РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 мая 2017 года N 876-р
[Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности]
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности;
план мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности.
2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции и плана мероприятий, утвержденных настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция развития публичной нефинансовой отчетности
Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (далее - Концепция) разработана во исполнение пункта 9 раздела III плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года N 1144-р, и направлена на:
совершенствование системы стимулирования российских организаций к повышению информационной открытости и прозрачности результатов воздействия их деятельности на общество и окружающую среду, включая экономическую, экологическую и социальную составляющие;
расширение возможностей для объективной оценки на основе публичной нефинансовой отчетности вклада результатов деятельности российских организаций в общественное развитие;
содействие укреплению репутации российских организаций и повышению доверия к их деловой активности в Российской Федерации и за ее пределами;
систематизацию процесса внедрения публичной нефинансовой отчетности в управленческую практику российских организаций;
повышение осведомленности широкого круга лиц о международных стандартах в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, о значении публичной нефинансовой отчетности для отчитывающихся российских организаций и для их внешнего окружения.
Концепция определяет следующие задачи:
разработка минимальных требований к публичной нефинансовой отчетности, а также рекомендаций по процедурам проверки, оценки и подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности;
определение направлений совершенствования требований к раскрытию публичной нефинансовой отчетности;
создание основ для формирования нормативно-правовой базы в сфере публичной нефинансовой отчетности, в том числе по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития;
содействие распространению и использованию в практике организаций единых понятий в сфере публичной нефинансовой отчетности, в том числе по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития;
содействие развитию профессиональной подготовки и повышению квалификации в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности;
содействие обеспечению информационной поддержки в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, в том числе для повышения информированности инвесторов и иных заинтересованных сторон, а также для развития международного сотрудничества в этой сфере.
В Концепции такие понятия, как заинтересованная сторона, социальная ответственность, существенный вопрос, устойчивое развитие, используются в соответствии с их определениями, данными в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 26000-2012 "Руководство по социальной ответственности", утвержденном и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года N 1611-ст (далее - стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012).
Положения Концепции разработаны с учетом российских и международных документов, включая:
Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012;
Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации 21 марта 2014 г. (далее - Кодекс корпоративного управления);
Антикоррупционную хартию российского бизнеса;
Социальную хартию российского бизнеса (2008 год);
принципы Глобального договора Организации Объединенных Наций;
резолюцию "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г. (далее - резолюция Организации Объединенных Наций);
международный стандарт ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности";
итоговый документ конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию "Будущее, которого мы хотим";
руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (далее - руководство GRI).
Действие Концепции распространяется в том числе на государственные компании, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества с государственным участием, соответствующие критериям, установленным разделом V Концепции. Иные коммерческие и некоммерческие организации, а также органы власти различных уровней могут руководствоваться положениями Концепции в добровольном порядке.
Публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей.
Публичная нефинансовая отчетность раскрывает информацию о деятельности организации в контексте социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи.
Практика публичной нефинансовой отчетности развивается в мире на протяжении более 20 лет. Публикация нефинансовых отчетов осуществляется большинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций в странах мира. Регулярные отчеты публикуют около 90 процентов компаний из списков Fortune Global 500 и S&P 500.
К числу решающих факторов расширения практики публичной нефинансовой отчетности и повышения ее качества относится законодательное регулирование в этой сфере в ряде стран. Существенную роль играют также такие факторы, как включение социальных и экологических данных в процедуры принятия решений инвесторами, в правила листинга фондовых бирж, предъявление к подрядчикам со стороны деловых партнеров требований к раскрытию информации о соблюдении норм в сфере охраны труда (в соответствии с трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда), этики ведения бизнеса, экологической безопасности, требований к охране окружающей среды и оценке воздействия на окружающую среду. Наряду с этим заметно возрастает внимание потребителей, а также организаций гражданского общества к вопросам корпоративной социальной ответственности.
Публичная нефинансовая отчетность является важным элементом системы управления, в том числе рисками, и развития коммуникаций с заинтересованными сторонами, предпосылкой повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности организаций.
Среди значимых событий, влияющих на развитие публичной нефинансовой отчетности в мире в последние годы, следует назвать принятие и введение в действие Европейским союзом директивы по раскрытию нефинансовой информации, действие которой распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках Европейского союза, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников.
Похожие правовые инициативы реализуются в ряде стран БРИКС, а также в других странах, использующих публичную нефинансовую отчетность как источник информации о влиянии организаций на окружающую среду и общество.
Такие крупные международные инициативы, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 год), Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменениях климата, усиливают внимание различных заинтересованных сторон к результатам деятельности и воздействию организаций на экономику, общество и окружающую среду. Появление подобных инициатив стимулирует спрос на соответствующую информацию, способствует росту требований к информационной открытости организаций и развитию публичной нефинансовой отчетности.
Стимулирующую роль в развитии публичной нефинансовой отчетности может оказать резолюция Организации Объединенных Наций, содержащая 17 целей в сфере устойчивого развития и определяющая, с одной стороны, необходимость разработки системы показателей с целью мониторинга достижения этих целей как на национальном, так и на глобальном уровне, с другой стороны, включающая задачи по отражению вклада организаций в устойчивое развитие, решаемые в рамках публичной нефинансовой отчетности. В частности, компаниям, особенно крупным и транснациональным, рекомендуется применять устойчивые методы производства и отражать информацию о рациональном использовании ресурсов в своих отчетах.
Финансовые рынки все активнее включаются в процесс формирования запроса на нефинансовые показатели. По заказу Всемирной федерации бирж разработаны и выпущены в 2015 году рекомендации для ее членов по использованию нефинансовых показателей в процессе оценки организаций, а также критерии такой оценки.
