(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.03.2018 N 382, от 22.08.2018 N 1175, от 20.12.2018 N 1803, от 30.03.2020 N 283, от 15.10.2020 N 1020, от 30.12.2020 N 1300)
В целях реализации мер по развитию социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в Волгограде, в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 20 марта 2012 г. N 688 "Об утверждении Положения о ведомственных целевых программах", руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в Волгограде на 2018 - 2020 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата главы Волгограда Алтухова Е.А.
(в ред. постановления администрации Волгограда от 30.03.2020 N 283)
Глава администрации
В.В.ЛИХАЧЕВ
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДЕ НА 2018 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.03.2018 N 382, от 22.08.2018 N 1175, от 20.12.2018 N 1803, от 30.03.2020 N 283, от 15.10.2020 N 1020, от 30.12.2020 N 1300)
Наименование Программы | - ведомственная целевая программа "Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в Волгограде на 2018 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Наименование главного распорядителя бюджетных средств Волгограда | - администрация Волгограда |
Цель Программы | - создание условий для эффективного взаимодействия администрации Волгограда с социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СО НКО) и территориальными общественными самоуправлениями (далее - ТОС), действующими на территории Волгограда, для решения вопросов местного значения |
Задачи Программы | - формирование благоприятных условий для развития СО НКО и ТОС Волгограда; совершенствование работы по взаимодействию администрации Волгограда с СО НКО и ТОС Волгограда |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы | - количество СО НКО и ТОС Волгограда, участвующих в решении вопросов местного значения; доля жителей, объединенных в ТОС, по отношению к общему количеству жителей Волгограда; количество СО НКО и ТОС Волгограда, получивших финансовую поддержку из бюджета Волгограда; количество участников мероприятий, проведенных СО НКО и ТОС Волгограда за счет средств бюджета Волгограда; количество мероприятий, проведенных СО НКО и ТОС Волгограда за счет средств бюджета Волгограда; количество информационных сообщений в средствах массовой информации, на официальных сайтах, в социальных сетях о деятельности СО НКО и ТОС Волгограда; количество СО НКО и ТОС Волгограда, получивших консультативно-методологическую помощь; количество участников городского слета "Школа активности, новаторства, самоуправления" (далее - "ШАНС") в Волгограде; количество мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности СО НКО и ТОС Волгограда |
Сроки реализации Программы | - 2018 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Волгограда в сумме 749 тыс. 600 рублей, в том числе: в 2018 году - 374 тыс. 800 рублей; в 2019 году - 374 тыс. 800 рублей; в 2020 году - 0 рублей |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.03.2020 N 283, от 15.10.2020 N 1020, от 30.12.2020 N 1300) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - количество СО НКО и ТОС Волгограда, участвующих в решении вопросов местного значения, составит 133 единицы; доля жителей, объединенных в ТОС, по отношению к общему количеству жителей Волгограда составит 13,1%; количество СО НКО и ТОС Волгограда, получивших финансовую поддержку из бюджета Волгограда, составит 8 единиц; количество участников мероприятий, проведенных СО НКО и ТОС Волгограда за счет средств бюджета Волгограда, составит 800 человек; количество мероприятий, проведенных СО НКО и ТОС Волгограда за счет средств бюджета Волгограда, составит 24 единицы; количество информационных сообщений в средствах массовой информации, на официальных сайтах, в социальных сетях о деятельности СО НКО и ТОС Волгограда составит 1194 единицы; количество СО НКО и ТОС Волгограда, получивших консультативно-методологическую помощь, составит 670 единиц; количество участников городского слета "ШАНС" в Волгограде составит 260 человек; количество мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности СО НКО и ТОС Волгограда, составит 23 единицы |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 30.03.2018 N 382, от 30.03.2020 N 283, от 15.10.2020 N 1020, от 30.12.2020 N 1300) |
Развитие институтов гражданского общества является одним из условий социально-экономического развития страны, и это определило появление полномочий по поддержке СО НКО в перечне полномочий всех уровней власти. СО НКО являются основными институтами гражданского общества и значимыми партнерами органов местного самоуправления. Оказание поддержки СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчеству отнесено к вопросам местного значения согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления является ТОС, осуществляющее свою деятельность в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Деятельность СО НКО и ТОС способствует решению актуальных проблем граждан, созданию условий для развития человеческого капитала, повышению доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, расширению благотворительной деятельности и добровольчества. Вовлечение граждан в добровольческую деятельность СО НКО и ТОС способствует повышению уровня гражданской активности населения.
Программа разработана в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и направлена на обеспечение условий для развития СО НКО и ТОС Волгограда, эффективное решение вопросов местного значения через взаимодействие и социальное партнерство администрации Волгограда с СО НКО и ТОС Волгограда, а также повышение гражданской активности населения в решении вопросов местного значения и деятельности СО НКО.
Дальнейшее развитие СО НКО и ТОС на территории Волгоградской области предусмотрено в государственной программе Волгоградской области "Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 октября 2017 г. N 561-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области".
(в ред. постановления администрации Волгограда от 20.12.2018 N 1803)
Создание благоприятных условий для развития общественных организаций, ТОС, других институтов гражданского общества и системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом закреплено в стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной решением Волгоградской городской Думы от 25 января 2017 г. N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года".
Возрастающая роль СО НКО и ТОС в развитии и становлении гражданского общества требует от органов местного самоуправления дальнейшего совершенствования основных форм, методов и принципов взаимодействия с ними при решении вопросов местного значения. Задача органов местного самоуправления - максимально использовать инициативу граждан и способствовать ее развитию.
Среди СО НКО Волгограда ведущее место занимают организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи различным группам населения в виде юридических консультаций, психологической и педагогической помощи, реабилитации, выявления и разрешения проблем старшего поколения.
В поддержке ТОС в администрации Волгограда сложился опыт реализации программно-целевого подхода. В 2017 году завершает свое действие ведомственная целевая программа "Развитие территориального общественного самоуправления в Волгограде на 2015 - 2017 годы", утвержденная постановлением администрации Волгограда от 19 марта 2015 г. N 363 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления в Волгограде на 2015 - 2017 годы", в целом показавшая себя достаточно эффективным управленческим инструментом для совершенствования системы взаимодействия администрации Волгограда с общественным самоуправлением.
Гражданское общество в Волгограде на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем: несовершенство механизмов поддержки СО НКО и ТОС, несовершенство нормативной правовой базы в отношении СО НКО и ТОС, отсутствие навыков социального проектирования для участия в грантовых конкурсах ряда СО НКО и ТОС, отсутствие стабильного материального вознаграждения за работу в ТОС, недостаточная информированность общества о деятельности СО НКО и ТОС, низкая гражданская активность и правовая грамотность жителей Волгограда.
Для улучшения ситуации необходимо принять следующие меры:
организовать круглые столы для СО НКО и ТОС Волгограда по социальному проектированию, сдаче отчетности и другим интересующим СО НКО и ТОС Волгограда вопросам. Это даст им необходимые навыки для успешного планирования работы, разработки и реализации программ и проектов. Полученные знания позволят им участвовать в конкурсах социальных проектов среди некоммерческих организаций и привлекать дополнительные средства из различных источников;
провести городские слеты "ШАНС" на базе одного из лагерей Волгоградской области в целях содействия самореализации и продления общественной деятельности пожилых людей среди СО НКО и ТОС Волгограда, имеющих активную жизненную позицию. В программу городского слета "ШАНС" войдут круглые столы с органами власти "без галстуков", занятия по формированию здорового образа жизни, культурно-массовые и творческие мероприятия;
активизировать разъяснительно-просветительскую работу с населением Волгограда о деятельности СО НКО и ТОС Волгограда, демонстрировать результаты, достигнутые с помощью СО НКО и ТОС Волгограда. Это будет способствовать дальнейшей мотивации жителей к гражданской активности, объединению, взаимодействию с органами власти. Для реализации этой меры планируется продолжать широкое информирование граждан через средства массовой информации о позитивном значении СО НКО и ТОС.
В настоящее время в Волгограде действует следующая система взаимодействия органов местного самоуправления Волгограда с СО НКО и ТОС Волгограда. Управление по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Волгограда (далее - управление) оказывает поддержку СО НКО и ТОС Волгограда и осуществляет общую координацию деятельности по работе с СО НКО и ТОС на территории Волгограда. В структуре управления находится отдел общественных связей.
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 22.08.2018 N 1175, от 20.12.2018 N 1803)
На районном уровне взаимодействие с СО НКО и ТОС находится в компетенции отделов по взаимодействию со структурами социальной сферы, общественными организациями и ТОС, отдела по работе с территориями и отдела по взаимодействию со структурами социальной сферы и общественными организациями. Они проводят регулярные встречи с руководителями и активистами СО НКО и ТОС Волгограда, выясняют первоочередные проблемы, оказывают содействие в проведении мероприятий по благоустройству и консультационную помощь.
(в ред. постановления администрации Волгограда от 30.03.2020 N 283)
Еще одним механизмом, направленным на развитие и совершенствование системы ТОС, является координационный совет по взаимодействию с органами ТОС в Волгограде, созданный постановлением администрации Волгограда от 28 декабря 2012 г. N 3689 "О координационном совете по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления в Волгограде" (далее - координационный совет). Это совещательный орган при администрации Волгограда, созданный с целью координации деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений (органов) администрации Волгограда, должностных лиц администрации Волгограда и органов ТОС в области реализации полномочий местного самоуправления непосредственно населением Волгограда.
Формы работы координационного совета: проведение заседаний, круглых столов, конференций, семинаров по вопросам ТОС, участие в разработке муниципальных правовых актов Волгограда, общественная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления Волгограда по вопросам, отнесенным к компетенции ТОС, взаимодействие с органами ТОС Волгоградской области и регионов Российской Федерации.
Таким образом, программно-целевой метод позволит проводить планомерную работу по повышению активности СО НКО и ТОС Волгограда в решении вопросов местного значения, социально значимых проблем жителей Волгограда или снятии их остроты и формировании механизма эффективных партнерских отношений между администрацией Волгограда и общественными объединениями Волгограда.
Целью Программы является создание условий для эффективного взаимодействия администрации Волгограда с СО НКО и ТОС, действующими на территории Волгограда, для решения вопросов местного значения.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
формирование благоприятных условий для развития СО НКО и ТОС Волгограда;
совершенствование работы по взаимодействию администрации Волгограда с СО НКО и ТОС Волгограда.
Реализация Программы рассчитана на 2018 - 2020 годы. Условиями досрочного прекращения реализации Программы может служить изменение законодательной базы Российской Федерации, нормативных правовых актов Волгоградской области и Волгограда.
Перечень мероприятий Программы, индикаторов и показателей результативности ее выполнения представлен в приложении 1 к Программе.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджета Волгограда. Объемы финансирования мероприятий Программы в ходе реализации Программы могут корректироваться и уточняться ежегодно при распределении средств на очередной финансовый год.
Обоснование затрат по мероприятиям Программы представлено в приложении 2 к Программе.