежегодно с мая по июль проводятся народные праздники - татарский народный праздник "Сабантуй", русский фольклорный праздник "Каравон", праздники чувашской культуры "Уяв", удмуртской культуры "Гырон быдтон", марийской культуры "Семык", мордовской культуры "Балтай", кряшенской культуры "Питрау", славянской культуры "Иван Купала".


Особая роль в организации культурного досуга, самореализации творческих способностей населения сегодня отводится работе клубных формирований, количество которых при учреждениях культурно-досугового типа по состоянию на 1 января 2020 года составило 16 015 клубных формирований с общим количеством участников 221 758 человек, в том числе 13 879 клубных формирований в селах, где занято 169 632 человека.


Учреждения культурно-досугового типа активно внедряют новые формы работы с посетителями. Ежегодно проводится более 347 тысяч культурно-массовых мероприятий.


С 2012 года в Республике Татарстан реализуется программа строительства объектов культурного назначения в сельских населенных пунктах муниципальных районов республики. Ежегодно за счет средств бюджета Республики Татарстан строится 21 многофункциональный комплекс (сельский клуб) и проводятся работы по капитальному ремонту объектов культурного назначения на 40 объектах.


Вместе с тем, учитывая ежегодный износ материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа, работа по строительству новых объектов культуры, проведению капитального ремонта и реконструкции, оснащению учреждений культуры современным оборудованием должна быть продолжена.


По данным социологических исследований, существующая сеть учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан, не в полной мере удовлетворяет запросы населения.


Сравнительный анализ культурного пространства Республики Татарстан позволил определить соотношение обеспеченности населения республики различными видами учреждений культуры и рейтинг их востребованности.


В оценках населения недостаточная обеспеченность в первую очередь связана со следующими проблемами:


неравномерность размещения объектов культуры, сохранение сравнительно высокого "порога доступности" действующих учреждений;


объемы и виды услуг, оказываемые учреждениями культуры, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан;


недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных и с другими ограничениями жизнедеятельности;


недостаточное использование возможностей негосударственных структур, в том числе некоммерческих организаций (далее - НКО), осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, неразвитость форм взаимодействия с ними государственных учреждений культуры и, как следствие, недостаточное развитие услуг в сфере культуры, оказываемых негосударственными (общественными, некоммерческими, частными) организациями;


дефицит крупных современных комплексов международного уровня для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музыкального, театрального, кино), концертно-филармонической и выставочной деятельности, использования в качестве базы для концертных и других художественных коллективов.


Республика Татарстан обладает уникальным материальным и нематериальным наследием, отражающим историю формирования и развития многих народов Поволжья с древних времен и представляющим ценность не только в республиканском и общероссийском, но и мировом масштабе.


Необходимо продолжить выявление и изучение памятников истории и культуры татарского народа в местах его компактного проживания на территории Российской Федерации, археологические исследования древних и средневековых городищ, охранно-спасательные работы на особо значимых археологических объектах, разрушаемых в зоне Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, подготовку и издание научной, научно-популярной и информационно-справочной продукции.


Большая часть находящихся на государственной охране объектов культурного наследия нуждается в проведении работ по их сохранению. Помимо выделения средств на проведение ремонтно-реставрационных работ из бюджета Республики Татарстан финансирование работ по сохранению памятников можно осуществлять через федеральные целевые программы, а также путем реализации инвестиционных проектов. Для успешного решения данной задачи необходимо, чтобы заявляемые объекты были обеспечены проектно-сметной документацией.


Также в соответствии с действующим законодательством проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должна получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.


Для эффективной реализации мер защиты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) наряду с проведением работ по их ремонту, реставрации, консервации и приспособлению для современного использования, установкой информационных знаков и обозначений, мониторингом необходимо зарегистрировать данные о них в Реестре-2.


