ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2014 года N 177-Пр


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.03.2013 N 118-ПР

Внести в Распоряжение Правительства Астраханской области от 21.03.2013 N 118-Пр "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)", прилагаемый к распоряжению, в новой редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.


И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ





Приложение
к Распоряжению Правительства
Астраханской области
от 30 апреля 2014 года N 177-Пр

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


 I. Общее описание "дорожной карты"

1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Астраханской области (2013 - 2018 годы)" призвана обеспечить доступность, существенно повысить качество и эффективность предоставления услуг в сфере социального обслуживания, в том числе в связи с введением системы стимулирования руководителей и работников учреждений в зависимости от качества и результативности труда каждого работника и учреждения в целом.

В целях удовлетворения потребности населения Астраханской области в качественных социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация системы социального обслуживания населения. Модернизация социального обслуживания предполагает реализацию комплекса мероприятий с учетом изменений законодательства, социально-экономических и демографических условий, а также путем решения кадровых проблем отрасли.

Совершенствование системы социального обслуживания должно осуществляться по следующим направлениям:

- актуализация с учетом изменения федерального законодательства, законодательства Астраханской области, предусматривающая дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан;

- осуществление эффективного контроля за предоставлением услуг и внедрение независимой оценки их качества общественными структурами;

- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращение очередности на предоставление социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения учреждений социального обслуживания граждан в Астраханской области, а также путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;

- сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социальных работников, в том числе повышение оплаты труда.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Астраханской области, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. В Астраханской области на основании законодательства Российской Федерации с учетом основных социально-экономических и демографических факторов сформирована система социальной защиты населения, включающая 62 учреждения различных типов и форм. Законодательством Астраханской области определен гарантированный государством перечень социальных услуг.

В 2013 году социальным обслуживанием охвачено около 80 тысяч пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Получателями 62 видов социальных выплат являются 368 тысяч жителей.

С целью обеспечения доступности государственных социальных услуг для населения области используется программный принцип формирования бюджета Астраханской области. Реализуются программы, направленные на повышение качества жизни населения. Разработанные ведомственные целевые программы создают основу для повышения качества, доступности и комплексной безопасности социального обслуживания населения, а также результативности и эффективности бюджетных ассигнований на его организацию.

С 2009 года министерство социального развития и труда Астраханской области взаимодействует с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в реализации программ, направленных на решение проблем профилактики семейного и детского неблагополучия, организацию комплексного подхода в оказании квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Астраханская область вошла в число пилотных регионов по реализации проекта "Лучшие практики содействия социализации людей с ограниченными возможностями (Интеграционный консультант)", что позволит создать инновационную модель сетевой службы предоставления персональных услуг инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности.

В целях расширения спектра востребованных услуг в Астраханской области активно реализуются региональные проекты "Все в сеть!" по обучению компьютерной грамотности пенсионеров и "Школа активного долголетия" по разным направлениям обучения и творчества; действуют участковые социальные службы, выездные мобильные бригады специалистов социальной сферы; введена служба сиделок; предоставляются услуги социального такси.

В полном (100%) объеме в Астраханской области удовлетворена потребность:

- граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании на дому;

- детей-инвалидов с глубокими нарушениями интеллекта, нуждающихся в стационарном обслуживании в домах-интернатах;

- граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании в отделениях временного, постоянного проживания областных государственных учреждений социального обслуживания;

- лиц без определенного места жительства во временном стационарном обслуживании;

- несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в реабилитационной помощи.

При этом на 97.9% обеспечены граждане пожилого возраста и инвалиды стационарным обслуживании в условиях дома-интерната общего типа и на 90.5% обеспечены стационарным социальным обслуживанием лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями.

В период 2009 - 2013 годов в целях повышения эффективности деятельности региональной системы социальной защиты населения в Астраханской области проведен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию сети учреждений, их структуры, штатной численности и сокращение административно-хозяйственных расходов, исходя из эффективности использования бюджетных средств и востребованности населением предоставляемых услуг. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на обеспечение доступности и повышение качества востребованных государственных социальных услуг, в том числе на укрепление материально-технической базы и обеспечение комплексной безопасности в учреждениях социального обслуживания.

В результате централизации бюджетно-финансовых служб учреждений в муниципальных районах и министерстве социального развития и труда Астраханской области образовано 10 централизованных бухгалтерских служб по территориальному принципу, обеспечивающих работу 62 учреждений отрасли.

Закрыто 10 отделений постоянного, временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов с несоответствующими условиями обслуживания, 6 неэффективных отделений дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения в муниципальных районах области.

