Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2010 года N 172-п

Об утверждении долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа
от 14 ноября 2013 года N 415-п

____________________________________________________________________

{В редакции постановлений Администрации Ненецкого автономного округа от 29.09.2010 N 201-п, от 11.03.2011 N 35-п, от 30.05.2011 N 87-п, от 14.09.2011 N 204-п, от 05.03.2012 N 52-п, от 20.06.2012 N 171-п, от 27.09.2012 N 279-п, от 31.10.2012 N 321-п, от 14.11.2012 N 336-п, от 13.12.2012 N 378-п, от 03.04.2013 N 131-п, от 29.05.2013 N 190-п, от 13.06.2013 N 229-п, от 28.06.2013 N 270-п, от 28.08.2013 N 323-п}

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2010 года N 56-р Администрация Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы".

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 01.10.2008 N 159-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании или заимствовании на приобретение (строительство) жилья на 2009-2022 годы";

2) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 01.10.2008 N 161-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка жителей сельской местности при строительстве или газификации индивидуальных домов на 2009 - 2013 годы";

3) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24.11.2008 N 211-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009 - 2022 годы";

4) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30.12.2008 N 256-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка жителей сельской местности при строительстве индивидуальных домов на 2009-2013 годы";

5) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30.12.2008 N 260-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009 - 2022 годы";

6) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 29.01.2009 N 9-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка жителей сельской местности при строительстве индивидуальных домов на 2009-2013 годы";

7) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24.03.2009 N 36-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009 - 2022 годы";

8) п. 1 постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 28.04.2009 N 61-п "О внесении изменений в некоторые акты Администрации Ненецкого автономного округа и признании утратившим силу постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 01.06.2000 N 408";

9) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24.06.2009 N 97-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009 - 2022 годы";

10) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 29.07.2009 N 144-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка жителей сельской местности при строительстве индивидуальных домов на 2009-2013 годы";

11) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 11.09.2009 N 170-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2009 - 2022 годы";

12) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 15.12.2009 N 231-п "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка жителей сельской местности при строительстве или газификации индивидуальных домов на 2009-2013 годы";

13) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 11.03.2010 N 30-п "О внесении изменения в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 01.10.2008 N 159-п и признании утратившим силу постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 24.11.2008 N 220-п".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

Заместитель главы Администрации
Ненецкого автономного округа -
Начальник Управления
природных ресурсов и экологии
Ненецкого автономного округа
И.М. Михайлов

Утверждена

постановлением Администрации

Ненецкого автономного округа

от 09.09.2010 N 172-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2010 года N 56-р

Государственный заказчик-координатор Программы

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа

Государственные заказчики Программы

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, КУ НАО "Централизованный стройзаказчик"

Цель Программы

Формирование рынка доступного жилья, в том числе жилья эконом-класса и малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности

Задачи Программы

- создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе строительства жилья эконом-класса и малоэтажного;

 - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества;

 - обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг;

 - развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья
 - создание условий для развития жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в сроки с 2011 года по 2022 год в два этапа:
 первый этап - 2011-2015 годы;

 второй этап - 2016-2022 годы.

Перечень подпрограмм

1. Подпрограмма "Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения";

 2. Подпрограмма "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа";

 3. Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурами в целях жилищного строительства";

 4. Подпрограмма "Меры социальной поддержки населения при кредитовании или заимствовании на приобретение (строительство) жилья";

 5. Подпрограмма "Государственная поддержка жителей сельской местности при строительстве или газификации индивидуальных домов";

 6. Подпрограмма "Государственная поддержка граждан, выезжающих из Ненецкого автономного округа".";

Целевые показатели первого этапа Программы

- годовой объем ввода жилья в 2015 году составит 45 тыс. квадратных метров общей площади;

 - количество семей, улучшивших жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов, при оказании содействия за счет средств бюджета Ненецкого автономного округа составит 1,46 тысячи, в том числе 0,78 тысяч молодых семей;

  - количество семей и одиноко проживающих граждан, относящихся к категориям, установленным законодательством Ненецкого автономного округа, улучшивших жилищные условия составит 0,33 тысяч;

 - количество семей, состоящих на учете по состоянию на 01.01.2010 в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий, снизится на 60 процентов

Перечень основных мероприятий Программы

1. Совершенствование нормативно-правовой базы
 2. Организационные  мероприятия
 3. Мероприятия, направленные  на:
 - создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе строительства жилья эконом-класса и малоэтажного;

 - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества;

 - обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг;

 - развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья.
 - создание условий для развития жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 22 748 877,2 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 г. - 2 375 310,4 тыс. руб.;

 2012 г. - 2 053 043,9 тыс. руб.;

 2013 г. - 2 657 242,1 тыс. руб.;

 2014 г. - 3 818 708,2 тыс. руб.;

 2015 г. - 3 177 573,9 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 8 666 998,7 тыс. руб.,
 в том числе:
 -  средства федерального бюджета - 21 301,8 тыс. руб., в т.ч. по годам:
 2011 г. - 0,0 тыс. руб.;

