Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 ноября 2012 г. N 999
"Об утверждении долгосрочной целевой программы
 "Мирас - Наследие" на 2013-2016 годы"


В целях совершенствования системы управления в области государственной охраны, сохранения и популяризации объектов всемирного и национального культурного наследия на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Мирас - Наследие" на 2013-2016 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.

3. Министерству культуры Республики Татарстан ежегодно, начиная с 2012 года, до 1 декабря текущего года представлять на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан согласованный с заинтересованными министерствами перечень мероприятий по реализации Программы на следующий год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Мирас - Наследие" на 2013-2016 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 16 ноября 2012 г. N 999)

     
Паспорт
долгосрочной целевой программы
 "Мирас - Наследие" на 2013-2016 годы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Мирас - Наследие" на 2013-2016 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
Закон Республики Татарстан от 13 июня 1996 года N 644 "Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах";
Закон Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан";
Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 года N 69-ЗРТ "О музеях и музейном деле в Республике Татарстан"

Государственные заказчики Программы

Министерство культуры Республики Татарстан, Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, государственное бюджетное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство культуры Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство культуры Республики Татарстан, Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан

Цель Программы

Обеспечение реализации государственной политики в области сохранения культурного наследия, создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам граждан и организаций

Задачи Программы

Изучение и популяризация культурного наследия, обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), обеспечение сохранности культурного наследия, пополнение музейного и архивного фондов

Сроки реализации Программы

2013-2016 годы

Объем и источники финансирования Программы

Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан - 1094,49 млн. рублей, в том числе:
2013 г. - 322,415 млн. рублей,
2014 г. - 324,025 млн. рублей,
2015 г. - 273,075 млн. рублей,
2016 г. - 174,975 млн. рублей;
из них:
субсидии из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования мероприятий - 125,0 млн. рублей, в том числе:
2013 г. - 31,25 млн. рублей,
2014 г. - 31,25 млн. рублей,
2015 г. - 31,25 млн. рублей,
2016 г. - 31,25 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы на 2013-2016 годы за счет средств бюджета Республики Татарстан носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется согласно утвержденному перечню мероприятий на каждый календарный год, сформированному по результатам рассмотрения представленных заявок, исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан на соответствующий год.
Финансирование п. 4 "Ремонт, реставрация, противоаварийная защита, консервация и приспособление для современного использования объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности" задачи "Сохранение культурного наследия" осуществляется в виде субсидии из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований по результатам рассмотрения представленных заявок в целях софинансирования мероприятий

Ожидаемые конечные результаты Программы

По задаче "Изучение и популяризация культурного наследия":
1) увеличение количества информационных сервисов и баз данных по объектам культурного наследия (до 20 единиц);
2) увеличение количества выявленных объектов культурного наследия (до 4150 единиц);
3) увеличение площади изученных объектов археологического наследия средневековых болгаро-татарских памятников (до 1000800 кв. метров);
4) увеличение площади изученных объектов археологического наследия (до 317500 кв. метров);
5) увеличение количества проведенных экспедиций (до 20 единиц);
6) увеличение количества единиц изданной (созданной) продукции тиражом не менее 500 экземпляров (до 91 единицы);
7) увеличение количества проведенных мероприятий (до 14 единиц);
8) увеличение количества исторических территорий и достопримечательных мест на туристических маршрутах, включенных в систему навигации (до 10 единиц).
По задаче "Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)":
1) увеличение доли объектов культурного наследия, в отношении которых проведена работа по определению предмета охраны, от общего количества объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране (до 50,49 процента);
2) увеличение доли объектов культурного наследия, в отношении которых проведена работа по определению границ территорий и правовых режимов земельных участков в границах территорий указанных объектов, от общего количества объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране (до 63,6 процента);
3) увеличение доли объектов культурного наследия (кроме памятников археологии), в отношении которых разработаны охранные зоны и требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, от общего количества объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране (до 78,2 процента);
4) увеличение доли исследованных объектов культурного наследия от общего количества объектов культурного наследия, находящихся на государственной охране (до 52,2 процента).
По задаче "Обеспечение сохранности культурного наследия":
1) увеличение доли отреставрированных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) от общего количества объектов, требующих проведения ремонта, консервации, противоаварийной защиты, приспособления для современного использования (до 16,25 процента);
2) увеличение количества объектов культурного наследия Республики Татарстан, нуждающихся в проведении работ по сохранению, на которые разработана проектно-сметная документация (до 16 единиц);
3) увеличение количества проведенных государственных историко-культурных экспертиз проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (до 20 единиц);
4) увеличение площади территории, на которой проведены спасательные археологические полевые работы (до 62640 кв. метров);
5) увеличение доли отреставрированных особо ценных предметов музейного фонда от общего количества особо ценных предметов музейного фонда, требующих реставрации (до 1,259 процента);
6) увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Республики Татарстан от общего количества уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Республики Татарстан, требующих реставрации (до 39,8 процента);
7) увеличение количества единиц отреставрированных коллекций старинных рукописей и редких книг из фондов Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (до 2500 единиц);
8) увеличение количества ежегодно оцифрованных редких и ценных единиц хранения Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (до 166000 единиц);
9) увеличение количества музеев, оборудованных системами пожароохранной сигнализации (до 4 единиц).
По задаче "Пополнение музейного и архивного фондов":
1) увеличение количества ежегодно приобретаемых единиц особо ценных предметов и коллекций для действующих и создаваемых музейных экспозиций (до 320 единиц);
2) увеличение количества приобретенных единиц оригиналов или копий особо ценных документов (до 5000 единиц);
3) увеличение количества приобретенных единиц фонда Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (до 20 единиц)

