ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2017 года N 132-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА N 491-П "О КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 29 июня 2006 года N 64-оз "О регулировании отдельных отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 декабря 2012 года N 491-п "О Концепции сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года" следующие изменения:

1. В заголовке, пункте 1 цифры "2020" заменить цифрами "2030".

2. Приложения 1, 2 изложить в следующей редакции:

"Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 7 декабря 2012 года N 491-п

КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)


 I. Общие положения


В Концепции представлен анализ современного состояния объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), определены основные направления их сохранения и использования, принципы, этапы и прогнозируемые результаты, а также показатели эффективности реализации Концепции.

В Концепции применяются термины и определения, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".


II. Цель, задачи и принципы реализации Концепции


Международным сообществом признана необходимость обеспечения эффективной охраны и сохранения культурного наследия. Тематика культурного наследия и разнообразия приобретает особую актуальность в рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного десятилетия сближения культур (2013 - 2022).

ЮНЕСКО и другими международными организациями приняты основополагающие документы:

"Декларация принципов международного культурного сотрудничества" (1966 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), "Мексиканская декларация о культурной политике" (1982 г.), Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию "Наше творческое разнообразие" (1996 г.), "Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии" (2001 г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.), Решение Совета глав Правительств СНГ "О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры" (2011 г.), устанавливающие единые принципы и подходы к охране и сохранению культурного наследия. Международные правовые акты обязывают государства принимать активные меры по выявлению, охране, сохранению и передаче будущим поколениям культурного наследия.

Конституцией Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также доступ граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

В нормативных правовых документах, определяющих стратегические направления развития культуры и социальной сферы в Российской Федерации до 2020 и на период до 2030 годов (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года N 185-п, Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп), особое внимание уделяется вопросам сохранения культурного наследия, которое рассматривается в качестве одного из основных факторов, способствующих развитию культурного и духовно-нравственного потенциала населения; важнейшего ресурса для воспитания и образования подрастающего поколения; значимого ресурса для развития культурно-познавательного туризма.

Таким образом, сфера сохранения и использования объектов культурного наследия на современном этапе не должна замыкаться на решении узкопрофессиональных вопросов. В свою очередь активное включение объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития общества предполагает более широкие возможности для обеспечения их сохранности.

Целью Концепции является определение приоритетных направлений развития системы сохранения и рационального использования объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года.

Задачи Концепции:

1. Характеристика современной ситуации в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия автономного округа, анализ результатов четырехлетней работы в этой сфере (2013 - 2016 годы).

2. Определение наиболее эффективных механизмов реализации деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия автономного округа.

3. Определение этапов реализации Концепции, ожидаемых результатов и показателей деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия автономного округа.

4. Формирование плана мероприятий по реализации Концепции на период до 2020 года.

Концепция реализуется в соответствии с принципами:

1) историко-культурной значимости (приоритетными в этом отношении являются объекты культурного наследия XVIII - XIX в.в., а также объекты культурного наследия, которые находятся на грани утраты);

2) историзма (предусматривает сохранение объектов культурного наследия, представляющих основные этапы истории автономного округа: объектов культурного наследия древнейшего и средневекового исторического периодов на территории автономного округа, объектов культурного наследия, раскрывающих культуру и быт русского старожильческого населения севера Западной Сибири, коренных малочисленных народов Севера автономного округа);

3) отражения типологического и стилистического многообразия объектов культурного наследия (предполагает сохранение различных типов объектов культурного наследия, характерных для территории севера Западной Сибири (жилые и общественные здания, церковные сооружения));

4) социально-экономическим принципом (выражается в том, что при прочих равных условиях предпочтение отдается тем объектам культурного наследия, сохранение и реставрация которых создает возможность перспективного их использования для развития туризма и музейной деятельности, а также другие условия для активизации развития местной экономики).


III. Характеристика состояния системы сохранения и использования объектов культурного наследия автономного округа


Тема сохранения уникального культурного наследия, целостной региональной среды в единстве ее природного и культурного ландшафта определена в качестве одного из приоритетных направлений культурной политики до 2020 года и на период до 2030 года в Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года N 185-п). Объекты культурного наследия рассматриваются в том числе и как "особый и очень важный экономический ресурс региона", который может стать основой развития сферы культуры и туризма на территории округа, "одновременно он может стать одним из перспективных направлений развития местной экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры".


Статистические данные по объектам культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


По данным государственного учета на 1 января 2017 года в автономном округе находятся объекты, подлежащие государственной охране:

988 объектов культурного наследия федерального значения;

136 объектов культурного наследия регионального значения;

19 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

4 444 выявленных объекта культурного наследия.

Состав объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в зависимости от видовой принадлежности:

памятники - 1 102;

ансамбли - 17;

достопримечательные места - 24.

Количественное распределение объектов культурного наследия по районам автономного округа следующее:

Белоярский район: памятники - 12, ансамбли - 2, достопримечательные места - 1;

Березовский район: памятники - 46, ансамбли - 6, достопримечательные места - 5;

Кондинский район: памятники - 5, ансамбли - 0, достопримечательные места - 0;

Нефтеюганский район: памятники - 221, ансамбли - 5, достопримечательные места - 1;

Нижневартовский район: памятники - 3, ансамбли - 1, достопримечательные места - 2;

Октябрьский район: памятники - 12, ансамбли - 1, достопримечательные места - 0;

Сургутский район: памятники - 743, ансамбли - 1, достопримечательные места - 15;

Ханты-Мансийский район: памятники - 60, ансамбли - 1, достопримечательные места - 0.