В целях документационного обеспечения Реестра-2 на каждый объект культурного наследия должны быть определены и утверждены в установленном законодательством порядке:


особенности, послужившие основанием для их включения в Реестр-2 и подлежащие обязательному сохранению;


граница территории объекта культурного наследия и правовой режим использования земельного участка в границах его территории, режим содержания памятника, параметры его реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления;


границы зон охраны памятника и режим использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.


Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем сохранения, рационального использования и популяризации культурного наследия программными методами, и об актуальности этой работы.


Объекты культурного наследия имеют важное значение для Республики Татарстан в связи с тем, что:


являются обязательным атрибутом Республики Татарстан как региона с богатым историческим и культурным прошлым;


являются обязательным условием комфортной среды для жизни и отдыха жителей республики и гостей столицы;


являются видимыми символами историзма и традиций Республики Татарстан;


являются видимым подтверждением интеграции России в общеевропейский культурный контекст.


Противоправные посягательства на объекты культурного наследия являются одной из главных угроз национальной безопасности в сфере культуры (пункт 79 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"). В настоящих, кардинально изменившихся условиях сохранение и возрождение нематериального культурного наследия не утрачивают своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Нематериальное культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.


По-прежнему основными проблемами сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия в Республике Татарстан остаются: недостаточное бюджетное финансирование, слабая материально-техническая оснащенность учреждений культуры, минимальное денежное содержание специалистов данной сферы, незначительное количество научных исследований по данной теме, отсутствие необходимого количества образовательных программ, недостаток кадрового потенциала. Межведомственная природа этих проблем обусловлена многообразием причин их возникновения и вызывает необходимость их решения концептуальными и программными методами с привлечением различных участников процесса сохранения и распространения нематериальных культурных ценностей, включая органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения культуры, образования и науки, общественные организации.


Системный подход к накопившимся проблемам в сфере нематериального культурного наследия предполагает разработку регламента взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан в целях скоординированной работы указанных структур, что будет содействовать выработке положительного общественного мнения, воспитанию подрастающего поколения, а также формированию положительного имиджа Республики Татарстан на мировой арене.


В настоящее время отсутствуют комплексные исследования по систематизации и изучению объектов нематериального культурного наследия, бытующих сегодня, а также утраченных за последние годы. Специализированная научная литература недоступна для абсолютного большинства граждан. Научные труды, брошюры, буклеты, освещающие в какой-то степени проблему сохранения и возрождения нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан, опубликованные в XX веке и публикуемые сегодня, становятся библиографической редкостью, поэтому необходимо переиздание указанных работ в дополненном и расширенном варианте.


На сегодняшний день наиболее остро встает проблема мониторинга объектов нематериального культурного наследия. Наблюдается тенденция утраты межпоколенных связей, а также уход из жизни сказителей, знатоков обрядов - носителей традиций. Данные процессы сопровождаются постепенным угасанием наиболее значимых и наиболее древних фольклорных пластов. Проблема предстает весьма серьезной и требует незамедлительной и целенаправленной работы ученых и специалистов по фиксации и дальнейшему сохранению объектов нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан.


Вопрос о включении программы о явлениях нематериального культурного наследия в образовательный процесс начального и основного образования до сих пор не поставлен на том концептуальном уровне, который бы способствовал принятию ряда государственных решений и практических шагов в реализации данной программы. Национальная политика в образовании - это часть общей национальной политики, и вместе с тем она относительно самостоятельна и имеет свое собственное основание, которое должно получить институциализированное выражение в виде специальной государственной программы. Систематическое, целенаправленное использование нематериального культурного наследия в системе образования требует создания солидной учебно-методической базы: разработки учебных и исследовательских программ, вопросников, методических работ, учебных пособий; подготовки и переподготовки специалистов; организации семинаров, научно-практических конференций и т.д.


На сегодняшний день отсутствует информационная политика по популяризации нематериального культурного наследия народов в Республике Татарстан и за ее пределами: организация выставок носит разрозненный характер, является лишь сопутствующим фактором на различных фестивалях, выставках; практически отсутствует информационно-справочная литература об объектах нематериального культурного наследия.


