ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2015 года N 462-Пр


О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области

(с изменениями на 23 декабря 2022 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 21.07.2016 N 295-Пр, от 09.03.2017 N 89-Пр, от 30.10.2017 N 479-Пр, от 31.07.2019 N 345-Пр, от 13.11.2020 N 459-Пр, от 23.12.2022 N 641-Пр)




В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области.



Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН



Утвержден
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 29 октября 2015 г. N 462-Пр



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В СФЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ТОРГОВЛИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 21.07.2016 N 295-Пр, от 09.03.2017 N 89-Пр, от 30.10.2017 N 479-Пр, от 31.07.2019 N 345-Пр, от 13.11.2020 N 459-Пр, от 23.12.2022 N 641-Пр)




I. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки



1. Общие положения


В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию "О правах инвалидов", принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13.12.2006 (далее - Конвенция).


Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Конвенция была ратифицирована.


Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.


Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.


Законодательство Российской Федерации конкретизирует реализацию положений Конвенции. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты.


В связи с принятием Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.



2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения


В настоящее время в Астраханской области проживает около 51 тыс. инвалидов (в том числе 4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), из них 12 тыс. человек - инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 6 тыс. инвалидов по зрению и 2 тыс. инвалидов по слуху.


В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.


Несмотря на сравнительно невысокую долю инвалидов в общей численности населения области (менее 5%), остается нерешенной важная социальная проблема - устранение барьеров для инвалидов в различных сферах жизнедеятельности.


Барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие тактильных указателей, отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и другие физические и информационные барьеры.


Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.


Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении.


Данная работа начата в регионе еще в 1996 году, когда Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 15.10.1996 N 343 была утверждена Программа создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на 1997 - 1999 годы, включающая в себя в основном вопросы транспортного обслуживания инвалидов, обеспечения инвалидов по зрению и слуху тифлотехническими приборами и слуховыми аппаратами, доступности массовых мероприятий, которые в целом были реализованы.


В целях продолжения начатой работы были приняты Распоряжение Губернатора Астраханской области от 30.12.2002 N 1369-р "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", Закон Астраханской области от 27.12.2004 N 70/2004-ОЗ "Об установлении организациям квоты для приема на работу инвалидов", Постановление Правительства Астраханской области от 10.05.2007 N 170-П "О дополнительном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области"; расширен перечень профессий, по которым осуществляется обучение и переобучение инвалидов; сооружены пандусы при входе в наиболее посещаемые общественные учреждения, продолжена работа по оборудованию светофоров звуковыми приставками, обеспечению инвалидов по зрению и слуху тифлотехническими приборами и слуховыми аппаратами.


Мероприятия по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности реализовывались в рамках Распоряжения Правительства Астраханской области от 19.03.2009 N 73-Пр "О плане мероприятий по приспособлению объектов социальной сферы для жизнедеятельности инвалидов на 2009 - 2011 годы", Постановлений Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П "Об отраслевой целевой программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2010 - 2011 годы", от 20.07.2011 N 255-П "О государственной программе "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.


Постановлениями Правительства Астраханской области от 29.08.2011 N 326-П "О государственной программе "Социальная защита населения Астраханской области на 2012 - 2016 годы" и от 12.09.2014 N 399-П "О государственной программе "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" работа в указанном направлении была продолжена.


С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов.


План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Астраханской области (далее - дорожная карта) является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами Астраханской области, нормативными правовыми актами Астраханской области, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.


Целью разработки дорожной карты является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам инвалидов на территории Астраханской области.


Создание доступной среды для инвалидов в организациях культуры, физической культуры и спорта и других сферах жизни обеспечит право каждого на свободный доступ к предоставляемым в них услугам как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, право на занятия физической культурой и спортом, право на посещение учреждений культуры для всех категорий граждан и групп населения.


В решении вопросов создания доступной среды для инвалидов на территории региона существует ряд проблем, требующих комплексного подхода:


- несистематизирована, а следовательно, неэффективна организация профилактической работы, направленной на ликвидацию проявлений дискриминации по признаку инвалидности, на воспитание толерантного отношения к гражданам с ограниченными возможностями здоровья;


- объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры остаются для инвалидов труднодоступными из-за отсутствия элементарных приспособлений. К числу таких объектов относятся учреждения системы образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, спорта, административные здания и общественный транспорт.


Статьей 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, а также включают (до 1 июля 2016 года) требования к обеспечению условий доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг в административные регламенты их предоставления.


В соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 21.07.2014 N 295-Пр "О проведении паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" проведена паспортизация объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Астраханской области.


По итогам паспортизации руководителями органов и организаций принимаются управленческие решения для определения первоочередных мер по дальнейшему обустройству и адаптации объектов и услуг социальной инфраструктуры Астраханской области.


Работа по созданию условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов на объектах социальной инфраструктуры организациями осуществляется по следующим направлениям:


- определение ответственных за организацию этой работы должностных лиц, а также создание рабочих групп по разработке мероприятий;


- организация проведения обследования соответствия действующих зданий, помещений, в которых гражданам предоставляются услуги, а также порядков их предоставления положениям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственным стандартам (в том числе в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания и т.д.), сводам правил, строительным нормам и другим, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам;


- осуществление проверки проектов документации на проведение капитального ремонта (модернизации, реконструкции) зданий, на строительство (аренду) новых зданий (помещений), проектов договоров о закупке оборудования и транспортных средств с последующим принятием решений по исключению случаев аренды, ввода в эксплуатацию новых объектов (транспортных средств), не соответствующих требованиям об их полном соответствии потребностям инвалидов;


- определение объемов и сроков проведения работ по поэтапному приведению действующих объектов и порядков предоставления на них услуг в соответствие с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов;


- подготовка расчета потребности финансовых средств, необходимых для выполнения указанных работ в рамках финансирования мероприятий, предусмотренных утвержденными планами развития организации;


- определение сроков проведения работ по поэтапному приведению объектов и порядков предоставления услуг в соответствие с условиями обеспечения их доступности для инвалидов с учетом утвержденных планов развития организации;


- организация проведения инструктирования (обучения) сотрудников организации, предоставляющей услуги населению, по вопросам оказания услуг инвалидам в доступных для них форматах;


- определение порядка предоставления услуг инвалидам на объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом их нужд (до их реконструкции или капитального ремонта), в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (путем обеспечения им доступа к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, предоставления необходимой услуги по месту жительства или в дистанционном режиме);


- представление в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (по подведомственности) предложений по включению в административные регламенты предоставления гражданам государственных услуг положений, обеспечивающих соблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий их доступности для инвалидов.



3. Цели и задачи мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»