• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2014 года N 188-п


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года

(с изменениями на 9 июля 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 13.02.2015 N 129-п, от 01.02.2016 N 73-п, от 06.06.2017 N 435-п, от 27.06.2017 N 529-п, от 22.12.2017 N 950-п, от 09.07.2018 N 512-п)




     Преамбула исключена с 1 февраля 2016 года. - Постановление Правительства Ярославской области от 01.02.2016 N 73-п.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики, государственных закупок, информатизации и связи.

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 06.06.2017 N 435-п, от 27.06.2017 N 529-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 06.03.2014 N 188-п

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 01.02.2016 N 73-п, от 06.06.2017 N 435-п, от 22.12.2017 N 950-п, от 09.07.2018 N 512-п)

1. Общие положения

1.1. Назначение документа

1.1. Назначение документа.

Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (далее - Стратегия СЭР) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления в Ярославской области на перспективу до 2025 года.

Стратегия СЭР детализирует положения Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной указом Губернатора области от 27.02.2013 N 110 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - Концепция СЭР), до уровня целей и показателей, механизмов их достижения - набора конкретных задач и стратегических проектов для реализации в период до 2025 года.

Стратегия СЭР содержит оценку социально-экономического положения Ярославской области, в том числе данные анализа развития Ярославской области в сравнении с другими регионами.

1.2. Основания для разработки

1.2. Основания для разработки.

Основанием для разработки Стратегии СЭР является Концепция СЭР.

Стратегия СЭР разработана в соответствии с:

- положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

- положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

- сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации;

- положениями Стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р;

- прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов, одобренным постановлением Правительства области от 27.10.2015 N 1150-п "О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов";

- Положением о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 09.02.2012 N 87-п "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области".

1.3. Особенности разработки и ключевые ценности Стратегии СЭР

1.3. Особенности разработки и ключевые ценности Стратегии СЭР.

1.3.1. Процесс разработки и обсуждения Стратегии СЭР является публичным и открытым. Стратегия СЭР разработана на базе экспертного проекта социально-экономического развития, сформированного с учетом предложений СЦК - региональных центров компетенций по ключевым направлениям социально-экономического развития, созданных на период разработки Стратегии СЭР в соответствии с постановлением Правительства области от 19.12.2011 N 1084-п "О Стратегическом совете области". В состав СЦК вошли представители общественности, органов исполнительной власти, высшей школы, депутаты Ярославской областной Думы, профессиональные консультанты. Благодаря открытости и публичности процесса разработки Стратегия СЭР фактически является "народной" стратегией и может выступать в роли договора между властью и обществом о принципах и целях развития региона, что создает основу для консолидации общества и власти вокруг задач развития региона.

Базой для актуализации Стратегии СЭР является проект "10 точек роста".

(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 06.06.2017 N 435-п)

1.3.2. Стратегия СЭР учитывает необходимость достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах - указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности".

1.3.3. Стратегические цели должны быть конкретны и измеримы: они имеют конкретные измеримые показатели, с помощью которых в разрезе этапов реализации Стратегии СЭР возможно контролировать степень достижения плановых значений и при необходимости осуществлять корректирующее воздействие.

1.4. Основные термины и определения

1.4. Основные термины и определения.

Главная цель развития - главная цель социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. В случае достижения главной цели развития Стратегия СЭР считается успешно реализованной. Главная цель развития имеет показатели, которые позволяют измерять степень достижения цели.

Направление развития - одно из направлений развития региона: экономика, социальная сфера, инфраструктура, система государственного управления.

Проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и действительным состоянием социально-экономической системы.

Целевой образ региона - видение желаемого образа региона на долгосрочную перспективу, которое соответствует имеющемуся потенциалу и главной цели развития региона.

Стратегическая задача - конкретное направление действий для достижения стратегической цели.

Стратегические проекты - наиболее крупные и значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР.

Реальный сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах.

2. Оценка достигнутых целей и анализ основных направлений социально-экономического развития Ярославской области в 2005 - 2012 годах

Оценка достижения целей первого этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", приведена в Концепции СЭР.

2.1. Анализ основных направлений развития Ярославской области

2.1. Анализ основных направлений развития Ярославской области.

Анализ социально-экономического развития Ярославской области и отдельных секторов экономики включает в себя оценку экономического и социального развития региона за период 2005 - 2012 годов. Основные показатели социально-экономического развития Ярославской области представлены в приложении 1 к Стратегии СЭР.

2.1.1. Экономика

2.1.1. Экономика.