Анализ факторов, влияющих на сохранение и возрождение нематериального культурного наследия, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих носителей, исследователей, органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления. Вместе с тем во многом этот процесс определяется эффективностью государственной поддержки, которая должна создавать благоприятные условия для сохранения нематериального культурного наследия.


Деятельность по сохранению и возрождению нематериального культурного наследия уже вышла за рамки опытно-экспериментальной. В настоящее время она требует качественно новых условий по организации, обеспечению научного анализа и обобщению накопленного опыта, определения наиболее оптимальных форм и методов освоения и внедрения культурных традиций в работу учреждений культуры и образования, применения современных технологий работы с собранной информацией.


Сейчас оказывается уже недостаточным эпизодическое и узколокальное включение государственных структур в бурно развивающиеся процессы национального и культурного возрождения России. Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе этнических традиций выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства.

Механизм преодоления существующих проблем в сфере культуры

Содержание проблемы

Механизм преодоления

Недостаток объектов культуры в районах новостроек республики

Строительство новых объектов, создание филиалов, развитие дистанционных форм обслуживания

Культурно-досуговые предложения не покрывают всего диапазона запросов граждан

Внедрение новых форм и методов работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Недостаточная развитость материально-технической базы учреждений культуры

Укрепление материально-технической базы и информатизация отрасли, модернизация оборудования, привлечение внебюджетных средств, негосударственных структур

Недостаточная доступность учреждений культуры для инвалидов, лиц с ограничениями жизнедеятельности

Оснащение учреждений культуры спецтехникой, приспособление учреждений культуры для доступа инвалидов и других маломобильных граждан, развитие дистанционного обслуживания

Недостаточное использование возможностей негосударственных структур, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства

Реализация на базе учреждений культуры программ и проектов негосударственных структур и НКО просветительской и культурно-досуговой направленности

Необходимость разработки и внедрения инновационных культурных проектов

Грантовая поддержка инновационных проектов, творческих мастерских, экспериментальных лабораторий негосударственных структур, в том числе НКО

Существенное отставание кинообслуживания и кинопроизводства в Республике Татарстан от современных мировых стандартов;

устаревшее кинотехнологическое оборудование;

недостаток квалифицированных кадров высшего творческого звена;

недостаточная государственная поддержка кинопроизводства и материально-технической базы киноотрасли

Создание системы подготовки творческих кадров и специалистов среднего звена для киноотрасли, привлечение инвестиций в сферу кинопроизводства;

переоснащение имеющихся государственного и муниципальных кинотеатров системой цифрового и видеопроекционного показа;

дальнейшая реализация проекта деятельности киновидеопередвижек с видеопроекционной аппаратурой современного стандарта проекции и звука для обслуживания населенных пунктов, не имеющих условий для стационарного кинопоказа

Дефицит современных культурных комплексов международного уровня

Проектирование и строительство новых комплексов

Отсутствие единого Реестра-1

Инвентаризация, картографирование территорий и составление Реестра-1 в установленном порядке

Отсутствие четких, системных, соответствующих действующему федеральному законодательству норм и правил, регулирующих отношения в области сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан

Разработка регламента взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан в целях скоординированной работы указанных структур

Плотность населения и распределения муниципальных учреждений культуры (музеи, учреждения культурно-досугового типа, библиотеки) по муниципальным районам Республики Татарстан. - Утратил силу


Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 29.08.2020 N 758.

Предложения по размещению нового строительства уникальных объектов культуры международного значения. - Утратили силу


Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 29.08.2020 N 758.

Текущее состояние информатизации архивной отрасли в Республике Татарстан. - Утратило силу


Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 29.08.2020 N 758.

Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы


Анализ рисков и управление рисками при реализации Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство культуры Республики Татарстан.