 2012 г. - 0,0 тыс. руб.;

 2013 г. - 7 474,3 тыс. руб.;

 2014 г. - 7 100,6 тыс. руб.;

 2015 г. - 6 726,9 тыс. руб.;

 2016 г. - 20 22 г. - 0,0 тыс. руб.;

 -  средства окружного бюджета - 21 576 014,7 тыс. руб., в т.ч. по годам:
 2011 г. - 2 329 185,4 тыс. руб.;

 2012 г. - 1 992 505,6 тыс. руб.;

 2013 г. - 2 566 918,4 тыс. руб.;

 2014 г. - 3 649 714,4 тыс. руб.;

 2015 г. - 3 019 059,2 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 8 018 631,7 тыс. руб.;

 - средства местных бюджетов - 366 023,5 тыс. руб., в т.ч. по годам:
 2011 г. - 26 750,1 тыс. руб.;

 2012 г. - 19 354,9 тыс. руб.;

 2013 г. - 40 021,8 тыс. руб.;

 2014 г. - 91 140,5 тыс. руб.;

 2015 г. - 76 748,4 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 112 007,8 тыс. руб.;

 - собственные и привлеченные средства граждан - 785 537,2 тыс. руб., в т.ч. по годам:
 2011 г. - 19 374,9 тыс. руб.;

 2012 г. - 41 183,4 тыс. руб.;

 2013 г. - 42 827,6 тыс. руб.;

 2014 г. - 70 752,7 тыс. руб.;

 2015 г. - 75 039,4 тыс. руб.;

 2016 г. - 2022 г. – 536 359,2 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации первого этапа Программы и показатели социально-экономической эффективности П рограммы

Реализация Программы на первом этапе позволит обеспечить:
 улучшение жилищных условий населения, увеличение уровня обеспеченности жильем до 25,2  кв. метров на человека;

 повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за  1,8 года;

 - долю семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - 60,5%;

 улучшение жилищных условий с помощью социальных выплат 1,46  тыс. семей, в том числе 0,78  тыс. молодых семей
 рост годового объема ввода жилья до 45 тыс. кв. метров общей площади;

 улучшение жилищных условий за счет средств окружного бюджета 0,33 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным окружным законодательством

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа и Управлением финансов Ненецкого автономного округа

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Ненецкий автономный округ занимает территорию 176,73 тыс. кв. км., на которой расположено 21 муниципальное образование, в том числе: один городской округ "Город Нарьян-Мар", одно городское поселение "Рабочий поселок Искателей", входящее в состав муниципального района "Заполярный район", в который также входит 18 муниципальных образований сельских поселений. По состоянию на 01.01.2010 года в Ненецком автономном округе постоянно проживают 42,3 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - 27,2 тыс. человек, в сельской местности - 15,1 тыс. человек. Жилищный фонд Ненецкого автономного округа по состоянию на 01.01.2010 года составил 958,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в городском округе с городским поселением – 642,0 тыс. кв. метров, в сельских поселениях – 316,4 тыс. кв. метров. На начало 2010 года более 3,5 тысяч семей состоят на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом более 20 процентов семей встали на учет нуждающихся в органы местного самоуправления более 20 лет назад.

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Ненецком автономном округе созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены её приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

С 2005 года по 2009 год в округе была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Практически во всех сельских муниципальных образованиях округа разработаны и утверждены генеральные планы поселений, правила землепользования и застройки. В городе Нарьян-Маре и городском поселении "Рабочий поселок Искателей" генеральные планы также утверждены, соответственно, в 2003 и 2007 годах.

В 2009 году Администрацией округа утвержден проект схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в округе сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, а также достигнуты определенные результаты по улучшению их жилищных условий.

Однако острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Ненецкого автономного округа требуют продолжения реализации комплекса мер начатых в рамках приоритетного национального проекта.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулировать жилищное строительство.

Современное состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства в округе характеризуется следующими факторами.

В округе создана основная правовая и институциональная база рынка жилья - более 65 процентов жилья находится в частной собственности; ежегодно (по оценке) у порядка 4,5 процентов жилья меняется собственник; почти все строительные организации являются частными компаниями; принято более 20 региональных нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для развития рынка жилья.

По формам собственности основная доля жилищного фонда приходится на частный сектор - 66,7 процентов, из которых 81 процент составляет собственность граждан.

Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Из общей площади жилищного фонда Ненецкого автономного округа только 240,4 тыс. кв. метров, или 26,3% оборудовано всеми видами благоустройства.

По обеспечению жилищного фонда оборудованного водопроводом, канализацией, ваннами (душем), горячим водоснабжением округ значительно отстает как от показателей по Северо-Западному федеральному округу, так и от среднероссийских показателей. В большей степени это отставание наблюдается в сельской местности.

По материалу стен в целом по округу в структуре жилищного фонда преобладают дома в деревянном исполнении - 71,6%, что обусловлено традиционной деревянной застройкой в предыдущие годы. Основная доля деревянных домов сосредоточена в сельских поселениях, на которую приходится 96,7% от общей площади жилья.