Спад в экономике, которым завершился последний деловой цикл конъюнктуры 2004 - 2008 годов, сказался на экономическом развитии Ярославской области самым неблагоприятным образом. В острой фазе кризиса в 2009 году ВРП области в реальном выражении снизился в большей степени, чем совокупный ВРП страны. Как следует из таблицы 1, индекс физического объема ВРП области составил в 2009 году 91,9 процента при 92,4 процента по стране в целом.

Таблица 1. Некоторые характеристики ВРП Ярославской области



Таблица 1

Наименование показателя

Годы

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВРП Ярославской области, млн. руб.

41756

131252

153252

186578

214946

212684

239644

286968

327280

ВРП Ярославской области на душу населения, руб.

29828

99335

117309

143936

166712

165758

187876

225778

257427

Индекс физического объема ВРП Ярославской области, % к предыдущему году

107,7

105,9

110,5

106,5

101,1

91,9

103,0

107,0

104,6

Справочно:

индекс физического объема совокупного ВРП Российской Федерации, % к предыдущему году

110,6

107,6

108,3

108,3

105,7

92,4

104,6

105,4

103,1

Доля ВРП Ярославской области в совокупном ВРП Российской Федерации, %

0,73

0,73

0,68

0,67

0,63

0,66

0,64

0,63

0,66

Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации

30

28

31

32

35

32

34

40

37

Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов ЦФО

3

4

5

5

5

5

5

6

5

Доля Ярославской области в совокупном ВРП страны снизилась с 0,73 процента в 2005 году до 0,66 процента в 2009 году.

Анализ структуры ВРП области показывает, что Ярославская область относится к регионам индустриального типа. На первом месте в структуре добавленной стоимости находятся обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств, которые в развитых странах обладают наибольшей производительностью по добавленной стоимости, упала с 32,1 процента в 2005 году до 25,1 процента в 2009 году. В 2012 году доля обрабатывающих производств составила 26,5 процента.

Таблица 2. Структура ВРП Ярославской области в разрезе ВЭД



Таблица 2



     (процентов)

Наименование показателя

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,9

5,2

4,3

4,1

4,3

4,2

4,2

3,9

Рыболовство, рыбоводство

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Добыча полезных ископаемых

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

Обрабатывающие производства

32,1

27,2

28,3

27,0

25,0

24,9

27,2

26,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и пара

4,7

5,2

5,0

5,0

5,5

5,6

5,3

4,5

Строительство

8,1

7,1

5,2

5,6

7,2

8,4

7,5

7,4

Оптовая и розничная торговля <1>

15,4

17,1

17,4

16,0

14,0

15,8

16,2

18,3

Гостиницы и рестораны

1,2

1,3

1,3

1,1

1,1

1,0

1,0

1,0

Транспорт и связь

14,7

14,7

15,7

17,7

17,7

15,1

13,9

12,1

Финансовая деятельность

0,2

0,2

0,1

0,0

0,3

0,5

0,4

0,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг <2>

6,5

7,8

8,3

8,0

7,7

8,8

9,1

9,8

Государственное управление <3>

3,7

5,3

5,4

6,1

6,8

6,3

5,7

6,3

Образование

3,8

3,2

3,3

3,5

4,1

3,5

3,4

3,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,3

4,1

4,1

3,9

4,4

4,1

4,2

4,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,3

1,5

1,5

1,9

1,8

1,7

1,7

1,7


________________

<1> Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

<2> Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

<3> Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.

Второе место занимает оптовая и розничная торговля, доля которой увеличилась с 15,4 процента в 2005 году до 17,4 процента в 2007 году, в 2012 году доля оптовой и розничной торговли составила 18,3 процента.

На третьем месте находится транспорт и связь, доля которых увеличилась с 14,7 процента в 2005 году до 17,7 процента в 2008 и 2009 годах, а затем снизилась до 12,1 процента в 2012 году. Такая значительная доля транспорта и связи нетипична для российских регионов (в 2012 году в целом по России она составила 10,4 процента).

По объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации Ярославская область переместилась с 28-го места в 2005 году на 40-е в 2011 году и 37-е в 2012 году, среди субъектов ЦФО - с 4-го на 6-е и 5-е места соответственно. Для сравнения, в 2000 году область занимала 30-е место в целом по Российской Федерации и 3-е место в ЦФО по объему ВРП на душу населения.

Таким образом, можно отметить, что другие регионы в 2005 - 2012 годах развивались более активно, чем Ярославская область, поэтому область теряла свои позиции как в целом по России, так и по регионам ЦФО в частности.

2.1.1.1. Промышленное производство

2.1.1.1. Промышленное производство.