К наиболее серьезным рискам можно отнести финансовый и административный риски реализации подпрограмм. Финансовый риск представляет собой невыполнение в полном объеме принятых по Программе финансовых обязательств. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. Минимизация рисков недофинансирования мероприятий Программы из бюджета Республики Татарстан осуществляется путем формирования механизмов инвестиционной привлекательности инновационных проектов в сфере культуры, развития государственного и социального партнерства.


Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач подпрограмм. Способами ограничения административного риска являются:


контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;


формирование ежегодных планов реализации Программы;


непрерывный мониторинг выполнения показателей (индикаторов) Программы;


информирование населения и открытая публикация данных о ходе реализации Программы.


Принятие мер по управлению рисками осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы на основе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.

II. Основные цели, задачи, описание конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации

(в ред. Постановления КМ РТ от 29.08.2020 N 758)



Целеполагание Программы основано на приоритетах государственной культурной политики Российской Федерации, обозначенных государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры".


Наряду с созданием необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры и искусства в целях социально-экономического развития республики стратегической целью Программы является удовлетворение текущих и формирование новых потребностей жителей Республики Татарстан в сфере культуры, искусства и кинематографии, повышение привлекательности учреждений культуры, искусства и кинематографии для жителей и гостей республики.


Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, носящих системный характер:


1. Комплексное развитие музеев для осуществления ими социокультурных функций как важнейшего ресурса развития общества.


2. Сохранение и развитие сети театров на территории Республики Татарстан, традиций репертуарного театра.


3. Развитие системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.


4. Сохранение и развитие национальных музыкальных традиций, развитие современного музыкального искусства.


5. Создание необходимых условий для развития кинематографии, производства, проката и показа киновидеофильмов в Республике Татарстан.


6. Совершенствование трехзвенной системы художественного образования школа - училище - вуз как уникальной системы воспроизводства профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.


7. Создание оптимальных условий для поддержки народного творчества, сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан как фактора их культурной идентификации и этнокультурного развития.


8. Сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан.


9. Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан.


10. Изучение и сохранение культурного наследия, создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам граждан и организаций.


11. Создание условий для развития межрегионального и межнационального культурного сотрудничества Республики Татарстан для интеграции культуры республики в мировое культурное пространство.


12. Формирование действенной системы государственной поддержки всех видов современного искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала креативных сообществ Республики Татарстан.


13. Внедрение современных механизмов управления и подготовки кадров для обеспечения учреждений отрасли квалифицированным персоналом.


14. Управление архивным делом в интересах граждан, общества и государства.


15. Обеспечение реализации государственной политики и регулирования отношений в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования объектов культурного наследия.


16. Создание условий для развития социокультурной инфраструктуры, способной удовлетворять потребности населения в качественном и доступном культурном продукте и способствующей развитию человеческого потенциала.


17. Совершенствование государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в учреждениях культуры.


Программа предусматривает республиканский и муниципальный уровни реализации программных мероприятий, специфические задачи которых отражены в соответствующих подпрограммах.


Подпрограмма "Развитие музейного дела на 2014 - 2025 годы" направлена на сохранение, изучение и популяризацию Музейного фонда Республики Татарстан, а также комплексное развитие музеев в целях создания благоприятных условий для осуществления ими социокультурных функций как важнейшего ресурса развития общества.


Подпрограмма "Развитие театрального искусства на 2014 - 2025 годы" направлена на сохранение и развитие традиций репертуарного театра, формирование репертуарной политики, направленной на создание новых спектаклей по лучшим образцам произведений отечественной и зарубежной классики, современной драматургии, новых спектаклей для детей и юношества. Кроме того, подпрограмма отражает современное состояние театрального искусства в Республике Татарстан и перспективы его развития до 2025 года.


Подпрограмма "Развитие библиотечного дела на 2014 - 2025 годы" направлена на развитие системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.


Подпрограмма "Развитие концертных организаций и исполнительского искусства на 2014 - 2025 годы" ставит целью сохранение и развитие национальных музыкальных традиций, развитие современного музыкального искусства, отражает сегодняшнее состояние сети государственных концертных организаций республики, перспективы развития концертных учреждений до 2025 года.


