(с изменениями на 22 июля 2019 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 22.07.2019 N 356-р)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, и основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Орловской области от 2 декабря 2013 года N 435-р:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туристского кластера Орловской области.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области по планированию, экономике и финансам Тарасова В.А.
(п. 2 в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 22.07.2019 N 356-р)
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
А.Ю.БУДАРИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Распоряжения Правительства Орловской области от 22.07.2019 N 356-р)
Создание туристского кластера в Орловской области обосновано внедрением кластерного подхода в сфере развития внутреннего и въездного туризма. Это приоритетное направление политики Правительства Российской Федерации обозначено в государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".
Территориально создание туристского кластера Орловской области (далее - кластер) охватывает географические границы региона и обусловлено наличием на территории Орловской области разнообразных туристско-рекреационных ресурсов и сети предприятий индустрии туризма, способных скоординировать свою деятельность по созданию и продвижению туристского продукта.
Основными целями кластера являются:
повышение конкурентоспособности и экономического потенциала участников кластера, осуществляющих деятельность в сфере организации путешествий, отдыха, в том числе активного, оказания туристских услуг, производства и сбыта сувенирной продукции, организации общественного питания, управления объектами инфраструктуры на территории Орловской области;
развитие конкурентоспособного внутреннего рынка туристских продуктов и услуг;
улучшение интеграции территории в систему российского и мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в этой области;
рост международной конкурентоспособности участников кластера за счет включения кластера и его участников в глобальные цепочки создания добавленной стоимости;
расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также кооперации в научно-технической, образовательной и производственной сферах;
упрощение доступа участников кластера к финансовым ресурсам;
повышение инвестиционной привлекательности кластера;
снижение затрат и повышение качества в цепях поставок товаров, работ, услуг для участников кластера;
обеспечение высоких темпов экономического роста участников кластера;
инициирование, разработка и реализация совместных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия участников кластера;
развитие конкурентоспособного внутреннего рынка туристских продуктов и услуг;
привлечение внебюджетных источников для развития туристской отрасли региона.
Результатами деятельности кластера должны стать:
рост объемов предоставленных услуг в туристской отрасли и смежных отраслях;
повышение интенсивности развития малого и среднего бизнеса;
увеличение туристского потока в регион;
рост производительности труда;
рост объема реальных инвестиций;
обеспечение социальной стабильности и экономического развития региона.
Таким образом, основной целью реализации Стратегии развития туристского кластера Орловской области (далее - Стратегия) является формирование благоприятной среды для поступательного развития туристской отрасли на основе полноценной реализации туристско-рекреационного и историко-культурного потенциала Орловской области.
Для достижения цели Стратегии необходимо решить следующие задачи:
1) выявить приоритетные направления развития туризма на территории Орловской области посредством проведения анализа туристского потенциала региона;
2) отобрать наиболее уникальные достопримечательности, способные стать "ядром" кластера;
3) провести рейтинговую оценку туристских территорий (субкластеров), исходя из ключевых аспектов аттрактивности;
4) определить участников кластера, заинтересованных в повышении туристской активности в регионе и готовых взаимодействовать в рамках осуществления деятельности по внедрению и продвижению туристских продуктов кластера;
5) разработать систему взаимодействия участников кластера на основе взаимовыгодного сотрудничества, выявить ключевые точки кооперации;
6) сформировать и внедрить механизмы по развитию туристского бизнеса в регионе;
7) разработать и внедрить механизмы по увеличению выручки резидентов кластера;
8) создать условия для увеличения количества рабочих мест в сфере туристской деятельности в регионе;
9) создать систему продвижения и реализации туристской продукции кластера, включающую конкретные направления маркетинговой политики Орловской области и участников кластера и способствующую выходу на новые рынки сбыта;
10) проработать актуальные инвестиционные проекты, предполагающие внедрение принципиально новых форм, стратегий и технологий формирования и продвижения туристского продукта, основанного на местном колорите, историческом прошлом и традициях Орловской области;
11) во взаимодействии с руководством и туристскими администрациями соседних регионов определить приоритетные направления сотрудничества в сфере туризма и продвижения кластера;
12) определить направления сотрудничества органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области и кластера с образовательными и научными учреждениями региона в целях продуцирования туристских инноваций для развития кластера;
13) проработать финансовый механизм обеспечения реализации Стратегии кластера.
Стратегия учитывает современные тенденции в сфере туризма и текущий этап развития туристской индустрии Орловской области. Положения Стратегии служат основой согласованного развития сопутствующих отраслей и производств, определяют направления и уровень государственной поддержки туристского кластера Орловской области.
Стратегия рассчитана до 2025 года и реализуется в 3 этапа:
1 этап - 2017 год;
2 этап - 2018 - 2020 годы;
3 этап - 2021 - 2025 годы.
1 этап предполагает создание необходимых условий для формирования туристского кластера, подбор и заключение соглашения о сотрудничестве по созданию кластера с предприятиями туристской индустрии.
2 этап подразумевает реализацию организационных мероприятий по планированию и продвижению туристского кластера.
3 этап направлен на достижение обозначенных в Стратегии точек роста целевых индикаторов и показателей.
В перечень целевых индикаторов развития кластера, на которые необходимо ориентироваться при реализации Стратегии, включаются следующие экономические показатели:
количество малых и средних предприятий;