Промышленное производство в Ярославской области в 2005 - 2007 годах демонстрировало уверенные и стабильные значения ежегодного прироста индекса промышленного производства, достигавшие в среднем около 6 процентов в год. Однако мировой экономический кризис 2008 и 2009 годов оказал сильное негативное влияние на промышленность региона. Кризисные явления в экономике проявились в масштабном снижении спроса на продукцию промышленных предприятий. В результате произошло сильное сокращение прибыли, увеличилась задолженность предприятий, что повлекло за собой временную остановку механизмов кредитования промышленной сферы. Совокупность данных негативных факторов привела к снижению показателя индекса промышленного производства области за 2008 и 2009 годы до 82,6 процента к уровню предкризисного 2007 года.

Период 2010 - 2012 годов характеризовался возобновлением роста промышленного производства и наращиванием темпов в промышленности области - индекс промышленного производства за 2010 - 2012 годы увеличился на 23,1 процента.

Таблица 3. Динамика промышленного производства в Ярославской области (в процентах к предыдущему году)



Таблица 3

Период (годы)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Индекс промышленного производства

105,5

105,6

106,8

99,0

83,4

106,2

111,3

104,1

Обрабатывающие производства дают наибольшую долю - 87,4 процента всего объема отгруженных товаров и предоставленных услуг в сфере промышленного производства области. Добыча полезных ископаемых не является для области приоритетом в силу того, что в регионе нет месторождений полезных ископаемых общенационального и международного значения. В настоящее время область остается импортером электроэнергии. С учетом вероятного ввода новых мощностей в сфере производства электроэнергии область может повысить долю данного ВЭД.

Имеющиеся в области предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, нефтепродуктов и химическому производству могут служить основой в выборе направлений дальнейшего развития промышленности. Вместе с тем часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит такие стадии жизненного цикла, как зрелость и/или спад, и имеет невысокую конкурентоспособность на российском и мировом рынках.

Анализ статистических данных показывает, что в течение последних лет сократился удельный вес промышленного производства в ВРП, а также доля занятых в промышленном производстве в общей численности занятых в экономике региона. Данная тенденция связана с общемировыми процессами сокращения доли промышленного производства. В Ярославской области сокращение удельного веса промышленного производства в ВРП по сравнению с долей занятых в промышленном производстве происходило опережающими темпами. Эта тенденция свидетельствует о постепенном снижении конкурентоспособности промышленного сектора экономики региона по сравнению с другими секторами экономики Ярославской области.

Кроме того, высокий износ основных фондов предприятий и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей свидетельствуют о недостаточном соответствии ряда промышленных предприятий требованиям современной конкурентной среды.

Одной из важных проблем промышленного сектора является высокая доля производства комплектующих и сырья и ограниченное производство конечной продукции, выпускаемой предприятиями региона. Подобное положение приводит к зависимости ярославских предприятий от действий конечных производителей и снижает рентабельность производства. Данная проблема усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создание совместных предприятий с иностранными производителями. Перечень ведущих промышленных предприятий области представлен в приложении 2 к Стратегии СЭР.

Таким образом, традиционные для Ярославской области промышленные предприятия относятся в основном к медленно растущим отраслям, таким как нефтепереработка, шинная промышленность, машиностроение, электротехника, пищевая и легкая промышленность. Динамики развития базовых отраслей региона в настоящее время недостаточно для обеспечения целевых темпов роста ВРП, их мультипликативный эффект для развития области незначителен, что свидетельствует о необходимости внедрения и развития более динамичных и мультипликативных промышленных ВЭД.

2.1.1.2. АПК

2.1.1.2. АПК.

Доля сельского хозяйства в ВРП области в течение ряда лет имела тенденцию к снижению - с 5,8 процента в 2005 году до 4,3 процента в 2009 году. Это снижение было вызвано рядом объективных социально-экономических причин, включая большую изношенность основных фондов, сложное финансовое положение большинства предприятий отрасли, недоступность кредитов, а также демографический кризис, особенно остро проявившийся до 2010 года в сельской местности. В АПК региона в последние годы отмечались невысокие темпы прироста индекса сельскохозяйственного производства, в среднем около 1,3 процента в год. Ярославская область занимает 48-е место в России по обороту сельскохозяйственного производства.

В 2012 году продолжился прирост индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ярославской области, который по итогам года составил 7,8 процента.

Таблица 4. Индексы производства продукции сельского хозяйства Ярославской области по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)



Таблица 4

Период (годы)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Хозяйства всех категорий,

в том числе:

101,1

100,2

101,4

100,0

103,8

92,7

112,2

107,8

сельскохозяйственные организации

102,9

106,2

103,5

109,0

108,4

100,7

112,1

106,5

хозяйства населения

98,9

93,9

98,9

91,1

96,4

81,9

111,4

109,6

крестьянские (фермерские) хозяйства

109,0

99,7

107,0

99,8

111,3

64,7

137,8

115,4

Наиболее успешно развивается региональное животноводство и птицеводство. Ярославская область входит в число субъектов с положительной динамикой показателей производства скота и птицы, а также производства яиц, занимая при этом лидирующие позиции в ЦФО. Регион полностью обеспечивает население области мясом птицы, яйцами. Лидер регионального птицеводства - ОАО "Волжанин" Рыбинского района - входит в пятерку самых крупных птицефабрик России. В Угличе работает перепелиная фабрика, крупнейшая в Европе как по производству яйца, так и по производству мяса.

