Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2015 года N 412

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2015 - 2017 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 марта 2016 года на основании постановления Правительства УР от 30.03.2016 N 121.
____________________________________________________________________


В целях реализации на территории Удмуртской Республики Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу Удмуртской Республики по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 сентября 2014 года N 347 "Об утверждении Программы Удмуртской Республики по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2016 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ






Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 17 августа 2015 года N 412

ПРОГРАММА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2015 - 2017 ГОДЫ

1. Паспорт Программы Удмуртской Республики по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы

Наименование Программы

Программа Удмуртской Республики по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 - 2017 годы (далее - Программа)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

7 июля 2015 года

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган)

Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики

Цель Программы

Содействие социально-экономическому развитию Удмуртской Республики в части обеспечения потребности экономики республики в притоке трудовых ресурсов, повышение устойчивости системы расселения

Задачи Программы

Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Удмуртскую Республику для постоянного проживания;
создание условий для адаптации и интеграции участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг;
увеличение миграционного притока населения

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики;
Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию);
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Министерство национальной политики Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию)

Этапы и сроки реализации Программы

2015 - 2017 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 1106,0 тысячи рублей, из них:
2015 год - 221,2 тысячи рублей;
2016 год - 442,4 тысячи рублей;
2017 год - 442,4 тысячи рублей

Основные показатели эффективности Программы

Количество участников Программы и членов их семей, прибывших и зарегистрированных Управлением Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике на территории вселения, человек;
доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Программы, от общего числа поступивших заявлений, процентов;
доля участников Программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Программы и членов их семей, процентов;
охват трудоустройством участников Программы и членов их семей, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец отчетного года, процентов;
охват участников Программы и членов их семей, принявших участие в различных мероприятиях по социально-культурной адаптации и интеграции соотечественников, процентов

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы в 2015 - 2017 годах позволит оказать содействие добровольному переселению в республику 260 участникам Программы с учетом членов их семей (из расчета коэффициента семейственности равного 2,6):
в 2015 году - 52 человека (в том числе 20 участников Программы и 32 члена их семей);
в 2016 году - 104 человека (в том числе 40 участников Программы и 64 члена их семей);
в 2017 году - 104 человека (в том числе 40 участников Программы и 64 члена их семей)


2. Общая характеристика сферы реализации Программы


Настоящая Программа разработана с целью реализации на территории Удмуртской Республики Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Реализация Программы обусловлена необходимостью обеспечения экономики Удмуртской Республики рабочей силой и улучшения демографической ситуации в регионе.

Территорией вселения определена вся территория Удмуртской Республики. Описание территории вселения представлено в приложении 5 к Программе.

Текущее состояние и проблемы в сфере социально-экономического развития Удмуртской Республики


Демографическая ситуация в Удмуртской Республике характеризуется рядом неоднозначных тенденций.

В 2014 году впервые за последние 22 года наблюдался рост численности населения республики. По предварительным данным численность постоянного населения на 1 января 2015 года составила 1517294 человека, увеличившись за 2014 год на 244 человека.

В течение 2014 года в Удмуртской Республике родилось 22115 детей (за 2013 год - 22138 детей, в 2012 году - 23225 детей, в 2011 году - 21905 детей), умерло 19464 человека (за 2013 год - 19332 человека, в 2012 году - 19526 человек, в 2011 году - 20358 человек), естественный прирост составил 2651 человек (в 2013 году - 2806 человек, в 2012 году - 3699 человек, в 2011 году - 1547 человек). Очевидно, что при общей положительной демографической динамике, естественный прирост населения республики в последние годы имеет тенденцию к снижению.

Несмотря на позитивные итоги 2014 года общая ситуация с численностью постоянного населения республики, складывающаяся на протяжении ряда лет, демонстрирует устойчивый ее спад. В перспективе, в соответствии с итогами исследования Росстата, составившего прогноз численности населения России в разрезе регионов на период до 2031 года, численность населения Удмуртии также будет снижаться и к 2017 году составит 1510,9 тысячи человек, что на 0,4% ниже текущего уровня.

Сокращение произойдет в основном за счет населения трудоспособного возраста - мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, женщин от 16 до 54 лет.

