Недействующий

     
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2016 года N 3422-10

Об утверждении методики определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

(с изменениями на 11 апреля 2019 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Рособрнадзора от 16 июля 2019 года N 1122-10
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Рособрнадзора от 26 апреля 2017 года N 920-10;

распоряжением Рособрнадзора от 16 апреля 2018 года N 617-10;

распоряжением Рособрнадзора от 11 апреля 2019 года N 575-10.

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.19 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594, в целях методического обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования:

1. Утвердить методику определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, прилагаемую к настоящему распоряжению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А.Музаева.

И.о. руководителя
Н.А.Наумова

     

     

Приложение

     
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 30 декабря 2016 года N 3422-10

     

Методика определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

(с изменениями на 11 апреля 2019 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет порядок определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Методика).

2. Методика разработана с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 594, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".

3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

первичный балл - это предварительный балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), который получается путем суммирования оценок за выполнение каждого задания экзаменационной работы на основе спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ;

тестовый балл - это окончательный балл по результатам ЕГЭ, который выставляется по стобалльной или пятибалльной системе оценивания в результате процедуры, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

II. Основания к определению минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

4. Основной целью ЕГЭ является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта по общеобразовательным предметам.

5. Объектами оценки являются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, определенные требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - федеральный компонент).

6. Определение минимального количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам основано на результатах научно-исследовательской деятельности по совершенствованию педагогических измерений, проведенной федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", (далее - ФГБНУ "ФИПИ") в 2009, 2010 и 2011 годах в соответствии с государственным заданием, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

7. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на основе раздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" федерального компонента по общеобразовательным предметам базового и профильного уровней. Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по форме и уровню сложности, который нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по каждому учебному предмету.

III. Системы оценивания в ЕГЭ

8. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 24. Минимальный первичный балл свидетельствует об усвоении участником экзамена основных знаний и приобретенных умений по соответствующему учебному предмету. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам находится в диапазоне от 32 до 100.

9. Первичные баллы ЕГЭ по каждому учебному предмету переводятся в тестовые согласно алгоритму установления соответствия первичных и тестовых баллов (Приложение 1 к Методике). Минимальные первичные баллы соответствуют минимальным тестовым баллам по стобалльной системе оценивания.

10. Для подтверждения освоения образовательной программы среднего общего образования по каждому учебному предмету, кроме ЕГЭ по математике базового уровня, устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по стобалльной системе оценивания. Также по стобалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому учебному предмету, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

11. По пятибалльной системе оценивания устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по математике базового уровня.

IV. Подходы в определении минимального балла ЕГЭ

12. Минимальный балл определяется по каждому учебному предмету с учетом:

требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы в соответствии с федеральным компонентом по соответствующему учебному предмету;

экспертных заключений специалистов по соответствующему учебному предмету и специалистов в области педагогических измерений, персональный состав которых утверждается Рособрнадзором;

статистических данных по результатам ЕГЭ по Российской Федерации в целом и по отдельным субъектам Российской Федерации, а также результатам предыдущего года для обеспечения сопоставимости результатов по годам;

анализа демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) по каждому учебному предмету с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета.

13. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1274 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2014 г., регистрационный N 31534). Документы, которые определяют структуру и содержание КИМ - спецификации КИМ и кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ, разрабатываются и утверждаются ФГБНУ "ФИПИ".

V. Соответствие результатов ЕГЭ текущего и предыдущего года

14. В условиях четырехлетнего периода действия результатов ЕГЭ минимальное количество тестовых баллов по предметам ЕГЭ устанавливается равным значениям предыдущего года для всех предметов, по которым проводился ЕГЭ.

15. В случае отсутствия изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету, а также соответствия результатов ЕГЭ текущего года по этому учебному предмету результатам ЕГЭ предыдущего года минимальное количество баллов, соответствующее минимальному тестовому баллу по предмету ЕГЭ, устанавливается равным значению предыдущего года. В иных случаях значение минимального первичного балла, соответствующего минимальному тестовому баллу, корректируется на 1-5 баллов.

VI. Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе оценивания

16. В таблице 1 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по обязательным учебным предметам.

17. В таблице 2 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам по стобалльной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по всем общеобразовательным предметам, и необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

18. В таблице 3 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и тестовыми баллами ЕГЭ по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания.

19. В случае изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету ФГБНУ "ФИПИ" в соответствии с настоящей Методикой не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (далее - Комиссия).

20. Решение об установлении минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по каждому учебному предмету, принимается Комиссией и утверждается приказом Рособрнадзора.

VII. Соответствие между первичными баллами и отметками по пятибалльной системе оценивания

21. Результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах и переводятся в отметки по пятибалльной системе оценивания. Минимальное количество баллов, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования, по пятибалльной системе оценивания устанавливается в 3 балла (удовлетворительно). В таблице 4 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между баллами ЕГЭ по математике базового уровня и отметками по пятибалльной системе оценивания.

Приложение 1
к Методике

     

Алгоритм установления соответствия первичных и тестовых баллов



Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБ ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ, ПБ, ПБ, ПБ переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ, ТБ, ТБ, ТБ. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.

Соответствие первичного балла (ПБ) и тестового балла (ТБ) на каждом i-м диапазоне шкалы вычисляется по формуле:

ТБ = k · ПБ + li, где

k = (ТБ - ТБ) / (ПБ - ПБ)

l = ТБ - k · ПБ

На i-м отрезке шкалы [ПБ - ПБ]:

ТБ = (ТБ - ТБ) / (ПБ - ПБ) · (ПБ - ПБ) + ТБ

Соответственно, на первом отрезке шкалы [0 - ПБ]:

ТБ = ТБ / ПБ · ПБ

________________

Для шкалы перевода первичного балла в тестовый балл по русскому языку:

на отрезке шкалы [0 - ПБ]: ТБ = ТБ / ПБ · ПБ;

на дополнительном отрезке [ПБ - ПБ]:

ТБ = (ТБ - ТБ) / (ПБ - ПБ) · (ПБ - ПБ) + ТБ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»