Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 марта 2013 года N 101-рп


О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года

(с изменениями на 8 сентября 2022 года)

(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.05.2014 N 179-п, распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.09.2014 N 533-рп, от 09.06.2017 N 339-рп, от 16.08.2019 N 438-рп, от 24.06.2022 N 362-рп, от 08.09.2022 N 543-рп)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры от 3 ноября 2022 года N 679-рп

____________________________________________________________________


В соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, учитывая приоритеты развития Уральского федерального округа:


1. Утвердить:


Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) (приложение 1);


план мероприятий по реализации Стратегии - 2030 (приложение 2);


итоги общественного этапа корректировки Стратегии - 2030 (приложение 3).


(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2017 N 339-рп)


2. Исполнительным органам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при разработке отраслевых документов государственного стратегического планирования и проектов целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться Стратегией - 2030 и планом мероприятий по реализации Стратегии - 2030.


(в ред. распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2017 N 339-рп, от 08.09.2022 N 543-рп)


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при разработке документов муниципального стратегического планирования и целевых муниципальных программ руководствоваться Стратегией - 2030 и планом мероприятий по реализации Стратегии - 2030.


(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2017 N 339-рп)


4. Направить в Правительство Российской Федерации предложение о внесении необходимых корректировок в Стратегию Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р, в соответствии со Стратегией - 2030.


5. Департаменту общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внести на утверждение Общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры годовой план работы.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.05.2014 N 179-п)


6. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:


от 14 ноября 2008 года N 491-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года";


от 31 марта 2009 года N 116-рп "О реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года".



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 22 марта 2013 года N 101-рп



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2030 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2017 N 339-рп, от 08.09.2022 N 543-рп)



Введение


Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Стратегия - 2030) дает ответы на стоящие перед Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой (далее также - Югра, автономный округ) вызовы времени, заключающиеся в необходимости ухода от монопрофильной специализации за счет создания новых механизмов экономической диверсификации, внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников экономических отношений, развития институтов гражданского общества, реализации новой промышленной политики, национальных предпринимательской и технологической инициатив.


Важные ориентиры для развития как всего мирового сообщества, так и отдельных стран и регионов, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, сформулированы в виде 17 Целей устойчивого развития на 2016 - 2030 годы, принятых на 70 сессии Генассамблеи ООН 25 сентября 2015 года, которые пришли на смену Целям развития тысячелетия (2000 - 2015) и будут определять повестку дня в следующие 15 лет. Все заявленные цели нашли отражение в Стратегии - 2030.


Амбициозные задачи инновационного развития экономики Югры требуют новых подходов.


Методологическая особенность Стратегии - 2030 - это применение новых научных методов к отбору приоритетных направлений развития, основанных на анализе экономической роли отдельных отраслей в экономике. Для этого были применены методы мультипликативного анализа (анализ влияния изменений в отдельной отрасли экономики на экономику региона или страны в целом) и анализа производительности отдельных видов экономической деятельности.


Еще одна методологическая особенность - это зонирование территории в интересах оптимизации государственного управления. В условиях обширных пространств России зонирование (как и районирование) является естественным научно-прикладным методом государственного управления, основанным на гибком подборе инструментов государственной экономической и социальной политики для территорий с различными природными и социально-экономическими условиями.


Также в Стратегии - 2030 применен принцип маркетингового мышления и связанная с ним парадигма кластерного развития, позволяющие определить механизмы обеспечения конкурентоспособности экономики. Маркетинговое мышление требует перезагрузки системы кластеров, заявленных в целеполагающих документах Югры. Предложены варианты развития межотраслевых кластеров, как наиболее эффективные для генерации инноваций.


Стратегическая цель развития Югры - это повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.


При этом, актуальные в современных условиях задачи группируются в 3 приоритетных блока.


Первый блок - это формирование новой модели "умной экономики", основанной на инновационной трансформации нефтедобывающей отрасли, внедрении маркетингового мышления как основы диверсификации и становлении автономного округа технологическим плацдармом России в освоении Севера и Арктики.


