ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года N 516-п

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 23.03.2015 N 122-п, от 23.05.2016 N 259-п)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Волгоградской области, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, Правительство Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей Волгоградской области на 2012 - 2017 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

И.о. вице-губернатора -
председателя Правительства
Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ


Утверждена
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 27 ноября 2012 года N 516-п

 СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

  (в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 23.03.2015 N 122-п, от 23.05.2016 N 259-п)  


1. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее именуется - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие документа на уровне региона - Стратегии действий в интересах детей Волгоградской области на 2012 - 2017 годы (далее именуется - Региональная стратегия).

Региональная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, в целях формирования комфортной и доброжелательной среды для жизни детей в Волгоградской области.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Волгоградской области стала реализация следующих целевых программ: ведомственной целевой программы "Развитие образования Волгоградской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной приказом Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 29 июня 2011 года N 929, долгосрочной областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Волгоградской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 679-п, областной программы "Профилактика отказов от новорожденных детей в Волгоградской области "Вместе с мамой" на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 12 июля 2010 года N 318-п, долгосрочной областной целевой программы "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области" на 2012 - 2014 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 438-п, долгосрочной областной целевой программы "Здоровое поколение" на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 22 июня 2009 года N 216-п "О долгосрочных областных целевых программах "Здоровое поколение" на 2009 - 2012 годы и "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2009 - 2012 годы", областной программы ранней профилактики семейного неблагополучия "Счастливое детство - в родной семье" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 12 июля 2010 года N 315-п, долгосрочной областной целевой программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08 ноября 2010 года N 537-п, долгосрочной областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 28 ноября 2011 года N 756-п, долгосрочной областной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание граждан" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 22 ноября 2010 года N 607-п, ведомственной целевой программы "Повышение качества государственных услуг, предоставляемых в системе социальной защиты населения Волгоградской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 20 июня 2011 года N 342, ведомственной целевой программы "Социальная поддержка семей и детей на территории Волгоградской области" на 2011 - 2012 годы", утвержденной приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 333, ведомственной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Волгоградской области" на 2015 год, утвержденной приказом комитета молодежной политики Волгоградской области от 03 апреля 2015 года N 84-ОД, государственной программы Волгоградской области "Социальная поддержка граждан" на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 09 декабря 2013 года N 705-п, государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 года N 767-п, государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 30 декабря 2013 года N 805-п, и других.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п, постановления Администрации Волгоградской области от 23.05.2016 N 259-п)

Созданы новые государственные и общественные институты. В соответствии с Законом Волгоградской области от 09 января 2007 года N 1403-ОД "Об уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области" создан институт уполномоченного по правам ребенка, в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 31 марта 2015 года N 272 "Об образовании координационного совета по реализации Стратегии действий в интересах детей Волгоградской области на 2012 - 2017 годы" образован координационный совет по реализации Стратегии действий в интересах детей Волгоградской области на 2012 - 2017 годы по вопросам реализации региональной политики в отношении семьи и детей, обеспечения гарантий государственной защиты прав и интересов детей.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 23.05.2016 N 259-п)

С 2014 года основными инструментами решения задач государственной политики в сфере детства стали государственная программа Волгоградской области "Комплексная региональная программа развития профессионального образования" на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 11 ноября 2013 года N 625-п, и государственная программа Волгоградской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 года N 668-п.

(абзац введен постановлением Администрации Волгоградской области от 23.05.2016 N 259-п)

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных организациях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Дети - наиболее незащищенная категория населения, особенно, когда речь идет о насилии и жестоком обращении, так как они не могут защитить себя физически и само их выживание зависит от взрослых. В связи с этим несовершеннолетние часто становятся жертвами физических и психологических воздействий, наносимых их личности и развитию.

Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании - почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения, особую озабоченность вызывает суицид и покушение на суицид со стороны несовершеннолетних. Для принятия экстренных профилактических мер, направленных на предотвращение суицидов, повышение эффективности индивидуальной работы с несовершеннолетними в общеобразовательных организациях, учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения принят план мероприятий по профилактике суицидов среди несовершеннолетних в Волгоградской области на 2011 - 2013 годы.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Таким образом, мы можем выделить следующие основные проблемы в сфере детства:

высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

нехватка мест в организациях дошкольного образования, недостаточный уровень качества дошкольного образования;

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

недостаточный уровень доступности качественного образования детям независимо от места проживания, состояния здоровья, социального положения;

социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

усиление рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей, в том числе через сеть Интернет.