В целях дальнейшего перспективного развития отрасли в регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, преимущественно в сфере животноводства.

Новая экономическая реальность, связанная как с происходящими изменениями на внутреннем рынке, так и со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Таможенный союз, поставила перед сельским хозяйством области ряд проблем, которые требуют качественного обновления всего производственного процесса. В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие АПК, являются:

- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку, несовершенство его инфраструктуры и монополизация со стороны торговых сетей;

- отток трудоспособного населения с сельских территорий;

- территориальная неравномерность развития АПК области;

- высокая стоимость и низкая доступность кредитных ресурсов;

- высокая зависимость от государственной поддержки;

- низкий процент обновления основных фондов;

- низкий уровень заработной платы профильных специалистов.

Таким образом, доля продукции АПК Ярославской области в ВРП региона пока остается низкой. В отрасли сохраняется значительное количество проблем, сдерживающих развитие АПК. Происходит отток трудоспособного населения с сельских территорий и деградация сельских населенных пунктов. При этом сельское хозяйство области имеет ряд конкурентных преимуществ, таких как наличие высокопроизводительных специализированных хозяйств, предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, значительные земельные ресурсы. В регионе имеется потенциал для развития животноводческого производства.

2.1.1.3. Строительство

2.1.1.3. Строительство.

Важная роль в экономике региона принадлежит строительному комплексу, который вносит значительный вклад в ВРП и является производителем товаров инвестиционного спроса, определяющих экономическое и социальное развитие на долгосрочную перспективу.

Доля строительной отрасли Ярославской области в объеме ВРП региона в последние годы значительно превышала среднероссийскую долю. Темпы динамики данного ВЭД превосходили темпы динамики ВРП. Это обусловлено в первую очередь тем, что значительная часть строительных работ выполнялась в рамках строительства инфраструктурных объектов, финансируемых не населением и бизнесом региона, а крупными федеральными корпорациями (ОАО "Газпром") и федеральным или региональным бюджетом (дорожное строительство, строительство Юбилейного моста и подходов к нему, объектов тысячелетия).

Завершение данных проектов привело к сокращению объема работ на 7,1 процента в 2012 году. В перспективе при отсутствии новых крупных инфраструктурных проектов доля строительства может снизиться до уровня среднероссийских значений. Вместе с тем возникший дефицит строительных работ по инфраструктурным проектам может быть компенсирован кратным увеличением объемов жилищного строительства.

Таблица 5. Отдельные показатели строительной отрасли Ярославской области



Таблица 5

Показатели

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Темп роста ВРП региона (в сопоставимых ценах), %

105,9

110,5

106,5

101,1

91,9

103,0

107,0

104,6

Индекс объема работ, выполненных по ВЭД "Строительство", %

157,1

99,3

82,8

105,5

97,8

107,6

101,1

92,9

Доля добавленной стоимости, созданной по ВЭД "Строительство", в общем объеме ВРП, %

8,1

7,1

5,2

5,6

7,2

8,4

7,5

7,4

Справочно:

доля добавленной стоимости, созданной по ВЭД "Строительство", в общей сумме ВРП России, %

5,7

5,8

6,3

6,9

6,7

6,9

7,0

7,2

За период 2005 - 2012 годов произошло улучшение ситуации в сфере жилищного строительства. Ввод жилья в 2012 году более чем двукратно превысил объем ввода жилья в 2005 году. Тем не менее даже такая динамика пока не может удовлетворить потребности населения в новом жилье - в 2012 году было введено в эксплуатацию 0,36 кв. метра жилья в расчете на одного жителя области.

Таблица 6. Ввод в действие жилых домов на территории Ярославской области



Таблица 6

Показатели

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Ввод в действие жилых домов - всего, тыс. кв. метров

223,8

246,9

420,3

396,9

376,4

291,5

411,2

461,3

Кв. метров на человека

0,17

0,19

0,32

0,30

0,29

0,23

0,32

0,36

Сдерживающими факторами развития сферы жилищного строительства в настоящее время являются отсутствие комплексного характера ведущейся застройки и развитого рынка земельных участков (в том числе под ИЖС), высокая рыночная стоимость квадратного метра первичного жилья по отношению к доходам населения, высокая стоимость присоединения застраиваемых объектов к коммунальным ресурсам, высокая стоимость банковских кредитов для застройщиков. Решение указанных проблем будет способствовать увеличению объемов ввода жилья и повышению его качества.