Сокращение людей в трудоспособном возрасте ведет к возникновению следующих проблем:

1) сокращение трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал;

2) уменьшение объемов подготовки квалифицированных кадров в связи с ухудшением демографической ситуации;

3) "старение" рабочей силы;

4) дефицит квалифицированной рабочей силы.

Численность трудовых ресурсов республики в 2013 году составила 930,9 тысячи человек, снизившись в течение пяти лет на 5,8% или 57,3 тысячи человек, в том числе за счет увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста - с 4,6% до 6,5% или на 15,0 тысячи человек.

На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. По итогам миграции населения Приволжского федерального округа за 2014 год Удмуртская Республика входила в число регионов, закончивших год с миграционным оттоком. Наиболее интенсивный и активный обмен мигрантами Удмуртия осуществляет либо с ближайшими соседями, либо с ведущими экономически развитыми регионами России.

Для нового места жительства население республики выбирает в основном Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Наибольший отток населения Удмуртии происходит в Республику Татарстан, Пермский край, Московскую область, г. Москву, г. Санкт-Петербург. Такая тенденция сохраняется на протяжении последних 10 лет.

В 2014 году миграционный прирост населения в Удмуртской Республике составил (-) 2177 человек, при этом межрегиональная миграция (-) 3188 человек, международная (+) 1011 человек.

Международная миграция, состоящая из двух компонентов (со странами СНГ и другими зарубежными странами), имеет положительное сальдо в основном за счет мигрантов, прибывших из стран СНГ.

За 12 месяцев 2014 года на миграционный учет было поставлено 51338 иностранных граждан и лиц без гражданства, снято с миграционного учета - 41594. По состоянию на 31 декабря 2014 года на территории республики проживали на законных основаниях порядка 15 тысяч иностранных граждан, из них: по разрешениям на временное проживание (1684), по видам на жительство (1716), по действующим разрешительным документам на осуществление трудовой деятельности - 4743 (по разрешениям на работу - 2576, по патентам - 2167).

Внешняя трудовая миграция в основном имеет ротационный характер (предусматривает возвращение мигрантов на родину по окончании определенного срока). В сравнении с 2013 годом в Удмуртии привлечение иностранных работников сократилось на 6,7%. Количество трудовых мигрантов составляет 0,3% от общей численности трудоспособного населения, занятого в экономике (по России данный показатель составляет порядка 7%), что не оказывает существенного влияния на рынок труда. Но необходимо отметить, что 82% трудовых мигрантов заняты низкоквалифицированным трудом.

Все перечисленные факторы негативно влияют на рынок труда республики.

На сегодняшний день структура трудовых ресурсов в Удмуртии по своим параметрам не в полной мере соответствует современному этапу социально-экономического развития и стратегическим направлениям формирования экономики республики. На рынке труда сохраняется определенный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет, что приводит к росту структурной безработицы.

Удмуртская Республика является развитым индустриальным субъектом Приволжского федерального округа, в котором сформирован многоотраслевой промышленный комплекс, поэтому наибольшая доля занятых в республике приходится на сферу обрабатывающих производств (21,1%). Также большой удельный вес занимают сферы торговли (16,4%) и сельского хозяйства (11,3%). Вместе с тем анализ динамики занятых в соответствующих видах деятельности показывает, что за последние пять лет количество занятых в обрабатывающих производствах сократилось на 1,2%, или на 1,9 тысячи человек, в сельском хозяйстве - на 7,8%, или 7,2 тысячи человек. Несмотря на это, спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда увеличился. За 2014 год в органы занятости от работодателей поступили сведения о 73,3 тысячи имеющихся у них вакансий, это на 1,5% больше по сравнению с предыдущим годом.

Удмуртская Республика имеет самый низкий показатель уровня общей безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) среди субъектов Приволжского федерального округа. Общая численность безработных, рассчитываемая по методологии МОТ, в 2014 году сократилась на 34,0% по отношению к 2013 году (46,8 тысячи человек) и составила 30,9 тысячи человек, или 3,89% от численности экономически активного населения республики.