Подпрограмма "Сохранение и развитие кинематографии на 2014 - 2025 годы" направлена на создание необходимых условий для производства, проката и показа киновидеофильмов в Республике Татарстан.


Подпрограмма "Развитие образования в сфере культуры и искусства на 2014 - 2025 годы" направлена на совершенствование трехзвенной системы художественного образования школа - училище - вуз как уникальной системы воспроизводства профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.


Подпрограмма "Поддержка народного творчества. Сохранение, возрождение и популяризация нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" направлена на создание оптимальных условий для поддержки народного творчества, сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан как фактора их культурной идентификации и этнокультурного развития.


Подпрограмма "Сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов на 2014 - 2025 годы" нацелена на сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан, воспитание у подрастающего поколения уважения к национальной истории, традиционной народной культуре и гордости за культурное наследие.


Подпрограмма "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на 2014 - 2025 годы" нацелена на сохранение историко-культурного наследия - основы культурного потенциала, самобытности и самоидентификации Республики Татарстан как самостоятельного субъекта Российской Федерации и обеспечение доступа населения к объектам культурного наследия.


Подпрограмма "Мирас - Наследие на 2014 - 2020 годы" направлена на изучение и популяризацию культурного наследия, обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), обеспечение сохранности культурного наследия и пополнение архивного фонда.


Подпрограмма "Развитие межрегионального и межнационального культурного сотрудничества на 2014 - 2025 годы" направлена на развитие международных и межрегиональных культурных связей Республики Татарстан с целью интеграции культуры республики в европейское и мировое культурное пространство, формирование позитивного образа Республики Татарстан и повышение международного авторитета.


Подпрограмма "Поддержка современного искусства на 2014 - 2025 годы" ставит целью сохранение и развитие культуры Республики Татарстан, государственную поддержку всех видов современного искусства и кинематографии, развитие системы социальной поддержки деятелей культуры, искусства и кинематографии Республики Татарстан.


Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала отрасли на 2014 - 2025 годы" направлена на внедрение современных механизмов управления и подготовки кадров для обеспечения учреждений отрасли квалифицированным управленческим персоналом.


Подпрограмма "Развитие архивного дела на 2014 - 2015 годы" направлена на развитие рациональной системы формирования, обеспечения сохранности, всестороннего использования Архивного фонда Республики Татарстан и защиту его информационных ресурсов.


Подпрограмма "Развитие системы государственного управления отрасли на 2014 - 2025 годы" направлена на реализацию государственной политики в сфере культуры, обеспечение доступности культурных ценностей для населения Республики Татарстан и удовлетворение культурных потребностей граждан, повышение качества услуг в сфере культуры.


Подпрограмма "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" направлена на создание условий для развития социокультурной инфраструктуры, способной удовлетворять потребности населения в качественном и доступном культурном продукте и способствующей развитию человеческого потенциала.


Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2016 - 2025 годы" направлена на снижение потребления энергетических ресурсов и воды в подведомственных учреждениях Министерства культуры Республики Татарстан.


В рамках реализации национального проекта "Культура" в Республике Татарстан в 2019 - 2024 годах разработаны региональные проекты "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура".


Региональный проект "Культурная среда" направлен на повышение качества жизни граждан путем модернизации инфраструктуры культуры и реновации учреждений от национальных, имеющих мировое значение, до сельских организаций культуры. Все эти объекты формируют культурное пространство нашей страны.


Региональный проект "Творческие люди" направлен на поддержку творческих инициатив, способствующих самореализации населения, в первую очередь талантливых детей и молодежи. Задачей проекта является обеспечение условий для привлечения жителей Республики Татарстан к познанию и восприятию достижений профессионального искусства. Процесс выявления и развития творчески одаренных детей будет обеспечен проведением конкурсов и фестивалей, грантовой поддержкой.