Таким образом, в анализируемый период строительство в Ярославской области было более активным, чем в среднем по России. Вместе с тем в настоящее время существует угроза снижения активности в строительной отрасли региона в связи с завершением больших инфраструктурных проектов. Возможно, что возникший дефицит строительных работ может быть компенсирован увеличением объемов жилищного строительства.

2.1.1.4. Туризм

2.1.1.4. Туризм.

В настоящее время в Ярославской области в приеме туристов участвуют более 425 организаций (туристские и экскурсионные бюро, гостиницы, пансионаты, музеи, изготовители сувениров и другие организации). В области работают 34 туроператора, внесенные в Единый федеральный реестр туроператоров, из них 10 имеют право на организацию международного туризма.

В 2012 году туристский поток Ярославской области составил около 2,25 млн. посетителей, из них 247 тыс. иностранных и 2 млн. российских граждан. По сравнению с 2011 годом увеличение туристского потока составило 20 процентов. Таким образом, в 2012 году наблюдается опережение среднегодовых темпов роста потока туристов за 5 лет. Среднегодовая наполняемость гостиниц за последние 7 лет имела тенденцию к повышению и достигла максимума в 2008 году - 51 процент по области и 60 процентов по городу Ярославлю.

По итогам 2009 года наполняемость гостиниц по объективным причинам снизилась на 10 - 12 процентов. За 2012 год наполняемость гостиниц области составила около 40 процентов. За последние три года количество мест в гостиницах увеличилось в 1,7 раза за счет ввода в эксплуатацию около 30 гостиниц.

Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции в сфере развития туризма и реализацию ряда крупных инвестпроектов, дальнейшее увеличение туристического потенциала в Ярославской области сдерживается рядом проблем: недостаток развитой инфраструктуры, квалифицированных кадров, слабый маркетинг, неразвитая предпринимательская среда, несовершенство законодательства.

2.1.1.5. Инвестиционная деятельность

2.1.1.5. Инвестиционная деятельность.

В Ярославской области проводится активная работа по привлечению в регион российских и иностранных инвесторов. Анализ динамики темпов роста инвестиций в основной капитал в последние годы показывает, что максимальные объемы инвестиций приходились на 2005, 2010 и 2011 годы. В 2005 году на территории области был осуществлен ввод в эксплуатацию газопровода. В 2010 году краткосрочный рост инвестиционной активности обусловлен значительными объемами дополнительного бюджетного финансирования в рамках празднования тысячелетия города Ярославля. Более того, подготовка празднования велась в рамках многих федеральных программ начиная с 2002 года. Ряд объектов достраивался в течение 2011 года.

Диаграмма 1. Динамика инвестиций в основной капитал в Ярославской области



Диаграмма 1



Динамика инвестиций в основной капитал в Ярославской области (в сопоставимых ценах, процентов к 2004 году)


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года)



     Доля Ярославской области в общем объеме инвестиций ЦФО (без учета бюджетных средств) увеличилась с 2,5 процента в 2008 году до 2,7 процента в 2012 году, тогда как Тульская, Липецкая, Калужская Белгородская, Воронежская и Московская области имеют долю, превышающую значение Ярославского региона, а доля Воронежской области растет более быстрыми темпами, чем в Ярославской области (с 4,1 процента до 6,4 процента.)

Учитывая данные видовой структуры инвестиций в основной капитал, стоит отметить, что более половины объема инвестиций приходится на здания (кроме жилых) и сооружения, наряду с этим устойчиво снижается удельный вес жилых зданий и доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства.

Данные о направлении использования инвестиций в основной капитал за период 2005 - 2012 годов свидетельствуют о снижении проводимой модернизации и реконструкции и о преобладании экстенсивного пути развития.

В источниках финансирования инвестиций в основной капитал за период 2005 - 2012 годов отмечается существенный рост привлеченных средств, преимущественно федерального бюджета.

Вместе с тем зафиксирован рост доли собственных средств, удельный вес прибыли вырос с 9 процентов в 2005 году до 22,7 процента в 2012 году.

В структуре источников финансирования инвестиций крупных и средних организаций в 2012 году преобладали собственные средства, удельный вес которых составил 59,3 процента от общего объема инвестиций. Собственные средства были сформированы на 55,5 процента за счет амортизационных отчислений и на 38,3 процента - за счет прибыли.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2012 года по полному кругу хозяйствующих субъектов составил 81 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 92,4 процента к уровню 2011 года.