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство культуры Республики Татарстан

     
Введение


Программа разработана исходя из принципов ее преемственности с Целевой комплексной программой сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2007 N 265 "Об утверждении Целевой комплексной Программы сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007-2009 годы" (далее - Программа на 2007-2009 годы).

Равный и свободный доступ граждан к культурным ценностям, изучение культурного наследия, сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защита и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры являются важнейшими инструментами формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни.

Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Она неизбежно отразится на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Потери культурного наследия не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных культурных ценностей.

Разработка Программы обусловлена необходимостью дальнейшего адресного финансирования мероприятий по сохранению приоритетных объектов (памятников истории и культуры) и особо значимых предметов культурного наследия для их активного включения в жизнь современного общества и эффективного использования.

Основой Программы является система мероприятий, которые определены целевыми установками и задачами, а также сложившейся и прогнозируемой ситуацией в сфере сохранения культурного наследия, являющегося важной составляющей культурного развития Республики Татарстан.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Финансирование п. 4 "Ремонт, реставрация, противоаварийная защита, консервация и приспособление для современного использования объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности" задачи "Сохранение культурного наследия", помимо субсидии, выделяемой бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Татарстан, осуществляется из бюджета муниципальных образований.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
 ее решения программными методами


Республика Татарстан обладает уникальным материальным и нематериальным наследием, отражающим историю формирования и развития многих народов Поволжья с древних времен и представляющим ценность не только в республиканском и общероссийском, но и мировом масштабе.

Сегодня на государственном учете состоит более 7000 объектов, представляющих историко-культурную ценность, из них 1540 - на государственной охране федерального, регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения. Более половины памятников истории и культуры находится в 13 исторических поселениях (г. Казань, г. Болгар (Спасск, Куйбышев), с. Билярск (Биляр), г. Елабуга, г. Бугульма, г. Буинск, г. Мамадыш, г. Менделеевск, г. Мензелинск, г. Тетюши, г. Чистополь, грп. Лаишево и с. Свияжск), всего - почти в 500 населенных пунктах республики.

В государственных и муниципальных музеях историко-краеведческого, литературно-мемориального и искусствоведческого профилей, историко-культурных музеях-заповедниках хранится более 1620792 движимых памятников истории и культуры российского и мирового значения, в государственных архивах - 48922 уникальные и особо ценные единицы хранения.

В рамках реализации мероприятий Программы на 2007-2009 годы проведены работы по изучению памятников истории и культуры татарского народа в местах его компактного проживания на территориях Республики Башкортостан, Пермского края, Ульяновской, Нижегородской и Рязанской областей, по выявлению ценных документов по истории Республики Татарстан и татарского народа, хранящихся в российских архивах и частных собраниях. Составлены тематические перечни архивных документов по истории Республики Татарстан, хранящихся в государственных архивах Ульяновской, Воронежской, Волгоградской, Костромской областей, Ставропольского края и в центральном государственном архиве Удмуртской Республики.

Проведены археологические исследования древних и средневековых городищ на территориях Алексеевского, Спасского и Чистопольского районов Республики Татарстан, Астраханской и Рязанской областей, охранно-спасательные работы на особо значимых археологических объектах, разрушаемых в зоне Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ (Мензелинский, Спасский, Тетюшский и Тукаевский районы).

