Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2015 года N 150


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 592

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 17.10.2018 N 652, вступающего в силу со дня официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________

В соответствии с Областным законом от 25.12.2014 N 283-ЗС "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановлением Правительства Ростовской области от 22.05.2015 N 358 "Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития Ростовской области и составления проекта областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 592 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" изменение, изложив приложение N 1 к нему в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Василенко В.Н.


Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит
     министерство сельского
     хозяйства и продовольствия
     Ростовской области






Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 02.12.2015 N 150

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"

Наименование государственной программы

-

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхозпрод области)

Соисполнители государственной программы

-

министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - минприроды Ростовской области) (департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области (далее - депохотрыбхоз РО) до 1 июня 2014 г. в соответствии с распоряжением Правительства Ростовской области от 19.03.2014 N 95 "О структурных преобразованиях в органах исполнительной власти Ростовской области")

Участники государственной программы

-

управление ветеринарии Ростовской области (далее - Упрвет РО);
управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области (далее - Ростовоблгостехнадзор);
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ области);
министерство транспорта Ростовской области (далее - минтранс РО);
органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области

Подпрограммы государственной программы

-

1. "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".
2. "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения".
3. "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
4. "Поддержка малых форм хозяйствования" <*>.
5. "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие".
6. "Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
7. "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
8. "Обеспечение реализации государственной программы".
9. "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства".
А. "Развитие мясного скотоводства".
Б. "Развитие молочного скотоводства".
Г. "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства".
Д. "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания"

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

ведомственная целевая программа "Развитие овощеводства закрытого грунта";
ведомственная целевая программа "Развитие рисоводства";
ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства";
ведомственная целевая программа "Развитие птицеводства";
ведомственная целевая программа "Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней";
ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства";
ведомственная целевая программа "Создание условий устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет развития животноводства в малых формах хозяйствования";
ведомственная целевая программа "Развитие оптовых распределительных и логистических центров";
ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года";
ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственного рыбоводства"

Цели государственной программы

-

обеспечение устойчивости развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Ростовской области;
обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
устойчивое развитие сельских территорий;
обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития агропромышленного комплекса

Задачи государственной программы

-

увеличение производства продукции растениеводства и ее переработки;
восстановление и вовлечение в оборот мелиорируемых земель сельскохозяйственного назначения;
увеличение производства продукции животноводства и ее переработки;
увеличение производства рыбной продукции и ее переработки;
привлечение инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы;
проведение технической модернизации и перевооружения организаций агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
создание условий для повышения инновационности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
обеспечение развития кооперации, сельскохозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства на селе;
повышение качества жизни сельского населения;
улучшение инфраструктурного обустройства сельских территорий;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
развитие новых направлений аквакультуры;
улучшение условий естественного воспроизводства водных биологических ресурсов;
повышение качества оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в сфере агропромышленного комплекса

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства);
удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе;
индекс производительности труда к предыдущему году;
количество высокопроизводительных рабочих мест

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

2014 - 2020 годы.
Этапы реализации государственной программы не выделяются

Ресурсное обеспечение государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы составляет 34492579,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 31007312,4 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 8350349,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 8519889,0 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 670767,8 тыс. рублей;
в 2016 году - 4112689,2 тыс. рублей;
в 2017 году - 3691617,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 2334511,5 тыс. рублей;
в 2019 году - 2334511,5 тыс. рублей;
в 2020 году - 2334511,5 тыс. рублей;
из них безвозмездные поступления в областной бюджет за счет средств федерального бюджета - 14923501,9 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 5348543,1 тыс. рублей;
в 2015 году - 6319297,8 тыс. рублей, из них неиспользованные средства 2014 года составляют 526199,2 тыс. рублей;
в 2016 году - 2056695,8 тыс. рублей;
в 2017 году - 1725164,4 тыс. рублей;
за счет местных бюджетов - 109047,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 19700,3 тыс. рублей;
в 2015 году - 28577,2 тыс. рублей;
в 2016 году - 16573,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 15726,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 13845,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 14624,7 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 3376219,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 526254,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 278000,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 278000,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 270000,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 674655,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 674655,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 674655,0 тыс. рублей.
Средства внебюджетных источников:
предусматриваются в рамках подпрограмм "Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения";
включаются в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" при условии формирования списка получателей социальных выплат и отражения его в правовых актах представительных органов муниципальных образований - участников реализации мероприятий, заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) и Правительством Ростовской области, минсельхозпродом области и муниципальными образованиями на реализацию мероприятий подпрограммы; в подпрограмму "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" исходя из доли возмещения затрат за счет средств федерального и областного бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям по мероприятиям подпрограммы.
Средства федерального бюджета включаются в государственную программу при условии отражения их в федеральном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах, соглашениях между Минсельхозом России и Правительством Ростовской области при предоставлении средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы.
Средства местных бюджетов предусматриваются в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и включаются в подпрограмму при условии отражения их в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, заключения соглашений между Минсельхозом России и Правительством Ростовской области, минсельхозпродом области и муниципальными образованиями на реализацию мероприятий подпрограммы.
Объемы финансирования государственной программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции;
увеличение площади мелиорируемых земель;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
увеличение притока инвестиций в агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы;
повышение инновационной составляющей агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;
увеличение доходов сельских жителей посредством роста заработной платы;
обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения рентабельности производства;
улучшение инфраструктурного обустройства сельских территорий и жилищных условий на селе

