Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2011 года N 87-п

О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы" и иные акты Администрации Ненецкого автономного округа


____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления администрации НАО от 14.11.2013 N 415-п.
____________________________________________________________________

Администрация Ненецкого автономного округа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые изменения в долгосрочную целевую программу Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы", утвержденную постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 09.09.2010 N 172-п (с изменениями, внесенными постановлениями Администрации Ненецкого автономного округа от 29.09.2010 N 201-п, от 11.03.2011 N 35-п) и иные акты Администрации Ненецкого автономного округа.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Заместитель главы Администрации

Ненецкого автономного округа -

начальник Управления

природных ресурсов и экологии

Ненецкого автономного округа

И.М. Михайлов УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Администрации

Ненецкого автономного округа

от 30.05.2011 N 87-п

ИЗМЕНЕНИЯ в долгосрочную целевую программу Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы" и иные акты Администрации Ненецкого автономного округа


1. В долгосрочную целевую программу Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы", утвержденную постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 09.09.2010 N 172-п (далее – Программа), внести следующие изменения:

1) в паспорте Программы:

а) раздел "Задачи Программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"- создание условий для развития жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования";

б) в разделе "Целевые показатели первого этапа Программы" цифры "1,32" заменить цифрами "1,24", цифры "0,73" заменить цифрами "0,68";

в) пункт 3 раздела "Перечень основных мероприятий Программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"- создание условий для развития жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования";

г) в разделе "Объем и источники финансирования Программы" цифры "21 590 266,4" заменить цифрами "21 686 958,9", цифры "2 454 698,3" заменить цифрами "2 572 890,8", цифры "3 803 922,5" заменить цифрами "3 782 422,5", цифры "20 548 849,3" заменить цифрами "20 643 995,6", цифры "2 382 538,4" заменить цифрами "2 499 184,7", цифры "3 693 330,3" заменить цифрами "3 671 830,3", цифры "361 643,8" заменить цифрами "363 190,2", цифры "27 678,0" заменить цифрами "29 224,4", цифры "679 773,3" заменить цифрами "679 773,1", цифры "44 481,9" заменить цифрами "44 481,7";

д) в разделе "Ожидаемые конечные результаты реализации первого этапа Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы":

абзац 5 изложить в следующей редакции:

"- долю семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств – 60,5%;";

в абзаце 6 цифры "1,32" заменить цифрами "1,24", цифры "0,73" заменить цифрами "0,68";

2) раздел I Программы изложить в следующей редакции:

"Ненецкий автономный округ занимает территорию 176,73 тыс. кв. км., на которой расположено 21 муниципальное образование, в том числе: один городской округ "Город Нарьян-Мар", одно городское поселение "Рабочий поселок Искателей", входящее в состав муниципального района "Заполярный район", в который также входит 18 муниципальных образований сельских поселений. По состоянию на 01.01.2010 года в Ненецком автономном округе постоянно проживают 42,3 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - 27,2 тыс. человек, в сельской местности – 15,1 тыс. человек. Жилищный фонд Ненецкого автономного округа по состоянию на 01.01.2010 года составил 958,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в городском округе с городским поселением – 642,0 тыс. кв. метров, в сельских поселениях – 316,4 тыс. кв. метров. На начало 2010 года более 3,5 тысяч семей состоят на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом более 20 процентов семей встали на учет нуждающихся в органы местного самоуправления более 20 лет назад.

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" в Ненецком автономном округе созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены её приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

С 2005 года по 2009 год в округе была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Практически во всех сельских муниципальных образованиях округа разработаны и утверждены генеральные планы поселений, правила землепользования и застройки. В городе Нарьян-Маре и городском поселении "Рабочий поселок Искателей" генеральные планы также утверждены, соответственно, в 2003 и 2007 годах.

В 2009 году Администрацией округа утвержден проект схемы территориального планирования Ненецкого автономного округа.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в округе сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, а также достигнуты определенные результаты по улучшению их жилищных условий.

Однако острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Ненецкого автономного округа требуют продолжения реализации комплекса мер начатых в рамках приоритетного национального проекта.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулировать жилищное строительство.

Современное состояние рынка жилья, жилищного кредитования и жилищного строительства в округе характеризуется следующими факторами.

В округе создана основная правовая и институциональная база рынка жилья - более 65 процентов жилья находится в частной собственности; ежегодно (по оценке) у порядка 4,5 процентов жилья меняется собственник; почти все строительные организации являются частными компаниями; принято более 20 региональных нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для развития рынка жилья.

По формам собственности основная доля жилищного фонда приходится на частный сектор – 66,7 процентов, из которых 81 процент составляет собственность граждан.

Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками. Из общей площади жилищного фонда Ненецкого автономного округа только 240,4 тыс. кв. метров, или 26,3% оборудовано всеми видами благоустройства.