Изданы тома "Х. Габяши. Всеобщая история тюркских народов" и "Р. Фахретдинов. Асар" Антологии памятников татарской исторической мысли, III том Истории татар с древнейших времен, три тома Свода "Татарское народное творчество" (на русском языке), альбом "Фрески и иконы Свияжского Успенского собора", монография "Казанская художественная школа (1895-1905 гг.)" и словарь художников Казанской губернии. Создана Татарская электронная библиотека редких и ценных фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Подготовлены к изданию том "Поволжье" Свода памятников истории и культуры татарского народа на территории Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, Свод памятников археологии Республики Татарстан, книга "Исторические поселения Республики Татарстан", два тома Свода "Татарское народное творчество" (на русском языке), пять томов Свода "Татар халык ижаты" (на татарском языке), три тома издания "История татарской литературы", избранные труды ученых-историков XVIII-XX веков и другие.

Начаты или продолжены работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению для современного использования 24 объектов культурного наследия из 55 заявленных в Программе на 2007-2009 годы, в том числе 9 с привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)". Осуществлялась разработка проектно-сметной документации по реставрации 21 памятника истории и культуры. Завершена реставрация Апанаевской мечети в г. Казани и здания бывшей валяльной фабрики братьев Родигиных в пгт. Кукмор.

За счет средств инвесторов отреставрированы и приспособлены для современного использования 2 памятника истории и культуры в г. Казани: флигель усадьбы Лихачевой (кафе "Галерея кухонь народов мира") и дом Апехтиной (дом-музей В. Аксенова и ресторан "Перекресток джаза"). Работы по сохранению уникальных объектов и предметов культурного наследия Болгарского историко-археологического и Свияжского историко-архитектурного и природно-ландшафтного комплексов продолжены в рамках реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2013 годы.

Проведены работы по реставрации графических произведений И.И. Шишкина, 6 произведений живописи Н.И. Фешина, произведения Б.И. Урманче "Сбор винограда", книг из библиотеки Ш. Марджани, коллекции национальной одежды татарского народа начала XIX - середины XX веков Национального музея Республики Татарстан.

Музейный фонд пополнился произведениями из серии графических работ "Места Толстого в Казани" (10 рисунков), серии графических работ "Они учились в Казани" (22 литографии, 1 рисунок), офортом "Каток на Черноозерской улице" из серии "Казань в недалеком прошлом" ("Старая Казань"), рисунками из серии "Казань" народного художника Республики Татарстан М.К. Мавровской, полным собранием сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах (юбилейным), предметами быта XIX века (из коллекции Ломунова).

Приобретены 19000 ценных документов по истории Республики Татарстан и татарского народа из 6 личных архивов, электронная копия персидской рукописи "Хикайат". Выявлены и скопированы в Российском государственном архиве древних актов переписи податного населения Казанской губернии (т.н. "ревизские сказки") за первую треть XVIII века, которые являются важнейшим источником для полноценного исполнения генеалогических запросов граждан, изучения истории населенных пунктов и демографических процессов на территории Татарстана в XVIII - первой трети XIX веков.

Уникальные кинохроники Татарстана 1930-х годов с горючей нитроосновы переведены на негорючую триацетатную пленку и оцифрованы, магнитные ленты из фонохранилища открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "Новый Век" переведены в цифровой формат.

Несмотря на работу, проделанную в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" и Программы на 2007-2009 годы, в сохранении нуждается значительно большее число объектов и предметов культурного наследия. Ряд мероприятий Программы на 2007-2009 годы в связи с сокращением финансирования не был реализован.

Необходимо продолжить выявление и изучение памятников истории и культуры татарского народа в местах его компактного проживания на территории Российской Федерации, археологические исследования древних и средневековых городищ, охранно-спасательные работы на особо значимых археологических объектах, разрушаемых в зоне Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, подготовку и издание научной, научно-популярной и информационно-справочной продукции.

Ввиду ряда объективных причин в архивных учреждениях Республики Татарстан чрезвычайно скупо представлены сведения по политической, социальной и экономической истории Волжской Булгарии, Улуса Джучи (Золотой Орды), Казанского ханства и других татарских государств XV-XVII веков, их внутренней и внешней политике, истории татарского народа в составе России во второй половине XVI-XVIII веков. Мало представлены и такие пласты истории нового и новейшего времени, как история татарской эмиграции, история татар за пределами Республики Татарстан в советское время и т.д. Значительная часть исторических документов отложилась в федеральных и региональных архивных учреждениях Российской Федерации и архивохранилищах зарубежных государств. Наиболее перспективными, с точки зрения нахождения ценных документов по истории Республики Татарстан и татарского народа, являются архивохранилища г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Уфы, Турции, Ирана, Египта, Польши, Болгарии. Ряд документов, имеющих ценный характер, находится в собственности частных коллекционеров в Российской Федерации и за рубежом. Приобретение таких документов с целью их возвращения, в том числе путем участия в аукционах по продаже документальных памятников, является общепринятой мировой практикой.