С целью повышения эффективности и качества предоставления услуг в 2013 году завершена работа по оптимизации отделений социального обслуживания на дому в комплексных центрах социального обслуживания, пересмотрена нагрузка на социальных работников, сокращены штатные единицы заведующих отделениями.

Открыто востребованное отделение психоневрологического профиля "Милосердие" на 50 мест в Волго-Каспийском доме-интернате для престарелых и инвалидов, на 25 увеличено число мест для психохроников в Наримановском психоневрологическом интернате. В целях расширения возможности социальной и медицинской реабилитации и разукрупнения ГКСУСО АО "Разночиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с. Черный Яр создано ГСКУ АО "Детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Солнечный" на 48 мест.

За счет внутренних резервов созданы участковые социальные службы в каждом муниципальном районе Астраханской области, приемные семьи для пожилых людей, открыты кризисный центр помощи женщинам с отделением "Молодая мама", реабилитационно-кризисное отделение для детей, пострадавших от жестокости и насилия "Парусник" в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексных центрах социального обслуживания населения в 8 муниципальных районах Астраханской области, службы сиделок в 9 центрах социального обслуживания населения, расширена сеть отделений социально-медицинского обслуживания, реализуется проект "Большая семья" по социальному обслуживанию многодетных семей в комплексном центре социального обслуживания "Семья", перепрофилированы специализированные учреждения для несовершеннолетних Астраханской области, открыты отделения постинтернатной адаптации для выпускников детских домов и школы приемных родителей.

Значительные изменения произошли в структуре отрасли социальной защиты населения Астраханской области в связи с созданием системы единого ведомственного контроля за деятельностью учреждений защиты прав детей. В 2013 году в ведение министерства социального развития и труда Астраханской области переданы 4 детских дома и 3 дома ребенка.

Вместе с тем модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях законодательства Российской Федерации, не позволяет в настоящее время в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.

Положения ряда норм законодательства Российской Федерации в области социального обслуживания не соответствуют правовому положению государственных, социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещению государственного заказа и др. Развитию системы социального обслуживания населения будет способствовать вступление в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который направлен на обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности.

Кроме этого, демографическая ситуация в Астраханской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения. За последние 5 лет она увеличилась на 15.4% и по состоянию на 1 января 2013 года составила 21.8% (221.8 тыс. человек) от общей численности постоянного населения Астраханской области (1014 тыс. человек). Это ставит дополнительные задачи по развитию комплекса качественных социальных услуг для пожилых жителей области, преимущественно стационарозамещающих технологий обслуживания как наименее затратных.

2.2. В настоящее время штатная численность работников учреждений социальной защиты населения Астраханской области составляет 7742 единицы, в том числе социальных работников - 1245 единиц.

В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров. В настоящее время укомплектованность кадрами составляет 94%, что в основном объясняется недостатком квалифицированных специалистов в сельской местности и младшего медицинского персонала в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенных на территории Астраханской области. Кроме этого, причинами неукомплектованности и текучести кадров в отрасли являются низкий уровень оплаты труда и большая психологическая нагрузка.

Среднемесячная заработная плата работников отрасли за 2013 год по сравнению с предыдущим годом возросла на 41.6% и составила 14154 рубля. Размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 10329 рублей, или 45.8% к уровню средней заработной платы по региону по итогам федерального статистического наблюдения за 2013 год (письмо Росстата от 26.02.2014 N МД-07-6/582-ДР).

Реформирование системы оплаты труда в Астраханской области осуществляется с 2009 года. Совершенствование оплаты труда работников учреждений проводилось в связи с аттестацией работников отрасли в целях подтверждения уровня квалификации работников и присвоения квалификационных категорий, стимулирования работников к повышению уровня профессионального мастерства, что в конечном итоге способствовало повышению качества оказываемых услуг.

В 2013 году проведены мероприятия по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда в части уточнения показателей эффективности деятельности основных категорий работников согласно Постановлениям Правительства Астраханской области от 08.05.2013 N 156-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 18.12.2008 N 666-П" и от 08.08.2013 N 288-П "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Астраханской области".

Основная цель формирования новых систем оплаты труда это установление зависимости размера оплаты труда каждого работника от квалификации и сложности выполняемых работ, а также необходимость сохранения дифференцированного подхода к оплате труда работников. При этом размер оклада руководителя учреждения зависит от величины средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

В настоящее время по должностям работников установлены фиксированные размеры должностных окладов, выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику и руководителю учреждения с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, а также с учетом показателей эффективности работы учреждения. Принято Положение о стимулирующих выплатах руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, утвержденное приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 05.09.2012 N 266, в соответствии с которым начисление стимулирующих выплат руководителям учреждений с 2013 года осуществляется на основе выполнения целевых показателей эффективности деятельности возглавляемых ими учреждений. Доработаны целевые показатели эффективности деятельности учреждений в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России - Приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 20.12.2013 N 379 "О внесении изменений в приказы министерства социального развития и труда Астраханской области от 05.09.2012 N 266 и от 05.06.2013 N 194".

