ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 года N 1407-IV-ОД

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 3 МАРТА 2005 ГОДА N 1183-III-ОД "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА НА 2005 - 2010 ГОДЫ"



Рассмотрев изменения в приложение к постановлению Воронежской областной Думы от 3 марта 2005 года N 1183-III-ОД "Об областной целевой программе "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы", Воронежская областная Дума

постановляет:

1. Внести изменения в приложение к постановлению Воронежской областной Думы от 3 марта 2005 года N 1183-III-ОД "Об областной целевой программе "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" (в редакции постановления Воронежской областной Думы от 22 ноября 2006 года N 636-IV-ОД), изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
В.И.Ключников

Воронеж,

Парламентский центр,

30 сентября 2008 года

N 1407-IV-ОД

Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
"О внесении изменений в приложение
к постановлению Воронежской областной Думы
от 3 марта 2005 года N 1183-III-ОД
"Об областной целевой программе
"Социальное развитие села
на 2005 - 2010 годы"

от 30.09.2008 N 1407-IV-ОД

"Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
от 03.03.2005 N 1183-III-ОД
"Об областной целевой программе
"Социальное развитие села
на 2005 - 2010 годы"


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА НА 2005 - 2010 ГОДЫ"

     

Паспорт областной целевой программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы"

Наименование программы

Областная целевая программа "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" (далее - программа)

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление администрации Воронежской области от 22 июля 2003 года N 541 "О разработке и реализации областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"

Государственные заказчики

Главное управление аграрной политики Воронежской области, Главное управления экономического развития Воронежской области, управление культуры Воронежской области, Главное управление образования Воронежской области, Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области, Главное управление здравоохранения Воронежской области, Главное управление автомобильных дорог Воронежской области

Государственный заказчик-координатор

Главное управление аграрной политики Воронежской области

Основные разработчики программы

Главное управление экономического развития Воронежской области при участии государственных заказчиков программы

Цели и задачи программы

Основными целями программы являются: - развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований Воронежской области; - создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - повышение качества сельского образования; - создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления; - расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; - повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами программы являются: - улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом; - повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений; - обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью; - расширение сети сельских автомобильных дорог; - привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов. Цели и задачи программы согласуются с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, целями и задачами приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Целевые индикаторы и показатели сгруппированы в соответствии с основными направлениями реализации программы: 1. Ввод в действие 77919,09 кв. метров жилья. Предоставление 60027 кв. метров жилья молодым семьям. 2. Строительство новых школ на 3,69 тыс. ученических мест и реконструкция двух существующих образовательных учреждений. 3. Увеличение мощности сельских клубных учреждений на 1800 посадочных мест, обеспечение культурного обслуживания 17,5 тыс. чел. 4. Обеспечение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений суммарной мощностью 1335 посещений в смену. 5. Улучшение первичной доврачебной медицинской помощи сельскому населению за счет открытия 52 фельдшерско- акушерских пунктов. 6. Увеличение мощности сельских клубных учреждений на 1800 посадочных мест. 7. Повышение уровня снабжения природным газом и улучшение бытовых условий сельского населения за счет ввода 1853,02 км распределительных газовых сетей. 8. Реконструкция и техническое перевооружение электрических линий: 138,3 км ВЛ 0,38 кВ, 25,8 км ВЛ 6 - 10 кВ, и 48 трансформаторных подстанций мощностью 6 - 10/0,4 кВ. 9. Строительство 330,428 км водопроводных сетей. 10. Организация 530 ПКД в Интернет. Замена аналоговых сетей на сети NGN в 4 районах Воронежской области. 11. Приведение в нормативное техническое состояние 27,5 км автодорог. Строительство и реконструкция 28,77 км автодорог общего пользования в сельской местности

Сроки и этапы реализации программы <1>

2005 - 2010 годы

Перечень мероприятий

1. Развитие жилищного строительства в сельской местности. 2. Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности. 3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности. 4. Развитие сети учреждений первичной медико- санитарной помощи в сельской местности. 5. Развитие сети учреждений культуры и культурно- досуговой деятельности в сельской местности. 6. Развитие информационно-консультативного обслуживания в сельской местности. 7. Развитие электрических сетей в сельской местности. 8. Развитие газификации в сельской местности. 9. Развитие водоснабжения в сельской местности. 10. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности. 11. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности

Объемы и источники финансирования

Общая сумма расходов на реализацию программы - 5336,2 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 1154,3 млн. рублей (21,6 процента); - средства областного бюджета - 2123,3 млн. рублей (39,8 процента); - средства муниципальных бюджетов - 364,3 млн. рублей (6,8 процента); - средства внебюджетных источников - 1694,3 млн. рублей (31,8 процента)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация программы позволит: - улучшить жилищные условия более 618 сельских семей; - оказать государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья 592 сельским молодым семьям и молодым специалистам агропромышленного комплекса и тем самым создать условия для приостановки миграции сельской молодежи; - повысить эффективность образовательного процесса за счет снижения загруженности сельских школ, территориальной приближенности и создания условий для обучения, соответствующих современным требованиям; - повысить долю обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях повсеместно до 97 процентов; - повысить уровень доступности и качества медицинского обслуживания сельского населения за счет ввода: больниц на 55 коек, амбулаторно- поликлинических учреждений на 1335 посещений в смену, 52 фельдшерско-акушерских пунктов; - сделать возможным реализацию культурных потребностей жителей сельских населенных пунктов за счет укрепления материально-технической базы культурно-досуговых учреждений. До 2010 года будет обеспечен ввод учреждений клубного характера на 1800 мест; - привлечь индивидуальных предпринимателей к оказанию бытовых услуг сельскому населению; - обеспечить надежное и эффективное электроснабжение сельских населенных пунктов путем реконструкции и технического перевооружения электрических линий: - ВЛ 0,38 кВ - 183,3 км, - ВЛ 6 - 10 кВ - 25,8 км, - 48 трансформаторных подстанций мощностью 6 - 10/0,4 кВ; - обеспечить ввод в действие 1853 км распределительных газовых сетей; - улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; - повысить уровень охвата сельского населения централизованным водоснабжением за счет ввода 330,428 км водопроводных сетей; - обеспечить плотность телефонных номеров до 19,7 номеров на 100 человек за счет ввода в действие емкостей телефонной сети: - 35280 номеров телефонной сети, - 280 универсальных таксофонов. Организация 530 ПКД в Интернет. Замена аналоговых сетей на сети NGN в 4 районах Воронежской области; - сохранить на объектах социальной сферы, инженерной инфраструктуры и строительных подрядных организациях 9873 рабочих места и дополнительно создать 416 рабочих мест. В бюджеты всех уровней от реализации мероприятий программы ежегодно будет направляться порядка 493,6 млн. рублей налоговых поступлений, из них в: - федеральный бюджет - 132,3 млн. рублей; - областной бюджет - 182,6 млн. рублей; - местные бюджеты - 178,6 млн. рублей


--------------------------------

<1> В 2004 году мероприятия по социальному развитию села в Воронежской области реализовывались в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена областная целевая программа

     
1.1. Анализ состояния социальной сферы села


Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

За последние 15 лет в Российской Федерации в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42 процента сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44 процента, канализацией - 32 процента, горячим водоснабжением - 20 процентов площади сельских жилых помещений.

Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 процент), фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) - на 3408 единиц (7 процентов). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10 - 15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов.

В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы.

В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.

Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.

В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.

Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса.

Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских жителей остается без автобусного сообщения.

Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения увеличилась с 30 тыс. человек в 1992 году до 793 тыс. человек на начало 2005 года. Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. сельского населения составляет 18 промилле, что на 18 процентов выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни на селе на начало 2005 года по сравнению с 1990 годом снизилась на 4,1 года и составляет 63,8 года против 65,8 года в городе.

В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.

Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек.

Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее - 13,6 процента.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" (далее - программа) обусловлена:

социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;

необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.

1.2. Анализ состояния социальной сферы села Воронежской области


Системное решение проблем села в Воронежской области начато с 2003 года в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", в связи с чем за базовый год при расчетах эффективности системной работы по повышению уровня и качества жизни сельского населения Воронежской области принимается 2002 год - год начала использования программно-целевого метода планирования социально-экономического развития сельских территорий региона.

Население Воронежской области на начало 2003 года (с учетом данных переписи населения 2002 года) составляло 2378,8 тыс. человек, из них 907 тыс. человек (38,1 процента) проживают в сельской местности.

Согласно административно-территориальному делению в Воронежской области имеется 1872 сельских населенных пункта и 493 сельских совета.

Анализируя социально-экономическое положение села, в котором оно находится в настоящее время, можно сделать вывод, что призывы о ликвидации различий между городом и деревней без разработки и реализации конкретных программных мероприятий на среднесрочную перспективу, финансово и ресурсно подкрепленных, так и останутся просто красивыми лозунгами.

Ситуация такова, что (по данным районов) из общего числа сельских населенных пунктов 351 (18,8 процента) не имеют автобусного сообщения; 1081 (57,7 процента) не имеют детских дошкольных учреждений; 772 (41,2 процента) - школ; 512 (27,4 процента) - магазинов; 705 (37,7 процента) - медицинских учреждений.

Сегодня можно говорить не о сближении уровня жизни города и села, а лишь об уменьшении разрыва.

Программа носит комплексный характер и охватывает все проблемные сферы села: строительство жилья; укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования, культуры; развитие сети автомобильных дорог общего пользования, систем электро-, водо-, газоснабжения, телекоммуникационной связи, информационно-консультационного обеспечения сельских жителей.

Демографическая ситуация. В целом по Воронежской области отмечается усугубление отрицательных тенденций в демографических процессах. Снижаются показатели рождаемости, растет смертность, усложняется бракоразводная ситуация. В сельской местности эти процессы принимают гипертрофированный характер и могут привести к демографической катастрофе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»