ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ДЕПСОЦРАЗВИТИЯ ЮГРЫ)

ПРИКАЗ

от 17 марта 2017 года N 05-нп


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 12 НОЯБРЯ 2012 ГОДА N 34-НП "О ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"


В целях совершенствования подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 января 2017 года N 12-1/10/П-13 по порядку предоставления услуг семьям, находящимся в социально опасном положении, реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства, пунктом 2.3 Протокола расширенного заседания рабочей группы при Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 2 февраля 2017 года по выявлению и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних по вопросу профилактики суицидов среди несовершеннолетних и выработке единого межведомственного подхода к решению указанной проблемы приказываю:

1. Внести изменение в приложение к приказу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2012 года N 34-нп "О программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", изложив в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора - начальника управления опеки и попечительства Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Е.В. Немчинову.

Директор Департамента
М.Г.КРАСКО





Приложение
к приказу Депсоцразвития Югры
от 12.11.2012 N 34-нп

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


 Учебно-тематический план

N п/п

Разделы

Всего

Количество часов

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители <*>

2

1

1

1.1.

Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка <*>

2

1

1

2.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

11

5

6

2.1.

Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (социальные, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье

3

1

2

2.2.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

1

1

2.3.

Формы устройства: усыновление, опека (попечительство), приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <*>

4

2

2

2.4.

Права, обязанности, ответственность опекунов и попечителей

2

1

1

3.

Взаимодействие приемной семьи с заинтересованными органами и организациями

5

1

4

3.1.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями, с биологической семьей ребенка

3

1

2

3.2.

Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом <*>

1

0

1

3.3.

Родительские и профессиональные функции приемной семьи <*>

1

0

1

Промежуточная аттестация <1>

1

0

1

4.

Этапы развития ребенка

6

2

4

4.1.

Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию ребенка. Особенности развития детей подросткового возраста <*>

3

1

2

4.2.

Возрастные особенности развития приемных детей

3

1

2

5.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорция развития ребенка

12

3

9

5.1.

Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения

2

1

1

5.2.

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи. Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

3

0

3

5.3.

Насилие над ребенком, виды насилия. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей

2

1

1

5.4.

Влияние социальной среды на поведение подростка (интернет-зависимость, группы в социальных сетях, вовлечение в экстремистские организации). Понятия "Экстремизм", "Религиозный экстремизм"

2

1

1

5.5.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

3

0

3

6.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

2

4

6.1.

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка

2

1

1

6.2.

"И память сердца сохраняя". Что помнит ребенок о себе <*>

1

0

1

6.3.

Влияние разлук и потерь на развитие ребенка

3

1

2

7.

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

11

2

9

7.1.

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка

2

0

2

7.2.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

1

0

1

7.3.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

0

1

7.4.

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

0

1

7.5.

Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды

2

0

2

7.6

Особенности межличностного взаимодействия кровных и приемных детей

2

1

1

7.7.

Родственная опека. Профилактика вторичных отказов от детей в замещающих семьях

2

1

1

8.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

6

1

5

8.1.

Когда приемный ребенок сводит вас с ума или "как разрешать сложные проблемы приема"

3

0

3

8.2.

Наказание и поощрение приемных детей

3

1

2

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

9.1.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

0

9.2.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

0

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

8

2

6

10.1.

Моя семья (структура семьи) <*>

1

0

1

10.2.

Отношения в семье

1

0

1

10.3.

Роль поддержки и критики в семье

1

1

0

10.4.

Нормы и правила семьи

1

0

1

10.5.

Стили семейного воспитания

1

0

1

10.6.

Психологическая готовность кандидатов в приемные родители и их членов семьи к приему детей на воспитание в семью

3

1

2

Промежуточная аттестация <2>

1

0

1

11.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

3

3

11.1.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним <*>

2

1

1

11.2.

Формирование здорового образа жизни <*>

1

1

0

11.3.

Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья

1

0

1

11.4.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка <*>

1

0

1

11.5

Возможные патологии развития детей

1

1

0

12.

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

3

1

2

12.1.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий

2

1

1

12.2.

Итоговая аттестация (экзамен)

1

0

1

Всего

80

24

56

________________

<*> Подготовка граждан (в отношении указанных тем) может осуществляться как посредством очной, так и очно-заочной (дистанционной) формы.

<1>, <2> Форма проведения промежуточной аттестации вариативна (тест, контрольная работа, собеседование и т.д.).

ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ


1.1. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка

Знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.

Задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Специфика проведения подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»