По обеспечению жилищного фонда оборудованного водопроводом, канализацией, ваннами (душем), горячим водоснабжением округ значительно отстает как от показателей по Северо-Западному федеральному округу, так и от среднероссийских показателей. В большей степени это отставание наблюдается в сельской местности.

По материалу стен в целом по округу в структуре жилищного фонда преобладают дома в деревянном исполнении – 71,6%, что обусловлено традиционной деревянной застройкой в предыдущие годы. Основная доля деревянных домов сосредоточена в сельских поселениях, на которую приходится 96,7% от общей площади жилья.

Одна из самых острых проблем в округе - наличие высокой доли ветхого жилья. Более 90 тыс. кв. метров или 9,4% от общего объема жилищного фонда находится в ветхом состоянии, при этом 46,4 тыс. кв. метров общей площади ветхого жилья сосредоточено в г. Нарьян-Маре, и в муниципальном районе "Заполярный район" - 43,3 тыс. кв. метров. В сельских поселениях округа более 17% жилых домов имеют физический износ 66 и свыше процентов, при этом наибольшая доля ветхого жилищного фонда (83,2%) приходится на частные домовладения.

С учетом прогнозного объема ввода общей площади жилья в 2010 году, а также ежегодного прироста показателя ветхих домов, на начало 2011 года ожидается снижение удельного веса ветхого жилья до 5,4 процентов. Тем не менее, окружной показатель доли ветхого жилья значительно превышает показатели в среднем по Российской Федерации и по Северо-Западному федеральному округу, которые соответственно составляют 2,7% и 1,8%.

Необходимо отметить, что в целом ситуация в жилищном строительстве характеризуется стабильной динамикой: Ненецкий автономный округ на протяжении последних 5 лет сохраняет положительные темпы роста строительства жилья, при этом за период 2003-2009 годы почти в шесть раз увеличился объем индивидуального жилищного строительства. В 2009 году в общем объеме ввода жилья его доля составила 17,5%.

Основную роль в активизации жилищного строительства сыграла реализация региональных долгосрочных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.

Существовавшие в 2002-2009 годы возможности строительного комплекса региона обеспечили в среднем по округу прирост жилищной обеспеченности на 2,7 кв. метра на душу населения. Уровень обеспеченности населения округа жильем по состоянию на начало 2010 года составляет 22,7 кв. метров общей площади жилья.

С начала реализации в округе приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" с 2006 года по 2009 год 181 семья (857 человек), проживающих в сельских поселениях, получили государственную поддержку за счет средств окружного бюджета при строительстве индивидуального жилья. При этом общий объем средств окружного бюджета составил более 291 млн. рублей и 37,4 млн. рублей собственные средства граждан. С помощью государственной поддержки жителями села будет построено более 15,5 тыс. кв. метров общей площади жилья.

В целях развития долгосрочного ипотечного кредитования в Ненецком автономном округе с декабря 2006 года действует целевая программа по оказанию мер социальной поддержки населению округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья. Услуги населению по ипотечному жилищному кредитованию оказывают кредитные организации (банки) и ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию", открывший в 2009 году свое представительство в округе.

Необходимо отметить, что ОАО "Архангельский региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию", не только предоставляет услуги по ипотечному кредитованию, но и осуществляет деятельность по привлечению инвестиций в сферу ипотечного жилищного кредитования и рефинансированию организаций, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы) населению на основе стандартов, установленных рефинансирующими организациями.

Об активном развитии в округе системы долгосрочного ипотечного кредитования говорит тот факт, что в 2007 году объем предоставленных банками ипотечных кредитов физическим лицам составлял немногим более 500 млн. рублей, при этом, уже в 2008 году был отмечен рост в 1,6 раза. В 2009 году на территории округа было отмечено незначительное снижение объемов выданных ипотечных кредитов, что, безусловно, связано с кризисными явлениями в экономике в целом по России.

В рамках реализации целевой программы с 2006 года по 2009 год более 620 семей получили социальные выплаты на оплату первоначального взноса, в том числе 126 семей на строительство жилья, при этом общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию и строящегося в рамках программы, составила 7,5 тыс. кв. метров.

В рамках программы ее участникам, предоставляются социальные выплаты, в том числе на компенсацию части процентов, начисленных банком за пользование ипотечным или жилищным кредитом (займом), а также единовременные социальные выплаты при рождении (усыновлении) ребенка. При погашении ипотечного или жилищного кредита или займа участники программы могут также воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.

В целях обеспечения исполнения участниками программы обязательств по ипотечным кредитам (займам) в рамках программы предусмотрена возможность обращения ее участников о досрочной переаттестации и перерасчета размера социальных выплат, в связи со снижением дохода семьи вследствие утраты работы по сокращению численности штата предприятий.

