СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2017 года N 1462


О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года

(с изменениями на 29 сентября 2022 года)

(в ред. Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 29.09.2022 N 634)




В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 02.06.2015 N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в целях реализации полномочий, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, Симферопольский городской совет Республики Крым решил:


1. Утвердить стратегию социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему решению.


2. Решение 75-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 27.12.2013 N 867 "О Стратегии экономического и социального развития города Симферополя до 2020 года" признать утратившим силу.


3. Решение 10-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 25.12.2014 N 142 "О программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 - 2020 годы" признать утратившим силу.


4. Администрации города Симферополя Республики Крым:


4.1. обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию Стратегии;


4.2. принять меры по приведению в соответствие со Стратегией действующих муниципальных правовых актов.


5. Отделу по внешним связям и информационно-аналитической работе аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым (Перфилова Н.Н.) разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета и опубликовать в установленном порядке.


6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.


7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на главу администрации города Симферополя И.М. Лукашева, постоянный комитет по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности и экономической политике (И.Ю. Савутин).



Председатель Симферопольского
городского совета
В.Н.АГЕЕВ



Приложение
к решению
80-й сессии Симферопольского
городского совета I созыва
от 19.12.2017 N 1462



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

(в ред. Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 29.09.2022 N 634)




Введение


Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет миссию, приоритетные направления и стратегические цели, основные задачи и ключевые мероприятия долгосрочного развития.


Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 02.06.2015 N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", Законом Республики Крым от 09.01.2017 N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.03.2017 N 132 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации", постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 01.03.2022 N 768 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.


Стратегия учитывает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", федеральных программ, государственных программ Российской Федерации и Республики Крым, региональных проектов и иных документов отраслевого планирования.


Стратегия учитывает положения Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63.


Стратегия задает миссию долгосрочного развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ, городской округ Симферополь, муниципальное образование) - реализовать гуманистическую, ориентированную на достижение подлинного человеческого благополучия и повышение качества жизни модель долгосрочного развития, которая основывается на эколого-экономическом подходе и учитывает потребности будущих поколений.


Реализация Стратегии призвана обеспечить воспроизводство здорового и образованного населения, создать условия для самореализации личности и счастливой жизни текущих и будущих поколений симферопольцев.


Стратегия направлена на воплощение в жизнь исторической миссии городского округа Симферополь, заложенной в его названии, как "Города - собирателя (хранителя)", "Города Пользы", "Города Общего блага". Так, в Стратегии особо выделены приоритеты, направленные на создание общественных пространств (приоритет "Пространство жизни"), формирование сообщества полезных друг другу людей, атмосферы сотрудничества и сотворчества людей в городском округе Симферополь, создания человекоориентированной городской среды.


Историческая миссия Города Общего блага выражается не только в повышении качества жизни симферопольцев, но и в создании благ для Республики Крым и Российской Федерации в целом через реализацию проектов в области развития общественного транспорта, науки и инноваций, наукоемких кластеров и создания высокотехнологичных рабочих мест.


Настоящая Стратегия призвана преумножить имеющийся человеческий, экономический, пространственный, природный и историко-культурный потенциал (капитал) городского округа Симферополь. При этом городской округ Симферополь рассматривается как единая экосистема, включающая не только социально-экономическую сферу, но историко-культурную, экологическую, пространственную, градостроительную и иные сферы.


Стратегия разработана с учетом лучших мировых практик в области разработки стратегий самоподдерживающегося развития (развития, которое не угрожает существованию будущих поколений и возможностям их самореализации) и основана на эколого-экономическом подходе. Эколого-экономический подход ставит во главу угла сохранение природных естественных экосистем, рассматривает социально-экономическую систему как зависимую подсистему природных экосистем и предполагает сохранение природных богатств для нынешних и будущих поколений.


Реализация Стратегии осуществляется путем разработки Плана мероприятий по реализации Стратегии. Выполнение комплексов мероприятий Стратегии и Плана мероприятий по реализации Стратегии осуществляется ответственными исполнителями в рамках муниципальных программ городского округа Симферополь, национальных (региональных) проектов, а также федеральных программ, государственных программ Российской Федерации и Республики Крым.


Разработка приоритетов развития городского округа была основана как на выводах проведенных фундаментальных и прикладных научных исследований, так и на результатах проведенных глубинных интервью с жителями, итогах голосований на портале Активный Симферополь. Это позволило максимально отразить и учесть мнение каждого симферопольца.



1. Комплексный анализ достигнутого уровня экологического, пространственного, экономического и социального развития


Городской округ Симферополь - административный, научно-образовательный, экономический, культурно-исторический и транспортный центр Республики Крым. Городской округ Симферополь расположен в центральной сухостепной предгорной части Крымского полуострова на реке Салгир.


