ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2017 года N 53/1539


Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года



В соответствии со статьями 11, 39, 47 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 247-ОД "О стратегическом планировании в Волгоградской области", решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", руководствуясь статьями 5, 7, 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:


1. Утвердить стратегию социально-экономического развития Волгограда до 2030 года (прилагается).


2. Признать утратившим силу решение Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 N 55/1399 "О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года".


3. Администрации Волгограда:


3.1. В рамках полномочий обеспечить реализацию стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной настоящим решением.


3.2. При разработке и (или) корректировке документов стратегического планирования учитывать положения стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной настоящим решением.


3.3. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке и разместить на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет.


4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.


5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя главы Волгограда В.В. Колесникова.



Глава Волгограда
А.В.КОСОЛАПОВ



Утверждена
решением
Волгоградской городской Думы
от 25.01.2017 N 53/1539



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА ДО 2030 ГОДА



1. Введение


Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года (далее - стратегия) разработана в соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 решения Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград".


Стратегия - это:


базовый документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Волгограда и муниципального управления на период до 2030 года;


документ общественного согласия, разработанный с участием населения, бизнеса и власти.


В стратегии представлены основные выводы по итогам социально-экономического развития Волгограда за период 2006 - 2015 годов, охарактеризованы основные (ключевые) участники, приоритетные направления, цели, задачи и ключевые индикаторы долгосрочного развития Волгограда.



2. Стратегический анализ социально-экономического развития Волгограда


Волгоград - административный центр Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км. Волгоград характеризуется крупным индустриальным, транспортным, научным и культурным потенциалом. Площадь земель в городской черте составляет свыше 859 кв. км. Население Волгограда - 1016 тыс. человек, или около 40% от численности населения Волгоградской области.


Интегральный рейтинг по городам-миллионникам Российской Федерации свидетельствует о низких и средних позициях Волгограда среди референтных городов по состоянию на конец 2015 года (приведен на рисунке 1).


Наиболее существенно отставание от мегаполисов-лидеров по величине расходов бюджета на душу населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, вводу в действие жилых домов, количеству предоставленных жилищных кредитов, естественному приросту на 1000 чел. населения, общей площади жилых помещений в расчете на 1 жителя. Необходимо отметить, что по некоторым показателям Волгоград занимает ведущие позиции: по индексу физического объема оборота общественного питания и развитию социальной инфраструктуры.





Рис. 1. Уровень Волгограда по сравнению со средним значением показателей социально-экономического развития городов-миллионников Российской Федерации по итогам 2015 года


Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам 2015 года и описание внутренних и внешних условий и факторов развития, угроз и преимуществ, сильных и слабых сторон Волгограда приведены в приложении 1 "Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам 2015 года и описание внутренних и внешних условий и факторов развития, угроз и преимуществ Волгограда" к стратегии.


Анализ развития Волгограда показывает наличие следующих основных тенденций.



2.1. Человеческий капитал


Численность населения Волгограда на 01 января 2016 г. составила 1016,1 тыс. человек (в 2006 году - 1020 тыс. человек). Одна из тенденций - это перспектива сокращения населения Волгограда в результате сохранения низкой рождаемости и постепенного старения населения. В соответствии с критериями оценки Всемирной организации здравоохранения рождаемость в Волгограде за рассматриваемый период характеризуется как низкая (2015 год - 11,7 случая на 1000 человек), смертность (2015 год - 13,2 случая на 1000 человек) - средняя.


Вместе с тем за 9 лет показатель рождаемости увеличился с 8,7 в 2006 году до 11,7 в 2015 году.


К позитивным тенденциям также следует отнести снижение значений показателей естественной убыли населения с - 4,7 в 2006 году до - 1,5 в 2015 году и снижение показателей младенческой смертности. Миграционный прирост минимально положительный (не компенсирующий естественную убыль): по данному показателю сохраняется отставание от городов-миллионников Российской Федерации, что характеризуется высоким оттоком населения. Одной из негативных тенденций является рост оттока молодежи в соседние города, а значит, и отток трудовых ресурсов высшего качества.


В целом по динамике численности населения Волгоград занимает одно из последних мест среди городов-миллионников Российской Федерации и при ухудшении динамики в долгосрочной перспективе рискует потерять статус города-миллионника.


Муниципальная система образования насчитывает 378 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 212 дошкольных образовательных учреждений, 146 общеобразовательных учреждений, 19 учреждений дополнительного образования, 1 учреждение дополнительного профессионального образования. За прошедшие 10 лет устранен дефицит мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет. В дальнейшем прогнозируется рост численности обучающихся, в связи с чем необходимо строительство новых школ (12 школ) в микрорайонах активной жилой застройки во всех районах Волгограда.


Важным показателем социального развития Волгограда является обеспеченность населения спортивными сооружениями, которая за прошедший период возросла в среднем на 30%, за исключением обеспеченности бассейнами, где динамика роста невысокая (2006 год - 10,4% от социальных норм, 2015 год - 13,7%).


Вместе с развитием спортивной инфраструктуры стабильно растет доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (с 2006 года она увеличилась более чем в 2 раза). По этим позициям Волгоград занимает средние места в сравнении с другими городами-миллионниками Российской Федерации.



2.2. Экономика


С точки зрения геоэкономики (степень влияния города на территорию), Волгоград относится к типу "регионального индустриального центра", то есть служит центром промышленности и логистики, несет основную нагрузку по переработке, оказывает важное развивающее воздействие на окружающую территорию.


Волгоград является многоотраслевым промышленным центром с преобладанием отраслей тяжелой индустрии. Доля объема промышленной продукции Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет около 60%.


На территории Волгограда находятся предприятия добычи полезных ископаемых, энергетики и обрабатывающих производств. Всего на территории Волгограда зарегистрировано 2279 крупных и средних промышленных предприятий, тогда как в 2006 году - 3176 промышленных предприятий (очевидно существенное сокращение в качестве устойчивой тенденции).


В структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленных видов деятельности приходится:


85% - на предприятия обрабатывающего сектора;


8% - на предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды;


7% - на предприятия добычи полезных ископаемых.


В сравнении с городами-миллионниками Российской Федерации Волгоград занимает по показателю "объем обрабатывающего производства" 4 место.


Среди отраслей обрабатывающих производств наибольший вес имеет производство нефтепродуктов - 67%. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство пищевых продуктов, а также машиностроение обеспечивают по 8% от всего объема обрабатывающих видов деятельности, химическое производство - 5%.


Наблюдается замедление темпов роста индекса физического объема производства (с 105,3% в 2006 году до 101,9% в 2015 году). Удельный вес убыточных организаций в общей численности организаций остается стабильно высоким - около 30%. За прошедший период многие производства были законсервированы или приостановлены (ВОАО "Химпром", ОАО "СУАЛ" филиал "Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании", ООО "Волгоградский завод труб малого диаметра" и т.д.).


Основными ограничениями, оказывающими влияние на развитие промышленного комплекса Волгограда, являются:


низкий технологический уровень большинства производств;


прогрессирующая инновационно-технологическая отсталость промышленных предприятий;


банкротство и предбанкротное состояние ряда ведущих предприятий;


риски ограничения внутреннего кредитования, что ухудшает и ограничивает ресурсную базу производителей;


устойчивая тенденция сокращения численности работников крупных и средних промышленных предприятий Волгограда.


В условиях демографических и экономических ограничений численность занятого населения в экономике постоянно сокращалась и составила в 2015 году 482,4 тыс. человек при наличии 543,6 тыс. человек экономически активного населения Волгограда.


В части инвестиционной деятельности основное направление использования инвестиций связано со строительством зданий (кроме жилых) и сооружений (62,6%) и приобретением машин, оборудования (24,7% от общей суммы).


За счет собственных средств организаций профинансировано 57,9% инвестиций, или 54,9 млрд. рублей. За 2015 год значительно возросли объемы строительных работ - на 40,7% по сравнению с уровнем 2014 года в сопоставимой оценке (также в основном за счет значительного объема инвестиций в строительство ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка").


Сложившиеся отраслевая структура предпринимательства, структура занятости на малых и средних предприятиях и структура выручки от реализации товаров и услуг свидетельствуют о развитии предпринимательства преимущественно в сфере оптовой, розничной торговли и оказания бытовых услуг населению. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) практически не изменилось: с 2006 года по 2015 год количество индивидуальных предпринимателей выросло с 24 тыс. единиц в 2006 году до 25,8 тыс. единиц в 2015 году. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Волгограда занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 52%). В сфере производства занято 5,9% от всех предпринимателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»