(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.05.2018 N 371-п, от 31.07.2018 N 570-п, от 21.02.2019 N 119-п, от 15.04.2019 N 284-п, от 06.06.2019 N 400-п, от 26.12.2019 N 949-п, от 25.02.2020 N 156-п, от 28.05.2020 N 456-п, от 30.12.2020 N 1062-п)
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области", постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях Правительства области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2018 - 2020 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 28.05.2020 N 456-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2018 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.05.2018 N 371-п, от 31.07.2018 N 570-п, от 21.02.2019 N 119-п, от 15.04.2019 N 284-п, от 06.06.2019 N 400-п, от 26.12.2019 N 949-п, от 25.02.2020 N 156-п, от 28.05.2020 N 456-п, от 30.12.2020 N 1062-п)
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 21.02.2019 N 119-п)
Сроки реализации областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ярославской области" на 2018 - 2020 годы (далее - ОЦП) | 2018 - 2020 годы | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Шабалин Андрей Юрьевич, тел. 78-60-23 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | управление по противодействию коррупции Правительства области (далее - УПК) | начальник УПК Курицын Денис Александрович, тел. 40-18-38 |
Исполнители ОЦП | управление делами Правительства области (далее - УД) | управляющий делами Правительства области Виноградов Дмитрий Иванович, тел. 40-18-37 |
финансовое управление Правительства области (далее - ФиУ) | заместитель начальника управления - начальник отдела бюджетного учета ФиУ Киселева Наталья Юрьевна, тел. 40-14-98 | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.12.2019 N 949-п) | ||
Электронный адрес размещения информации об ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/ubb/default.aspx |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 30.12.2020 N 1062-п)
Источник финансирования | Плановый объем финансирования, тыс. рублей | ||
2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете: | |||
- областные средства | 811 | 445 | 564,52 |
Итого по ОЦП | 811 | 445 | 564,52 |
1. Проблема коррупции является чрезвычайно важной проблемой в политической, экономической, социальной жизни как Российской Федерации в целом, так и Ярославской области в частности. Коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах, деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия.
Неслучайно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", относит коррупцию к основным угрозам государственной и общественной безопасности.
Преступные действия чиновников подрывают авторитет государственных органов и органов местного самоуправления у населения, препятствуют развитию предпринимательства, снижают активность бизнеса, негативно влияют на социально-экономическое развитие региона, что требует принятия скоординированных мер по устранению причин, порождающих коррупцию.
2. В Ярославской области антикоррупционная политика реализуется в течение нескольких лет, действует комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ярославской области.
В соответствии с Законом Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" были разработаны и реализованы областные целевые программы по противодействию коррупции в Ярославской области на 2012 - 2013, 2014 - 2015, 2016 и 2017 годы.
В результате в регионе в целом сформирована нормативная правовая база по профилактике коррупционных правонарушений и противодействию коррупции. В рамках реализуемой антикоррупционной политики уже созданы механизмы, позволяющие осуществлять профилактику коррупционных правонарушений и совершенствовать систему противодействия коррупции: обеспечено проведение постоянной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, осуществляются профилактика и мониторинг коррупционных факторов и проявлений, а также проводятся антикоррупционные пропаганда, обучение и просвещение.
3. Борьба с коррупцией не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов.
Профилактика коррупционных правонарушений и противодействие коррупции требуют широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и финансово-экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер. С учетом реалий современного мира особое внимание должно уделяться применению информационно-коммуникационных технологий, роль которых возрастает как в сфере государственного и муниципального управления, так и в повседневной жизни граждан.
Поскольку коррупция может проявляться как при доступе, так и при отсутствии доступа к определенной информации, возникает необходимость совершенствования технологии доступа общественности к информационным потокам. Решить эту проблему возможно только в результате последовательной, системной, комплексной работы по разработке и внедрению новых правовых, организационных, информационных и иных механизмов противодействия коррупции на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
4. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, стратегической целью государственной политики в сфере противодействия коррупции является повышение качества работы государственных органов посредством создания условий для эффективного исполнения государственными гражданскими служащими Российской Федерации служебных обязанностей, основанного на принципах открытости, прозрачности, объективности и беспристрастности.
Основными направлениями институциональных преобразований в части противодействия коррупции должны быть:
- осуществление контроля за сферами государственного управления и должностями гражданской службы, наиболее подверженными коррупционным рискам;
- проведение открытой кадровой политики, основанной на конкурентности, профессионализме и правосознании, качественном улучшении кадрового потенциала;
- совершенствование системы мониторинга установленных на гражданской службе ограничений, запретов и требований к служебному поведению;
- повышение качества государственного регулирования;
- обеспечение прозрачности и повышение эффективности управления государственными финансами и имуществом, в том числе на основе реформирования системы государственных закупок;
- обеспечение открытости властных структур для граждан с привлечением их к участию в решении вопросов управления.
5. Согласно Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", повышение качества деятельности региональной власти как института управления имеет первостепенное значение и является одним из основных катализаторов развития региона.
При этом ключевыми механизмами, направленными на повышение эффективности государственного управления, являются:
- обеспечение функционирования системы противодействия коррупции на территории области;
- участие институтов гражданского общества в профилактике коррупционных проявлений;
- внедрение механизмов обратной связи с гражданами и предприятиями для получения сведений о деятельности власти;
- регламентация бизнес-процессов в части процедур принятия решений и информирование граждан об этих процедурах;
- внедрение механизмов оценки склонности человека к коррупционным действиям при приеме на работу.
6. Анализ данных социологического опроса населения региона в 2017 году показал, что состояние коррупции на территории Ярославской области характеризуется следующими признаками.
Во-первых, взятка по-прежнему является нормой современного общества, поскольку выгодна обеим сторонам и ей не предложена достойная альтернатива. Основная причина коррупциогенности общества - безысходность, когда люди не видят другого способа решения своей проблемы, кроме как дача взятки.
Во-вторых, в общественном сознании постепенно снижается влияние негативистской точки зрения и мнения о том, что большинство чиновников берут взятки. Более того, результаты исследования свидетельствуют об изменении социального тренда: образ чиновника все меньше ассоциируется с противоправными действиями и коррупцией.
В-третьих, региональная картина коррупционного поражения институтов и организаций в глазах населения идентична общероссийской - регион является "типичным" в своей коррупционной составляющей в оценках жителей области. Хотя нельзя не отметить, что увеличивается доля тех, кто считает, что Ярославская область менее подвержена коррупции, чем другие регионы России. Наряду с этим в общественном сознании усиливается мнение, что коррупционные проявления в стране и регионе стали все-таки встречаться реже.
Можно отметить достаточно эффективную работу органов власти по информированию населения об антикоррупционных мероприятиях. В 2017 году о мерах по борьбе с коррупцией в той или иной степени оказалось осведомлено 85,8 процента жителей Ярославской области. По результатам опроса, наиболее известны среди населения по-прежнему такие мероприятия как размещение информации о борьбе с коррупцией в средствах массовой информации, проведение социологических исследований по изучению коррупции, а также работа многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг.