(с изменениями на 19 августа 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.24 на основании постановления Правительства области
от 29.12.2023 N 544
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 30.04.2014 N 179;
постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535;
постановлением Администрации области от 11.11.2015 N 508;
постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570;
постановлением Администрации области от 19.08.2016 N 267.
__________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области", статьей 17.1 Закона области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановлением Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных (региональных) программ Псковской области", распоряжением Администрации области от 22 января 2013 г. N 9-р "Об утверждении Перечня государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Псковской области "Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы".
2. Объемы финансирования Государственной программы Псковской области "Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор области А.А. Турчак
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 28.10.2013 N 488
| |
Паспорт Государственной программы Псковской области "Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы" (Паспорт в редакции постановления Администрации области от 30.04.2014 N 179)
|
Ответственный исполнитель Государственной программы | Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации |
Соисполнители Государственной программы | Отсутствуют |
Участники Государственной программы | Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства; Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области; Государственное управление образования Псковской области; Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области; Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области; Государственный комитет Псковской области по культуре; Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям; Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике; Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту; Государственный комитет Псковской области по транспорту; Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Псковской области; Военный комиссариат Псковской области; Управление ФСКН России по Псковской области; ГОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования"; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Псковской области; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Бежаницкая межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Гдовская районная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Дедовичская районная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Невельская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Новосокольническая межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Опочецкая межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Опочецкая стоматологическая поликлиника"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Островская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Печорская районная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Порховская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Пушкиногорская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Себежская районная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Струго-Красненская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Великолукская межрайонная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Великолукская детская городская больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Областной центр медицинской профилактики"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Великолукская стоматологическая поликлиника"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская городская больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская городская поликлиника"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская детская городская поликлиника"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская стоматологическая поликлиника"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская станция скорой медицинской помощи"; государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области "Псковский медицинский колледж"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Детский санаторий "Великолукский"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Противотуберкулезный диспансер"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Детская областная больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Наркологический диспансер Псковской области"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковский перинатальный центр"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковский областной онкологический диспансер"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская областная клиническая больница"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская областная психиатрическая больница N 2"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Областной дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская областная психиатрическая больница N 1"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковский госпиталь для ветеранов войн"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Хоспис имени святой Марфы-Марии"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Псковской области"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Кожно-венерологический диспансер"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Детский санаторий "Гороховое озеро"; государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Станция переливания крови Псковской области"; государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области "Великолукский медицинский колледж"; государственное автономное учреждение здравоохранения Псковской области "Стоматологическая поликлиника"; государственное казенное учреждение здравоохранения особого типа Псковской области "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв"; государственное казенное учреждение здравоохранения Псковской области "Медицинский информационно-аналитический центр"; государственное предприятие Псковской области "Фармация" |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 11.11.2015 N 508)
|
Подпрограммы Государственной программы | Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации". Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка". Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного дела в Псковской области, в том числе детям". Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи жителям Псковской области, в том числе детям". Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях". Подпрограмма Г "Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования". Подпрограмма Д "Обеспечение реализации Государственной программы Псковской области "Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы" |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 11.11.2015 N 508) |
Цели Государственной программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Государственной программы | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, помощи, медицинской эвакуации. 3. (Пункт исключен постановлением Администрации области от 11.11.2015 N 508). 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. 5. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей. 6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей. 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. 8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях. 9. (Пункт исключен постановлением Администрации области от 11.11.2015 N 508). 10. (Пункт исключен постановлением Администрации области от 11.11.2015 N 508). 11. Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. 12. Обеспечение системности организации охраны здоровья (пункт дополнительно включен постановлением Администрации области от 11.11.2015 N 508) |
