Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 года N 1342


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 2 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА N 1654

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 05.10.2009 N 1499)


Правительство области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 2 сентября 2008 года N 1654 "Об одобрении стратегии "Развитие архитектуры и градостроительства Вологодской области" (с последующими изменениями) следующие изменения:

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 05.10.2009 N 1499)

пункт 1 после слов и цифр "до 2020 года" дополнить словом "(прилагается)";

дополнить приложением согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ






Приложение
к Постановлению
Правительства области
от 7 сентября 2009 года N 1342


"Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 2 сентября 2008 года N 1654

СТРАТЕГИЯ "РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

(ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)


 1. Анализ ситуации и оценка потенциала отрасли


 1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли


Градостроительный кодекс Российской Федерации впервые в российской практике ввел в правовое поле документацию территориального планирования, придав ей статус правового акта, а также признал обязательной составляющей процесса оборота земли и недвижимости в муниципальных образованиях градостроительную документацию по планировке территории.

Документы территориального планирования разрабатываются на основании проведенного комплексного анализа существующего состояния территорий в целях создания условий устойчивого градостроительного развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, благоприятных условий жизнедеятельности граждан.

До принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ вопросы градостроительства и территориального планирования уступали по значимости вопросам земельных отношений, охраны окружающей среды. В основном внимание уделялось развитию земельной реформы без учета особенностей элементов планировочной структуры застроенных и подлежащих застройке территорий (в частности, проекты планировки) и территориальному планированию в целом (генеральные планы городских и сельских поселений). Это обстоятельство негативно сказалось на современном облике населенных пунктов: ценнейшие градостроительные земли были отданы под огороды и садовые участки, зачастую территории, предназначенные под жилую застройку, отводились под площадки ТБО, складские и производственные объекты (котельные, пилорамы), в некоторых населенных пунктах интенсивно застраивались территории, занятые зелеными насаждениями. Результатом комплексного освоения территорий без учета документации по планировке стало "новое средневековье в российских городах и селах": узкие криволинейные проезды, тупиковые улицы, застроенные площади, отсутствие автостоянок, трамвайные пути, используемые как автомобильные дороги. Во многих населенных пунктах нанесен огромный ущерб объектам культурного наследия не столько в результате их утраты, сколько из-за высокоэтажной плотной застройки исторических частей населенного пункта, которая меняет эстетическое восприятие и историческую планировочную структуру городских и сельских поселений. Погоня за сиюминутной прибылью застройщиков оборачивается потерей уникального облика населенных пунктов и, в конечном счете, снижением их инвестиционного потенциала.

За период 70 - 90-х годов в Вологодской области разработка проектов генеральных планов осуществлялась исключительно на населенные пункты - центральные усадьбы колхозов и совхозов. Прибыльные сельхозпредприятия, являвшиеся градообразующими, самостоятельно заключали договоры с проектными институтами на разработку проектов планировки деревни или села. В 1976 году на территорию Вологодской области была разработана Комплексная схема районной планировки, в 26 муниципальных районах были разработаны проекты районной планировки за счет средств федерального бюджета. Практически вся разработанная градостроительная документация утверждена решениями Вологодского облисполкома и в обязательном порядке учитывается при разработке новых документов территориального планирования.

В условиях новых рыночных отношений разработанные в 70 - 80-х годах градостроительные документы реализованы и не отражают дальнейшую перспективу развития территории Вологодской области, муниципальных образований, отдельных населенных пунктов.

С принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к территориальному планированию кардинально изменились. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. При этом согласно пункту 2 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации сохраняется возможность разработки генеральных планов применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, с последующим внесением изменений в генеральные планы поселений.

Ситуация в отрасли на май 2008 года выглядит следующим образом:

Во исполнение постановления Правительства области от 5 июля 2006 года N 621 "О подготовке проекта схемы территориального планирования Вологодской области" по результатам открытого конкурса заключен государственный контракт на разработку проекта схемы территориального планирования Вологодской области (далее - проект Схемы области) от 24 ноября 2006 года N 5 с ООО "Научно-проектный институт пространственного планирования "ЭНКО" (Санкт-Петербург). В феврале 2008 года подготовка проекта Схемы области завершена.

Разработка данного нормативного правового документа направлена на определение территорий под строительство объектов регионального значения исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципальных образований, развития народнохозяйственного комплекса Вологодской области в целом.

Разработанный проект Схемы области полностью совпадает с основными положениями концепции стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.

