ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2015 года N 644

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ПЛАНА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 28.03.2016 N 282, от 25.09.2017 N 863)


В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Правительство области постановляет:

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.03.2016 N 282)

1. Утвердить План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Вологодской области.

2. Осуществить введение в действие Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Вологодской области.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 21 октября 2008 года N 2027 "Об утверждении Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Вологодской области".

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области
А.Н.ЛУЦЕНКО



Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 27 июля 2015 года N 644

ПЛАН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 28.03.2016 N 282, от 25.09.2017 N 863)


 I. Общая часть


 1. Цель и нормативно-правовая база разработки Плана


 1.1. Цель и задачи разработки Плана


Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621, п. 5, является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в установленные сроки, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 6 часов при разливе на почве, не более 4 часов - при разливе на водных объектах с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена состава формирований (подразделений), создаваемых предприятием, проводится непосредственно на рабочих местах.

Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЛЧС(Н), являются:

1. Обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий ее возникновения.

2. Определение достаточности планируемых мер на соответствующем уровне с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях.

3. Определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией.

4. Обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее - АСФ(Н), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций с учетом их дислокации.

5. Установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ(Н).

6. Составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н).

7. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н).

8. Планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).

9. Установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов.

10. Осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях.

В Плане учитывается максимальный объем возможного разлива нефтепродуктов, который определяется: стационарные объекты хранения нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения, автоцистерна - 100% объема в соответствии с постановлением Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года N 240).


1.2. Руководящие документы


План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов (ПЛРН) разработан на основании:

Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

постановления Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 года "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов";

постановления Правительства РФ N 240 от 15 апреля 2002 года "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";

постановления Правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 года "О единой государственной системе предупреждения чрезвычайных ситуаций";

приказа Госгортехнадзора России N 98 от 19 сентября 2000 года "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов";

приказа МЧС России N 621 от 28 декабря 2004 года "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";

приказа МПР РФ N 156 от 3 марта 2003 года "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации";

приказа МЧС РФ N 105 от 28 февраля 2003 года "Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения";

приказа МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";

постановления Правительства Вологодской области N 825 от 1 сентября 2003 года "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Вологодской области" с изменениями, внесенными постановлением N 997 от 12 сентября 2005 года.

Помимо вышеуказанных нормативно-правовых документов при разработке отдельных подразделов и пунктов Плана использовались распоряжения Губернатора Вологодской области; распоряжение КЧС и ПБ Вологодской области.


2. Основные характеристики организаций на территории области и прогнозируемых зон загрязнения в случае ЧС(Н)


 2.1. Готовность территориальной подсистемы РСЧС к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н)


Зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий). В пределах зоны действия Плана организация обязана обеспечить ЛРН независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в этой зоне, могут привлекаться к выполнению работ по ЛРН на договорной основе.

Зоной действия Плана Вологодской области являются зоны ответственности Планов более низких уровней. Сведения об их утверждении и введении в действие представлены в приложении 13. Всего введен в действие в установленном порядке 121 План ЛРН.

В пределах зоны действия Плана Вологодская область проводит мероприятия по обеспечению ликвидации разливов нефтепродуктов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов.

Зона действия Плана ЛРН Вологодской области приведена в приложении 1.

В пределах зоны действия Плана ЛРН организация-владелец обязана обеспечить ЛРН независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов (приказ МЧС России N 621). Готовность организаций Вологодской области к действиям по предупреждению и ликвидации последствий ЧС - постоянная.

Готовность Вологодской области к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) определяется:

- наличием Вологодской территориальной подсистемы РСЧС;

- наличием резерва материальных и финансовых ресурсов Правительства Вологодской области и муниципальных образований;

- наличием на территории Вологодской области профессиональных АСФ для ликвидации разливов на территориях и акваториях, достаточных для ликвидации разлива территориального уровня;

- наличием на территории Вологодской области нештатных АСФ(Н) для ликвидации разливов на территориях и акваториях в своих зонах ответственности;

- настоящим Планом.

Готовность Вологодской области к действиям по предупреждению и ликвидации последствий ЧС - постоянная.

Готовность к действиям по предупреждению и ЛЧС(Н) территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев ограниченно соответствует предъявляемым требованиям. Укомплектованность и обеспеченность АСФ(Н) организаций и звеньев РСЧС исправным снаряжением, оборудованием, спецтехникой и средствами ЛЧС(Н) составляют не менее 60% от норм, предусмотренных ПЛРН. Готовность органов управления и АСФ(Н) организаций постоянная.

Планы обеспечения постоянной готовности АСФ(Н) к борьбе с ЧС(Н) имеются в штатных профессиональных АСФ(Н), с которыми заключены договоры организаций. Их перечень приведен в приложении 3.


2.2. Перечень организаций на территории области и объектов, относящихся к ним, и их краткое описание


Перечень организаций, при возникновении на которых разлива нефти и нефтепродуктов чрезвычайной ситуации может быть присвоен уровень территориальный и выше, представлен в приложении 13.


2.2.1. Железнодорожный транспорт


Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории области - 771 км, из них электрифицированных - 401 км. По территории области проходят две наиболее крупные сквозные дороги: Москва - Архангельск и Санкт-Петербург - Екатеринбург.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляют Вологодское, Сольвычегорское, Буйское отделения Северной железной дороги; Волхостроевское отделение Октябрьской железной дороги; Кировское отделение Горьковской железной дороги.

Железнодорожные участки на всех направлениях двухпутные и электрифицированы. Общая протяженность железнодорожного пути Вологодского отделения дороги составляет около 610 км.

Участки Вологодского отделения СЖД, оборудованные автоблокировкой:

- Вологда - Коноша (Февральский) (протяженность - 173 км, пропускная способность - 105 пар в сутки);

- Вологда - Данилов (Скалино) (протяженность - 90 км, пропускная способность - 90 пар в сутки);

- Вологда - Буй (Паприха) (протяженность - 19 км, пропускная способность - 28 пар в сутки);

- Вологда - Череповец (Коноша) (протяженность - 131 км, пропускная способность - 83 пары в сутки).

Наиболее уязвимые места:

однопутный мостовой переход через реку Шексну на железнодорожном участке Вологда - Череповец;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»