Региональный проект "Цифровая культура" направлен на обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство региона. Предусмотрено создание виртуального концертного зала и мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности, проведение онлайн-трансляций ключевых мероприятий в сфере культуры, оцифровка книжных памятников.


Информация о финансировании региональных проектов национального проекта "Культура" в Республике Татарстан в 2019 - 2024 годах представлена в приложении N 5 к Программе.


Перечень индикаторов оценки результатов основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к ней.


Сроки реализации Программы: 2014 - 2025 годы.

III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Финансовое обеспечение реализации Программы предполагает использование предоставляемых в установленном законодательством порядке средств федерального бюджета, а также средств бюджета Республики Татарстан.


Общий объем финансирования Программы составляет 99 388 586,3 тыс. рублей, из них: 95 585 662,1 тыс. рублей - средства бюджета Республики Татарстан, 3 802 924,2 тыс. рублей - предполагаемые к привлечению средства федерального бюджета.


(в ред. Постановления КМ РТ от 29.08.2020 N 758)


Ресурсное обеспечение реализации Программы в разрезе реализуемых подпрограмм представлено в приложении N 2 к ней.


Ресурсное обеспечение реализации Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.

IV. Механизм реализации Программы


В ходе реализации мероприятий Программы государственный заказчик-координатор обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий, в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.


Государственные заказчики Программы:


ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство культуры Республики Татарстан - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограмм, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы отчета о реализации государственной Программы, представленной в приложении N 5 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан, ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан" (далее - Порядок);


(в ред. Постановления КМ РТ от 24.06.2017 N 426)


ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство культуры Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации подпрограмм и эффективности использования средств на их реализацию.


Министерство культуры Республики Татарстан:


ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации государственной Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы отчета о реализации государственной Программы, представленной в приложении N 5 к Порядку;


ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации государственной программы и эффективности использования средств на ее реализацию.

V. Оценка социально-экономической эффективности Программы


Фундаментальная особенность культуры заключается в том, что важнейшие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.


В Программе предполагается использовать систему индикаторов и цифровых показателей, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные Подпрограммы могут содержать свои собственные показатели результативности. Оценка эффективности реализации Программы и ее подпрограмм осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.


Главный социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры в жизни граждан Республики Татарстан и, соответственно, в повышении качества жизни в Республике Татарстан, создании благоприятной общественной атмосферы для осуществления курса на модернизацию в сфере культуры. Этот эффект будет выражаться в частности:


в укреплении единства культурного пространства, способствующего сохранению государственной целостности при самобытности народов, населяющих Республику Татарстан;


в создании благоприятных условий для творческой деятельности, разнообразия и доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в культуре и искусстве;


в активизации процессов экономического развития культуры и росте негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;


в обеспечении конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, в том числе в международном масштабе, а также в развитии эстетического воспитания молодежи.


Задачи развития культуры тесно переплетены с задачами охраны окружающей среды. Как правило, эта связь проявляется в области охраны культурных ландшафтов и достопримечательных мест, в деятельности музеев-заповедников. Формирование системы достопримечательных мест и охраняемых историко-культурных территорий прямо связано с решением проблем экологии и охраной природного наследия. Таким образом, Программа решает проблемы развития культуры в тесной связи с задачей охраны окружающей среды.


Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей, предусмотренных Программой.

Приложение N 1. Цели, задачи, индикаторы оценки результатов программы



Приложение N 1
к государственной программе
"Развитие культуры Республики
Татарстан на 2014 - 2025 годы"

(в ред. Постановления КМ РТ от 29.08.2020 N 758)

Наименование цели

Наименование задачи

Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения

Значения индикаторов

2013 год (базовый)

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей жителей Республики Татарстан в сфере культуры, искусства и кинематографии, повышение привлекательности учреждений культуры, искусства и кинематографии для жителей и гостей республики

Комплексное развитие музеев для осуществления ими социокультурных функций как важнейшего ресурса развития общества