Однако, несмотря на принимаемые меры, вопросы обеспечения населения округа доступным и комфортным жильем остаются актуальными.

Проблемы жилищной сферы сводятся к двум основным. Первое - это ухудшающееся состояние жилищного фонда, в том числе и индивидуального; второе - это недостаточные темпы жилищного строительства и слаборазвитая инженерная инфраструктура.

Чтобы соответствовать европейским стандартам, согласно которым строительная активность составляет 1 кв. метр на душу населения, жилищная обеспеченность, с учетом сноса ветхого и аварийного жилищного фонда должна прирастать ежегодно на 1,2-1,3 кв. метров жилья на человека. Следовательно, в округе необходимо строить ежегодно около 55 тысяч кв. метров жилья.

Основными факторами, которые негативно отражаются на развитии жилищного строительства в Ненецком автономном округе, являются:

- отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной и коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищную застройку, вследствие чего строительство ведется путем точечной застройки;

- наличие административных барьеров, обуславливающих трудности в получении согласований и разрешений на осуществление строительства и влекущих значительные финансовые расходы застройщиков;

- отсутствие проектов развития инженерной инфраструктуры земельных участков в целях повышения инвестиционной привлекательности районов перспективной застройки, и стимулирующих, в первую очередь, развитие индивидуального жилищного строительства;

- непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры;

- отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры;

- отсутствие предприятий развитой строительной индустрии, в том числе предприятий промышленности строительных материалов.

Административный центр округа – город Нарьян-Мар – практически подошел к стадии, когда ресурс свободных и готовых для застройки земельных участков уже исчерпан. Развитие жилищного строительства в городе возможно только с учетом привлечения в оборот новых земельных участков, и обеспечения их магистральными инженерными сетями и автомобильными дорогами. Переложить решение этих вопросов на самих застройщиков невозможно, так как это повлечет за собой существенное увеличение себестоимости жилья, и следовательно, снижение его доступности для жителей города. Недостаток средств в бюджете города, также не позволяет органам местного самоуправления городского поселения решить вопросы обеспечения новых земельных участков инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами самостоятельно, без привлечения средств окружного бюджета.

Аналогичные факторы присутствуют и в большинстве поселений округа. Эти же факторы сдерживают и застройку участков, которые высвобождаются после расселения и сноса непригодного для проживания жилищного фонда. Как правило, данный жилищный фонд располагается в районах с полным отсутствием сетей водоснабжения и водоотведения, со слабо развитой сетью автомобильных дорог.

Существующие административные барьеры, сдерживающие развитие жилищного строительства, выражаются в первую очередь в длительных сроках оформления земельных участков под жилищное строительство, получения разрешения на строительство, непрозрачностью проведения указанных процедур. Снятие административных барьеров возможно только путем установления регламентов, определяющих порядок и сроки прохождения разрешительных процедур. Это позволит оптимизировать процедуры формирования и предоставления земельных участков под строительство, ускорить получение разрешения на строительство. Сокращение количества согласований при предоставлении земельных участков без проведения аукционов, в том числе при их предоставлении по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, внедрение комплексного рассмотрения вопросов всего цикла: оформление прав на землю, сбор исходных данных, подготовка, согласование и экспертиза проектной документации, получение разрешений, строительство и ввод объекта в эксплуатацию позволит реально сократить сроки прохождения разрешительных процедур.

Организация работы с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна", а также перевод в электронный вид оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства позволит обеспечить получение исчерпывающей информации об административных процедурах при реализации инвестиционных проектов, в том числе с указанием органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроков их проведения, требований к документам.

Одним из факторов, негативно отражающихся на развитии жилищного строительства, являются непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. В случае предоставления застройщикам земельных участков не обеспеченных инженерной инфраструктурой, сетевые компании зачастую осуществляют выдачу технических условий с явно завышенными требованиями. Нередко технические условия являются просто неподъемными для инвесторов, а в некоторых случаях стоимость подключения к инженерным сетям делает строительство жилого дома на уже приобретенном земельном участке экономически бессмысленным.

В связи с отсутствием предприятий строительной индустрии на территории округа поставка строительных материалов и конструктивных элементов осуществляется преимущественно в летний период водным транспортом из соседних регионов – Республики Коми и Архангельской области, что в свою очередь связано с отсутствием наземного круглогодичного транспортного сообщения.

Отсутствие сырьевой базы, достаточного по нормам рентабельности рынка сбыта, а также отсутствие наземной транспортной сети автомобильных и железных дорог являются факторами, препятствующими разработке и реализации долгосрочных региональных программ развития производства строительных материалов.

Планируемые объемы строительства жилья на первом этапе Программы 2011-2015 годы потребуют поставки в округ значительных объемов строительных материалов и конструктивных элементов. В Приложении N 1.1 к Программе приведен прогнозный объем потребления основных строительных материалов на территории Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»