В марте 2008 года в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Схемы области направлен на согласование в Департамент территориального планирования и регионального развития Минрегиона России, в органы исполнительной государственной власти области, в субъекты Российской Федерации, имеющие общую границу с Вологодской областью, и в органы местного самоуправления муниципальных образований области.

В 2007 году количество разрабатываемой градостроительной документации для муниципальных образований области увеличилось в 3.7 раза (приложения 1 и 2 к Стратегии).

В апреле 2008 года завершена разработка проекта схемы территориального планирования Шекснинского муниципального района (далее - проект Схемы района).

Заключены контракты в 2006 - 2007 годах (проекты Схем находятся в стадии разработки) в 10 муниципальных районах: Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Вытегорском, Грязовецком, Кирилловском, Кадуйском, Устюженском, Череповецком, Шекснинском.

Планируется заключить контракты в 2008 году в 12 муниципальных районах: Белозерском, Бабушкинском, Верховажском, Вологодском, Кичм.-Городецком, Междуреченском, Сокольском, Тарногском, Тотемском, Усть-Кубинском, Харовском, Чагодощенском.

Планируется заключить контракты в 2009 году в 4 муниципальных районах: Вашкинском, Никольском, Нюксенском, Сямженском.

В рамках подготовки документов территориального планирования городских и сельских поселений утверждены генеральные планы следующих муниципальных образований области: города Вологды, города Череповца, поселка Кадуй, сельского поселения Городецкое, сельского поселения Кичменгское, Устьянского сельского поселения, города Устюжны.

В стадии согласования или проведения публичных слушаний находятся следующие муниципальные образования области: поселок Чагода, город Белозерск, Вожегодское городское поселение, город Вытегра, сельское поселение Нюксенское, Бабушкинское сельское поселение, сельское поселение Липиноборское.

Разработка проекта генерального плана будет завершена в 2008 году в следующих муниципальных образованиях области: в городе Бабаево, в муниципальном образовании Грязовецкое, в городе Кириллове, в городе Никольске, в городе Соколе, в городе Великий Устюг, в поселке Шексна, в сельском поселении Верховажское, в городе Тотьме, в городе Харовске.

Контракты на разработку генеральных планов заключены в 2007 году в следующих муниципальных образованиях области: Тарногское сельское поселение, сельское поселение Сямженское.

На основании предложений глав муниципальных районов Главным управлением архитектуры и градостроительства области (далее - Главное управление) был сформирован перечень из 89 городских и сельских поселений, где активно ведется жилищное строительство, существует производственная и социальная база для дальнейшего развития. Эти поселения определены как приоритетные (приложение 3 к Стратегии).

В 2007 году заключены контракты на разработку проектов генеральных планов в 35 городских и сельских поселениях области. В дальнейшем работа по подготовке градостроительной документации для муниципальных образований области будет продолжена (приложения 4 и 4.1 к Стратегии).


1.2. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие (российские и региональные тенденции как внешние условия развития)


Внешними условиями, влияющими на отраслевое развитие на территории области, являются социально-экономические и политические требования современной России, действующие нормативные правовые акты.

Ситуация в России в период с 80-х по 90-е годы XX века характеризуется изменением политического и экономического строя, направленного на развитие рыночной экономики и прозрачности демократических процедур.

Экономика за последние 25 лет стала более эффективной, множество разнообразных рыночных субъектов, крупных и мелких, частных и государственных (муниципальных), с разными организационно-правовыми формами, целями и интересами, достигают каждый своих целей, и одновременно результаты их деятельности складываются в некоторое планируемое общественно значимое целое.

В сфере градостроительной деятельности субъекты рыночной деятельности вкладывают денежные средства в строительство градообразующих объектов, реконструкцию существующих и в другие сферы жизни общества. Одним из главных критериев эффективности в рыночных условиях становится объем инвестиций, направление их вложений, последствия инвестиционных процессов.

Только в современный период отрасль приобретает свою значимость как один из инструментов урегулирования взаимных интересов и разногласий участников градостроительной деятельности. Государственный интерес в развитии отрасли неоспорим - решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, взаимодействие интересов субъектов Российской Федерации в соответствии с общей социально-экономической стратегией России, уделение внимания развитию различных форм местного самоуправления, регулирование расселения в условиях формирования "смешанной" (социальной) рыночной экономики. Перечисленные тенденции взаимных интересов являются основополагающими во внутренней политике государства.