Целевые индикаторы Государственной программы | Смертность от всех причин. Материнская смертность. Младенческая смертность. Смертность от болезней системы кровообращения. Смертность от дорожно-транспортных происшествий. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных). Смертность от туберкулеза. Потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь). Распространенность потребления табака среди взрослого населения. Распространенность потребления табака среди детей и подростков. Количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез. Обеспеченность врачами. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала. Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Псковской области. Средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Псковской области. Средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Псковской области. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Смертность от транспортных травм всех видов. Суммарный коэффициент рождаемости. Объем потребления тепловой энергии в медицинских организациях (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535). Объем потребления электрической энергии в медицинских организациях (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535). Расходы топливно-энергетических ресурсов в качестве котельно-печного топлива в медицинских организациях (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535). Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570). Смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570). Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570). Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570) |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: первый этап: 2014 - 2016 годы; второй этап: 2017 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы | Всего по государственной программе: 83696518,33 тыс. руб., в том числе по годам: в 2014 году - 12558074,98 тыс. руб.; в 2015 году - 12059869,10 тыс. руб.; в 2016 году - 12011392,00 тыс. руб.; в 2017 году - 9944835,20 тыс. руб.; в 2018 году - 11612441,35 тыс. руб.; в 2019 году - 12439133,35 тыс. руб.; в 2020 году - 13070772,35 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета: 2190342,67 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.), в том числе по годам: в 2014 году - 1127382,17 тыс. руб.; в 2015 году - 325284,80 тыс. руб.; в 2016 году - 620677,50 тыс. руб.; в 2017 году - 116998,20 тыс. руб.; в 2018 году - 0 руб.; в 2019 году - 0 руб.; в 2020 году - 0 руб.; средства областного бюджета: 29548485,96 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.), в том числе по годам: в 2014 году - 4336167,21 тыс. руб.; в 2015 году - 4161718,70 тыс. руб.; в 2016 году - 4402079,00 тыс. руб.; в 2017 году - 3331697,00 тыс. руб.; в 2018 году - 4401726,35 тыс. руб.; в 2019 году - 4435243,35 тыс. руб.; в 2020 году - 4479854,35 тыс. руб.; средства территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области: 51957689,70 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.), в том числе по годам: в 2014 году - 7094525,60 тыс. руб.; в 2015 году - 7572865,60 тыс. руб.; в 2016 году - 6988635,50 тыс. руб.; в 2017 году - 6496140,00 тыс. руб.; в 2018 году - 7210715,00 тыс. руб.; в 2019 году - 8003890,00 тыс. руб.; в 2020 году - 8590918,00 тыс. руб. По подпрограммам: Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". Всего: 421050,40 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации". Всего: 8428114,09 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка". Всего: 6863292,42 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-урортного дела в Псковской области, в том числе детям". Всего: 385146,65 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи жителям Псковской области, в том числе детям". Всего: 207962,00 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения". Всего: 477728,29 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях". Всего: 3419493,18 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма Г "Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования". Всего: 63151572,40 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.). Подпрограмма Д "Обеспечение реализации Государственной программы Псковской области "Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы". Всего: 342158,90 тыс. руб. (с 2014 по 2020 г.) |
(Раздел в редакции постановления Администрации области от 19.08.2016 N 267)
|
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | Снижение смертности от всех причин до 15,65 случая на 1000 населения к 2020 году с 19,0 в 2013 году; снижение материнской смертности до 13,8 случая на 100 тыс. родившихся живыми к 2020 году с 14,4 в 2013 году; снижение младенческой смертности до 6,76 случая на 1000 родившихся живыми к 2020 году с 10,1 в 2013 году; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 921,37 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 1206,0 в 2013 году; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 16,86 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 26,4 в 2013 году; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 189,98 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 254,0 в 2013 году; снижение смертности от туберкулеза до 9,96 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 12,1 в 2013 году; снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10,0 литров на душу населения в год к 2020 году с 11,1 в 2013 году; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 32,24% к 2020 году с 41,5% в 2013 году; снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 14,0% к 2020 году с 22,0% в 2013 году; снижение количества зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез до 37,78 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 66,7 в 2013 году; увеличение обеспеченности врачами до 38,0 на 10 тыс. населения к 2020 году с 31,0 в 2013 году; увеличение количества средних медицинских работников, приходящихся на 1 врача, до 3,4 к 2020 году с 3,0 в 2013 году; повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в Псковской области к 2017 году с 166,3% в 2013 году; повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Псковской области к 2017 году с 90,1% в 2013 году; повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Псковской области к 2017 году с 56,1% в 2013 году; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 71,31 лет к 2020 году с 66,9 лет в 2013 году; снижение смертности от транспортных травм всех видов до 24,2 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 28,5 в 2013 году; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,784 к 2020 году с 1,675 в 2013 году; снижение объема потребления тепловой энергии в медицинских организациях до 0,146 Гкал/кв. м к 2020 году с 0,150 в 2014 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535); снижение объема потребления электрической энергии в медицинских организациях до 621,91 кВт.ч/кв. м к 2020 году с 640,90 в 2014 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535); снижение расходов топливно-энергетических ресурсов в качестве котельно-печного топлива в медицинских организациях до 9,12 кг.у.т./кв. м к 2020 году с 9,4 в 2014 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 09.12.2014 N 535); снижение смертности населения (без показателя смертности от внешних причин) до 1407,4 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 1730,1 в 2011 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570);
снижение смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий до 30,6 случая на 100 тыс. населения к 2020 году с 38,1 в 2011 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570);
снижение доли государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения до 20,0% к 2020 году с 41,6% в 2011 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570);
повышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения до 122,2% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере экономики региона, к 2020 году с 81,1% в 2011 году (строка дополнительно включена постановлением Администрации области от 15.12.2015 N 570).