Существующие проблемы в сфере детства требуют от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты и реализации следующих ключевых принципов Региональной стратегии:

1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Волгоградской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, чему должны предшествовать психолого-педагогическая и правовая подготовка кандидатов в приемные родители и подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в семью;

2) защита прав каждого ребенка. В Волгоградской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Волгоградской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

4) сбережение жизни и здоровья каждого ребенка. В Волгоградской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях, обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных детей;

5) внедрение эффективных технологий помощи, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, предоставление ей возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений и удовлетворение потребностей ребенка. В Волгоградской области должны создаваться условия для обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, а также осуществляться мероприятия и выплаты, направленные на повышение авторитета семьи, заботу о детстве, включая награждение почетными знаками Волгоградской области, медалью "Родительская слава" и так далее.

Во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

6) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей, обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями;

7) партнерство во имя ребенка. В интересах детей деятельность в сфере образования, социальной поддержки особых категорий детей должна опираться на технологии социального партнерства посредством привлечения общественных организаций, других партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода Администрации Волгоградской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 23.03.2015 N 122-п)

Реализацию Региональной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей, здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни, равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия, дети - участники реализации Региональной стратегии.

2. Семейная политика детствосбережения


В 2011 году в Волгоградской области число родившихся составило 29 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 420 человек.

Число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 6 лет с 495,5 тысячи в 2005 году до 464,7 тысячи в 2011 году.

Для многодетных и неполных семей, размер доходов которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Волгоградской области, характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. В 2011 году в Волгоградской области 1227 детей отобраны у родителей по решению суда о лишении их родительских прав, у 125 детей родители ограничены в родительских правах.

Фиксируются случаи жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. По данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, в 2011 году на территории Волгоградской области в отношении несовершеннолетних было совершено 1837 преступлений, что на 53,1 процента больше, чем в 2010 году. В структуре преступности рассматриваемой категории значительное место занимают преступления, предусмотренные главой 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее именуется - УК РФ), - преступления против семьи и несовершеннолетних. За 2011 год совершено 1069 таких преступлений, и они составили 58,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в отношении детей. Общее увеличение зарегистрированных в 2011 году уголовных преступлений в отношении детей произошло во многом за счет активной работы по привлечению к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов на содержание детей.

При этом в 2011 году на 17,9 процента уменьшилось количество преступлений, предусмотренных главой 16 УК РФ (преступления против жизни и здоровья). Около 10 процентов преступлений, совершенных в отношении детей, составляют преступления против половой неприкосновенности ребенка. По сравнению с 2010 годом произошло снижение преступлений данной категории на 42 процента.

Во всех общеобразовательных организациях Волгоградской области функционируют советы по профилактике (группы надзора), целью работы которых является выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и организация индивидуально-профилактической работы с детьми и родителями. Организована работа психологических служб по оказанию психологической и консультативной помощи родителям по проблемам взаимоотношений с детьми.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

В Волгоградской области наблюдается тенденция уменьшения доли детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (в 2008 году - 2,63 процента, или 12043 человека, в 2011 году - 2,08 процента, или 11093 человека). Ежегодно увеличивается доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (в 2008 году - 81 процент, или 9744 человека, в 2011 году - 89 процентов, или 9872 человека), соответственно сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 2299 человек, в 2011 году - 1620 человек).

Особое внимание уделяется развитию в Волгоградской области системы профессиональных служб по подготовке, обучению и сопровождению семей с детьми, оставшимися без попечения родителей. Сформирована сеть органов и организаций, уполномоченных проводить подготовку кандидатов в приемные родители. Для обеспечения удобства для граждан процесса прохождения подготовки кандидатов в приемные родители на территории 24 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области созданы школы приемных родителей. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства, образовательными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, оказывающими социальные услуги.

Основными задачами в области семейной политики детствосбережения являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»