Одна из самых острых проблем в округе - наличие высокой доли ветхого жилья. Более 90 тыс. кв. метров или 9,4% от общего объема жилищного фонда находится в ветхом состоянии, при этом 46,4 тыс. кв. метров общей площади ветхого жилья сосредоточено в г. Нарьян-Маре, и в муниципальном районе "Заполярный район" - 43,3 тыс. кв. метров. В сельских поселениях округа более 17% жилых домов имеют физический износ 66 и свыше процентов, при этом наибольшая доля ветхого жилищного фонда (83,2%) приходится на частные домовладения.

С учетом прогнозного объема ввода общей площади жилья в 2010 году, а также ежегодного прироста показателя ветхих домов, на начало 2011 года ожидается снижение удельного веса ветхого жилья до 5,4 процентов. Тем не менее, окружной показатель доли ветхого жилья значительно превышает показатели в среднем по Российской Федерации и по Северо-Западному федеральному округу, которые соответственно составляют 2,7% и 1,8%.

Необходимо отметить, что в целом ситуация в жилищном строительстве характеризуется стабильной динамикой: Ненецкий автономный округ на протяжении последних 5 лет сохраняет положительные темпы роста строительства жилья, при этом за период 2003-2009 годы почти в шесть раз увеличился объем индивидуального жилищного строительства. В 2009 году в общем объеме ввода жилья его доля составила 17,5%.

Основную роль в активизации жилищного строительства сыграла реализация региональных долгосрочных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.

Существовавшие в 2002-2009 годы возможности строительного комплекса региона обеспечили в среднем по округу прирост жилищной обеспеченности на 2,7 кв. метра на душу населения. Уровень обеспеченности населения округа жильем по состоянию на начало 2010 года составляет 22,7 кв. метров общей площади жилья.

С начала реализации в округе приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с 2006 года по 2009 год 181 семья (857 человек), проживающих в сельских поселениях, получили государственную поддержку за счет средств окружного бюджета при строительстве индивидуального жилья. При этом общий объем средств окружного бюджета составил более 291 млн. рублей и 37,4 млн. рублей собственные средства граждан. С помощью государственной поддержки жителями села будет построено более 15,5 тыс. кв. метров общей площади жилья.

В целях развития долгосрочного ипотечного кредитования в Ненецком автономном округе с декабря 2006 года действует целевая программа по оказанию мер социальной поддержки населению округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья. Услуги населению по ипотечному жилищному кредитованию оказывают кредитные организации (банки) и ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию", открывший в 2009 году свое представительство в округе.

Необходимо отметить, что ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию", не только предоставляет услуги по ипотечному кредитованию, но и осуществляет деятельность по привлечению инвестиций в сферу ипотечного жилищного кредитования и рефинансированию организаций, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы) населению на основе стандартов, установленных рефинансирующими организациями.

Об активном развитии в округе системы долгосрочного ипотечного кредитования говорит тот факт, что в 2007 году объем предоставленных банками ипотечных кредитов физическим лицам составлял немногим более 500 млн. рублей, при этом, уже в 2008 году был отмечен рост в 1,6 раза. В 2009 году на территории округа было отмечено незначительное снижение объемов выданных ипотечных кредитов, что, безусловно, связано с кризисными явлениями в экономике в целом по России.

В рамках реализации целевой программы с 2006 года по 2009 год более 620 семей получили социальные выплаты на оплату первоначального взноса, в том числе 126 семей на строительство жилья, при этом общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию и строящегося в рамках программы, составила 7,5 тыс. кв. метров.

В рамках программы ее участникам, предоставляются социальные выплаты, в том числе на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование ипотечным или жилищным кредитом (займом), а также единовременные социальные выплаты при рождении (усыновлении) ребенка. При погашении ипотечного или жилищного кредита или займа участники программы могут также воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.

В целях обеспечения исполнения участниками программы обязательств по ипотечным кредитам (займам) в рамках программы предусмотрена возможность обращения ее участников о досрочной переаттестации и перерасчета размера социальных выплат, в связи со снижением дохода семьи вследствие утраты работы по сокращению численности штата предприятий.

Однако, несмотря на принимаемые меры, вопросы обеспечения населения округа доступным и комфортным жильем остаются актуальными.

Проблемы жилищной сферы сводятся к двум основным. Первое - это ухудшающееся состояние жилищного фонда, в том числе и индивидуального; второе - это недостаточные темпы жилищного строительства и слаборазвитая инженерная инфраструктура.

Чтобы соответствовать европейским стандартам, согласно которым строительная активность составляет 1 кв. метр на душу населения, жилищная обеспеченность, с учетом сноса ветхого и аварийного жилищного фонда должна прирастать ежегодно на 1,2-1,3 кв. метров жилья на человека. Следовательно, в округе необходимо строить ежегодно около 55 тысяч кв. метров жилья.

Основными факторами, которые негативно отражаются на развитии жилищного строительства в Ненецком автономном округе, являются:

- отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной и коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищную застройку, вследствие чего строительство ведется путем точечной застройки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»