Баланс общественных и частных интересов в регламентировании прав на использование участков и другой недвижимости в построении процедур градостроительного проектирования становится одним из важнейших факторов, определяющих эффективность развития всех уровней экономики - достатка семей, малого, среднего и крупного частного бизнеса, муниципального и областного бюджетов.

Общество вступило в градостроительные отношения с федеральными, региональными и, прежде всего, с муниципальными властями. Период с 2004 по 2008 годы характеризуется ростом законотворческой деятельности в сфере земельных отношений, градостроительстве, местном самоуправлении.

Впервые Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепил обязательность наличия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки для органов местного самоуправления и определил ответственность за их отсутствие. Так, с 1 января 2010 года при отсутствии утвержденных генеральных планов не допускается принятие решения органами местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую; с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки не допускается выделение земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Следовательно, органы местного самоуправления не смогут реализовать свои полномочия, а граждане - свои права.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на уровень субъекта передан ряд полномочий в сфере архитектуры и градостроительства, а именно: по организации и проведению государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Законом области от 1 мая 2006 года N 1446-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области" определены основные требования к деятельности в области градостроительства.

Постановлением Правительства области от 20 марта 2006 года N 241 "Об утверждении структуры органа в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации на территории Вологодской области" и постановлением Правительства области от 22 января 2007 года N 81 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 20 марта 2006 года N 241" установлено, что органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия по государственной экспертизе и государственному контролю, является Главное управление.

Названные внешние условия предполагают форсирование действий по развитию отрасли в целом как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований.


1.3. Анализ ресурсного потенциала и внутренних условий развития


Для реализации требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы планирования, требуются определенные ресурсы, связанные с финансированием полномочий, решением вопросов кадровой политики в управленческих структурах в области градостроительства на региональном и муниципальном уровнях, а также наличие архитекторов-градостроителей - непосредственных разработчиков документов территориального планирования, градостроительной документации.

За последние 15 лет в 26 муниципальных районах увеличилось число руководителей отделов архитектуры и градостроительства, из них образование по специальности "Архитектура и градостроительство" имеют 40%. В большинстве случаев все специалисты выполняют обязанности, не связанные напрямую с вопросами градостроительства и планирования. В городских и сельских поселениях Вологодской области подготовкой конкурсной документации, объемом проектных работ (направлением развития поселения) занимаются заместители глав администраций муниципальных образований, бухгалтеры.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия в области градостроительства уровня субъекта Российской Федерации на территории Вологодской области возложены на орган исполнительной государственной власти Вологодской области - Главное управление архитектуры и градостроительства. Основополагающими функциями Главного управления являются:

1. Совместная подготовка документов территориального планирования.

2. Осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (разработка и корректировка градостроительной документации в соответствии с действующим федеральным законодательством).

3. Проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Основной причиной, влияющей на своевременную подготовку градостроительной документации, является финансовое обеспечение органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

В период до 2007 года средства областного бюджета на разработку градостроительной документации выделялись за счет капитальных вложений по остаточному принципу.

В 2005 году из областного бюджета выделено 1.7 млн. рублей, в 2006 году - 3.0 млн. рублей.

Законом области "Об областном бюджете на 2007 год" органам местного самоуправления муниципальных образований области выделено субсидий на разработку градостроительной документации в сумме 15.0 млн. рублей.

На 2008 год законом области "Об областном бюджете на 2008 год" на разработку градостроительной документации предусмотрено финансирование в сумме 19800.0 тыс. рублей (в том числе 10053.8 тыс. рублей - на разработку схем территориального планирования муниципальных районов области, 9746.2 тыс. рублей - на разработку генеральных планов городских и сельских поселений), что в 2.4 раза ниже потребности, которая составляет 45200 тыс. рублей.

Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществляется с момента введения статьи 81 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ. Главным управлением подготовлен перечень необходимых к разработке нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований области, в соответствии с которым проводится мониторинг и осуществляется контроль.

Во исполнение пункта 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета приоритетных национальных проектов 7 апреля 2006 года от 25 апреля 2006 года N Пр-676 Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 мая 2006 года N ДМ-П45-1969 проводит мониторинг по планированию развития территорий, в том числе городских округов, городских и сельских поселений области, и увеличению площадей земельных участков, предоставляемых под комплексную жилую застройку в соответствии с разработанными и утвержденными документами территориального планирования. С 2007 года Главное управление является главным распорядителем средств областного бюджета в виде субсидии на разработку градостроительной документации, предоставляемой муниципальным образованиям области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»