|
I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы
Общая характеристика сферы здравоохранения, основные показатели
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества, и представляет собой основной элемент национального богатства страны.
Полномочия в сфере здравоохранения и фармации на территории Псковской области осуществляет Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации.
Основной целевой установкой Государственной программы Псковской области "Развитие здравоохранения" (далее - Государственная программа) является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Псковской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:
приоритетный национальный проект "Здоровье";
программа модернизации здравоохранения Псковской области.
Итоги реализации указанных выше проектов в Псковской области к 2013 году характеризуются следующими показателями:
продолжается естественная убыль населения, но темпы ее несколько снижены по сравнению с 2011 годом (8,5 и 8,9 соответственно);
увеличение рождаемости - в 2012 году показатель рождаемости составил 11,0, что на 4,7 % больше чем в 2011 году;
общий показатель смертности остался на прежнем уровне по сравнению с 2011 годом.
Развитие сети учреждений здравоохранения предполагает несколько путей:
оптимизация имеющейся сети путем закрытия невостребованных и работающих с низкой эффективностью учреждений, а также объединения учреждений,
создание новых или реорганизация учреждений;
привлечение в систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) частных медицинских учреждений.
В сложившейся в Псковской области ситуации с динамикой социально-экономического развития, системой расселения жителей, обеспеченностью учреждениями здравоохранения и демографической ситуацией предполагается осуществлять развитие сети учреждений по первому и третьему пути. Строительство новых учреждений нецелесообразно в условиях дефицита финансирования текущей деятельности учреждений и достаточности сложившейся сети для обеспечения медицинскими услугами сокращающегося населения области. Создание новых учреждений должно координироваться с действием федеральных целевых программ по развитию здравоохранения и строиться с существенной долей федерального софинансирования, с ориентацией на создание крупных специализированных центров.
Оптимизация сети учреждений здравоохранения может производиться в различных формах, таких как:
1. Присоединение учреждений (районные больницы) с небольшим объемом и ограниченной специализацией оказываемых услуг в качестве филиалов к более крупным учреждениям высокого уровня (I и II уровни) с развитием межмуниципального обслуживания и способов логистики пациентов от мест проживания (в т.ч. в удаленных населенных пунктах) к местам лечения.
2. Объединение специализированных учреждений (диспансеров по направлениям и др.) в одно юридическое лицо (мероприятия осуществлены в рамках региональной программы "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2013 годы").
3. Объединение вспомогательных функций нескольких учреждений в одну управляющую организацию (казенное учреждение), обеспечивающую с большей эффективностью вспомогательные процессы в учреждениях (коммунальные услуги, текущий ремонт и обслуживание зданий и сооружений, обслуживание информационной инфраструктуры, логистика) за счет объединения ресурсов.
4. Объединение отдельных направлений деятельности учреждения здравоохранения для обеспечения роста качества работ, сокращение затрат на дублирование служб в учреждениях.
5. Реорганизация учреждений с изменением их функций.
Псковская область реализует ряд указанных мероприятий, в том числе касающихся объединения специализированных учреждений и присоединения небольших лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) к крупным в качестве филиалов. Экономическое и организационное обоснование данных процессов приведено в региональной программе "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2013 годы". Остальные варианты повышения эффективности используются фрагментарно или не применяются в практике управления сетью учреждений здравоохранения области.
С позиций оптимизации финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения перспективным и апробированным в других субъектах Российской Федерации и Европе решением является укрупнение подразделений клинико-диагностических лабораторий при ЛПУ как обеспечивающих лечебный процесс функции.
