ПИСЬМО
от 27 марта 2017 года N 43-1762-29
[О государственной регистрации маломерных судов]
В связи с большим количеством обращений по применению Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340 (далее - Правила), и Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.06.2016 N 339 (далее - Административный регламент), МЧС России направляет дополнительные разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам.
А.П.Чуприян
Термины, используемые при государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов, установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для обозначения типа маломерных судов, подлежащих государственной регистрации в реестре маломерных судов, для заполнения реестра маломерных судов и судового билета применяются следующие термины на русском и английском языках (п.22 (ж) Правил):
- Моторноесудно/Motorized craft;
- Гидроцикл/Personal watercraft;
- Парусноесудно/Sailing craft;
- Парусно-моторноесудно/Sailing mororized craft;
- Несамоходноесудно/Nonself-propelled craft;
- Судноособойконструкции (аэробот)/Craft special design (airboat)
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) и Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, установлено, что орган, осуществивший государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
Виды реестров, в которых регистрируются суда в Российской Федерации установлены КТМ и КВВТ. Подлежащие государственной регистрации маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов. При этом орган, осуществивший государственную регистрацию маломерного судна, выдает собственнику маломерного судна судовой билет, являющийся документом, удостоверяющим право плавания маломерного судна под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному лицу, вместимость судна и годность судна к плаванию в районе определенной категории сложности.
Такие понятия, как "лодка", "гребное судно", "судовой реестр", "регистрационный номер судна", "паспорт маломерного судна" и т.д., законодательством Российской Федерации не устанавливаются и соответственно, не применяются.
Законодательство Российской Федерации различает понятия собственник судна и судовладелец.
В соответствии с КТМ и КВВТ судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Понятие собственник установлено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и определяется наличием прав собственности, позволяющим собственнику по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, и наличием обязанностей, в отношении собственности, также установленной законодательством.
В соответствии с положениями ГК РФ, КТМ и КВВТ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его государственной регистрации и, соответственно, так как государственная регистрация маломерных судов осуществляется в реестре маломерных судов, исключение маломерного судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности на такое судно.
Требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (далее - Регламент) являются обязательными в отношении только тех маломерных судов, которые выпускаются в обращение на территорию Евразийского экономического союза. Под выпуском продукции в обращение, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (Приложение N 9) понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Евразийского экономического союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
В соответствии с пунктом 69 Регламента, соответствие маломерных судов требованиям Регламента обеспечивается выполнением требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза, а также стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - стандарты).
Выполнение на добровольной основе требований стандартов свидетельствует о соответствии требованиям безопасности.
Документом, подтверждающим соответствие маломерного судна требованиям, установленным Регламентом, являются документы об оценке соответствия, такие как сертификат соответствия, выдаваемый органом, аккредитованным на проведение сертификации, или свидетельство о классификации, выдаваемое уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза, которым, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2016 N 349, является Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.
Оценка соответствия в виде сертификации проводится в отношении серийно выпускаемых маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования или для партии маломерных судов, спасательных средств (или) оборудования, приведенных в таблице N 1 Приложения N 8 к Регламенту.
Оценка соответствия в виде классификации проводится в отношении маломерных судов, приведенных в таблице N 2 Приложения N 8 к Регламенту.
Во всех случаях заявителем на проведение оценки соответствия являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, являющиеся строителями, выполняющими функции строителя или поставляющими маломерные суда, оборудование или спасательные средства для маломерных судов на рынок государств - членов Таможенного союза с целью их реализации.
При этом, документ об оценке соответствия маломерного судна требованиям Регламента является документом, подтверждающим его соответствие требованиям, установленным Регламентом, и не является обязательным для государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.
Вместе с тем, классификация маломерного судна, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820, осуществляется с целью присвоения ему категории сложности района плавания, при его государственной регистрации и проводится в соответствии с требованиями Регламента.
Категория сложности района плавания маломерного судна, предусмотренная пунктом 4 реестра маломерных судов и пунктом 8 судового билета, является параметром, определяющим допустимые параметры района плавания маломерного судна, которая определяется исходя из технических характеристик маломерного судна по максимальной высоте волны и удаленности от берега.
Приказ МЧС России от 29.06.2005 N 497 "Об утверждении Временных правил классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России" не применяется в связи с утверждением Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820), поскольку нормы, в нем содержащиеся, противоречат акту большей юридической силы.
Не подлежащие государственной регистрации маломерные суда, в том числе ранее зарегистрированные ГИМС МЧС России (до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ), в соответствии со статьей 22 КТМ и пунктом 3 статьи 35 КВВТ, классификации и освидетельствованию (в том числе очередному) не подлежат. Также к судоводителям таких маломерных судов не применяются меры административного воздействия по статьям 11.8 "Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления" и 11.8.1 "Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с Российским законодательством, государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов и все действия в отношении маломерного судна, зарегистрированного в реестре маломерных судов, осуществляется ГИМС МЧС России по заявлению собственника или уполномоченного им на то лица.