Отношение числа посещений музеев в отчетном периоде к предыдущему периоду, %

102

104

106

108

110

112

114

-

-

-

-

-

-

Отношение числа посещений музеев в отчетном году к базовому году, %

100

-

-

-

-

-

-

135,5

145,5

152,8

161,5

169,4

177,7

Отношение числа выставок из собственных фондов, открытых в отчетном периоде, к предыдущему периоду, %

100

105

110

115

120

125

130

-

-

-

-

-

-

Отношение числа выставок, открытых в отчетном году, к числу выставок, открытых в предыдущем году, %

-

-

-

-

-

-

-

105,1

105,5

105,8

106,1

106,4

106,7

Доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог, в общем числе музейных предметов, %

0

47

57

67

77

87

89

-

-

-

-

-

-

Доля музейных предметов, внесенных в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, к общему объему музейного фонда, %

-

-

-

-

-

-

-

18,8

22,7

26,6

30,5

34,4

38,2

Сохранение и развитие сети театров на территории Республики Татарстан, традиций репертуарного театра

Средняя заполняемость залов на стационарных площадках,%

79

80

80

80

80

82

84

85

85

85,5

85,75

86

86,5

Доля новых постановок в общем количестве спектаклей,%

20

20

20

21

21

22

22

22

22

22

22

22

22

Развитие системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках

Доля библиотек, предоставляющих открытый доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", %

78

80

82

84

92

94

94

95

96

96

96

96

96

Сохранение и развитие национальных музыкальных традиций, развитие современного музыкального искусства

Число зрителей, тыс. человек

315

317

318,2

319,5

320,8

466,2

466

750,0

755,0

760,0

765,0

770,0

775,0

Доля новых концертных программ в общем количестве концертных программ, %

20

21

22

23

24

25

26

26

26

26

27

27

27

Создание необходимых условий для развития кинематографии, производства, проката и показа киновидеофильмов в Республике Татарстан

Доля национальных фильмов в общем объеме показа фильмов в сети государственных кинотеатров, %

35

35

36

37

38

39

40

42

42

43

44

45

46

Доля посетителей киномероприятий в составе организованных групп в общем объеме зрителей, %

69

9

9

0

0

70

71

71

72

72

73

73

74

Совершенствование трехзвенной системы художественного образования школа - училище - вуз как уникальной системы воспроизводства профессиональных кадров в сфере культуры и искусства

Доля учащихся, охваченных фестивально-конкурсным движением (участие в городских, региональных, всероссийских, международных мероприятиях), от общего количества учащихся учреждений дополнительного образования, %

60

63

65

67

70

73

75

75

75,5

76

76,5

77

77,5

Создание оптимальных условий для поддержки народного творчества, сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан как фактора их культурной идентификации и этнокультурного развития

Прирост количества участников и зрителей народных праздников, %

0,2

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

1

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

Прирост количества введенных объектов в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан, %

-

-

-

15

18

20

25

30

32

35

37

39

41

Сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан

Количество выявленных утраченных видов народных промыслов Республики Татарстан, единиц

1

3

5

7

10

13

16

19

20

22

23

24

26

Увеличение номенклатуры выпускаемой продукции, %

15

20

25

30

50

60

70

75

78

80

82

84

86

Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан

Доля объектов культурного наследия, зарегистрированных в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культур) народов Российской Федерации, от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан, %

2,5

5

9

15

20

27

75

100

100

100

100

100

100

Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, % (показатель группы А3)

32

32

33

34

34

35,25

35,5

35,7

35,9

36,1

36,3

36,5

36,7

Об утверждении Государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы (с изменениями на 29 августа 2020 года)

Название документа: Об утверждении Государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы (с изменениями на 29 августа 2020 года)

Номер документа: 997

Вид документа: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан

Статус: Действующий

Опубликован: "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 04.02.2014, N 9, ст. 0214.
Дата принятия: 16 декабря 2013

Дата редакции: 29 августа 2020