В структуре инвестиций (по кругу крупных и средних предприятий) преобладали инвестиции в обрабатывающие производства (42,1 процента от общего объема), транспорт и связь (17,7 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,3 процента), сельское хозяйство (7,1 процента), а также в оптовую и розничную торговлю (4,9 процента). На инвестиции в операции с недвижимым имуществом, гостиницы и рестораны, здравоохранение и социальное обеспечение, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось от 2 до 4 процентов от их общего объема. На остальные ВЭД приходилось менее чем по 2 процента от общего объема инвестиций.

В последние годы в Ярославской области активно привлекаются новые стратегические инвесторы, осуществляется работа по развитию новых секторов экономики, таких как фармацевтика, туризм, энергетика. В регионе началась реализация значимых крупных инвестиционных проектов.

Однако анализ инвестиционной активности Ярославской области показывает, что объем инвестиций в основной капитал, привлекаемый регионом за последние 4 - 5 лет, является недостаточным для опережающего развития Ярославской области. По темпам роста инвестиций в основной капитал Ярославская область занимает по итогам 2012 года лишь 79-е место в России и 17-е среди регионов ЦФО.

2.1.2. Инфраструктура

2.1.2. Инфраструктура.

2.1.2.1. Жилищный фонд

2.1.2.1. Жилищный фонд.

Площадь жилищного фонда Ярославской области на конец 2012 года составила 31,6 млн. кв. метров. На долю МКД приходилось 77,2 процента общей площади жилых помещений.

Почти половина площади жилищного фонда области (47,6 процента) построена в период с 1971 по 1995 годы, в период с 1946 по 1970 годы введено 26,9 процента, до 1945 года - 12,9 процента площади жилищного фонда. Удельный вес площади жилых домов, построенных за последние 17 лет, составил 12,6 процента.

В области преобладает жилищный фонд с износом до 30 процентов. Его площадь составляет 17068,8 тыс. кв. метров (54,4 процента). Значительную долю занимает жилищный фонд с износом от 31 до 65 процентов - 13169,6 тыс. кв. метров (41,9 процента).

В ветхом состоянии находится 3,3 процента жилищного фонда области (1040,0 тыс. кв. метров). На конец 2012 года признаны непригодными для проживания вследствие аварийности 708 жилых домов площадью 189,3 тыс. кв. метров.

За последние 5 лет в области ежегодно ликвидировалось 7,0 тыс. кв. метров аварийного и 14,3 тыс. кв. метров ветхого жилья, в 2012 году - 3,8 тыс. кв. метров аварийного и 5,4 тыс. кв. метров ветхого жилья.

Поддержанию жилищного фонда в пригодном для эксплуатации состоянии способствует проведение капитального ремонта. С 2008 по 2012 год в области было отремонтировано 3885 МКД, в том числе 345 МКД в 2012 году. При этом потребность жилищного фонда в ремонте не сокращается: более четырех тысяч МКД требуют капитального ремонта.

2.1.2.2. ЖКХ

2.1.2.2. ЖКХ.

Состояние ЖКХ Ярославской области на сегодняшний день лидирует в списке проблем, волнующих население региона. Данные социальных опросов показывают, что в 2011 году о неудовлетворительном состоянии ЖКХ, высоких ценах на ЖКУ свидетельствовало 25,4 процента ответов респондентов, а в 2012 году - уже 33,8 процента.

В 2012 году в потребительских расходах домашних хозяйств расходы на оплату ЖКУ занимали 10,2 процента. При этом подавляющее число жителей области соблюдает платежную дисциплину - фактический уровень оплаты населением ЖКУ в 2012 году составил 96,3 процента.

В строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры области в 2012 году инвестирован 491 млн. руб. на строительство и реконструкцию котельных, систем теплоснабжения, строительство объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных районах области.

Реализованы подготовительные мероприятия по реализации проекта ГЧП "Межмуниципальный проект в сфере водоснабжения и водоотведения в Ярославской области".

Реализация мероприятий по всем действующим программам 2012 года позволила повысить уровень газификации жилищного фонда Ярославской области до 71,8 процента, в том числе городов и поселков городского типа - до 88,4 процента, и сельской местности - до 24,2 процента.

2.1.2.3. Дорожное хозяйство

2.1.2.3. Дорожное хозяйство.

Текущее состояние существующей дорожной сети соответствует фактическим затратам на содержание и ремонт дорог за последние 10 лет. В области 68 процентов дорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям. При этом 30 процентов автомобильных дорог области полностью исчерпали свой ресурс. Из 333 мостовых сооружений 110 имеют неудовлетворительное состояние. Аналогичная ситуация складывается с состоянием водопропускных труб, конструкции которых не рассчитаны на возросшие нагрузки. Нарушены межремонтные сроки на 98 процентах площади действующей дорожной сети. Доля ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 25,4 процента от общего количества ДТП на дорогах области.