Спецификой историко-культурного наследия автономного округа является значительное преобладание среди объектов культурного наследия памятников археологии, которые составляют более 90% от всего числа объектов культурного наследия автономного округа. Объекты и выявленные объекты археологического наследия - 5430.

За 2013 - 2016 годы 484 археологических памятника выявлены и поставлены на государственную охрану.

Для таежной зоны Западной Сибири характерна концентрация археологических памятников в отдельных локальных районах. Это обусловлено природными факторами, характером расселения древнего населения в экологически благоприятных нишах. Как правило, к ним относятся бассейны небольших рек, впадающих в крупные водные артерии.

Одним из крупнейших комплексов объектов археологического наследия бассейна реки Обь и всей Западной Сибири является "Барсова гора". Его уникальность состоит в том, что на территории сравнительно небольшого урочища сосредоточено несколько тысяч археологических памятников разного времени (от V тысячелетия до н. э. до середины XX века). Редкие артефакты, обнаруженные здесь археологами, можно увидеть в ведущих музейных центрах не только нашей страны, но и Западной Европы. Представлены они и в экспозициях региональных музеев: "Музея Природы и Человека" г. Ханты-Мансийска, Сургутского краеведческого музея. Богатство и разнообразие археологического наследия, ландшафтное своеобразие этого места, многочисленные научные исследования - все это создает предпосылки для формирования на территории урочища Барсова Гора историко-культурного заповедника. Как показывает мировой опыт, такого рода музейные центры являются наиболее эффективным способом сохранения и использования культурного наследия, предоставляют возможность активного использования объектов археологического наследия в научно-образовательных, культурно-просветительных и туристских целях.

В автономном округе находятся еще несколько крупных археолого-этнографических комплексов.

"Соровские озера" представляют собой уникальный экологический объект и историко-культурный ландшафт, включающий в себя более 100 археологических памятников и этнографический комплекс, связанный с существовавшим здесь до середины прошлого века хантыйским поселением.

"Ермаково" - археологический микрорайон в Сургутском районе на реке Тром-Аган. В окрестностях деревни Ермаково более 100 памятников археологии; в окрестностях д. Русскинские, на реке Тляттыягун - около 200 памятников археологии. На сегодняшний день это один из крупнейших микрорайонов в правобережье Среднеобской низменности.

"Согомский археологический микрорайон" расположен в окрестностях сельского поселения Согом Ханты-Мансийского района, по берегам озера Домашний Сор и в верховьях реки Согом (левый приток реки Иртыш). На сегодняшний день на его территории выявлено более 200 археологических памятников.

Этот перечень может быть продолжен. К археологическими районам, включающим в себя до 100 и более археологических объектов, относятся: "Кондинские озера", "Пунси", "Угутский", "Каюково"; комплексы памятников в окрестностях г. Покачи (Нижневартовский район), д. Русскинская (Сургутский район), д. Половинка (Кондинский район), д. Хуллоры (Белоярский район) и многие другие.

Особый интерес представляют памятники археологии, связанные с последним историческим этапом - вхождением региона в состав Российского государства. Березово - один из первых русских городов на территории Сибири, знаменитое место политических ссылок и открытия первого сибирского газа; это также место проживания коренных народов автономного округа и место, связанное с современной историей освоения нефтяных месторождений.

Следует отметить неравномерность распределения объектов археологического наследия автономного округа. Отчасти это связано с удаленностью, труднодоступностью отдельных районов, что значительно затрудняет проведение археологических полевых работ. Кроме того, большая часть объектов археологического наследия, расположенных в зоне хозяйственной деятельности, в границах населенных пунктов подвергалась разрушению. Часть объектов археологического наследия разрушается вследствие различного рода природных факторов - береговой эрозии, осыпи и др.


IV. Анализ результатов деятельности по сохранению объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2013 - 2016 годы)


В рамках реализации Концепции, а также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 2217 в 2013 - 2016 годах приказами Службы государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа установлены границы и режим использования территорий для 1199 объектов культурного наследия. Данное мероприятие представляется чрезвычайно важным при осуществлении в дальнейшем комплекса мер по охране, сохранению и использованию объектов культурного наследия, с учетом масштабной хозяйственной деятельности, проводимой в автономном округе.

Особое внимание в автономном округе уделено сохранению исторических ландшафтов, связанных с формированием древних средневековых и этнических культур автономного округа.

Начиная с 2012 года в автономном округе ведется активная работа по формированию системы достопримечательных мест как базы для создания на их территориях историко-культурных заповедников. Достопримечательные места позволят наиболее рационально обеспечить сохранность уникальных археологических объектов и наследия коренных малочисленных народов Севера в естественных историко-культурных и природных ландшафтах.

Создание системы достопримечательных мест как эффективного инструмента сохранения культурного наследия является сегодня важнейшей общественной задачей. Для автономного округа эта деятельность актуализируется активным по темпам и масштабным по территории промышленным освоением.

В настоящее время в автономном округе в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации включены 24 достопримечательных места: 15 - регионального значения и 9 - местного (муниципального) значения. В их составе 564 объекта археологического наследия и 39 памятников истории (священные места коренных малочисленных народов Севера). На все достопримечательные места нормативными правовыми приказами Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждены границы и режим использования территорий.

Из 24 достопримечательных мест 17 созданы исключительно для сохранения священных мест коренного малочисленного населения Севера и исторического ландшафта, в котором они созданы и продолжают функционировать.

Перечень достопримечательных мест и год включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации:

2012 год: достопримечательное место регионального значения "Барсова гора" в Сургутском районе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»