     ________________

<*> До 1 января 2016 г. - подпрограмма "Развитие кооперации, малого и среднего предпринимательства на селе".

Раздел 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


За период реализации на территории области Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2014 годы улучшились основные показатели развития сельского хозяйства, стабилизировалось финансовое состояние сельхозпроизводителей.

По сравнению с 2007 годом производство зерновых и зернобобовых культур выросло на 53,4 процента. Ежегодные сборы составляют от 6,5 до 7 млн. тонн. Производство овощей увеличилось в 2 раза и составило в 2012 году 677,5 тыс. тонн. Сократилось производство масличных культур с 1,2 до 1 млн. тонн.

В 2012 году производство мяса увеличилось по сравнению с 2007 годом на 9,5 процента, молока - на 13,8 процента, яиц - на 21 процент.

За 2008 - 2012 годы среднегодовое производство мяса возросло по сравнению с предыдущим пятилетием на 29,7 процента, молока - на 10,3 процента, яиц - на 15,9 процента.

Выросло потребление на душу населения мяса с 61 до 70 кг, молока - с 238 до 278 кг, яиц - с 297 до 317 штук. При этом темпы производства отстают от темпов потребления.

Произошло снижение количества техники, использующейся за пределами сроков амортизации. Так, в 2007 году за пределами сроков амортизации эксплуатировалось тракторов - 73 процента, зерноуборочных комбайнов - 68 процентов. В 2012 году, соответственно, 64 процента и 57 процентов.

Увеличилось внесение в почву минеральных удобрений на 63,7 процента: с 146,7 до 240,1 тыс. тонн в действующем веществе.

В результате среднегодовая урожайность основных сельхозкультур за 5 последних лет (2008 - 2012 годы) возросла по сравнению с предыдущим пятилетием (2003 - 2007 годы): зерновых - на 17,5 процента (составила 25,5 ц/га), овощей - на 45,8 процента (составила 149,2 ц/га), картофеля - на 20,9 процента (составила 96,7 ц/га).

За период 2008 - 2012 годов в области наблюдалась разнонаправленная динамика: выросло производство мяса и субпродуктов на 76 процентов, колбасных изделий на 6 процентов, масла растительного на 6 процентов, кондитерских изделий в 2 раза. Снизилось производство цельномолочной продукции на 21 процент.

Государственная поддержка способствовала стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом субсидий в 2012 году составил 15,4 процента, что на 7,6 процентного пункта выше, чем без государственной поддержки. Вместе с тем данный показатель на 5,5 процентного пункта ниже уровня 2008 года.

За пять лет на развитие агропромышленного комплекса привлечено 75,5 млрд. рублей инвестиций. Реализовано 18 крупных инвестиционных проектов, в том числе в животноводстве - шесть проектов, в растениеводстве - два проекта, в пищевой и перерабатывающей промышленности - шесть проектов, в смежных отраслях - четыре проекта. Создано порядка четырех тысяч рабочих мест.

Благодаря высокому природному потенциалу и своевременным мерам государственной поддержки в области удалось переломить кризисную ситуацию в рыбохозяйственном комплексе, сложившуюся в 1990-х годах, когда из-за высоких издержек рыбоводства и устаревшей производственной базы количество выращиваемой рыбы резко сократилось с 25 - 28 тыс. тонн до 5 - 6 тыс. тонн в год.

Государственная поддержка обеспечила рост производства товарной рыбы в Ростовской области до 17,6 тыс. тонн (2012 год). В результате Ростовская область последние годы является лидером среди субъектов Российской Федерации по производству товарной рыбы.

Однако начиная с 2010 года наблюдается замедление темпов роста, вызванное насыщением регионального рынка производимой в области рыбой.

Кроме того, замедлению темпов роста способствует рост тарифов на электроэнергию, цен на корма.

Основной проблемой развития рыболовства является резкое снижение запасов ценных видов рыб в естественных водоемах. Вылов ценных видов рыб (осетровые, судак, лещ) замещается малорентабельными видами (тюлька, хамса, бычки, карась).

