Приложение
к письму МВД России
от 29 декабря 2015 года N 1/10983

     

Разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272

Введение


Настоящие разъяснения разработаны в целях реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее также - Постановление, Требования) и предназначены для применения в практической деятельности территориальных органов МВД России и МЧС России, территориальных органов безопасности, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных заинтересованных органов и организаций, а также граждан при организации и проведении работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - ММПЛ).

К основным нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы антитеррористической защищенности ММПЛ, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г, N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму";

Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства";

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам";

постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)";

постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)";

приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. N 320 "Об утверждении свода правил "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" (вместе с "СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования").

Иные документы, которыми следует руководствоваться при осуществлении мероприятий, предусмотренных Требованиями, указаны в соответствующих разделах разъяснений.

I. Общие положения


Основные критерии по определению перечня ММПЛ (далее - Перечень) содержатся в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", согласно которому под ММПЛ понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

При этом территория иных муниципальных образований, сформированных в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (муниципальный район, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, внутригородская территория города федерального значения), в названном пункте не указана.

Учитывая, что в данном понятии используется словосочетание "при определенных условиях", не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может включаться в перечень ММПЛ.

В нормативных правовых актах содержание формулировки "определенные условия" не раскрывается. К данным условиям могут быть отнесены, например, время суток и (или) года, выходной или праздничный день, торжественное мероприятие и иные условия, при соблюдении которых на территории (в месте) возможно нахождение людей числом более 50.

При этом данные условия важны также для определения требований, которыми следует руководствоваться при осуществлении антитеррористической защищенности. Например, если в лесопарковой зоне еженедельно проходят массовые оздоровительные пробежки граждан, данное место следует включать в Перечень со всеми вытекающими последствиями. Если же там несколько раз в год проводятся какие-либо культурно-зрелищные мероприятия, то в вопросах его антитеррористической защищенности рекомендуется руководствоваться положениями иных нормативных правовых актов.

В Перечень не включаются также территории (места), на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек, но правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование территории (места), подлежащего антитеррористической защите (например, школы, поликлиники, больницы, дошкольные детские учреждения, объекты спорта, театры, концертные залы), а также объекты (территории) подлежащие обязательной охране полицией.

В отношении таких территорий (мест) действуют положения иных нормативных правовых актов. Например, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности; Федеральной миграционной службы; спорта; таможенных органов; Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; уголовно-исполнительной системы; Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федерального агентства связи; Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций; Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций, военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства юстиции Российской Федерации, объектов (территорий) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", объектов (территорий) Федерального агентства специального строительства, объектов (территорий) промышленности, объектов (территорий) Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, объектов (территорий) органов федеральной фельдъегерской связи и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
_______________
      Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 252.
     

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N 324.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 202.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 1328.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1309.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1193.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1130.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 875.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. N 789.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N 853.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 876.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 1093.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1413.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 203.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 253.

II. Формирование и согласование Перечня


Вопросы организационного характера при формировании и согласовании Перечней определяются руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, на территории которого расположено ММПЛ.

Так, в Требованиях не определено, какие ММПЛ включаются в Перечни, формируемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а какие - в Перечни, формируемые органами местного самоуправления.

В целях исключения противоречий в Перечнях полагаем возможным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации включать в Перечень ММПЛ, которые относятся к сфере их деятельности.

Органам местного самоуправления рекомендуется проводить работу по формированию Перечней в отношении ММПЛ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований (за исключением ММПЛ, которые относятся к сфере деятельности соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Названый подход к распределению полномочий закреплен в соответствующих распорядительных актах отдельных субъектов Российской Федерации, которые содержат необходимые поручения и рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию Перечней.

_______________

Например, распоряжения Главы Республики Коми от 3 июля 2015 г. N 171-р, Правительства Кировской области от 4 августа 2015 г. N 297.


В согласовании Перечней участвуют территориальные органы безопасности, территориальные органы МВД России и МЧС России.

Поскольку территориальными органами МВД России являются подразделения (управления, отделы, отделения) органов внутренних дел Российской Федерации, сформированные, в том числе, для выполнения задач на конкретных территориях (город, район, иное муниципальное образование), согласование Перечня должно проводиться с соответствующим территориальным органом МВД России, на территории обслуживания которого расположено ММПЛ.

В соответствии со структурой органов федеральной службы безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", к территориальным органам безопасности относятся Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации.

Учитывая, что Требованиями не определено дополнительных критериев, при согласовании Перечней следует руководствоваться пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму".

Срок формирования и согласования Перечней также не установлен Требованиями и иными нормативными правовыми актами.

Перечни утверждаются, как правило, соответствующими актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Форма Перечней также определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления самостоятельно и может включать в себя наименование ММПЛ, его адрес и иную информацию.

Корректировка Перечней может осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и МЧС России при наличии оснований для актуализации паспорта безопасности ММПЛ, в порядке, установленном для его формирования.

В соответствии с пунктом 3 Требований организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие ММПЛ.

Указанное положение корреспондирует пункту 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму", согласно которому федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Решение вопросов организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункт 51.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения (пункт 7.1 статьи 14, пункт 6.1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»