Большая часть находящихся на государственной охране объектов культурного наследия нуждается в проведении работ по их сохранению. Помимо выделения средств на проведение ремонтно-реставрационных работ непосредственно через Программу, финансирование работ по сохранению памятников можно осуществлять через федеральные целевые программы, а также путем реализации инвестиционных проектов. Для успешного решения данной задачи необходимо, чтобы заявляемые объекты были обеспечены проектно-сметной документацией.

Также в соответствии с действующим законодательством проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должна получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Для эффективной реализации мер защиты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) наряду с проведением работ по их ремонту, реставрации, консервации и приспособлению для современного использования, установкой информационных знаков и обозначений, мониторингом необходимо зарегистрировать данные о них в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

В целях документационного обеспечения Реестра на каждый объект культурного наследия должны быть определены и в установленном законодательством порядке утверждены: особенности объекта, послужившие основанием для включения в Реестр и подлежащие обязательному сохранению (далее - предмет охраны); граница территории объекта культурного наследия и правовой режим использования земельного участка в границах его территории, режим содержания памятника, параметры его реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления, границы зон охраны памятника и режим использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Медленно обновляются существующие экспозиции музеев. Серьезной проблемой продолжает оставаться плановое комплектование государственной части музейного фонда. В условиях рынка музеи неконкурентоспособны в приобретении предметов и произведений искусства у коллекционеров, авторов-художников и у частных лиц.

По-прежнему требует реставрации большая часть музейного фонда (около 80 процентов). Многие уникальные предметы и целые коллекции находятся в ветхом состоянии, имеют утраты. Обеспечение их сохранности может решить качественно и вовремя проведенная научная консервация и реставрация, после которой предметы могут быть введены в культурный оборот.

Происходит естественное старение уникальных и особо ценных архивных документов из органических материалов. Более 2000 единиц хранения нуждаются в реставрации, из них более 200 представляют собой кинодокументы на нитроцеллюлозной основе, которая по химическому составу после 60 лет хранения идентична химическому составу пороха. В связи с этим необходимо скорейшее проведение консервационно-профилактических, реставрационных работ над указанными кинодокументами с последующим их переводом с горючей нитроосновы на негорючую триацетатную основу, а также копирование киноматериалов на цифровые носители большой емкости (XDCam).

Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем сохранения, рационального использования и популяризации культурного наследия программными методами, и об актуальности этой работы.


2. Основная цель, задачи, мероприятия, важнейшие
 целевые показатели и сроки реализации Программы


Основной целью Программы является обеспечение реализации государственной политики в области сохранения культурного наследия, создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам граждан и организаций.

Задачи Программы:

изучение и популяризация культурного наследия;

обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

обеспечение сохранности культурного наследия;

пополнение музейного и архивного фондов.

Мероприятия Программы:

по задаче "Изучение и популяризация культурного наследия":

1. Поддержка разработки, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в сфере культурного наследия;

2. Комплексные историко-культурные исследования:

2.1. Выявление и изучение памятников истории, культуры татарского народа в местах его компактного проживания на территории Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;

2.2. Археологическое изучение средневековых болгаро-татарских памятников (Поволжье, Алтай, Северный Кавказ, Крым, Болгария);

2.3. Комплексные междисциплинарные исследования;

2.4. Археографические, фольклорные, диалектологические и искусствоведческие научные экспедиции в места компактного проживания татар (Параньгинский район Республики Марий Эл, Касимовский район Рязанской области и другие регионы Российской Федерации);

3. Издание (создание) научно-, научно-популярной, информационно-справочной продукции;

4. Проведение форумов, конференций, выставок;

5. Совершенствование системы экспонирования объектов культурного наследия;

по задаче "Обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)":

1. Определение особенностей объектов культурного наследия, послуживших основанием для их включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны);

2. Определение границ территорий объектов культурного наследия и правовых режимов использования земельных участков в границах территорий указанных объектов;

3. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон (кроме памятников археологии);

4. Мониторинг объектов культурного наследия в соответствии с Порядком проведения общероссийского мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.05.2002 N 848, а также постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2003 N 638 "О мерах по улучшению охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории города Казани и иных населенных пунктов Республики Татарстан)";

по задаче "Обеспечение сохранности культурного наследия":

1. Ремонт и реставрация памятников истории и культуры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»