Недействующий

     

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПИСЬМО

от 23 августа 2016 года N 03-20-3047/16-0-0

О направлении методических рекомендаций по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях

____________________________________________________________________
Не подлежит использованию на основании
письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга
 от 18 июня 2019 года N 03-28-4945/19-0-0

____________________________________________________________________


Уважаемые руководители!


Комитет по образованию направляет для использования в работе методические рекомендации по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации), разработанные совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.

Указанную информацию необходимо довести до сведения руководителей образовательных учреждений, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.

Обращаем внимание руководителей образовательных учреждений на приведенный в Методических рекомендациях полный на сегодняшний день перечень нормативно-правовых документов, позволяющий организовать работу школьной библиотеки в соответствии с современными требованиями.

Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян

     

     

Приложение
письму Комитета по образованию
от 23 августа 2016 года N 03-20-3047/16-0-0

     

Методические рекомендации по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

1. Общие положения


Организационную основу деятельности библиотек образовательных учреждений составляет нормативно-правовая документация. Важность документационного обеспечения повседневной деятельности библиотеки обусловлена объективным значением документа как существенного элемента внутренней организации любого учреждения. В любой библиотеке создаются документы, в которых отражаются различные стороны ее деятельности - финансовое состояние, работа с персоналом, организация и результаты производственной деятельности, материально-техническое обеспечение и др. Работа с деловой документацией - важный аспект деятельности библиотеки. Именно документы обеспечивают реализацию управленческих функций библиотеки, в документах определяются планы деятельности, фиксируются учетные и отчетные показатели, в документах аккумулируется информация о результатах деятельности библиотеки во всем ее многообразии. От состояния работы с документами во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений.

Строгое ведение документации необходимо для того, чтобы в полной мере обеспечить персональную ответственность каждого сотрудника за ту часть работы, которая ему поручена. Каждая библиотека разрабатывает документацию с учетом своей структуры, объема, специфики задач и других особенностей. Руководство разработкой документации осуществляется администрацией образовательного учреждения.

Документы, регламентирующие деятельность библиотеки образовательного учреждения (далее - ОУ) делятся на следующие уровни:

- документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек (ШБ). К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;

- документы федерального уровня, обосновывающие деятельность ОУ в рамках действующего законодательства. К ним относятся Федеральные законы, поправки к ним, приказы, распоряжения и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, а также ГОСТы, кодексы, манифесты, проекты и другие акты, отражающие политику государства в области образования, культуры и информации;

- документы регионального уровня, регламентирующие деятельность школьных библиотек в границах субъектов Российской Федерации, к которым относятся региональные нормативные правовые и методические документы. Они разрабатываются и утверждаются местными органами законодательной и исполнительной власти и являются обязательными для исполнения на местах, а кроме того могут носить рекомендательный характер;

- документы, разработанные в образовательном учреждении и утвержденные его руководителем - различные положения, правила, инструкции, планы, отчёты и другие локальные акты.

Особое место занимает учётная документация, касающаяся хозяйственной деятельности библиотеки, формирования, ведения и содержания в актуальном состоянии её фондов. К документации такого рода относятся книги записей, журналы, тетради и акты, отражающие движение фондов и выделяемых на них финансовых средств.

Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 N 1077 "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в библиотечный фонд" и инструкциями, приказами Министерства финансов Российской Федерации.

Нормативная правовая документация библиотеки может храниться в бумажном и электронном виде. Основные сведения о библиотеке размещаются на сайте ОУ.

С 2016 года в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных учреждениях наряду с действующими библиотеками создаются информационно-библиотечные центры на основании рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по организационно-методическому обеспечению школьного информационно-библиотечного центра от 14.05.2015 N 01-00-05/374 и Концепции развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (Проект Министерства образования и науки РФ).

1. Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность библиотеки ОУ

1.1. Документы международного уровня


- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48).

- Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.59).

- Конвенция о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20.11.89. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 N 1559-1).

- Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000 год). Манифест школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку "как часть более широкой библиотечно-информационной системы", что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение ОУ.

- Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2002 год).

- Руководство ИФЛА для школьных библиотек на русском языке (2015 год).

- Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА (2003 год), адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.

- Манифест ИФЛА об Интернете (2002 год) декларирует необходимость поддерживать права пользователей в поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств коммуникации.

- Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" (2000 год).

1.2. Законодательство Российской Федерации


- Конституция Российской Федерации (1993 год) (ст.17 п.2, ст.29 п.1, 2, 3, 5, ст.44 п.2).

- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 4: Раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства и индивидуализации": Глава 70 "Авторское право".

- Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации".

- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями).

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

1.3. Отраслевые федеральные законы

1.3.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

В статьях 18, 34 и 35 определяются требования к организации деятельности библиотеки ОУ в части, касающейся обеспечения укомплектованности библиотечного фонда печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и порядок пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

1.3.2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в редакции, действующей с 1 января 2016 года).

Регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, устанавливает принципы деятельности библиотек, нрава и обязанности пользователей библиотек, права и обязанности библиотек. В связи с введением Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "О библиотечном деле". В частности, изменилось определение понятия "библиотека". В новой редакции оно звучит следующим образом: "Библиотека - информационная, культурная, образовательная организация или структурное подразделение организации, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам" (Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

1.4. Иные нормативные правовые документы


- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".

- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы".

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года".

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2014 N 1420-р "О внесении изменений в план реализации в 2016 году и в плановый период 2017 и 2018 годов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (в части мероприятий по развитию школьных библиотек).

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении концепции дополнительного образования детей".

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.97 N 6 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках".

- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.94 N 736 "О введении в действие Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации".

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 24.08.2000 N 2488 "Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений".

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 N 251-н "Об утверждении квалификационных характеристик должностей работников культуры, искусства и кинематографии".

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 31.05.2011 N 448-н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 N 1077 "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда".

1.5. ГОСТы


Основные стандарты, необходимые для рациональной организации информационно-библиографической деятельности библиотек (на официальном портале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). Тексты стандартов приведены с сокращениями, не влияющими на их основное содержание.

- ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

- ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования

- ГОСТ 7.69-95 Аудиовизуальные документы.

- ГОСТ 7.76-96 Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения

- ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»