ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2013 года N 296-ПП


О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике"

(с изменениями на 17 августа 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 N 146-ПП, от 16.09.2014 N 212-ПП, от 15.06.2015 N 120-ПП, от 07.08.2015 N 180-ПП, от 31.08.2015 N 203-ПП, от 27.11.2015 N 277-ПП, от 29.03.2016 N 42-ПП, от 15.12.2016 N 221-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 18.04.2017 N 66-ПП, от 23.06.2017 N 124-ПП, от 03.08.2017 N 141-ПП, от 09.08.2018 N 155-ПП, от 12.03.2019 N 34-ПП, от 19.09.2019 N 164-ПП, от 26.03.2020 N 56-ПП, от 17.08.2020 N 178-ПП)




В соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2017 г. N 745-рп Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:


(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП, от 26.03.2020 N 56-ПП)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - государственная программа).


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)


2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства на реализацию мероприятий государственной программы при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы.


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.06.2015 N 120-ПП)


3. Установить, что объемы финансирования мероприятий указанной государственной программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кунижева М.А.


(п. 4 в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 N 56-ПП)



Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
К.ХРАМОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 11 ноября 2013 г. N 296-ПП



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"


(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 N 146-ПП, от 16.09.2014 N 212-ПП, от 15.06.2015 N 120-ПП, от 07.08.2015 N 180-ПП, от 31.08.2015 N 203-ПП, от 27.11.2015 N 277-ПП, от 29.03.2016 N 42-ПП, от 15.12.2016 N 221-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 18.04.2017 N 66-ПП, от 23.06.2017 N 124-ПП, от 03.08.2017 N 141-ПП, от 09.08.2018 N 155-ПП, от 12.03.2019 N 34-ПП, от 19.09.2019 N 164-ПП, от 26.03.2020 N 56-ПП, от 17.08.2020 N 178-ПП)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2014 N 146-ПП, от 29.03.2016 N 42-ПП, от 15.12.2016 N 221-ПП, от 18.04.2017 N 66-ПП, от 23.06.2017 N 124-ПП, от 09.08.2018 N 155-ПП, от 12.03.2019 N 34-ПП, от 26.03.2020 N 56-ПП)

Координатор государственной программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 N 56-ПП)

Исполнители государственной программы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 N 56-ПП)

Подпрограммы государственной программы

"Развитие общественного транспорта";

"Дорожное хозяйство";

"Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасная республика";

"Надзор в сфере транспорта";

"Повышение безопасности дорожного движения";

"Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте";

"Перевод автомобильного транспорта на использование газомоторного топлива";

"Развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" в Кабардино-Балкарской Республике";

"Железнодорожный транспорт"

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 N 56-ПП)

Цели государственной программы

целью государственной программы является:

создание в Кабардино-Балкарской Республике устойчиво функционирующей транспортной системы, обеспечивающей доступность для всех слоев населения единой системы общественного транспорта на основе формирования в республике рынка услуг, регулируемого в интересах общества и хозяйствующих субъектов;

сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 28,8 процента по сравнению с 2012 годом;

повышение качества жизни населения и переход Кабардино-Балкарской Республики на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создание условий для повышения энергетической эффективности экономики и бюджетной сферы республики

(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.06.2015 N 120-ПП)

Задачи государственной программы

задачами государственной программы являются:

создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

повышение культуры вождения;

развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку;

формирование рынка услуг общественного транспорта;

содействие в совершенствовании тарифной политики;

создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом в Кабардино-Балкарской Республике;

совершенствование инфраструктуры общественного транспорта;

повышение уровня безопасности на общественном транспорте;

снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду;

улучшение кадрового обеспечения транспортных предприятий;

совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития общественного транспорта;

совершенствование контрольно-надзорных функций;

обеспечение безопасности дорожного движения;

совершенствование развития сети автомобильных дорог;

создание республиканского навигационно-информационного центра Кабардино-Балкарской Республики (далее - РНИЦ КБР) с единой многофункциональной навигационной платформой;

создание в Кабардино-Балкарской Республике на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС системы высокоточного позиционирования;

внедрение новых технологий с целью автоматизированного управления процессами, влияющими на безопасность жизнедеятельности населения республики, защиту жизни и здоровья граждан, сохранность материальных ценностей, безопасность дорожного движения; повышение эффективности управления нарядами всех подразделений полиции;

ежегодная минимизация ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;

создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет повышения энергетической эффективности;

реализация требований федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в том числе проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;

обучение и развитие кадрового потенциала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Кабардино-Балкарской Республике;

внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2014 N 212-ПП, от 15.06.2015 N 120-ПП)

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

увеличение количества маршрутов;

уменьшение количества срывов рейсов на регулярных маршрутах перевозки пассажиров транспортом общего пользования, подчиняющихся расписанию, до 30 процентов;

доведение среднего возраста пассажирского транспорта общего пользования до 5 лет;

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики - 80 процентов;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного) Кабардино-Балкарской Республики - 29,1 процента;

увеличение протяженности всех путей сообщения на 21 км;

увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.);

доведение в городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;

снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;

снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с сопутствующими дорожными условиями, на автомобильных дорогах регионального значения с 70 до 11;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта на 3 процента;

сокращение количества зарегистрированных нарушений Правил дорожного движения общественным транспортом на 7,7 процента;

снижение числа раненых на транспорте на 7,7 процента;

снижение числа раненых на транспорте с участием детей в возрасте до 16 лет на 7,7 процента;

снижение числа погибших на транспорте на 7 процентов;

снижение числа погибших на транспорте с участием детей в возрасте до 16 лет на 5 человек;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий на 7 процентов;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет на 7,7 процента;

сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 28,8 процента;

сокращение числа детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 28,6 процента;

сокращение социального риска (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения) на 31,2 процента;

сокращение транспортного риска (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств) на 36,5 процента;

доля автотранспортных средств, используемых при осуществлении перевозок пассажиров на территории Кабардино-Балкарской Республики и оснащенных навигационно-связным оборудованием, - до 100 процентов;

снижение количества пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не менее чем на 5 процентов ежегодно;

снижение количества погибших и пострадавших при пожарах не менее чем на 5 процентов ежегодно;

снижение количества происшествий на водных объектах не менее чем на 5 процентов ежегодно;

количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется по Кабардино-Балкарской Республике;

количество общественного транспорта, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации, в отношении которого проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2019 N 164-ПП)

Этапы и сроки реализации государственной программы

срок реализации государственной программы - 7 лет (с 2014 по 2020 год), в том числе:

I этап - 2014 - 2015 годы;

II этап - 2016 - 2020 годы

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2019 N 164-ПП)

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

общий объем финансовых средств на реализацию мероприятий государственной программы за счет всех источников составит 17809209,2 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 1372406,7 тыс. рублей;

2015 год - 2746938,0 тыс. рублей;

2016 год - 2569015,7 тыс. рублей;

2017 год - 2233616,8 тыс. рублей;

2018 год - 2083890,3 тыс. рублей;

2019 год - 3457155,0 тыс. рублей;

2020 год - 3346186,9 тыс. рублей;

из них за счет средств:

федерального бюджета:

2014 год - 131038,7 тыс. рублей;

2015 год - 451315,0 тыс. рублей;

2016 год - 316161,4 тыс. рублей;

2017 год - 166797,1 тыс. рублей;

2018 год - 17694,2 тыс. рублей;

2019 год - 602510,5 тыс. рублей;

2020 год - 432000,0 тыс. рублей;

республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики:

2014 год - 12396118,0 тыс. рублей;

2015 год - 1897273,0 тыс. рублей;

2016 год - 2082884,1 тыс. рублей;

2017 год - 1666819,7 тыс. рублей;

2018 год - 1891196,1 тыс. рублей;

2019 год - 2554644,5 тыс. рублей;

2020 год - 2914186,9 тыс. рублей;

местных бюджетов:

2014 год - 1750,0 тыс. рублей;

2015 год - 3350,0 тыс. рублей;

2016 - 2020 годы - средства не предусмотрены;

внебюджетных источников:

2014 год - средства не предусмотрены;

2015 год - 395000,0 тыс. рублей;

2016 год - 170000,0 тыс. рублей;

2017 год - 400000,0 тыс. рублей;

2018 год - 175000,0 тыс. рублей

2019 год - 300000,0 тыс. рублей;

2020 год - средства не предусмотрены

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.03.2020 N 56-ПП)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

рост конкурентоспособности предприятий общественного транспорта;

повышение эффективности управления общественным транспортом;

увеличение количества перевозимых пассажиров;

повышение качества и безопасности транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики;

сокращение транспортных издержек отраслевых предприятий;

обеспечение защищенности населения в транспортной системе;

улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, что, в свою очередь, приведет к снижению количества дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий, а также повышению комфортности передвижения транспортных средств;

повышение технических характеристик автомобильных дорог, которые, в свою очередь, позволят увеличить нагрузки на ось транспортных средств и, соответственно, объем грузоперевозок;

переход на нормативные сроки ремонта и капитального ремонта дорожной сети, ликвидацию основных очагов дорожно-транспортных происшествий;

повышение эффективности организаций, работающих на рынке дорожных работ;

создание конкурентной среды на рынке дорожных работ, в том числе за счет привлечения предприятий малого бизнеса;

снижение процента износа основных фондов предприятий отрасли через привлечение высокопроизводительной техники и оборудования;

увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней от дорожных подрядных организаций за счет увеличения объемов дорожных работ;

снижение негативного влияния общественного транспорта на окружающую среду;

строительство железнодорожной линии ст. Солдатская - г. Тырныауз (95 км);

строительство аэропортового комплекса (г. Нальчик);

строительство двух новых автовокзалов в северном и южном направлениях на въездах в г. Нальчик;

сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий, в том числе детской смертности, к 2020 году на 61 человек (28,8 процента) по сравнению с 2012 годом;

сокращение социального риска к 2020 году на 31,2 процента по сравнению с 2012 годом;

сокращение транспортного риска к 2020 году на 36,5 процента по сравнению с 2012 годом;