На начало 2015 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 8332 человека, это незначительно (на 2,2% или на 182 человека) больше по сравнению с началом прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2015 года составил 1,01% от экономически активного населения.

Коэффициент напряженности на рынке труда на начало 2015 года составил 0,6 единицы.

Несмотря на стабильную ситуацию на рынке труда Удмуртской Республики, по-прежнему сохраняются определенные трудности, связанные неравномерным распределением вакансий по профессионально-квалификационному и территориальному признакам:

1) на 1 января 2015 года число свободных рабочих мест составило 17,1 тысячи единиц, из них 76,8% - свободные рабочие места для замещения рабочих профессий. В то же время в числе безработных граждан только 61,6% имеют рабочие профессии;

2) коэффициент напряженности на рынке труда городов составляет от 0,3 до 1,4 единицы, в сельских районах - 2,7 единицы в среднем.

Структура профессий, наиболее востребованных на рынке труда, за последние годы не претерпела серьезных изменений. Такими же востребованными, как и раньше, остаются профессии продавца, тракториста, электромонтера, электрогазосварщика, станочника, повара, мастеров общестроительных и отделочных работ. Наблюдается нехватка младшего медицинского персонала, специалистов в сельском хозяйстве (агрономы, механизаторы, ветеринары), педагогов дошкольного образования, врачей.

Согласно прогнозу наибольшую потребность в кадрах будут испытывать следующие отрасли: обрабатывающие производства (20,5% от общего числа вакансий), строительство (15,4%), торговля и ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий (13,9%).

В профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу существенных изменений не произойдет. Большинство вакансий регистрируемого рынка труда (81,5%) будут предназначаться для граждан, имеющих рабочие профессии.

Среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными на рынке труда останутся профессиональные группы строителей (10,1% от общего числа вакансий для рабочих), водителей, машинистов, трактористов (7,5%), продавцов (6,6%), слесарей (5,7%).

Среди специалистов и служащих наибольшим спросом со стороны работодателей будут пользоваться врачи (6,4% от общего числа вакансий для специалистов), инженеры (5,9%), бухгалтеры (4,8%), экономисты (4,8%), техники, преподаватели, методисты, воспитатели, средний медицинский персонал (4,2% по каждой специальности).

Таким образом, основной проблемой на рынке труда будет не количественный недостаток заявленных вакансий, а профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

Оценка возможности трудоустройства участников Программы


Экономика Удмуртии имеет индустриально-сырьевую специализацию. Основой экономики республики является промышленность. Среди секторов наиболее развиты: добыча нефти и машиностроение, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений (ракеты, легкое стрелковое оружие).

На 1 января 2015 года число хозяйствующих субъектов всех видов деятельности (без индивидуальных предпринимателей) в Удмуртской Республике составило 38878 единиц. Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг; обрабатывающих производствах; строительстве; предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В республике насчитывается не менее 20,7 тысячи малых предприятий с численностью занятых 89,2 тысячи человек. Кроме того, работают 38 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и крестьянских (фермерских) хозяйств. Функционируют 188 средних предприятий, на которых трудятся 24 тысячи человек. В настоящее время каждый четвертый, занятый в экономике республики, работает в сфере малого и среднего предпринимательства.

В последние годы малый и средний бизнес республики вносит существенный вклад в обеспечение занятости и самозанятости населения, реализацию социальных программ, пополнение доходной части бюджетов.

Для создания условий развития эффективного рынка труда в республике действует государственная программа "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2015 года N 126, предусматривающая мероприятия по:

развитию механизмов взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, бизнеса и образования в области кадрового обеспечения экономики;

содействию трудоустройству граждан;

профессиональной ориентации безработных и ищущих работу граждан, нацеливающей на получение профессий (специальностей), востребованных на рынке труда;

содействию самозанятости безработных граждан.

В целях создания условий для развития малого и среднего бизнеса реализуется государственная программа "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 года N 161, включающая мероприятия по:

поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике;

предоставлению субсидий субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг.

В целях создания экономических и социальных условий, способствующих развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации реализуется государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, содержащая мероприятия по:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»