Второй блок - это формирование глобально конкурентоспособного человеческого капитала: достижение мирового уровня конкурентоспособности специалистов за счет профессиональной подготовки, создание условий для хорошего состояния здоровья и высокой продолжительности жизни, культурного и духовно-нравственного развития; обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, а также их комплексного социально-экономического и культурного развития.


Третий блок задач - это создание условий для формирования благоприятной окружающей среды, основанное на прорывном развитии инновационных технологий "зеленой нефтедобычи" и управлении отходами, формирование и внедрение рациональных стандартов природопользования во имя сохранения природного потенциала Югры для будущих поколений.


Эффективное управление социально-экономическим развитием будет опираться на принципы бережливого производства и зональный подход как пространственную форму реализации концепции "Бережливый регион", развитие гражданского общества, эффективной государственной и муниципальной службы. Одним из инструментов реализации Стратегии - 2030 станет комплексный маркетинг и брендинг территории.


Югра как молодой регион, десятилетиями привлекавший людей с активной жизненной позицией, является одним из лидеров по развитию гражданского общества.


Стратегия - 2030 опирается на лучшие качества и ценности югорчан.


Югра стремится быть лучшим местом для постоянного проживания людей и развиваться как регион-локомотив роста российской экономики, центр развития для других регионов, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.


Стратегия - 2030 разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, соответствует основным документам стратегического планирования Российской Федерации, в том числе Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указу Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2035 года и другим документам.


Стратегия - 2030 отвечает вызовам социально-экономического развития автономного округа, актуальной нормативной правовой базе и новейшим методическим и методологическим научным подходам, применяемым в мировой практике стратегического планирования.


1. Оценка достигнутых результатов социально-экономического развития


1.1. Результаты комплексного анализа социально-экономического развития. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность


Югра входит в число субъектов Российской Федерации (далее также РФ) с наилучшими демографическими показателями (по коэффициенту рождаемости 10-е место, по коэффициенту естественного прироста населения 6-е место), показатели рождаемости превышают показатели смертности населения в 2,6 раза. По итогам 2015 года численность постоянного населения составила 1619,4 тыс. человек, ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 72,6 года (в среднем по России - 71,6), среднегодовая численность занятых в экономике - 914,6 тыс. человек. Рост численности населения в 2013 - 2015 гг. происходил за счет естественного прироста (превышение рождаемости над смертностью), составлявшего 15 - 17 тыс. человек в год, что является одним из высоких показателей в России.


В 2015 году валовой региональный продукт (далее также ВРП) составил 2918,5 млрд. рублей, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования 766,1 млрд. рублей, объем промышленного производства - 3368,3 млрд. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 году составили 3,1 прожиточных минимума.


В структуре ВРП добыча полезных ископаемых занимает 2/3 от общего объема, уровень обрабатывающих производств - 1,8%. В структуре обрабатывающего сектора производства доминирующие позиции занимают организации по производству нефтепродуктов (83,3%).


Современный потенциал (производственный, трудовой, кадровый, природно-ресурсный, энергетический, инфраструктурный) социально-экономического развития формируется сочетанием значимых конкурентных преимуществ:


Югра относится к группе субъектов РФ, определяющих текущее состояние общероссийской экономики, устойчивость бюджетно-финансовой системы страны;


передовые позиции среди субъектов РФ по ряду параметров экономического развития: по среднедушевым объемам ВРП, промышленного производства, инвестициям в основной капитал, величине налоговых и иных финансовых перечислений в федеральный бюджет;


кадровые ресурсы, имеющие многолетний опыт освоения природных богатств в сложных природно-климатических условиях;


относительно молодые экономически активные трудовые ресурсы, высокая рождаемость и естественный прирост населения автономного округа;


гармоничное развитие людей разных национальностей, включая коренные малочисленные народы Севера;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»