ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПРИКАЗ

от 12 ноября 2012 года N 34-нп


О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(с изменениями на 21 октября 2020 года)

(в ред. приказов Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2013 N 4-нп, от 17.03.2017 N 05-нп, от 21.10.2020 N 21-нп)




В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6.43.5 пункта 6.43 Положения о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2014 года N 458-п, приказываю:


(преамбула в ред. приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2020 N 21-нп)


1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение).


2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - начальника управления опеки и попечительства Немчинову Е.В.



И.о. директора
И.А.УВАРОВА



Приложение
к приказу Департамента
социального развития
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 12 ноября 2012 г. N 34-нп



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2020 N 21-нп)



Учебно-тематический план

N п/п

Разделы

Всего

Количество часов

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью)

8

1

7

1.1.

Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать подопечного ребенка <*>

1

1

0

1.2.

Мотивационный тренинг.

Родительские и профессиональные функции опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей (далее - замещающие родители, замещающая семья).

Психологическая готовность граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, и членов их семьи к приему подопечных детей в семью. Мотивация приема подопечных детей в семью.

Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей способности обеспечить потребности развития ребенка, родительских компетенций (психологическое обследование).

Профилактика отказов от детей в замещающих семьях

7

0

7

2.

Основы законодательства Российской Федерации о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

3

2

1

2.1.

Законодательство Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (социальные, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье <*>

0,5

0,5

0

2.2.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1,5

1

0,5

2.3.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Права, обязанности, ответственность замещающих родителей

1

0,5

0,5

3.

Взаимодействие замещающей семьи с заинтересованными органами и организациями по вопросам воспитания подопечных детей

2

1

1

3.1.

Взаимодействие замещающей семьи с биологической семьей ребенка, в том числе методики и технологии формирования их взаимоотношений.

Взаимодействие с органом опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями.

Доступная инфраструктура социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.

Роль специалистов в оказании помощи в период адаптации подопечного ребенка в семье

2

1

1

Промежуточная аттестация <1>

1

0

1

4.

Этапы развития ребенка

5

2

3

4.1.

Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию детей <*>

2

1

1

4.2.

Возрастные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3

1

2

5.

Представление о потребностях развития подопечного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению

9

3

6

5.1.

Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения

2

1

1

5.2.

Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

2

0

2

5.3.

Виды насилия над ребенком. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей

2

1

1

5.4.

Влияние социальной среды на поведение детей (интернет-зависимость, группы в социальных сетях, предупреждение вовлечения детей в экстремистские организации). Понятия "Экстремизм", "Религиозный экстремизм", "Терроризм" <*>

1

0

1

5.5.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

2

1

1

6.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

2

3

6.1.

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка?

2

1

1

6.2.

Влияние разлук и потерь на развитие ребенка. "И память сердца сохраняя". Что помнит ребенок о себе? <*>

3

1

2

7.

Адаптация подопечного ребенка и замещающей семьи

6

0

6

7.1.

Особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению подопечного ребенка.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

2

0

2

7.2.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

0

1

7.3.

Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды

2

0

2

7.4.

Родственная опека

1

0

1

8.

"Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

5

1

4

8.1.

Как разрешать сложные проблемы приема подопечных детей?

3

0

3

8.2.

Что такое конфликт? Методы разрешения конфликтов. Поощрение и наказание детей

2

1

1

9.

Особенности полового воспитания подопечного ребенка

2

1

1

9.1.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

0

9.2.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

0

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

5

1

4

10.1.

Моя семья (структура семьи)

1

0

1

10.2.

Отношения в семье

1

0

1

10.3.

Роль поддержки и критики в семье

1

1

0

10.4.

Нормы, правила, традиции семьи

1

0

1

10.5.

Стили семейного воспитания

1

0

1

11.

Специализированные модули по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

18

5

13

11.1.

подросткового возраста

6

1

5

11.2.

с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида

6

1

5

11.3.

братьев-сестер (сиблингов)

6

3

3

Промежуточная аттестация <2>

1

0

1

12.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

3

2

12.1.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним <*>

2

1

1

12.2.

Формирование здорового образа жизни. <*>

Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Возможные патологии развития детей

1

1

0

12.3.

Психические отклонения у детей

2

1

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью

5

2

3

13.1.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, выполнение домашних заданий.

Психологическое обследование граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

4

2

2

13.2.

Итоговая аттестация (собеседование, экзамен)

1

0

1

Всего

80

24

56

________________

* Подготовка граждан (в отношении указанных тем) может осуществляться как посредством очной, так и очно-заочной (дистанционной) формы.


<1>, <2> Форма проведения промежуточной аттестации вариативна (тест, контрольная работа, собеседование и т.д.).



Описание разделов программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью)



Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ


1.1. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать подопечного ребенка.


Знания и умения, необходимые гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в семью.


Задачи подготовки, в том числе касающиеся:


выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;


оказания помощи гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, братьев-сестер (сиблингов), в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании подопечного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания подопечного ребенка, ответственности замещающих родителей;


ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с причинами, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;


ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;


ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;


формирования у граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;


формирования у граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»