Значение показателей, характеризующих дорожное хозяйство, в Ярославской области ниже средних значений по Российской Федерации и ЦФО. В связи с этим остро стоит вопрос обеспечения сохранности автомобильных дорог, которое включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа конструктивных элементов дорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния.

В 2012 году был создан региональный дорожный фонд, благодаря которому ситуация в дорожной отрасли улучшилась, однако его средств недостаточно для кардинального решения проблем. Объемы средств, направляемых на дорожное хозяйство области, возросли в 3 раза, при этом протяженность дорог, содержание которых финансируется из областного дорожного фонда, также возросла в 3 раза за счет протяженности муниципальных дорог, на содержание которых оказывается финансовая помощь в виде субсидий, составляющих более 30 процентов от объема дорожного фонда.

Разрушение дорог идет прогрессирующими темпами. Соблюдая межремонтные сроки, необходимо ремонтировать в год 1140 км дорог регионального значения, из них 567 км капитально. В условиях существующего финансирования дорожной отрасли эти сроки из года в год не соблюдаются и накопившийся недоремонт составляет 98 процентов. В соответствии с утвержденными нормативами 100-процентная потребность области в финансовых затратах на содержание и ремонт сети областных дорог составляет 18,8 млрд. рублей в год.

Таким образом, анализ развития инфраструктуры в регионе свидетельствует о наличии значительного числа проблем в сферах жилищного, коммунального и дорожного хозяйства Ярославской области. Одна из причин сложившейся ситуации - высокая рассредоточенность населения по территории области на фоне недоинвестирования инфраструктурных и социальных отраслей. Низкая заселенность населенных пунктов значительно увеличивает удельные затраты (в расчете на человека) и усложняет развитие инфраструктуры всех типов: транспортной, коммунальной, социальной, образовательной и медицинской.

2.1.3. Социальная сфера

2.1.3. Социальная сфера.

2.1.3.1. Результаты исследования определения качества жизни в регионах

2.1.3.1. Результаты исследования определения качества жизни в регионах.

Эксперты рейтингового агентства "РИА Рейтинг" (далее - РИА Рейтинг) составили рейтинг регионов по качеству жизни на основе объективных индикаторов оценки сложившихся диспропорций в каждой области, для расчета которых использовались данные официальной статистики.

По результатам формирования рейтинга Ярославская область по итогам 2012 года вошла в десятку субъектов Российской Федерации, которые ни по одной группе анализируемых показателей не опускаются ниже 60-го места. Итоговый рейтинговый балл в Ярославской области составил 50,3, что соответствует 12-й позиции в России.

В Ярославской области сложились достаточно высокие показатели, характеризующие развитие социальной сферы: по уровню обеспеченности объектами социальной инфраструктуры регион занимает 3-е место в России, по экологическим условиям - 14-е место, по уровню здоровья и образования - 34-е, по уровню доходов населения - 24-е место, выше средних показатели по жилищным условиям. Занимаемые областью высокие позиции свидетельствуют об эффективности принимаемых мер и проводимых мероприятий, направленных на развитие социальной сферы.

По итогам проведения рейтинга Ярославская область имеет проблемные позиции по сравнению с другими субъектами Российской Федерации в сфере демографии, безопасности проживания.

Таблица 7. Ярославская область в рейтинге качества жизни регионов Российской Федерации по итогам 2012 года (по данным РИА Рейтинг)



Таблица 7

Факторы качества жизни

Значение по группе

Место среди субъектов Российской Федерации

Справочно:

минимальное значение

максимальное значение

1

2

3

4

5

Сводный рейтинговый балл

50,3

12

19,1

72,2

Уровень доходов населения

46,3

24

3,0

93,9

Жилищные условия

65,5

21

25,8

87,3

Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры

54,0

3

17,8

82,5

Экологические и климатические условия

65,7

14

19,8

78,0

Безопасность проживания

50,9

32

16,3

81,8

Демографическая ситуация

33,5

46

17,2

73,2

Здоровье и образование

51,6

34

23,5

88,5

Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры

47,0

21

7,5

100,0

Уровень экономического развития

51,0

24

7,9

85,8

Развитие малого бизнеса

45,7

30

5,7

76,2

2.1.3.2. Здравоохранение

2.1.3.2. Здравоохранение.

За период 2005 - 2012 годов количество медицинских организаций на территории Ярославской области постепенно сокращалось. Если на начало 2005 года в регионе функционировало 94 организации, то на начало 2013 года медицинскую помощь населению оказывали 64 медицинские организации. Вместе с тем увеличилось количество амбулаторно-поликлинических организаций с 207 до 217. Пропускная способность амбулаторий и поликлиник в расчете на 10000 человек возросла и составила 268 посещений в смену (справочно: 2005 год - 254 посещения в смену).