Городской округ входит в состав Центрального микрорегиона Республики Крым, где сосредоточено около трети населения региона, сконцентрировано более половины промышленного производства, находится крупнейший региональный рынок сбыта и потребления. Центральный микрорегион специализируется на финансово-деловой деятельности, машиностроении (приборостроении, производстве электротехнического, пневматического и сельскохозяйственного оборудования), химической промышленности (производство полимерных материалов), агропромышленном комплексе (выращивании зерна, овощей, плодов, ягод, винограда, эфиромасличных культур, производстве парфюмерных и косметических средств, мясо-молочном скотоводстве, птицеводстве, свиноводстве, пчеловодстве, развитии тепличного хозяйства, производстве пищевых продуктов и алкогольных напитков), транспортно-логистическом комплексе, производстве электроэнергии (на ТЭЦ и солнечных электростанциях), добыче и производстве строительных материалов (строительного камня, щебневой продукции, цемента, бетона), санаторно-курортном и туристическом комплексах (санаторно-курортном лечении и лечебно-оздоровительном туризме (климатотерапии и бальнеотерапии), историко-познавательном, спортивном (пешеходном, спортивном скалолазании, альпинизме), деловом, пляжном, гастрономическом, винном, этнографическом, религиозном, экологическом, сельском зеленом видах туризма, спелеотуризме).


1.1. Экологическое развитие, потенциал устойчивого развития


Экологическая ситуация в городском округе Симферополь характеризуется как умеренно негативная. По объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения городского округа Симферополь занимает 2-е место в Республике Крым со значением 3,02 тыс. тонн в 2020 году. Первое место у городского округа Красноперекопск (5,93 тыс. тонн). Поскольку концентрация населения в городском округе Симферополь выше (18,73% населения Республики Крым), выбросы оказывают влияние на существенно большее число жителей, общий негативный экологический эффект в городском округе Симферополь значительно выше, чем в других городах Республики Крым.


Загрязнение атмосферного воздуха из стационарных источников в городском округе Симферополь росло более высокими темпами, чем в среднем в Республике Крым (рисунок 1). При этом с 2014 года в статистических данных по региону не учитываются выбросы в атмосферный воздух от нестационарных источников (автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт). Основываясь на информации до 2014 года и учитывая реальную ситуацию с автомобильным движением в городском округе Симферополь, можно утверждать, что большая часть выбросов в атмосферный воздух осуществляется за счет частного автотранспорта.




Рисунок 1 - Уровень выбросов загрязняющих веществ

в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения

в городском округе Симферополь и Республике Крым

в 2010 - 2020 гг. по отношению к уровню 2010 года.

Источник: Ежегодный доклад о состоянии и охране окружающей

среды на территории Республики Крым в 2020 году



Основными предприятиями - загрязнителями атмосферного воздуха в городском округе Симферополь являются: ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", Симферопольская ТЭЦ, АО "Завод "Фиолент", ПАО "Консервный завод им. С.М. Кирова".


Наблюдается серьезная проблема с увеличением износа канализационных сетей, использованием устаревших технологий при очистке сточных вод. С каждым годом растет минерализация подземных вод. Например, АО "Международный аэропорт "Симферополь" отбирает воду из среднемиоценового горизонта подземных вод, минерализация которого составляет около 1 г/л (норма - 0,2-0,4 г/л). Такая же проблема и с большинством водозаборов городского округа Симферополь, что негативно влияет на здоровье населения, повышается риск развития мочекаменных и желчекаменной болезней.


Ежегодно регистрируется превышение нормы санитарно-химических показателей по загрязнению почв. В городском округе Симферополь в 2020 году были зарегистрированы случаи загрязнения цинком, свинцом и бенз(а)пиреном, а также повышенной загрязненности почвы микроорганизмами. Основной источник - выбросы в атмосферный воздух за счет частного автомобильного транспорта, масштабные строительные работы, бытовые и производственные отходы.


На экологическую обстановку в городском округе Симферополь оказывает влияние несколько основных факторов.


Во-первых, исторически сложившееся расположение промышленных предприятий: естественное ограждение за счет рельефа местности жилых районов от промышленных зон, что в некоторой степени снизило отрицательное воздействие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от промышленных предприятий на здоровье населения.


Во-вторых, увеличению негативного влияния на экологическую обстановку способствует оживление промышленности, рост объемов производства, который начался с 2015 года (в частности, обеспечена стабильная работа и развитие части крупных промышленных предприятий, осуществляется реализация крупных строительных проектов, например, проекта по строительству нового терминального комплекса аэропорта "Симферополь"). Негативное влияние на качество атмосферного воздуха возросших темпов промышленного производства удалось в некоторой степени сдержать вследствие установки очистных фильтров на промышленных предприятиях из-за ужесточения природоохранного законодательства Республики Крым.


В-третьих, ухудшение экологической обстановки происходит за счет изменившейся с момента воссоединения Крыма и России структуры пассажирских перевозок: увеличения авиаперевозок (в 2021 году Международный аэропорт "Симферополь" обслужил более 6,8 млн человек, что почти в два раза выше показателей 2014 года) и автомобильного трафика вследствие транспортной блокады железнодорожного сообщения со стороны Украины.


В-четвертых, возросший уровень жизни населения городского округа Симферополь привел к тому, что значительно возросло число автомобилей в городском округе (на сегодняшний день практически в каждой семье есть собственный автомобиль). В независимости от пиков туристического сезона в городском округе Симферополь наблюдаются заторы на дорогах, особенно в часы пик. Отсутствие полноценной системы обходных дорог и неэффективная сеть общественного транспорта приводят к тому, что весь транзитный поток автотранспорта осуществляет движение через центр города, что существенно влияет на ухудшение городской экологии и качества жизни населения.


В-пятых, положительно повлияло на экологическую ситуацию ужесточение природоохранного законодательства Республики Крым, закрытие полигона твердых коммунальных отходов "Каменка", а также рекультивация полигона в рамках Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»