Индексы и рейтинги в сфере социальной ответственности и устойчивого развития, число которых в мире растет, являются еще одним существенным фактором, который способствует развитию публичной нефинансовой отчетности, ориентирует заинтересованные стороны, прежде всего инвесторов, государственные структуры и различные общественные организации на принятие решений относительно оценки деятельности организаций.
Российская практика публичной нефинансовой отчетности активно развивается начиная с 2000 года в соответствии с мировыми тенденциями, но с некоторым отставанием от них по темпам. В Российской Федерации публичная нефинансовая отчетность сохраняет статус добровольной инициативы, прежде всего крупного бизнеса, которая в меньшей степени затронула некоммерческие организации и государственные учреждения. В 2016 году в Российской Федерации насчитывалось более 160 организаций, которые когда-либо выпускали публичные нефинансовые отчеты, в их числе более 150 - коммерческие организации, менее 10 - некоммерческие организации. Порядка 30 процентов публичных нефинансовых отчетов проходят процедуру независимого подтверждения (заверения). В дальнейшем процесс публичной нефинансовой отчетности будет развиваться под влиянием тех же факторов, которые действуют в мире.
Организациям, работающим на глобальных и национальных рынках, предстоит решать сходные задачи, включая укрепление конкурентоспособности, обеспечение устойчивого развития, подтверждение своей ответственности перед обществом, различными заинтересованными сторонами.
В связи с этим актуальной национальной задачей является необходимость повышать осведомленность в государстве и обществе по вопросам социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, а также о регламентирующих эту сферу документах и поддерживать практику публичной нефинансовой отчетности.
На уровне государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического и экологического развития сформулированы цели, достижение которых становится возможным при условии совместных усилий государственного, частного и общественного секторов. Эти цели включают в себя построение экономики лидерства и инноваций, конкурентоспособной на мировом уровне, повышение качества человеческого капитала как важного фактора конкурентоспособности страны в XXI веке, обеспечение экологической безопасности, достижение социального благополучия и согласия в обществе.
Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей, а также о необходимости объединения или разграничения усилий различных секторов общества.
Подход к пониманию социальной ответственности как ответственности перед обществом, ее связи с устойчивым развитием выражен в международном стандарте ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". В Российской Федерации в 2012 году утвержден и введен в действие идентичный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012, который соотносится с основными международными и национальными документами в сфере устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, в обобщенной форме представляет ключевые подходы в этой сфере и предназначен для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности.
В отношении публичной нефинансовой отчетности стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012 рекомендует учитывать и отражать в содержании публичных нефинансовых отчетов ключевые темы социальной ответственности и устойчивого развития, включая вопросы управления, трудовых отношений, окружающей среды, этики, добросовестной деловой практики, противодействия коррупции, соблюдения прав человека и взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также вклад в развитие территорий и местных сообществ.
Рекомендации по раскрытию информации в области социальной и экологической ответственности, в том числе по составлению отчета в сфере устойчивого развития в соответствии с требованиями, признанными на международном уровне (например, в соответствии с руководством GRI), содержатся в Кодексе корпоративного управления.
Назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, точной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон.
На основании этих сведений заинтересованные стороны могут судить о качестве управления в организациях и принимаемых ими решений, о влиянии на окружающую среду и общество, об устойчивости организаций, поскольку большинство нефинансовых показателей, включаемых в публичную нефинансовую отчетность, могут иметь значимые финансовые последствия как в текущей практике, так и в будущем.
В организациях процесс нефинансовой отчетности является инструментом для решения следующих задач:
совершенствование системы управления рисками;
развитие практики корпоративного управления и деловой этики;
повышение эффективности управления, в том числе экологической и социальной деятельностью;
развитие диалога и конструктивного взаимодействия с заинтересованными сторонами, укрепление деловой репутации;
повышение инвестиционной привлекательности.
Публичные нефинансовые отчеты служат источником информации для независимой оценки деятельности организаций и составления на ее основе индексов и рейтингов в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.
Адекватная оценка деятельности организаций, обеспечивающая возможность сопоставительного анализа и агрегирования информации по наиболее важным аспектам, характеризующим воздействие организации на общество и окружающую среду, может быть проведена на основе перечня ключевых показателей, которые необходимо раскрывать в публичных нефинансовых отчетах.
Это обусловливает важность определения в нормативных правовых актах минимального перечня ключевых показателей, являющихся базовыми индикаторами, которые рекомендованы для обязательного раскрытия и характеризуют деятельность организации, включая экономическую, экологическую и социальную направленность, а также систему управления. При определении перечня ключевых показателей важно, чтобы они охватывали важнейшие направления деятельности организации, являлись универсальными, учитывали сложившуюся практику в области публичной нефинансовой отчетности, международные и российские документы в этой области, в том числе документы, разрабатываемые в рамках деятельности Организации Объединенных Наций в целях мониторинга хода выполнения резолюции Организации Объединенных Наций.
Наряду с ключевыми показателями организации могут выбирать и использовать в практике публичной нефинансовой отчетности другие различные показатели для освещения своей стратегии и результатов с учетом выбранной методологии отчетности, внутренних регламентов и процедур.
Организации могут самостоятельно выбирать, какие виды публичных нефинансовых отчетов они будут выпускать, если не существует формализованных требований со стороны государства, финансовых или иных институтов. Содержание публичной нефинансовой отчетности определяется в соответствии с целями организации, требованиями используемых стандартов и руководств по отчетности, а также информационными потребностями заинтересованных сторон.