Если судовладелец не является собственником маломерного судна и не имеет предоставленных ему собственником соответствующих полномочий, то он не может являться заявителем на предоставление государственных услуг, связанных с государственной регистрацией, внесением изменений в реестр маломерных судов или исключения маломерного судна из реестра маломерных судов.
Двигатели, используемые или устанавливаемые на маломерных судах, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являются объектами, подлежащими государственной регистрации.
Сведения о двигателе, устанавливаемом на маломерное судно, подлежат внесению в реестр маломерных судов на уже зарегистрированное право собственности на маломерное судно, на основании заявления собственника, либо во время государственной регистрации маломерного судна.
Каких-либо документов, подтверждающих право собственности на двигатель, нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок государственной регистрации маломерных судов, не предусмотрено.
В соответствии с КТМ и КВВТ право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его государственной регистрации.
Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.
Таким образом, лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не имеет возможности зарегистрировать в реестре маломерных судов принадлежащее ему маломерное судно. Однако это не означает, что он не имеет возможности обратиться в орган государственной регистрации для получения государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, в части установления ограничений (обременений) прав собственности на судно, получения выписки из реестра маломерных судов и др.
В законодательстве Российской Федерации (КТМ и КВВТ) под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания либо судоходства. При этом под судоходством и торговым мореплаванием понимается непосредственное использование судна на водных объектах. Таким образом, приобретенный или построенный объект, не использующийся в целях судоходства и торгового мореплавания, не является судном по определению.
Таким образом, период времени, в течение которого лицо, которое приобрело маломерное судно, обязано зарегистрировать его в реестре маломерных судов вне зависимости от того, было ли судно ранее зарегистрировано или нет, законодательством Российской Федерации не определен.
Однако эксплуатация такого объекта в качестве судна без государственной регистрации невозможна (в случае если такая государственная регистрация обязательна).
Повторная государственная регистрация судна регулируется статьей 44 КТМ, в соответствии с которой в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов.
После освидетельствования такое судно может быть повторно зарегистрировано в общем порядке, установленном Правилами и Административным регламентом.
В данном случае, под повторной государственной регистрацией следует понимать государственную регистрацию ранее исключенного маломерного судна из реестра маломерных судов в результате его конструктивной гибели, гибели или пропажи без вести, если такое судно было восстановлено или найдено.
Цели использования маломерных судов при их государственной регистрации определяются собственником и являются декларативными. Для этого в заявлении на государственную регистрацию маломерного судна в реестре маломерных судов предусмотрена необходимость заявителя указать, что судно будет использоваться исключительно в некоммерческих целях.
Самостоятельное определение цели использования маломерного судна выходит за рамки компетенции ГИМС МЧС России.
В случае возникновения сомнений в целях использования маломерного судна государственный инспектор вправе обоснованно обратиться в правоохранительные органы.
Отказ в предоставлении государственной услуги либо отказ в государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов по причинам, не предусмотренным Административным регламентом, является нарушением законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, за что предусмотрена ответственность, предусмотренная статьей 5.63 КоАП РФ.
В случаях, если имеются основания для отказа в предоставлении государственной услуги по причинам, предусмотренным Административным Регламентом, то такой отказ должен быть произведен в письменном виде.
Приобретение права собственности на вновь создаваемое (переработанное) имущество регулируется главой 14 ГК РФ.
В случае обращения заявителя о государственной регистрации вновь созданного (самостоятельно построенного) маломерного судна, органом государственной регистрации должна быть проведена проверка на предмет того, что такое маломерное судно не было ранее зарегистрировано в иных реестрах судов.
При этом, вновь созданное маломерное судно может быть зарегистрировано в реестре маломерных судов без предоставления документов, подтверждающих возникновение права собственности.
В случае возникновения претензий по совершенной государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов со стороны иных лиц, несогласных с такой государственной регистрацией, они могут оспорить ее в судебном порядке, в соответствии с пунктом 3 статьи 33 КТМ, пунктом 5 статьи 16 КВВТ и статьей 8.1 ГК РФ.
В соответствии с КТМ (пункт 2 статьи 39) в реестр маломерных судов вносятся сведения о названии судна (настоящем и прежнем), названии порта (место) предыдущей государственной регистрации судна и дате ее аннулирования (если таковые имеются).
Предусмотренный реестром маломерных судов пункт "цена сделки" не является обязательным для заполнения. В данном пункте указывается цифра, аналогичная сумме сделки, указанной в договоре купли-продажи маломерного судна, представленного в качестве документа, подтверждающего основание возникновения права собственности, при ее наличии.
В пункте 1 реестра маломерных судов предусмотрено внесение сведений о дате государственной регистрации маломерного судна и дате выдачи судового билета.
В случае, когда маломерное судно принадлежит нескольким собственникам, сведения о дате выдачи дополнительных судовых билетов указываются в разделе "Особые отметки" реестра маломерных судов.