Критерии оценки труда работников устанавливаются локальным нормативным актом учреждения в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми правовыми актами министерства социального развития и труда Астраханской области, и с учетом мнения представительного органа работников. Приказы министерства социального развития и труда Астраханской области от 22.01.2013 N 14 "О применении систем оплаты труда в государственных учреждениях Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области" и от 17.01.2014 N 16 "О методических рекомендациях по формированию и применению систем оплаты труда в государственных учреждениях Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области".

Конкретные размеры выплат стимулирующего характера работнику устанавливаются руководителем учреждения с учетом мнения комиссии по вопросам оплаты труда работников учреждения, созданной локальным нормативным актом учреждения, в целях принятия объективного решения.

Применение новой системы оплаты труда позволяет повысить не только заработную плату работающим, но найти рычаги для эффективного управления в государственном учреждении, улучшить качество и количество оказываемых услуг населению, реализовать главную идею новых систем оплаты труда - повышение интенсивности работы специалистов и их заинтересованности в конечном результате работы учреждения. Следует отметить, что концепция программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, предусматривает некоторые положения и условия, которые уже адаптированы и работают в отрасли социальной защиты Астраханской области. В качестве новой задачи обозначено внедрение "эффективного контракта" на основе разрабатываемых федеральным ведомством методических рекомендаций.

В части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и предоставления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера приняты Закон Астраханской области от 26.04.2013 N 14/2013-ОЗ "О порядке представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения Астраханской области, и руководителем государственного учреждения Астраханской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей", Постановление Правительства Астраханской области от 29.04.2013 N 143-П "О Положении о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Астраханской области, и лицами, замещающими должности руководителей государственных учреждений Астраханской области".

Согласно Постановлению министерства социального развития и труда Астраханской области от 28.11.2005 N 1 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Астраханской области" предусмотрен минимальный стандарт обеспеченности социальными работниками отделений социального обслуживания и социально-медицинского обслуживания на дому. Объем нагрузки социального работника отделения социального обслуживания на дому устанавливается с учетом суммы оценок возможности самостоятельного жизнеобеспечения граждан, находящихся на надомном социальном обслуживании, в баллах по установленным критериям (в городской местности - не менее 64 баллов, в сельской местности - не менее 40 баллов); общего количества оказываемых обслуживаемым гражданам услуг и установленной в соответствии с трудовым законодательством нормы рабочего времени. Объем нагрузки социальных работников специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому устанавливается с учетом общего количества оказываемых обслуживаемым гражданам услуг, установленной в соответствии с трудовым законодательством нормы рабочего времени, количества обслуживаемых граждан (в городской местности - не менее 5 человек, в сельской местности - не менее 3 человек).

2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания включает 182 здания и сооружения социального и хозяйственного назначения, в том числе 60 зданий с круглосуточным пребыванием людей. Большинство зданий учреждений социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 40-60 годов прошлого столетия в соответствии с действующими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В связи с этим имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам.

Расширению числа койко-мест и повышению уровня комфортности для обслуживаемых граждан будет способствовать передача в ведение министерства социального развития и труда Астраханской области освободившихся зданий учреждений здравоохранения в четырех муниципальных районах области. Запланированы строительство и реконструкция действующих объектов социального обслуживания населения. Указанные мероприятия приведут к увеличению коечной мощности на 300 койко-мест к 2018 году, и будет полностью удовлетворена потребность в стационарном социальном обслуживании в условиях домов-интернатов общего типа и психоневрологических интернатов.

Необходимость в увеличении количества мест в стационарных учреждениях социального обслуживания для взрослого населения и для детей-инвалидов в соответствии с социальными нормативами и нормами, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р, в области отсутствует.

Из 26 зданий семи учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов нуждаются в реконструкции 3 здания (11.5%).

2.4. В Астраханской области рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора практически не развит. Исключение составляет предоставление услуг социального такси областной общественной организацией детей-инвалидов и их родителей. Низкая покупательная способность не стимулирует участия потенциальных инвесторов на данном рынке услуг. Вместе с тем в регионе имеется практика привлечения благотворителей к разработке и внедрению новых социальных технологий и опыт добровольческого движения.

3. Целями "дорожной карты" являются:

совершенствование законодательства Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях консолидации финансовых ресурсов, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности руководителей учреждений в эффективности работы учреждений, работников - в повышении престижа профессии и качества предоставляемых услуг;

поэтапное увеличение заработной платы работников учреждений отрасли;

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»