(с изменениями на 22 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 06.06.2016 N 254, от 30.11.2016 N 436, от 06.02.2017 N 23, от 01.03.2018 N 81, от 16.10.2018 N 431, от 22.03.2019 N 75, от 01.06.2019 N 223, от 31.12.2019 N 536, от 18.08.2023 N 440, от 22.07.2024 N 356)
В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях развития территорий и улучшения жилищных условий граждан Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 22.07.2024 N 356)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края "Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края".
2. С 1 января 2016 года признать утратившим силу постановление Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 387 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Государственное регулирование территориального развития Забайкальского края".
Губернатор Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ И ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 22.07.2024 N 356)
На территории Забайкальского края расположены 3 городских округа, 16 муниципальных округов, 15 муниципальных районов, в том числе 28 городских поселений и 186 сельских поселений, 37 поселков городского типа и 823 сельских населенных пункта.
Ряд территорий в силу объективных обстоятельств, продиктованных историческими реалиями, социально-экономическими и природно-климатическими особенностями, требует особого подхода к своему развитию. К таким территориям относятся город Краснокаменск и Краснокаменский муниципальный округ, городской округ "Город Чита".
Город Краснокаменск - второй по величине город Забайкальского края, который является административным центром Краснокаменского муниципального округа. Благополучие города, являющегося монопрофильным, тесно связано с деятельностью градообразующего предприятия - ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (далее - ПАО "ППГХО"). ПАО "ППГХО" входит в состав уранового холдинга АО "Атомредметзолото" и является флагманом российской уранодобывающей отрасли и одним из крупнейших уранодобывающих предприятий в мире.
Город Чита является центром (столицей) Забайкальского края. В связи с таким статусом был принят Закон Забайкальского края от 4 мая 2010 года N 358-ЗЗК "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края", согласно которому бюджету городского округа "Город Чита" ежегодно из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Чита" на решение вопросов местного значения, определенных в указанном Законе.
В соответствии с современными картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации значительная часть территории края является сейсмически опасной территорией. Некоторые районы могут быть отнесены к сейсмичности 8 и более баллов по шкале MSK-64. К зонам повышенной сейсмической опасности на территории Забайкальского края относятся Каларский, Петровск-Забайкальский, Могочинский, Хилокский и Красночикойский районы.
В 2013 году осуществлялась реализация мероприятий краевой долгосрочной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Забайкальского края (2011 - 2014 годы)". В рамках программы осуществлено строительство 48-квартирного жилого дома в пгт. Амазар Могочинского района. Финансирование осуществлялось за счет средств краевого и федерального бюджетов. Всего на указанный объект было профинансировано в 2013 - 2016 годах 146,6 млн. рублей, в том числе из бюджета Забайкальского края - 55,4 млн. рублей, федерального бюджета - 90,6 млн. рублей, местного бюджета - 0,6 млн. рублей.
Поскольку на настоящий момент не решены все проблемы в сейсмоопасных территориях, необходимо продолжить работу по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Забайкальского края. В связи с этим в Забайкальском крае был разработан комплекс мероприятий по сейсмоусилению объектов.
Реализация мероприятия позволит обеспечить необходимый уровень сейсмобезопасности в Забайкальском крае, что является значимым фактором его устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности и соответствует приоритетам социально-экономического развития Забайкальского края.
Численность населения Забайкальского края на 1 января 2023 года составила 992,4 тыс. человек, что на 67,3 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (1 059,7 тыс. человек).
Снижение численности населения обусловлено естественной убылью населения и общей миграционной убылью в целом по краю.
Убыль населения является в том числе следствием недостаточности развития экономики и инфраструктуры территорий.
Для решения проблем обеспеченности жильем и обеспечения инфраструктуры в рамках реализации мероприятий по развитию территорий предусмотрены мероприятия по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в государственную (муниципальную) собственность, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, национальной экономики, национальной безопасности и правоохранительной деятельности в муниципальных образованиях Забайкальского края.
В последние годы мероприятия по развитию жилищной сферы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с различным уровнем доходов, реализовывались в соответствии с основными положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей реализуются в Забайкальском крае начиная с 2006 года, с этого периода регион принимал участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Жилище". С 1 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" вошли в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа Российской Федерации).
Ежегодно между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Забайкальского края заключаются Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. В целях софинансирования реализации мероприятий в бюджете Забайкальского края и местных бюджетах ежегодно предусматриваются денежные средства.
По состоянию на 1 января 2016 года в Забайкальском крае желание участвовать в мероприятии изъявили 6 316 молодых семей. За время реализации данных мероприятий улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края и местных бюджетов, 3 622 семьи. Однако проблема до конца не решена. При этом ежегодно исключаются из участников мероприятия семьи, в которых возраст хотя бы одного из членов молодой семьи достиг 36 лет, а также которые самостоятельно улучшили жилищные условия. Так, по состоянию на 1 января 2024 года в Забайкальском крае желание участвовать в программе изъявили 1 360 молодых семей.
За период действия государственной программы:
завершены следующие мероприятия:
реконструкция сетей водоснабжения очистных и канализационных сетей - канализационные очистные сооружения (расширение) г. Чита (2-я очередь строительства) Iб пусковой комплекс "Вторичный радиальный отстойник" (по ГП N 4б);
стабилизация русловых процессов реки Аргунь (I очередь);
реконструкция и проектирование тепловых сетей, сетей водопровода и канализации в г. Шилка, 2 очередь;
осуществлен капитальный ремонт дошкольного образовательного учреждения "Солнышко" и спортивного зала "Аргунь";
осуществлена реконструкция детского парка культуры и отдыха в г. Краснокаменск;
завершено строительство инженерных сетей ООО "Мясокомбинат Даурский";
осуществлена реконструкция линий электроснабжения 10 кВ от жилого дома 701 до РП-6, кабельных линий городского поселения;
выполнен капитальный ремонт кабельных линий электроснабжения;
выполнен монтаж детских игровых и спортивных площадок;
выполнен монтаж наружного освещения города (г. Краснокаменск);
выполнены капитальные и текущие ремонты учреждений образования;
введены в эксплуатацию следующие объекты:
обустроен городской пляж с базой отдыха в г. Чита;
строительство котельной в г. Шилка;
завершено строительство детского сада;
осуществлялось строительство спортивного центра с универсальным игровым залом и плавательным бассейном (г. Краснокаменск);
памятник Святому Благоверному Александру Невскому;
завершено строительство многоквартирного жилого дома.
Проводился ремонт автодорог, организовано воздушное сообщение с краевым центром.
Несмотря на реализуемые мероприятия по развитию территорий, полностью решить все проблемы в данной сфере не удалось.
Во-первых, вследствие дефицита средств бюджета Забайкальского края, а также недостаточности применения механизмов по привлечению внебюджетных источников не решена проблема изношенности систем инженерной инфраструктуры в районах края.
Во-вторых, не реализован весь комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры (в том числе социальной) Краснокаменского муниципального округа. Необходимо продолжить его реализацию для сдерживания оттока местного населения и создания благоприятных условий для его проживания в целях обеспечения местных производств трудовыми ресурсами.
В-третьих, не решены все проблемы в сейсмоопасных территориях. Необходимо продолжить решение проблем по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Забайкальского края.