Процесс реструктуризации, сокращения и перепрофилирования коечного фонда в Ярославской области происходил в целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

По обеспеченности больничными койками в расчете на 10000 человек населения Ярославская область по итогам 2012 года занимает второе место после Смоленской области среди регионов ЦФО, по мощности амбулаторно-поликлинических учреждений - пятое место, по численности врачей - второе место после Москвы.

В целях повышения доступности и качества медицинской помощи населению в регионе в рамках целевых программ проводилась работа по укреплению материально-технической базы медицинских организаций, внедрению современных информационных систем в здравоохранение, внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Первичная заболеваемость по основным классам болезней в последние годы имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем в регионе отмечается рост заболеваемости населения Ярославской области по некоторым группам болезней, в частности злокачественных новообразований (2005 год - 398 случаев, 2012 год - 487,4 случая в расчете на 100000 человек).

Диаграмма 2. Заболеваемость с впервые установленным диагнозом (злокачественные новообразования) в Ярославской области



Диаграмма 2



Заболеваемость с впервые установленным диагнозом (злокачественные новообразования) в Ярославской области (случаев на 100 тыс. населения)


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года)



     На учете в лечебно-профилактических организациях области на начало 2013 года состояло 31,4 тысячи пациентов со злокачественными новообразованиями, из которых 5,5 тысячи были зарегистрированы в 2012 году. Ежегодно на протяжении последних 10 лет в области регистрируется более трех тысяч смертей от всех видов злокачественных новообразований. В 2012 году онкологические заболевания стали причиной смерти 3128 человек, из которых 682 (21,8 процента) - люди трудоспособного возраста. Злокачественные новообразования среди основных причин смерти населения стабильно занимают второе место после болезней системы кровообращения.

Диаграмма 3. Число умерших по различным причинам смерти в Ярославской области за 2012 год



Диаграмма 3



Число умерших по различным причинам смерти в Ярославской области за 2012 год (на 100 тыс. населения)


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года)

Диаграмма 4. Динамика числа умерших в Ярославской области




Диаграмма 4



Динамика числа умерших в Ярославской области (на 100 тыс. населения)


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года)



     В Ярославской области сохраняется тенденция снижения младенческой смертности. В 2012 году показатель младенческой смертности в Ярославской области составил 8,1 промилле, что на 0,7 промилле ниже, чем в Российской Федерации.

Показатель материнской смертности имеет устойчивую тенденцию к снижению, в 2010 - 2012 годах он стал ниже среднего показателя по Российской Федерации и составил в 2010 году 13,9 промилле, в 2011 году - 7,1 промилле, в 2012 году - 6,6 промилле.

Оценивая состояние системы здравоохранения Ярославской области в последние годы, можно отметить ряд качественных позитивных изменений. В частности осуществляется оптимизация и модернизация сети медицинских организаций, в межрегиональном сопоставлении область занимает высокие позиции по ряду показателей, характеризующих инфраструктурное развитие. Вместе с тем по ряду индикаторов уровня здоровья населения регион уступает большинству субъектов Российской Федерации: по количеству зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения, Ярославская область заняла только 63-е место среди субъектов Российской Федерации.

2.1.3.3. Образование

2.1.3.3. Образование.

2.1.3.3.1. Дошкольное образование

2.1.3.3.1. Дошкольное образование.

На конец 2012 года в Ярославской области функционировало 465 самостоятельных ДОО и 2 филиала ДОО. ДОО посещали 60,3 тысячи детей, что на 2,9 процента больше, чем на конец 2011 года.

Число мест в детских садах стабильно увеличивается из года в год. В последние годы преимущественно в рамках областных целевых программ осуществлялось открытие дополнительных мест в существующих ДОО и открытие дошкольных групп в общеобразовательных организациях. В настоящее время дошкольные группы функционируют в 38 процентах школ.



Таблица 8


Состояние дошкольного образования в Ярославской области

в 2005 - 2012 годах

Показатель

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Число самостоятельных ДОО <*>, единиц

475

476

483

482

482

483

476

470

Число мест в ДОО, единиц

50,5

49,9

50,3

52,0

52,8

54,0

56,1

57,0

Численность воспитанников, тыс. человек

48,3

50,2

52,1

53,8

54,8

56,3

58,6

60,3

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года)

Название документа: Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (с изменениями на 9 июля 2018 года)

Номер документа: 188-п

Вид документа: Постановление Правительства Ярославской области

Принявший орган: Правительство Ярославской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 06 марта 2014

Дата редакции: 09 июля 2018