Предпосылкой для проведения организационных изменений является то, что на исследуемый период лабораторная служба в Псковской области состоит из множества небольших лабораторий при стационарах, поликлиниках и специализированных медицинских центрах, что порождает ряд проблем, сказывающихся на снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения, в том числе:
осуществление узкого спектра исследований;
нехватка квалифицированного персонала;
использование неточных и устаревших ручных методик (низкое качество исследований);
сложность контроля деятельности и стандартизации работы разрозненных лабораторий;
длительное время ожидания результатов лечащими врачами;
недозагрузка и неэффективное использование современного лабораторного оборудования (при наличии), в.ч. отсутствие необходимых реагентов и материалов для них;
фрагментарное использование информационных технологий.
Резерв роста эффективности для существующей системы клинико-диагностических лабораторий формируется за счет передачи основного объема рутинных исследований в крупные лабораторные центры с высокой производительностью (до 50000 тысяч исследований в день), образованные на базе межрайонных лечебно-диагностических центров, с сохранением в ЛПУ (прежде всего филиалах крупных учреждений) только экспресс-лабораторий.
Снижение затрат по сети учреждений здравоохранения будет происходить за счет:
максимальной загрузки высокопроизводительных и автоматизированных анализаторов (снижение расхода реагентов в расчете на один образец);
осуществление закупок только нескольких крупных лабораторных комплексов (снижение затрат на контроль за ценообразованием при осуществлении закупок, уменьшение затрат и объема работ по реновации, наладке и техническому обслуживанию лабораторного оборудования);
оптимизации численности персонала лабораторий в ЛПУ и их реорганизации в пункты забора биологического материала с минимальным необходимым числом персонала. Экономия средств ЛПУ будет достигаться за счет сокращения или перевода на другую работу наименее квалифицированных сотрудников, а также повышения производительности труда остающихся работников с условием улучшения системы материального стимулирования;
широкого применения информационных технологий (автоматизированная обработка проб, отсутствие потерь результатов анализов, формирование электронных архивов результатов анализов);
внедрения комплексной стандартизации деятельности лабораторных комплексов;
возможности построения единой лабораторной системы по Псковской области.
Существенным ограничениями для развития централизованной системы клинико-диагностических лабораторий на основе автоматизированных комплексов являются:
недостаточная развитость межучрежденческой логистики в Псковской области и оперативность доставки анализов в лабораторные комплексы. Преодоление этой проблемы может быть осуществлено за счет формирование оптимальной схемы размещения лабораторных комплексов в крупнейших городах области и наиболее значимых лечебных центрах, а также развития в рамках областной системы управления вспомогательными процессами учреждений здравоохранения логистического подразделения для осуществления доставки проб из удаленных ЛПУ в лабораторные комплексы;
недостаточный охват современными информационными технологиями ЛПУ области, что не позволяет осуществлять информационное обеспечение процесса внедрения крупных автоматизированных лабораторных комплексов. В соответствии с региональной программой "Модернизация здравоохранения Псковской области на 2011-2013 годы" только 70% учреждений по состоянию на 01.01.2013 имеют системы электронного документооборота, в части специализированного обмена медицинскими данными эта величина ожидаемо будет ниже. Решение данной проблемы должно осуществляться в рамках Государственной программы.
Итогом реализации мероприятий по централизации клинико-диагностических лабораторий являются:
снижение затрат на осуществление единицы исследования (до 30-50% от текущего уровня);
рост качества услуг, в т.ч. рост точности на 15-20% (сокращение объемов необоснованных и повторных исследований, повышение диагностической ценности исследований);
оптимизация штатов и состава основных фондов учреждений;
снижение потребности в бюджетных инвестициях на закупку и затрат учреждения на обслуживание лабораторного оборудования в учреждениях, пользующихся услугами лабораторного комплекса;
улучшение условий труда и заработной платы работников централизованной лабораторной службы;
По результатам мероприятий как показывает опыт других субъектов Российской Федерации централизация по отдельным видам исследований (биохимические, коагулологические) может достигать 70 и более процентов при обеспечении логистического обеспечения, в среднем составляет около 44%.
Псковская область относится к числу регионов с устойчиво неблагоприятной демографической ситуацией, характеризующейся низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности и отрицательным значением естественного прироста населения. Показатели заболеваемости и смертности Псковской области превышают аналогичные показатели в целом по Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа. К настоящему моменту удалось добиться ряда сдвигов в результативности функционирования системы здравоохранения.