снижение уровня дорожно-транспортного травматизма в России до уровня развитых стран;

увеличение количества и обновление парка троллейбусов в г.о. Нальчик;

создание единой навигационно-информационной системы (далее - РНИС КБР);

создание регионального навигационно-информационного центра Кабардино-Балкарской Республики;

создание навигационно-информационных систем мониторинга транспортного комплекса КБР;

создание информационно-навигационной системы обеспечения автомобильных маршрутов по транспортному коридору "Север - Юг";

энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие техники, работающей на газомоторном топливе, в дорожном хозяйстве и сфере транспорта в Кабардино-Балкарской Республике;

повышение уровня готовности сил и средств Кабардино-Балкарской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проявлений терроризма;

повышение уровня подготовки населения в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций;

повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике и работников государственного казенного учреждения "Кабардино-Балкарская противопожарно-спасательная служба";

повышение уровня оснащения оборудованием и инструментом для проведения аварийно-спасательных работ;

снижение энергоемкости производства дорожных работ и транспортных перевозок не менее чем на 20 процентов;

снижение потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении не менее чем на 20 процентов

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2019 N 164-ПП)


________________


<1> С последующим возможным уточнением указанных объемов в соответствии с бюджетным законодательством.



I. Характеристика состояния транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.06.2015 N 120-ПП)



Состояние и развитие транспортной системы имеют для Кабардино-Балкарской Республики большое значение. Транспорт наряду с другими отраслями экономики обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей.


В первое десятилетие экономических реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Созданы основы правовой базы в сфере транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, в целом создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности.


Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития - достаточным.


Важнейшей составной частью транспортной системы Кабардино-Балкарской Республики являются автомобильные дороги. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между регионами и населенными пунктами республики, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.


Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, общественный транспорт должен перейти в качественно новое состояние, обеспечивающее доступность и высокое качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами.


Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций и ценовой доступности услуг общественного транспорта, имеющих социальную значимость.



1.1. Характеристика состояния системы общественного транспорта в Кабардино-Балкарской Республике


В настоящее время полномочия по организации транспортного обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством осуществляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и местными администрациями муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.


(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.08.2018 N 155-ПП, от 26.03.2020 N 56-ПП)


Существующая транспортная система и благоприятное экономико-географическое положение Кабардино-Балкарии обусловливают высокий потенциал для дальнейшего развития транспортных услуг в республике.


Транспортная система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортная сеть, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей.


Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения, а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой.


Транспортная сеть Кабардино-Балкарской Республики - общая сеть путей сообщения. Транспортные сети характеризуются длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими показателями.


Для каждого региона характерна определенная специфика в деятельности и развитии транспортной системы, обусловленная демографической ситуацией, географическим положением, уровнем развития и специализацией региональной экономики.


Транспортная система Кабардино-Балкарской Республики подразделяется на основные составляющие, такие как общественный транспорт (автомобильный транспорт, городской электрический транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт), связь и безопасность на общественном транспорте, дорожное хозяйство. В анализе состояния развития, выявлении потребностей и в методах определения путей решения проблем каждое направление требует взвешенного подхода для перспективного и совершенного развития транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике.



1.1.2. Общественный транспорт


Развитие рынка перевозок пассажиров предполагает совершенствование структуры и качества управления транспортными процессами. В то же время в ходе реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения местные администрации муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики испытывают трудности в нормативном, организационном и кадровом обеспечении данной работы, что не позволяет им оптимально планировать расходы местных бюджетов на указанные цели.


Одной из основных проблем наземного транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике продолжает оставаться недостаточный темп обновления парка подвижного состава. В условиях отсутствия в большинстве муниципальных образований перспективных планов развития инфраструктурные ограничения усиливают проблемы развития транспорта. Степень износа автовокзалов и автостанций в республике в среднем составляет более 80 процентов, инфраструктура городского электрического транспорта нуждается в срочной реконструкции. В городских округах с относительно развитой маршрутной сетью отсутствуют или недостаточно развиты системы организации и координации движения пассажирского транспорта.


Состояние общественного транспорта в Кабардино-Балкарской Республике требует перехода на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям инновационной экономики, повышения качества, доступности и безопасности предоставления транспортных услуг населению.


Все актуальней становится проблема обеспечения охраны окружающей среды от вредного воздействия выхлопов транспортных средств, в том числе общественного транспорта. Необходимо тщательно проработать вопрос перехода общественных транспортных средств на газомоторные, гибридные и электрические двигатели. Так как внедрение транспортных средств на экологически чистом топливе связано со значительными финансовыми затратами, зачастую предприятия, осуществляющие перевозки, не готовы к переходу к альтернативным двигателям на используемых транспортных средствах. На сегодня наблюдается самовольное переоборудование маршрутных транспортных средств с внедрением кустарно произведенных систем газового оборудования. Для решения экологических вопросов необходима государственная поддержка, стимулирующая автотранспортные предприятия для перехода на экологические двигатели в виде субсидий. Также необходим контроль предприятий, осуществляющих установку таких систем на общественном транспорте.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»