Основными объектами промысла в Азовском и Черном морях на сегодняшний день являются мелкосельдевые (тюлька, хамса, шпрот) и бычки. Рекомендованные объемы добычи, предоставляемые рыбодобывающим организациям Ростовской области в Азовском и Черном морях, составляют более 40 тыс. тонн в год, из них около 90 процентов - это мелкосельдевые виды рыб и бычки. Доходы от их вылова в настоящее время не могут обеспечить активное развитие рыбодобывающих предприятий.

Низкая рентабельность судового промысла мелкосельдевых и бычков привели к сокращению численности рыбопромыслового флота Ростовской области. За последние пять лет число сейнеров и приемно-транспортных рефрижераторов сократилось более чем в три раза: с 14 до 4.

Вместе с тем необходимо учитывать, что благодаря своей низкой стоимости эти виды рыб и рыбопродукция из них являются социально значимыми. Кроме того, тюлька необходима для полноценного функционирования некоторых направлений животноводства. А такие виды, как шпрот, хамса и бычки, могут послужить сырьем для восстановления производства консервов, утраченного в кризисный период 1990-х годов.

Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов области имеет неустойчивый характер. Происходит это в основном за счет специфики производственного процесса, изменившихся природно-климатических условий, диспаритета цен на сельскохозяйственную и рыбную продукцию и продукцию промышленности и естественных монополий, низкой рентабельности сельскохозяйственной и рыбной продукции.

На прогнозный период намечаются следующие значимые тенденции:

увеличение площади мелиорируемых земель;

преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

увеличение объемов капитальных вложений, увеличение объемов инвестиций в укрепление материально-технической базы на предприятиях агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

повышение инновационной составляющей агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Приоритетными направлениями аграрной политики в программный период являются:

в сфере производства - развитие отраслей растениеводства, животноводства, рыбоводства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей рыбной продукции, в том числе за счет удешевления инвестиционных и краткосрочных кредитов посредством предоставления государственной поддержки в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам;

в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения и внутрихозяйственных водоемов, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий, привлечение инвестиций для создания производственных комплексов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;

в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

На результаты реализации государственной программы, а следовательно, достижение целей, влияют факторы природной среды.

К основным источникам природных рисков можно отнести:

метеорологические и агрометеорологические чрезвычайные события (засуха, заморозки, бури, ураганы, крупный град, сильные дожди, сильные снегопады);

геологические чрезвычайные события (оползни, эрозия, пылевые бури, обвалы земной поверхности);

природные пожары (чрезвычайная пожарная опасность, лесные, степные пожары);

гидрологические чрезвычайные события (половодье, понижение уровня воды, повышение уровня грунтовых вод);

дефицит водных ресурсов вследствие сокращения водности реки Дон и перераспределение ее стока в интересах судоходства.

Эпизоотические риски - распространение эпидемии инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных вследствие несоблюдения ветеринарных требований к содержанию сельскохозяйственных животных и финансовой неустойчивости хозяйств.

Кроме того, к факторам рисков относятся:

низкое качество контрольно-надзорных функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти в сфере использования водных биоресурсов, и, как следствие, развитие браконьерства;

неоднозначность трактовки норм регулирования рыболовства в Азовском море на международном уровне.

К макроэкономическим рискам относят: диспаритет цен на сельскохозяйственную, рыбную продукцию и промышленную продукцию, энергоносители и готовую продукцию агропромышленного комплекса (далее - АПК) Ростовской области, цикличность экономической динамики.

Финансово-экономические кризисы вызывают дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание. Ограниченность в финансовых средствах влияет на осуществление инвестиционной деятельности, высокие процентные ставки по кредитам приводят к снижению инвестиционной активности сельскохозяйственных организаций.

Влияние природных и эпизоотических рисков можно продемонстрировать на следующих примерах. Благоприятные климатические условия при отсутствии засух (заморозков) позволяют достигать потенциальной среднеобластной урожайности на уровне 30 ц/га. Наступление чрезвычайных событий приводит к снижению урожайности и, соответственно, валовых сборов от 13 до 50 процентов.

Распространение африканской чумы свиней привело к сокращению в два раза поголовья свиней и производства мяса свинины по отношению к 2008 году.

Возникновение обстоятельств непреодолимой силы (рисков) приводит к снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.

Для устранения негативных тенденций в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, Концепции развития агропромышленного комплекса до 2020 года формируется данная государственная программа, предусматривающая комплексное развитие всех подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса Ростовской области.

Для эффективной реализации государственной программы потребуется принятие ряда нормативных актов, способствующих достижению установленных целей и задач, в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 1 к государственной программе.

Раздел 2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ), ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Целями государственной программы являются:

обеспечение устойчивости развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Ростовской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»